Главные вкладки

    Обобщающий урок по русскому языку на тему "Наречие" с использованием здоровьесберегающей технологии по ФГОС
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Очур Чодураа Кинишкоповна

    Урок ппредставлен в форме технологической карты с применением здоровьесберегающей технологии на основе компетентного подхода, направленного на достижение метапредметных и предметных целей обучения согласно требованиям ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие  технологии

    Задача учителя о здоровье детей- задача первостепенной важности, в том числе и на уроках русского языка, ведь здоровье- это не просто отсутствие болезней, а состояние физического и психического благополучия человека.

              Цель описываемой технологии обеспечение возможности сохранения здоровья школьника за период обучения. Задача данной технологии – обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение прежде всего психического здоровья учащихся и достигается через :

    1) учет особенностей класса, использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

    2) создание условий для самовыражения учащихся;

    3) инициацию разнообразных видов деятельности. Данное обучение приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации учебной деятельности, приросту учебных достижений.

    Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

    Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

    Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

    Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.

    Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

    Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

    На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

    Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

    Учителю необходимо помнить, что рациональная  организация  урока- самая важная составляющая здоровьесберегающей работы. Основными гигиеническими критериями рациональной организации урока нужно считать психологический климат, создание ситуации успеха, смену видов деятельности учащихся, чередование методов и приемов обучения, эмоциональные разрядки, рациональное использование современных информационных технологий.

    Структурными элементами таких уроков выступают:

    -приветствие

    - опрос самочувствия

    - релаксация

    - оздоровительные упражнения

    - рефлексия.

    Обобщающий урок по теме «Наречие» с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий

    Технологическая карта урока

    Тема

    Обобщающий урок «Наречие»  (7 класс)

    Педагогические цели

    Способствовать организации деятельности учащихся по обобщению теоретических знаний по теме «Наречие» в условиях комфортной образовательной среды.

     Содействовать развитию умений правильного написания наречий, употребления их в речи, отличия наречия от других частей речи.

    Способствовать формированию культуры речи, созданию комфортного психологического климата для обеспечения возможности сохранения здоровья учащихся.

    Тип

    Комплексное применение знаний и способов деятельности

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные:

    Базовый уровень – находят наречия в предложении; орфографически правильно их пишут; правильно употребляют в речи;

    Продуктивный уровень – умеют составлять предложения с наречиями; выполняют тестовые задания;

    Личностные: проявляет положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.

    Метапредметные:

    Познавательные  - общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; строят речевые высказывания; логические; совершенствует мыслительные операции;

    Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль;

    Коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в диадах; работать в одной команде;

    Основное содержание темы, понятия и термины:

    Наречие, его морфологические признаки, отличие наречий от других частей речи, член предложения, которым является наречие.

    Образовательные ресурсы:

    1. Учебник «Русский язык. 7 класс» Ашурова.
    2.  Презентация «Наречие»
    3. Презентация «Цветотерапия»

    Оборудование:

    Компьютер, проектор

    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Формы методы, методические приемы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Форма контроля

    Осуществляемые действия

    Формируемые умения

    1 Организация начала урока, целевая установка

    Форма – фронтальная; метод - беседа

    Поясняет, что урок пройдет в рамках мастер-класса, где необходимо показать, какие элементы здоровьесберегающих технологий применяем.

    - С каким настроением вы начинаете урок? Перед вами три изображения облачка разных цветов. Поднимите белое, если настроение нейтральное; зеленое – если вы настроены на каникулы, а не на работу; оранжевое – если вы готовы работать. Вопросы, направленные на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

    Вопросы:

    -Над какой темой работали?

    -Что нового узнали?

    -Зачем изучать наречие?

    -Где можем встретиться с этой частью речи?

    -Прочитайте тему сегодняшнего урока. Обозначьте самостоятельно учебную задачу урока .

    Определяют эмоциональную и психологическую готовность к уроку.

    Внимательно слушают, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных ЗУН по изучаемой теме, делают выводы.

    Исходя из темы, определяют учебные задачи урока.

    Осуществляют навыки самоорганизации.

    Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения, формулируют, принимают учебные задачи.

    2

    Обобщение и систематизация знаний

    Форма – фронтальная; метод – ситуация -  неожиданность.

    Раздается стук в дверь.заходит ученик, испольнающий роль Наречия.

