Методическая разработка урока по русскому языку на конкурс «Интерактивный учитель»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Урок – обобщение по русскому языку в 9 классе «Сложные предложения» по программе В.В.Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs_interaktivnyy_uchitel.docx1007.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красномаяковская основная общеобразовательная школа»

 Ковровского района

Методическая разработка урока по русскому языку

на конкурс

«Интерактивный учитель»

Урок разработала:

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории,

Маслова Елена Николаевна.

2014г.

Урок – обобщение по русскому языку в 9 классе

 «Сложные предложения» по программе В.В.Бабайцевой.

Цели урока:

Личностные: Продолжать работу по формированию у учащихся устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: Способствовать развитию логического мышления через совершенствования операций сопоставления, анализа и обобщения.

Предметные: Завершить формирование системы знаний о сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи, продолжить формирование умения использовать данный тип предложений в собственной языковой практике учащихся.

Оборудование урока: интерактивная доска, предложения из разных текстов литературных произведений, карточки.

Образовательные задачи этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Используемые функции программного обеспечения

  1. Организационный момент.

Настроить учащихся на работу

Приветствие

Здоровается с учениками

Приветствуют учителя

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний.

Обеспечение мотивации учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Декламирование стихотворения учителем «Русское слово» автор Маслова Е.Н.

2.Работа на интерактивной доске: установление соответствий в сетке заданий.

Создаёт проблемную ситуацию. Организует работу на интерактивной доске в ходе решения поставленной проблемы.

Просит сформулировать тему урока.

Слушают, выполняют задания на интерактивной доске: в ходе фронтальной беседы устанавливают соответствия.

Формулируют тему урока и определяют учебные задачи.

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать необходимую информацию.

http://learningapps.org/display?v=p2axmkjuc01

  1. Систематизация знаний.

Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому выводу (обобщению), обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

1.Работа в группах: каждой группе раздаются карточки с набором слов (как самостоятельных, так и служебных), с помощью которых они составляют предложения и записывают их в тетрадях. Схемы предложений чертят на интерактивной доске и характеризуют их.

2. Работа с текстом на интерактивной доске

1.Организует работу в группах.

2.Организует работу с текстом на интерактивной доске.

1.Участвуют в групповой работе по составлению предложений. Работают на интерактивной доске: чертят схемы предложений и характеризуют их.

2.Читают, характеризуют предложения, выбирают правильный вариант ответа.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать  и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

1.SMART Notebook

2.Уроки  русского языка Кирилла и Мефодия для учащихся 8 – 9 классов (диск).

  1. Подведение итогов урока с использованием интерактивного теста.

Выявить уровень усвоения материала.

Работа с тестом на интерактивной доске.

Организует работу учащихся с тестом.

Работают с заданиями теста.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: обработка информации, осознанное чтение и выбор правильного ответа.

Уроки  русского языка Кирилла и Мефодия для учащихся 8 – 9 классов (диск).

  1. Рефлексия

Способствовать формированию рефлексивных умений, развивать способность к самооценке.

Образовательная, организационная и личностная рефлексия.

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

Принимают участие в рефлексии.

Коммуникативные: 

С достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

  1. . Домашнее задание.

Создать условия необходимые для успешного выполнения домашнего задания

Вариативное домашнее задание:

  1. Охарактеризовать предложение и составить его схему.
  2. Комплексный анализ с текстом.

Оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки, проводит инструктаж по выполнению дом. задания.

Записывают дом. задание, участвуют в обсуждении вопросов, связанных с выполнением дом. задания.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную деятельность

Ход урока:

  1. Учитель читает стихотворение:

«РУССКОЕ СЛОВО!»

Твёрдое, меткое, русское слово!

В мире людей пробуждаешь сердца.

Ты заставляешь поверить нас снова

В силу и мощь своего языка.

Веками земля наша процветала.

Когда побеждали, страна ликовала.

Словом мы души людей согревали.

Верили, ждали… и вспоминали.

Доброе, нежное, русское слово!

Столько любви в тебе и волшебства.

Ты исцеляешь от боли и злого,

Даруешь нам жизнь.

Тебе благодарны за это сполна!

В книгах найдёте бесценный подарок:

Кладезь величия и красоты.

Взять ты всё сможешь себе просто даром.

Взамен получаешь богатство души.

Прошу вас, читайте и изучайте

Наш русский, великий, могучий язык.

Знаний глубины все с ним постигайте:

Вы – будущее нашей страны!

Твёрдое, меткое, русское слово!

В мире людей пробуждаешь сердца.

Ты заставляешь поверить нас снова

В силу и мощь РУССКОГО ЯЗЫКА!


  1. Ребята, речь сегодня пойдёт не просто о слове. Мы попробуем заглянуть с вами в самые глубины синтаксиса. А прежде, чем  сформулировать тему урока, вы должны выполнить задание на интерактивной доске.
  2. Сейчас вы поработаете конструкторами: у каждой группы на столе лежат конверты, в которых вы найдёте набор слов (как самостоятельных, так и служебных). Ваша задача: составить предложения, расставить знаки препинания и начертить  схемы.

1 группа: 

Тема контрольной работы должна быть изменена, так как класс ещё не усвоил эту тему. (СПП с придаточным причины, средством связи в котором является подчинительный союз «так как»).

