Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Гончар Татьяна Анатольевна

 

     Урок русского языка в 7 классе по теме: «Знаки препинания при деепричастном обороте» - это урок-практикум в условиях реализации ФГОС, на котором  учащиеся не только закрепляют  правило  пунктуационного оформления деепричастного оборота, усваивают постановку знаков препинания перед союзом «И» в предложениях с однородными деепричастными оборотами, с однородными членами и в сложных предложениях; повторяют фразеологизмы, в состав которых входят деепричастные обороты, но и  работают над нравственными понятиями: доброта, сострадание, сочувствие, радость, понимание, забота. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знаки препинания при деепричастном обороте

Урок русского языка (практикум) в 7 классе.

Продолжительность урока 45 минут.

Цели урока:

  1. организовать деятельность учащихся по закреплению умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
  2. содействовать развитию у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.
  3. создать условия для работы над понятием «доброта».

Эпиграф: Сотворение доброго – это всегда труд.

Комментарий к уроку:

Урок – практикум проводится после урока «Деепричастный оборот», дает возможность закрепить правило  пунктуационного оформления деепричастного оборота, а также усвоить постановку знаков препинания перед союзом «И» в предложениях с однородными деепричастными оборотами, с однородными членами и в сложных предложениях; повторить фразеологизмы, в состав которых входят деепричастные обороты, а также усвоить, что деепричастные обороты – фразеологизмы не обособляются.

На уроке используются проектор, дидактический материал, учебник под редакцией В.В.Бабайцевой «Теория», справочные материалы, карты самоконтроля учащихся, сигнальные карточки, аудиосистема.

Технологическая карта урока.

                           

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

1 этап. Мотивация, проблематизация,  целеполагание.(5 мин)

Через проблемную ситуацию смотивировать учащихся на формулировку темы, постановку цели и задач  урока.

Читает  стихотворение, предлагает вопросы по его содержанию, по постановке знаков препинания, создает проблемную ситуацию, мотивирует учащихся на работу по теме, организует деятельность учащихся по самоконтролю, предлагает критерии оценивания работы.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему (учебную и нравственную), цель и задачи урока, определяют способ самоконтроля.

2 этап. Актуализация опорных знаний.

Нравственная микротема «Радость,  понимание»

(8 мин)

Дать возможность учащимся выяснить наличие базовой подготовки по данной теме, определить степень усвоения знаний и умений по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте», ликвидировать имеющиеся пробелы и  спланировать свою дальнейшую деятельность.

Предлагает выполнить тестовую работу из 6 заданий, оформить карту самоконтроля,  определить степень усвоения знаний и умений по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте», выполнить работу над ошибками в парах, осуществить самопроверку или взаимопроверку (в зависимости от вида работы), выбрать уровень выполнения дальнейших заданий.

Выполняют и проверяют тестовую работу, определяют степень усвоения знаний и умений по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте, выполняют в парах разноуровневую работу над ошибками, осуществляют самопроверку или взаимопроверку (в зависимости от вида работы), оформляют карту самоконтроля, выбирают уровень выполнения дальнейших заданий. Определяют и визуализируют нравственную микротему предложений задания.

3 этап. Работа с предложениями, осложненными однородными и неоднородными деепричастными оборотами, однородными сказуемыми. Нравственная микротема «Сочувствие, сострадание, защита» (9 мин)

Мотивировать учащихся, организовать деятельность учащихся по отработке навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными деепричастными оборотами, с однородными сказуемыми.

Создает проблемную ситуацию, предлагает схемы предложений для анализа, дифференцированные задания

Анализируют проблемную ситуацию, выбирают и выполняют дифференцированные задания на закрепление навыка постановки знаков препинания в трудных случаях, осуществляют само- или  взаимопроверку работы (форму выбирают по желанию), оформляют карту самоконтроля.

Определяют и визуализируют нравственную микротему предложений задания.

4 этап. Работа с фразеологизмами.  Нравственная микротема «Простота»

(8 мин)

Мотивировать учащихся, организовать деятельность учащихся по употреблению фразеологических оборотов и закреплению пунктуационных навыков.

Создает проблемную ситуацию, предлагает дифференцированные задания, позволяющие повторить фразеологизмы, в состав которых входят деепричастные обороты, а также усвоить, что деепричастные обороты – фразеологизмы не обособляются, дает инструкции по формам и способам выполнения заданий, организует деятельность учащихся по проверке и оценке работы.

