русский язык
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему

Буркало Марина Анатольевна

олимпиадные задания для школьного уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку  ( школьный этап )  7 класс   2010 – 2011 уч.год

                                                           

1 задание – за каждый правильный ответ – 0,5 балла, максимум – 6 баллов.

Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

        2 задание -  за каждый правильный ответ – 0,5 балла, всего – 5 баллов.

        Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы.

Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, непр…одолимый страх, национальные пр…оритеты, искать пр…станища, непр…хотливое животное, пр…зреть сироту, камень пр…ткновения, знаки пр…пинания, пр…зумпция невиновности.

         3 задание – за правильный ответ – 2 балла.

        Сколько  в русском языке слов, состоящих всего из одной буквы?  Какими частями речи они являются?

  4 задание – за правильный ответ -0,5 балла, всего 3 балла.

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

Люк, ожог, киль, араб, лёд, краб.

5 задание – за правильный ответ – 2 балла.

Какие из перечисленных прилагательных образованы от существительных с помощью суффикса –н-(ый)?

Нужный, грозный,конечный, сорный, точный, тесный, нежный, скверный, мрачный, темный.

 6 задание – за правильный ответ – 2 балла.

В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?

Тертый калач – стреляный воробей, два сапога пара – одного поля ягоды, ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга, сесть на мель – сесть в калошу, что есть духу – во все лопатки.

        7 задание – максимальное количество – 10 баллов. Задание оценивается по следующим критериям: логичность, последовательност, аргументированность, стройность, выразительность.

         Напишите сочинение – миниатюру « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»              

                                                                                                                                                                                      Максимум – 30 баллов. (28-30 б. -1 место, 24 – 27 б. – 2 место, 20 – 23б. – 3 место

Ответы  школьного этапа олимпиады по русскому языку, 7 класс, 2010 – 2011 уч.год

1 задание.

ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога.

      2 задание.

НепрИтязательный вкус, прЕбывать за границей, непрЕодолимый страх, национальные прИоритеты, искать прИстанища, непрИхотливое животное, прЕзреть сироту, камень прЕткновения, знаки прЕпинания, прЕзумпция невиновности.

      3 задание.

Одно местоимение – Я;  два союза – А, И; пять предлогов – О,У,С,К,В.

      4 задание.

Куль, кожа, лик, пара, толь, парк.

     5 задание.

Конечный (конец), сорный (сор), мрачный (мрак), тёмный (тьма). Грозный  - образовано от глагола, а в остальных Н – часть корня.

     6 задание.

Все пары фразеологизмов, кроме СЕСТЬ НА МЕЛЬ – СЕСТЬ ВКАЛОШУ, - синонимы.  Сесть на мель – попасть в трудное положение, а сесть в калошу – поставить себя в неловкое положение.



Предварительный просмотр:

Школьная  олимпиада  по  русскому  языку  (8 кл.)

1.Расставьте ударение в словах  :

Корысть, надолго,  углубить, соболезнование, ходатайствовать, христианин, мизерный, танцовщица, жалюзи , оптовый.  

2.Подберите как можно больше  словосочетаний с предлогом  ПРИ  в разных  значениях.

3.Закончите начатые фразы подходящими словарными словами  из списка , ставя их в нужной форме.

1)Для того чтобы не заблудиться и правильно  выбрать  направавление движения , нужны верные ориентиры…

2)Пространство   с четко очерченными  границами  называют…

3)Офицера , состоящего при начальнике  для выполнений особых поручений,называют…

4)Большая  удача для  коллекционера  - приобрести редкий…

5)На  должность , звание, даже  на  руку  и  сердце  нужно найти…

6)Желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему…

7)Земной, дружеской и приятной ,  доверительной  или  семейной

может  быть…

                           Ор(?)ентир, и(л,лл)юстрация, те(р,рр)итория,экз…мпляр,

                         тр…буна, конве…р, ад…ютант, к…м…тет, …тм…сфера, пр …

                         т…ндент, о(к,кк)упация, х…р…ктеристика, пр…з…дент,  …гре-

                           (с,сс)ия.

4.Подберите  слова разных  частей  речи, состоящие  из  трех  букв.

5.Слова  каких  знаменательных  частей  речи могут  заканчиваться  на  а ? Приведите  примеры. (Допустимы  любые  формы  слов.)