2 группа: 

Нас предупредили заранее: остановок в пути не предвидится. (СБП, в котором второе предложение дополняет содержание первого.

Вместо двоеточия можно поставить подчинительный изъяснительный союз «что»).

3 группа:

Сегодня обещали ужасную погоду с дождём и туманом, завтра тоже погода будет неважной. (ССП, так как обе части равноправны друг другу; средство связи – сочинительный соединительный союз «тоже»).

  1. Итак, ребята, сейчас нам предстоит поработать с текстом: каждый из вас должен определить структуру предложения, его вид и средство связи. (Работа на интерактивной доске с диском «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия»). ПРИЛОЖЕНИЕ
  2. В течение урока мы с вами повторили все виды сложных предложений, а теперь я предлагаю вам выполнить тест, который поможет  оценить ваши знания и выявить пробелы. (Работа на интерактивной доске с диском «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия»). ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Рефлексия. Составление СИНКВЕЙНА по теме урока:

Предложение

Простое и сложное

Заставляет задуматься, расширяет, развивает

Делает нашу речь богаче

Русский язык.

  1. Домашнее задание:

1 вариант д.з.:

На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Зачинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась операция. 

(Комбинированное сложное предложение с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью).

[…, (когда… ), ═], но [═, (что…)]:[ ═ ─].

2 вариант д.з.:

Когда научиш..ся читать следы диких зверей и птиц говорили мне старые охотники многое узна..шь из их жизни и сам станешь настоящим охотником. Я изучал следы но многое было (не) понятно. Лишь  постепен..о (не) понятное становилось ясным. Когда я дог..дался что в пр..роде попусту (н..) чего (н..) делает..ся тогда я понял что в жизни все рас..читано и всему что делает..ся свойствен..ы свои, особенные следы. Причем очень часто следы разных зверей и птиц если они к..саются одного жизнен..ого назначения бывают одинаковыми потому что способы сохр..нения и продолжения жизни у многих живых существ то (же) одинаковые.  Как только начинаешь читать следы какого (нибудь) одного существа гл..дишь а ты уже разб..раеш..ся в жизни сотен и тысяч других существ будь то звери птицы или даже р. .стения.

Когда научишься читать следы диких зверей и птиц, говорили мне старые охотники, многое узнаешь из их жизни и сам станешь настоящим охотником. Я изучал следы, но многое было непонятно. Лишь  постепенно непонятное становилось ясным. Когда я догадался, что в природе попусту ничего не делается, тогда я понял, что в жизни все рассчитано и всему, что делается, свойственны свои, особенные следы.  Причем очень часто следы разных зверей и птиц, если они касаются одного жизненного назначения, бывают одинаковыми, потому что способы сохранения и продолжения жизни у многих живых существ тоже одинаковые. Как только начинаешь читать следы какого - нибудь одного существа, глядишь, а ты уже разбираешься в жизни сотен и тысяч других существ: будь то звери, птицы или даже растения.

  1.  Докажите, что это текст.
  2. Тема текста
  3.  Основная мысль текста
  4. Расставьте недостающие знаки  препинания. Вставьте,  где нужно,  пропущенные буквы.
  5.  Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне, объясните условие выбора данной орфограммы.
  6. Произведите фонетический разбор слова след.
  7. Подберите к первому предложению синтаксический синоним.
  8. Выпишите из текста выделенные предложения и сделайте их синтаксический разбор.
  9. Составьте схему четвертого предложения .

Пояснительная записка.

     Урок русского языка  в 9 классе по теме «Сложные предложения» разработан для  общеобразовательного класса  с детьми с разным уровнем подготовки. Обучение  в классе ведётся по УМК В.В. Бабайцевой. На всех этапах урока велась работа по формированию УУД и основных компетенций учащихся, также обращалось внимание на подготовку к ГИА. Этапы урока, на мой взгляд, взаимосвязаны и логически последовательны. Чередуются формы работы с точки зрения их сложности, используются разноуровневые учебные задания: исследовательская деятельность, проблемные ситуации, индивидуальная работа, групповая работа.

      Целью урока предполагалось обобщить и систематизировать материал по теме  «Сложные предложения», совершенствовать практические навыки, помочь учащимся усвоить грамматико-стилистическую норму  употребления сложных предложений в речи; продолжать работу по формированию у учащихся устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию.

      Таким образом, все этапы урока способствовали самостоятельному поиску знаний, развитию логического мышления и речи. В результате учащиеся повторили теорию  о сложных предложениях и тренировались правильно ставить знаки препинания в них, а также  работа с тестом и возможностью самостоятельной проверки в электронном варианте сделала контроль знаний по теме урока эффективным,  вызвала интерес учащихся, сэкономила время.

       В целом урок развивает, воспитывает ИКТ культуру учащихся, которые продемонстрировали практические навыки: составление предложений указанной структуры по схемам, определение структурных особенностей сложного предложения и вычерчивание схем предложений.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо моему учителю"

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса   "Письмо моему учителю"...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Методические разработки уроков немецкого языка для 10 класса учителя немецкого языка

Методические разработки уроков немецкого языка для 10 класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...