Анализируют проблемную ситуацию, выбирают и выполняют интересное для себя задание, осуществляют самопроверку, озвучивают правильные варианты, объясняют орфограммы. Оформляют карту самоконтроля. Определяют и визуализируют нравственную микротему предложений задания.

5 этап. Работа над предупреждением речевых и грамматических ошибок. Нравственная микротема «Забота»

(10 мин)

Организовать деятельность учащихся по предупреждению речевых и грамматических ошибок, способствовать подготовке учащихся  к  употреблению конструкций с деепричастным оборотом в собственной речи.

Предлагает проанализировать предложения с речевыми и грамматическими ошибками,

выполнить по группам дифференцированные задания, позволяющие избежать речевых и грамматических ошибок, связанных с употреблением деепричастного оборота.

Анализируют предложения с речевыми и грамматическими ошибками, находят варианты исправления, организуются в группы, выполняют задания, зачитывают исправленные предложения. Оформляют карту самоконтроля. Определяют и визуализируют нравственную микротему предложений задания.

6 этап. Рефлексия и домашнее задание. (5 мин)

Помочь учащимся проанализировать работу на уроке, подвести итоги деятельности, определить  эмоциональное состояние, выбрать вариант домашнего задания.

Предлагает учащимся проанализировать работу на уроке, подвести итоги деятельности.

Читает стихотворение, беседует с учащимися  об идее стихотворения, предлагает найти связь с эпиграфом урока. Помогает учащимся выбрать домашнее задание, предлагает определить  эмоциональное состояние, включает аудиозапись песни.

Анализируют свою работу на уроке, подводят итоги деятельности.

Слушают стихотворение, определяют идею, находят связь с эпиграфом, выбирают домашнее задание, обмениваются впечатлениями.

Ход урока

1 этап. Мотивация, проблематизация,  целеполагание.

-Учитель читает стихотворение, которое написано на доске:

Хочу быть добрым человеком.

Остановлюсь дыханье затаив.

Страдая, мучаясь и ссорясь,

И ненавидя, полюбив,

Жалея, что-то понимая

И всех прощая, только не себя,

Печаль кому-то сотворяя,

Живу… Неужто я…

-Почему в стихотворении так много запятых? (Стихотворение насыщено осложняющими компонентами: деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, однородными членами предложения)

-Почему во втором предложении стихотворения отсутствует запятая при наличии деепричастия? (дыханье затаив - фразеологический оборот)

-Какова тема урока? (Знаки препинания при  деепричастном обороте.) Запись темы в тетрадь.

-Какова цель урока? (Закрепить умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом)

-Какие задания нужно выполнить, чтобы научиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом? (Учащиеся называют виды упражнений: повторить теоретический материал, расставить знаки препинания в простых и сложных предложениях, составить свои предложения, отредактировать предложения)

-А как можно отследить свои успехи? (По карте самоконтроля. См. приложение 1)

-Можно ли назвать лирического героя стихотворения добрым? Аргументируйте.

-А что, по-вашему, значит «быть добрым человеком»?

-Определите нравственную тему урока. (Доброта).

Учитель обращает внимание детей на эпиграф: «Как соотносится эпиграф с темой урока?» (Деепричастие обозначает причастность к действию, добавочное действие. Мир наполнен добротой. И люди причастны к делу сотворения добра)

Учитель прикрепляет к доске круг желтого цвета с надписью: «Быть добрым человеком – значит жить…».

-К концу урока у этого солнышка появятся лучики с продолжением фразы.

2 этап.   Актуализация опорных знаний.

 -Какая работа поможет повторить теоретический материал и выяснить наличие базовой подготовки по данной теме? (Тест) Тест напечатан на листочках, выдается каждому. Задание: обвести кружочком правильный ответ. Время выполнения работы – 3 минуты.

Тест.

1.Что такое деепричастный оборот? (1 балл)

  1.  Деепричастие с зависимыми словами
  2.  Глагол с деепричастием
  3. Одиночное деепричастие

2. Какие слова в деепричастном обороте являются зависимыми? (1 балл)

  1. К которым задается вопрос от деепричастия
  2. К которым задается вопрос от глагола-сказуемого
  3. От которых задается вопрос к деепричастию
  4. От которых задается вопрос к глаголу-сказуемому

3.Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? (1 балл)

  1. В начале предложения
  2. В середине предложения
  3. В конце предложения
  4. В любом положении.