    - Люди добрые! Сам-то я не местный. Помогите! Узнали вы меня? Вот жизнь; всегда приходится отвечать на вопросы. А знаете, на какие? Назовите. Ребята, почему вы перестали  употреблять меня в речи? А ведь со мной речь яркая, выразительная! Ребята, верните меня в свою речь!

    -Поможем наречию? Тем более, что и корень в этом слове какой?

    -Что мы знаем о наречии как о части речи?

    - Внимание! Работа в парах! На выполнение задания отводится одна минута.

    - Первый вариант рассказывает второму об общем значении наречия и его синтаксической роли.

    - Второй вариант первому – о морфологических признаках наречие.

    Отвечают на вопросы.

    -Речь.

    Работает в диадах. Комментируют выполнение учебных задач.

    Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее достижения.

    Форма – коллективная, метод – хоровой ответ.

    - Обобщим знания с помощью алгоритма (работа со слайдом презентации).

    Вопросы:

     - Наречие  - это самостоятельная или служебная часть речи?

     - С какими частями речи сочетается?

     - Каким членом предложения чаще всего является?

    - На какие вопросы отвечает?

     - Это  изменяемая часть речи?

    Делают выводы и обобщения.

    Форма – индивидуальная; метод – творческая перекличка.

    Работа со слайдом презентации «Новый Год».

    Задание:

    Вставить в данный текст нужные по смыслу наречия и записать наречия в тетрадь, графически обозначив орфограммы.

    Вставляют нужные по смыслу наречия, графически обозначают орфограммы.

    Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения.

    Индивидуальная: выполняют творческие задания.

    Форма – фронтальная; метод – практическое упражнение.

    Физкультминутка.

    Цветотерапия

    - Наши глаза устали. Давайте сделаем паузу и с помощью приема цветотерапии полечим их!

    Сегодня мы увидим цвета радуги. Какие же? Кто знает ключ к разгадке? «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»?

    _ и так постараемся расслабить мышцы тела, но при это не роняем позвоночник, а держим спину ровно. И теперь все вместе перенесемся в удивительный мир цветов красок и звуков. (Презентация «Цвоетотерпия»  с наречными оценками» вслух; здорово, хорошо, великолпно и т.п.) .

    - мы порадовали глаза и продолжаем уже на просто знакомиться с наречием , а узнавать его среди других частей речи.

    Выполняют упражнения для глаз, следуя инструкции учителя.

    Смотрят презентацию и вслух дают эмоциональную оценку увиденного с помощью наречий.

    Фронтальная: в процессе просмотра презентации называют соответствующие их эмоциональному состоянию наречия.

    3

    Контроль и самоконтроль.

    Форма – групповая работа, метод – практический.

    - Внимание: работа в группах. (Презентация №3 «Знакомьтесь, наречие»). Задание командам:

    1. Придумать название команды, связанное с наречием;

    2. Приготовить для ответов на вопросы теста «а»,  «б», «в», «г» (т.е. один из вариантов ответа);

    3. Подумать над вопросами теста, обсудить их в команде и поднять трафарет с правильным вариантом ответа.

    Ставят столы для работы в группах.

    Выполняют творческие и тестовые задание.

    Работать в команде.

    Групповая, выполняют тестовые задания.

    Физкультминутка.

    Один из учеников получил перспективное индивидуальное домашнее задание: «насытить» текст зарядки с наречиями; встаньте ровно, высоко поднимите руки и.п.

    Формулирует задание: записать по памяти наречия, которые употребил ученик во время зарядки.

    - С какими наречиями вас ассоциируется слово «здоровье»?

    Внимание: ассоциативная цепочка (хорошо, прекрасно, классно, здорова, замечательно, великолепно и.д..

    Ученик проводит физкультминутку с использованием наречий, учащиеся повторяют движения.

    Выписывают по памяти наречия.

    Называют слова, с которым  ассоциируется слово «здоровье».

    Индивидуальное, выполняют упражнения физкультминутки.

    Фронтальная: составляют ассоциативную цепочку к слову «здоровье».

    4

    Итог урока. Рефлексия деятельности.

    Форма – индивидуальная; метод – практическое упражнение.