6.Какие изменения в грамматическом строе  русского языка можно наблюдать  на  примере  отрывка  из  «Сказки   о  царе  Салтане» А.С.Пушкина?

       Князь у синя моря ходит,

      С синя моря глаз не сводит.

7.В 1916 году М.Цветаева посвятила поэту А.Блоку следующие строки:

             Имя твое – птица в руке,

            Имя твое  - льдинка на языке.

             Одно – единственное  движенье губ.

              Имя твое – пять  букв.

Какие именно пять букв имела  в  виду  Цветаева?

8.Как объяснить , что в словах: треножник, стреножить (лошадь), треногий (табурет) пишется буква е ?

9.Определите  окончания  в  словах: Возилась с чьими-то пятьюдесятью  резвящимися  детьми. Какое слово отличается от других  по своему строению  и почему?

10.Как называется русский алфавит? Какие еще славянские языки пользуются этой азбукой?

.Ответы ( русский язык – 8 класс)

1.Корысть,  надолго, углубить, соболезнование,  ходатайствовать, христианин, мизерный, танцовщица, жалюзи, оптовый.

2.Школа при  посольстве, при  школе  сад,  стеснялся  при  посторонних, держал  при  себе, явился  при  галстуке,  при  его  способностях, при  помощи доски  и т. д.  

3. 1) …ориентиры.

     2) … территорией.

      3) … адъютантом.

       4) …экземпляр.

        5) …претендент.

          6) …характеристику.

           7) … атмосфера.

4.Ответы могут быть приблизительно такие : дом (имя сущ.), цел,бос,кос (крат. имя прил.).три (имя числ.),  пою,шел (глагол), сея,сев (дееприч.),  бит, мыт, мят (крат. прич.)  они (мест.), еще (нареч.), над (предлог), или (союз), вот (частица), ого (междометие). Можно подобрать примеры всех частей речи.

5.Имена  сущ.(река, слона, окна, берега.), кр. прил. (умна),  глаголы(шла), кр. прич.(укрыта), дееприч.(ворча), нареч.(издавна), числит.(два),  местоиен.(она).

6.В современном русском языке  краткие  прилагательные  не  склоняются  и  не  выступают  в  роли  определений  , как  в  отрывке  из  пушкинской  сказки.

7.Блокъ.  До  реформы  орфографии  1918 года  на  конце  имен сущ- ых  мужского  рода  писалась  буква ъ (ер).

8.Все эти слова – сложные, в  качестве первого корня в  них выступает  не  все слово  три ,а его корень –тр – (ср. тр+и, тр+ ем, о  тр+ех), а е – соединительная гласная, она  пишется  по правилу , так же, как в других сложных словах (овцевод, птицелов, пылесос и т. п.).

9. Возил+а+сь  с  чь+ими-то  пять+ю+десять+ю резв+ящ+ими+ся  деть+ми. Отличается слово – детьми, так  как  лишь у  него  нет  окончания  в  середине.

10.  Русский  алфавит  -  кириллица, пользуются  сербский, македонский, болгарский, украинский, белорусский языки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                   



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

11 класс

1. Запишите правильное произношение приведенных ниже слов:

кларнет, тире, конечно, шинель, сердечный, боа, Кузьминична, термос, сонет.

 (5 баллов)

  1. Расставьте ударения в словах:

      менеджмент, афера, премировать, завидно, развитая (индустрия), бомбардировать, принята (в школу), сосредоточение, избалованный,  валовой (продукт).         (5 баллов)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

 Ажиотаж, альтернатива, баллотироваться, имидж, легитимный, презумпция, дислокация,  дебаты, корректный,  нонсенс.  

  1. Объясните значение фразеологизмов.