4.Если деепричастный оборот стоит в середине предложения, сколькими запятыми выделяется? (1 балл)

  1. Одной
  2. Двумя

5.Всегда ли деепричастный оборот выделяется запятыми? (1 балл)

  1. Да
  2. Нет

6.В каких предложениях  правильно расставлены знаки препинания? (3 балла)

  1. Добро сотворяя, себя веселишь.
  2. Люди, творя добро, живут без печали.
  3. Делая добро, об оплате не помышляй

        

Учащиеся проверяют тест по записи на доске, оформляют карту самоконтроля (заносят количество баллов за правильные ответы, отмечают знаками уровень усвоения материала), выбирают уровень выполнения дальнейшего задания. (Критерии: за тест максимально 8 баллов; 8 баллов – высокий уровень, 7 баллов – средний, 6 и менее – низкий уровень).

-Какое продолжение фразы на солнышке вы предлагаете записать? (Быть добрым человеком – значит жить, радуясь.)

Учитель предлагает выполнить работу над ошибками в парах. Выполнив работу одного  уровня, учащиеся могут перейти на другой. Выполнив 3 задание, учащиеся работают в качестве консультантов.

1 задание: повторите теорию, пользуясь справочным материалом, графически объясните знаки препинания в предложениях теста  по алгоритму (см. Приложение 2)

2 задание: повторите теорию, исправьте ошибки в постановке знаков препинания.

Понимая другого, человека учишься понимать себя.

Поставив себя на место товарища поймешь его чувства.

Мы учась понимать поступки близких, учимся доброте.

3 задание: составьте 3 предложения на тему доброты.

Проверка 1и 2 задания – по проектору, 3 задание – взаимопроверка, для всего класса предложения читаются вслух по желанию.

--Какое продолжение фразы на солнышке вы предлагаете записать? (Быть добрым человеком – значит жить, понимая другого.)

3 этап. Работа с предложениями, осложненными однородными и неоднородными деепричастными оборотами, однородными сказуемыми. 

–Почему в строчках стихотворения, записанного на доске,  «Жалея, что-то понимая И всех прощая, только не себя»  деепричастные обороты  выделяются запятой только с одной стороны? (Это однородные деепричастные обороты, связанные союзом «И».)

- А что изменится, если опустить союз «И»? Аргументируйте. (Надо поставить запятую между деепричастными оборотами как между однородными членами)

-Расставьте знаки препинания в схемах.

  1. [ -, /_._._/ и /_._._/, =]
  2. [ -  =, /_._._/, и, /_._._/, =]
  3. [ -  = и, /_._._/, =]

Сравните свой вариант с правильным. Какие умения хотите отработать? 

- Учитель предлагает выполнить дифференцированные задания на закрепления навыка постановки знаков препинания в трудных случаях. Дети сами выбирают задание по степени сложности. 

1 группа: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните деепричастные обороты, укажите их границы. Составьте схемы предложений. Предупреждение: в каждом предложении содержится два однородных деепричастных оборота.

  1. Понимая  переживания другого человека и сочувствуя ему, мы ст…новимся человечнее.
  2. Человек сочувствует другому, п…няв боль его души и страдая вместе с ним.
  3. Наше сочувствие, уменьшая горе и обл…гчая чужие страдания, делает нас добрее.

2 группа: Вставьте пропущенные буквы. Соотнесите схемы и предложения, расставьте знаки препинания, выполняя графическую  работу.

  1. [ -, /_._._/ и /_._._/, =]
  2. [ -  =, /_._._/, и, /_._._/, =]
  3. [ -  = и, /_._._/, =]

1. Каждый из нас предст…вляя себя на месте другого человека и страдая вместе с ним учится доброте.

2. Мы можем понять друг друга говоря на языке добра и прин…мая чужую боль стать человечнее.

3.Исти(нн, н)о добрый человек  защитит слабого и  не задумываясь о выгоде для себя поможет ему.

3 группа: Вставьте пропущенные буквы. Расставьте  знаки препинания в тексте. Какие осложняющие компоненты присутствуют в тексте?

Определите тему и основную мысль текста. 

Прощение одна из основ жизни доброго человека. Память упорствует показывая пальцем на непроще…ого должника вызывая чувство обиды в вас.  Вы начинаете делать сравнения и забывая свои проступки выносите обидчика на суд вашей собстве…ой натуры.