    - В школе часто проводится традиционные недели здоровья. В связи с этим мне хотелось бы познакомить вас с «10 ЗОЛОТЫМИ ПРАВИЛАМИ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ». Ваша задача: не просто громко выразительно читать правила, но по ходу чтения называть наречия, которые вы видите в правилах, и дополнять своими.   – Какую роль, по-вашему, играют в этих рекомендациях  наречия?

    - Мы желаем всем здоровья и дарим «10 ЗОЛОТЫМИ ПРАВИЛАМИ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ».пусть они помогут всем оставаться  здоровыми и жизнерадостными.

    - Проведем рефлексия урока. В начале урока вы поднимали одно из трех по цвету «облачко», соответствующих вашему настроению.

    - «Облако» какого цвета вы готовы поднять сейчас? Почему?

    - Кто из вас готов взять наречия в друзья и отныне использовать его в своей речи, поднимите руки.

    Домашнее задание: составить акростих по слову наречие.

    Называют наречия. Дополняют своими наречиями на «листах обратной связи».

    Отвечают на вопрос.

    Оценивают свою деятельность на уроке.

    Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно, следуя инструкции учителя.

    Осуществляют рефлексорно -оценочные  действия.

    Индивидуальная: читают предложения, находят и называют наречия.

    Проводят самоанализ учебной деятельности.

    Сценарий урока.

    2. Обобщение и систематизация знаний, работа со слайдом презентации «Новый год».

    Задание: вставить в текст нужные по смыслу наречия и записать  наречия  в тетрадь.

    ________Новый год! ___________л…тит время. Еще________мы и (не) думали о праз…нике. А теперь _________г…товимся к новому году. Нужно успеть_______много. Поэтому мы ________б…ремся за дело. Если взят?ся______, то все получит?ся!

    Ответ: Скоро новый год! Быстро летит время. Еще недавно мы и не думали о празднике. А теперь дружно готовимся к новому году. Нужно успеть очень много. Поэтому мы охотно беремся за дело. Если взяться дружно, то все получится.

    3.Контроль и самоконтроль.

    Тест по теме «Наречие».

    1. Выбери и подчеркни верное утверждение

    А. Наречие – служебная часть речи.

    Б. Наречие  - изменяемая часть речи.

    В. Наречие  - неизменяемая часть речи.

    2. Выбери и подчеркни утверждение, с которым  можно согласиться.

                  А. Наречие обозначает предмет.

                 Б. Наречие обозначает признак действия.

                 В. Наречие обозначает признак предмета по действию.

    3. Подчеркни утверждения, с которым можно  согласиться.

              А. Наречия отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?

              Б. Наречие отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав?

              В. Наречие отвечает на вопросы: Как? Когда? Где? Зачем?

    4. Выбери и подчеркни что характерно для наречия.

         А. Наречие не изменяется.

         Б. Наречие изменяется по лицам, родам, числам.

         В. Наречие изменяется по лицам.

    5. Выбери и подчеркни те слова, которые являются наречиемя.

        А. Сегодня.

        Б. Играющий.

        В. Очень красиво.

        Г. Прыгая.

    Ответы: 1- в, 2-в, 3-в, 4 – а, 5- а,в.

    1. Итог урока. Рефлексия деятельности. «10 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ».
    1. Точно соблюдайте режим дня!
    2. Правильно питайтесь!
    3. Больше двигайтесь!
    4. Спите в хорошо проветриваемой комнате!
    5. Чаще бывайте на свежем воздухе!
    6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
    7. Гоните прочь уныние и хандру!
    8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.
    9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.
    10. Всегда желайте себе и окружающим добра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект обобщающего урока по русскому языку в 7 классе на тему "Союз"

    На уроке рассмотрены трудные случаи написания союзов и омонимичных частей речи...

    Конспект урока информатики в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий

    Конспект урока информатики в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Методическая разработка содержит конспект урока и мультимедийную презентацию....

    Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Причастие".

    Данный урок содержит материал по повторению и обобщению основных понятий о причастии.  Важными  элементами урока является характеристика причастия  по плану, что вырабатывает у учащихся...

    Обобщающий урок по русскому языку в 8 классе по теме "Простое предложение"

    Урок по теме: «Синтаксический разбор простого предложения»Цели: повторить основные способы связи слов в словосочетании и предложении;формировать умение производить синтаксический разбор простого...

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"...

    Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"

    Цель:  раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...