Подливать масла в огонь, вывести на чистую воду, играть первую скрипку, краеугольный камень, собаку съел, в ежовых рукавицах, давать голову на отсечение, ахиллесова пята, Тришкин кафтан, и в ус не дует.   (10 баллов)

5. Укажите слова с пропущенной буквой:

1) вое_начальник,

2) опас_ный,

3) по_скользнулся,

4) дерма_тиновый,

5) милост_ивый,

6) сверс_ник,

7) пору_чик,

8) кронштад_ский

9) юрис_консульт

10) интриган_ский             (по 1 баллу за правильный ответ)

6. Что такое нулевая морфема. Приведите примеры словоформ с нулевой морфемой.  (по 1 баллу за ответ и за каждый приведенный пример)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: победа, восторг,  почти. (6 баллов)

8. В каком значении употреблено слово восхищение в предложении Видевъше большое богатство, (воины) устремишася на его восхищение?    (3 балла)

9. Какая из форм глагола может выступать любым членом предложения? Ответ проиллюстрируйте примерами. (6 баллов)

10. Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Измените порядок слов так, чтобы в нем не было ни одной запятой.

Издали тащилась еще колясчонка пустая влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью. (Н. Гоголь)

 (4 балла)

11. Найдите  и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1) Большинство нареканий связаны с задержкой зарплаты.

2) В пламени пожара погибли деревянные дом и флигель.

3) Отреставрированная музей-квартира поэта открыта для посетителей.

4) Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль.

5) Впереди шло семеро косцов. (по 1 баллу за правильный ответ)

12. Создайте рекламный текст на тему: «Горный Алтай – центр туризма»

  (15 баллов)

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

10 класс

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал.

 (5 баллов)

  1. Расставьте ударения в словах:

      Обеспечение, закупорить, вероисповедание, маркетинг, уведомить, исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

      Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация,    эксклюзивный, адекватный, сервис.

  1. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки.

1) (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

2) (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

3) (Не/ни) под каким видом.

4) (Не/ни) в зуб ногой.

  1. (Не/ни) на йоту. (10 баллов)

  1. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с  ПРЕ- и ПРИ-.

Образец:  крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право - …
  2. Вступительная часть музыкального произведения - …
  3. Продолжатель - …
  4. Изменник - …
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами - …
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж - …
  7. Преступивший закон - …
  8. Очень простой - … 
  9. Аппарат для приема сигналов - …
  10. Справочник цен на товары и виды услуг - … (10 баллов)

6. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш,  сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться  только в именительном и винительном падеже? (8 баллов)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть.  (6 баллов)

8. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ. (до 6 баллов)

9. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо? (3 балла)

 

10. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.   (8 баллов)

Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты  когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

11. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите  3-4 своих примера. (до 5 баллов)

         Знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.

  1. Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«В моей душе – твой голос, мой Алтай!» (П.Самык) (15 баллов)

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

9 класс

  1. Сколько раз каждый звук слова «ТИР» встречается в следующей фразе: «Жили были старик да старуха»?  (4 балла)

  1. Расставьте ударения в словах:

Баловать, дремота, обеспечение, бомбардировать, мизерный, законнорожденный, бармен, столяр, досуг,  жалюзи.  (5 баллов)

  1. Укажите различие в значении следующих слов. Приведите примеры словосочетаний с этими словами.

Представить – предоставить, экономный – экономичный, эффективный – эффектный.

Как называются такие слова? (7 баллов)

  1. Главная площадь в Москве называется Красной. Почему? Приведите примеры словосочетаний, в которых указанное прилагательное не имеет значение «цвет». (до 5 баллов)

  1. Закончите фразеологические обороты:

Поднимать …, выводить …, держать…, поразить…, бить…, бросать …, производить …, втайне…, вить …, попасть … (10 баллов)

6. Расставьте знаки препинания в тексте.

Мне кажется и в нашей жизни есть

Свой скрытый ритм закон чередованья

Вослед печальной  радостная весть

Сегодня встреча завтра расставанье.        

                                                               (Б. Укачин)    (5 баллов)

 

7. Выделите морфемы в подчеркнутых словах и определите способ словообразования. (6 баллов)

8. Какой стилистический прием использует автор в тексте? (3 балла)

9.   Определите лишнее слово в рядах и объясните свое решение:  

1) соседи, ставни, брюки, ногти;

2) дети, люди, мы, носки;

3) носить, поднос, взнос, переносица. (6 баллов)

10. Определите, какими частями  речи являются подчеркнутые слова.

 1) Что посеешь, то и пожнешь.

2) Что за безобразие!

3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.

4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.

5) Что тебе еще предложить?    (5 баллов)

11. Запишите предложение, заменив цифры словами.