Почему же следует прощать обиды? Не прощая другого за нанесе…ые вам обиды вы не можете простить себя за такие же поступки и сердце ваше постепе…о ожесточается.

Не реагируя на обиды отвечая пониманием сожалением о содея…ом человек трудится сотворяя добро в своей душе.

Научитесь не задумываясь надолго прощая всех творить добро.

Проверка. 1,2 группа – по проектору, 3 группа – по листу самопроверки. Оформление карты самоконтроля.

Критерии. 1 группа: Подчеркните деепричастные обороты  (1 балл), укажите их границы (1 балл) Составьте схемы предложений (1 балл).

2 группа: Соотнесите схемы и предложения (1 балл), расставьте знаки препинания (1 балл), выполняя графическую  работу (1 балл).

3 группа: Расставьте  знаки препинания в тексте (1 балл). Какие осложняющие компоненты присутствуют в тексте? (1 балл) Определите тему и основную мысль текста (1 балл).

Для всех: вставьте пропущенные буквы (нет ошибок – прибавьте 1 балл, есть хоть 1 ошибка – снимите 1 балл).

--Какое продолжение фразы на солнышке вы предлагаете записать?

(Быть добрым человеком – значит жить, сочувствуя другому, защищая и прощая его)

4 этап. Работа с фразеологизмами.

Учитель обращает внимание учащихся на стихотворение, написанное на доске.  

-Каким одним наречием можно заменить выражение  «дыханье затаив», употребленное в стихотворении? (Внезапно, напряженно)

-Как вы думаете, почему фразеологические обороты с деепричастиями не выделяются запятыми? (Соотносятся с наречием)

 -Зачем нужно знать значение фразеологизмов? (Чтобы понимать сказанное, написанное,  правильно употреблять в речи, правильно употреблять знаки препинания в предложениях с фразеологическим оборотом)

Учитель предлагает дифференцированные задания, позволяющие повторить фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия, а также усвоить, что деепричастные обороты – фразеологизмы не обособляются. Дети выбирают задание по желанию.

1 группа: Вставьте подходящие по смыслу фразеологические обороты (значение дано в справке), раскройте скобки.  Помните: фразеологические обороты запятыми не выделяются.

Иногда друзья уходят от нас …  .

Признайся в дурном поступке … .

… протяни руку помощи другу.

(Справка. (Не) солоно хлебавши - то есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Положа руку на сердце - совершенно искренне, чистосердечно, откровенно.

(Не) мудрствуя лукаво - долго или много не раздумывая)

2 группа:  Замените выделенную часть предложения фразеологическим оборотом, расставьте  знаки  препинания, если это необходимо; раскройте скобки.  

Очень он переживал за друга.

Усердно помогай другим.

Бездушный человек смотрит на горе другого, бездействует. 

(Для справки: (не) находя себе места, (не) покладая рук, сложа руки)

3 группа: Переведите негативные выражения в позитивные, заменяя фразеологический оборот антонимичным, раскройте скобки.  

Ничто (не) мешает сидеть сложа руки.  (Ничто не мешает работать не покладая рук).

Работать спустя рукава (не)интересно. (Работать засучив рукава интересно.)

Идти домой повесив нос. (Идти домой воспрянув духом.)

Проверка. Учитель предлагает самопроверку по выбранным заданиям. Озвучиваются правильные варианты, объясняется орфография. Оформляются карты самоконтроля.

Критерии. За каждое правильно записанное предложение – 1 балл. Если скобки раскрыты правильно, добавить 1 балл, если есть хотя бы 1 ошибка, вычесть 1 балл.

--Какое продолжение фразы на солнышке вы предлагаете записать? (Быть добрым человеком – значит жить не мудрствуя лукаво)

5 этап. Работа над предупреждением речевых и грамматических ошибок.

Учитель демонстрирует через проектор предложения и предлагает их сравнить.

-Какие речевые и грамматические ошибки видите? Как можно исправить? Во время беседы поочередно открывается исправленный вариант предложения.

1. Мы заботимся о другом человеке. Мы поднимаемся по ступеням добра. (Заботясь о другом человеке, мы поднимаемся по ступеням добра)

2. Добро, которое заполняет наше сердце, похоже на солнце, которое светит для всех. (Добро, заполняя наше сердце, похоже на солнце, которое светит для всех).

3. Совершая добрые поступки, мне становится радостно. (Когда я совершаю добрые поступки, мне становится радостно)

Учитель предлагает выполнить дифференцированные задания, позволяющие избежать речевых и грамматических ошибок, связанных с употреблением деепричастного оборота, по группам. Для формирования группы ученики поднимают карточки с цветом выбранного задания.