    Арендатор владел 547890 га земли. (4 балла)

12. Напишите мини-сочинение на тему: «Учитель будущего». (15 баллов)

ОТВЕТЫ

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

11 класс

1. Запишите правильное произношение приведенных ниже слов:

Кларнет, тире, конечно, шинель, сердечный, боа, Кузьминична, термос, сонет. (5 баллов)

Ответ: клар[н΄э]т,  коне[шн]о, ши[н´э]ль, серде[чн]ый (удар), серде[шн]ый (друг), б[о]а, Кузьмини[шн]а, [тэ]рмос, со[нэ]т. (по 0,5 балла за правильный ответ)

  1. Расставьте ударения в словах:

      Менеджмент, афера, премировать, завидно, развитая (индустрия), бомбардировать, принята (в школу), сосредоточение, избалованный,  валовой (продукт).   (5 баллов)

Ответ: мЕнеджмент, афЕра, премировАть, завИдно, развитАя (индустрия), бомбардировАть, принятА (в школу), сосредотОчение, избалОванный,  валовОй (продукт).  (по 0,5 балла за правильный ответ)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

 Ажиотаж, альтернатива, баллотироваться, имидж, легитимный, презумпция, дислокация,  дебаты, корректный,  нонсенс.  

Ответ: ажиотаж – искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-либо; альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений; баллотироваться -  выступать в качестве претендента на какую-либо должность; имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета); легитимный – законный; презумпция – предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное (презумпция невиновности); дислокация – размещение военных объектов, смещение; дебаты – прения, обсуждение вопроса; корректный – 1. вежливый, тактичный, учтивый; 2. правильный, точный; нонсенс - бессмыслица, глупость.  (по 1 баллу за правильное объяснение значения слова)  

  1. Объясните значение фразеологизмов.

Подливать масла в огонь, вывести на чистую воду, играть первую скрипку, краеугольный камень, собаку съел, в ежовых рукавицах, давать голову на отсечение, ахиллесова пята, Тришкин кафтан, и в ус не дует. (10 баллов)

Ответ: подливать масла в огонь – какими-либо действиями, поступками обострять отношения, усугублять какие-либо настроения, чувства (отрицательные);  вывести на чистую воду – разоблачить, уличить кого-либо; играть первую скрипку – выступать в качестве лидера; краеугольный камень – основа, основной принцип, главная идея, суть; собаку съел – приобрел большой опыт, основательные знания, стал мастером в каком-либо деле; в ежовых рукавицах – строго, сурово, в большой строгости;  давать голову на отсечение – с полной уверенностью утверждать что-либо, уверять в чем-либо; ахиллесова пята – слабая сторона, наиболее уязвимое место; Тришкин кафтан – непоправимое, безвыходное положение, когда устранение одних недостатков влечет за собой возникновение новых, и в ус не дуть – не обращать никакого внимания на что-либо, ни о чем не беспокоиться.  (по 1 баллу за правильное толкование фразеологизма)

5. Укажите слова с пропущенной буквой:

1) вое_начальник,

2) опас_ный,

3) по_скользнулся,

4) дерма_тиновый,

5) милост_ивый,

6) сверс_ник,

7) пору_чик,

8) кронштад_ский

9) юрис_консульт

10) интриган_ский             (2 балла)

Ответ: 6) сверстник, 8) кронштадтский. (по 1 баллу за слово, минус 0,5 балла за ошибку в ответе)

  1. Что такое нулевая морфема. Приведите примеры словоформ с нулевой морфемой.  (по 1 баллу за ответ и за каждый приведенный пример)

Ответ: В русской грамматике выделяются звуковые и нулевые морфемы. Нулевая морфем – это отсутствие звуковой морфемы, указывающее на грамматические значения путем соотнесения с звуковой морфемой одного и того же типа и том же слове или других словах.

1) Сущ. И. п., ед. ч., м. и ж. р. - дом   , гений  - гений-а   , печь  - печи  

2)  сущ. Р. п., мн. ч. – дач,

3) притяжат.  прилаг. – лисий – лисьй-эго,

4) кр. прилаг. , м.р., ед.ч. – красив  - красива,

5) кр. прич., м.р., ед.ч. – пройден  - пройдена, сбит  - сбиты,

  1. местоимен. – сам - самому, сама,
  2. числит. – пять - пяти, пятью,
  3. гл. повелит. накл., ед. ч. – режь - неси,
  4. гл. пр. вр., м.р. – нес^ - несла.  

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: победа, восторг,  почти. (по 1 баллу за правильное членение слова – 6 б.)

Ответ:

Современное членение

Историческое членение

побед-а

по-бед-а; ср. беда, убедить

восторг- ǿ

вос-торг-ъ; ср. расторгнуть, рус. диал. торгнуть «рвать, дергать, теребить, толкать, тормошить»

почти

по-чт-и; ср. почитай, чтить

 

8. В каком значении употреблено слово восхищение в предложении Видевъше большое богатство, (воины) устремишася на его восхищение?    (3 балла)

Ответ: Восхищение - от восхитить, ср.: похитить – «расхищение, похищение, грабеж».

9. Какая из форм глагола может выступать любым членом предложения? Ответ проиллюстрируйте примерами. (6 баллов)

Ответ: инфинитив (неопределенная форма глагола).

1. Жить – родине служить. (Подлежащее и сказуемое)

2. Не просила в бою погибать. (Дополнение)

3. Пришли братья просить у меня помощи. (Обстоятельство цели)

4. В семье одобрили его намерения стать летчиком. (Несогласованное определение)      (1 балл за ответ, по 1 баллу за каждый приведенный пример)

10. Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Измените порядок слов так, чтобы в нем не было ни одной запятой.

Издали тащилась еще колясчонка пустая влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью. (Н. Гоголь)

 (4 балла)

Ответ: Издали тащилась еще колясчонка, пустая, влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью. (Н. Гоголь)

Издали тащилась еще влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью пустая колясчонка.

(по 2 балла за предложение – 4 б.)

11. Найдите  и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1) Большинство нареканий связаны с задержкой зарплаты.

2) В пламени пожара погибли деревянные дом и флигель.

3) Отреставрированная музей-квартира поэта открыта для посетителей.

4) Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль.

5) Впереди шло семеро косцов. (4 балла)

Ответ:

1) Большинство нареканий связано с задержкой зарплаты.

3) Отреставрированный музей-квартира поэта открыт для посетителей.

4) Когда он прошел несколько шагов, его осенила интересная мысль.

5) Впереди шли семеро косцов.

(по 1 баллу за правильный ответ)

12. Создайте рекламный текст на тему: «Горный Алтай – центр туризма»

  (15 баллов)

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

10 класс

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

Эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал. (5 баллов)

Ответ: тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку)

  1. Расставьте ударения в словах: обеспечение, закупорить, вероисповедание,  маркетинг, уведомить,  исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

Ответ: обеспЕчение, закУпорить, вероисповЕдание, мАркетинг, увЕдомить,  исчЕрпать, сосредотОчение, баловАть, квартАл, премирОванный.

(по 0,5 балла за правильный ответ)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

      Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация,  эксклюзивный, адекватный, сервис.

Ответ: дилер – посредник, представитель фирмы; продюсер – доверенное лицо, осуществляющее идейно- художественный и организационно- финансовый контроль; форум – массовое собрание, съезд; прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев подобного рода; рейтинг – показатель популярности; менеджер – специалист в области управления; инаугурация – торжественная процедура вступления в должность вновь избранного главы государства; адекватный – соответствующий, тождественный; эксклюзивный – исключительный, распространяющийся на ограниченный круг чего-либо; сервис – оказание услуг населению, обслуживание. (по 1 баллу за правильное объяснение значения слова)  

  1. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки.

1) (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

2) (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

3) (Не/ни) под каким видом.

4) (Не/ни) в зуб ногой.

  1. (Не/ни) на йоту. (10 баллов)

Ответ:

1) Ни в какие ворота не лезет – о чем-либо несуразном, бессмысленном.

2) Ни во что не ставить – совершенно не ценить.

3) Ни под каким видом – ни за что, ни при каких условиях.

4) Ни в зуб ногой – совсем ничего не знать.

5) Ни на йоту – ни в малой степени, ни насколько. Не поумнел ни на йоту.

(по 1 баллу за каждое правильное написание и толкование фразеологизма – 10 б.)

  1. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с  ПРЕ- и ПРИ-.