1 задание: Из двух простых предложений составьте одно с деепричастным оборотом.

1.Забота скрепляет отношения между людьми. Забота скрепляет семью, односельчан, жителей одного города, одной страны.

2.Забота объединяет людей. Забота крепит память о прошлом и направляет в будущее.

3.Недобрый человек не любит никого. Недобрый человек не заботится ни о ком.

2 задание: Замените придаточное предложение деепричастным оборотом, устраните повтор.

1.Человек, который живет только для себя и который заботится о собственном благополучии, не оставляет и следа, выпадает из памяти.

2.Человек, который хочет быть добрым, который стремится ходить путями добра, не задумывается о словах благодарности в свой адрес.

3.Человек, который дарит нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни, сотворяет добро, которое не может быть забыто.

3 задание: Устраните ошибки в предложениях с деепричастным оборотом. Составьте СПП.

1. Помогая другому, у меня поднимается настроение.

2. Боль наполняет мое сердце, жалея другого.

3.Жалея друга, мне захотелось ему помочь.

Проверка. Представитель группы зачитывает исправленные предложения. Оформление карты самоконтроля.

Критерии: за каждое правильно записанное предложение – 1 балл.

 --Какое продолжение фразы на солнышке вы предлагаете записать? (Быть добрым человеком – значит жить, заботясь о других)

6 этап. Рефлексия и домашнее задание. 

Подведение итогов урока. Подсчет баллов в карте самоконтроля. Выставление отметок.

-Проанализируйте  свою деятельность на уроке по карте самоконтроля и выскажите свое мнение. Что получилось? Над чем нужно поработать?

Учитель читает стихотворение.

 

ЧУЖОЕ ГОРЕ

Чужое горе постучалось

В мое веселое окно.

Я за окошко подал жалость —

Осталось горе все равно.

Забросив срочную работу,

На гостя позднего сердит,

Я протянул ему заботу

А горе вновь в глаза глядит.

Спеша покончить со свиданьем,

Уже вздыхая тяжело,

Ему я отдал состраданье –

А горе все же не ушло.

Стою и я, а сердце, споря

С рассудком, мечется в груди.

Ну чем еще поможешь горю?!

И я сказал ему:

— Входи! (Е. Нефедов.)

-Как вы понимаете последнюю строку стихотворения? (Главное для человека, нуждающегося в нашей доброте,- это реальная помощь, то есть действие).

Учитель обращает внимание на  эпиграф, зачитанный в начале урока, и прикрепляет  свой лучик к солнцу на доске: «Быть добрым человеком – значит жить, творя добро». Учитель предлагает домашнее задание на выбор:

1.Расскажите о случае проявления доброты (повествование)

2.Напишите рассуждение «Какие формы принимает добро?»

3. Напишите  стихотворение о добре.

Звучит песня «Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук».

Автор текста (слов): Энтин Ю. 

Композитор (музыка): Минков М. 

Учащиеся прикрепляют к доске смайлик с изображением своего настроения.

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,
А если с другом худо - не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
А если с другом худо - не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь - не детская игра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Список литературы

1.Т.Т.Астаева. Дидактический материал к урокам развития речи. Сыктывкар, коми книжное издательство, 1995 г.

2.Тесты к школьному курсу: Русский язык. 7 класс: Справочное пособие. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999 г.

3.М.Бройде. Русский язык в упражнениях и играх.  М.: Рольф, 2001г.

Приложение 1. Карта самоконтроля учащегося.

Фамилия

Задания

1

2

3

Комментарий

(«умею» +

«сомневаюсь» ?

«не умею» -)

Тест

Работа над ошибками

Работа с предложениями, осложненными однородными и неоднородными деепричастными оборотами, однородными сказуемыми.

Работа с фразеологизмами.

Работа над предупреждением речевых и грамматических ошибок.

Общий балл, оценка.

«5»: 20-22 балла

«4»: 16-19 баллов

«3»: 11-15 баллов

«2»: 10 и менее баллов

Приложение 2.   Алгоритм.

  1. Выделите грамматическую основу предложения.
  2. Найдите деепричастие.
  3. Поставьте вопросы от деепричастия к зависимым словам.
  4. Определите границы деепричастного оборота.
  5. Выделите деепричастный оборот запятыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...