Образец:  крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право - …
  2. Вступительная часть музыкального произведения - …
  3. Продолжатель - …
  4. Изменник - …
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами - …
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж - …
  7. Преступивший закон - …
  8. Очень простой - … 
  9. Аппарат для приема сигналов - …
  10. Справочник цен на товары и виды услуг - … (10 баллов)

Ответ:

1. Исключительное право – привилегия.

  1. Вступительная часть музыкального произведения – прелюдия.
  2. Продолжатель – преемник.
  3. Изменник – предатель.
  4. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами – привередливый.
  5. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж – приданое.
  6. Преступивший закон – преступник.
  7. Очень простой – примитивный.  
  8.  Аппарат для приема сигналов – приемник.
  9. Справочник цен на товары и виды услуг – прейскурант.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку в написании слова)

6. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш,  сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться  только в именительном и винительном падеже?

(8 баллов)

Ответ: его – личное или притяжательное; себя – возвратное, наш – притяжательное, сколько-нибудь – неопределенное, нечто – неопределенное, который – вопросительно-относительное.

Себя – не употребляется в именительном падеже. Нечто – употребляется только в именительном и винительном падеже. (по 1 баллу за определение разряда местоимений, по 1 баллу за ответы на вопросы – 8 б.)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть.  (по 1  баллу за правильное членение слова – 6 б.)

Ответ:

Современное членение

Историческое членение

упрек - ǿ

у-прек-ъ (корень тот же, что в словах перч-ить, по-перек; неполногласный вариант; прек-о-словить, во-прек-и)

обыч-н-ый

о-быч-н-ый ‹* об-выч-н-ый (корень тот же, что и в словах при-выч-к-а, на-вык)

страсть-ǿ

страс-т-ь ‹*страд-т-ь ( корень тот же, что и в слове страд-а-ть

8. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ.  (до 6 баллов за правильное объяснение)

Ответ: 1) В словах, производных от топить (1) – мы наблюдаем чередование о/е (ср. тепло), а в производных от топить (2) – такого нет (затопить, топляк, утопленник). Значит, это разные корни и разные глаголы. 2) Значения у обоих глаголов не сводимы к какому-то общему; это тоже не дает основание говорить о расхождении значений одного слова.

9. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

 Ответ: Большое поле без цветков. Кобо – большой, пеле – поле, торо – без, рубо – цветок. (1 балл за ответ, 2 балла за объяснение – 3 б.)

10. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.   (8 баллов)

Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты  когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Ответ:

(1)Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля, (2)прибой - это как часы самой планеты,  (3)когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то (4)начинается большое раздумье о всей жизни, и (5)твоя маленькая личная скорбь замирает, и (6)чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Предложение сложное, повествовательное, невосклицательное, с союзной (сочинительной и подчинительной связью) и бессоюзной связью. Состоит из шести предложений.    

(3 балла за расстановку знаков, 5 баллов за характеристику предложения)

  1. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите 3-4 своих примера.

         Знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.

Ответ: оксюморон.   (1 балл за ответ, по 1 баллу за приведенный пример)

  1.  Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«В моей душе – твой голос, мой Алтай!» (П.Самык) (15 баллов)

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

9 класс

1. Сколько раз каждый звук слова «ТИР» встречается в следующей фразе: «Жили были старик да старуха»?  (4 балла)

Ответ:   [жыл´и был´и стар΄ик дастаруха]

[т´] – нет;

[и] - 2;

[р] – 1.     (1 балл за транскрипцию, по 1 баллу за правильный ответ)

     

  1. Расставьте ударения в словах:

Баловать, дремота, обеспечение, бомбардировать, мизерный, законнорожденный, бармен, столяр, досуг,  жалюзи.  (5 баллов)

Ответ: баловАть, дремОта, обеспЕчение, бомбардировАть, мизЕрный, законнорождЁнный, бАрмен, столЯр, досУг, жалюзИ. (по 0,5 балла за правильный ответ)

  1. Укажите различие в значении следующих слов. Приведите примеры словосочетаний с этими словами.

Представить – предоставить, экономный – экономичный, эффективный – эффектный.

Как называются такие слова? (1 балл за ответ, по 1 баллу за каждое правильное толкование слова – 7б.)

Ответ: Паронимы – представить – 1. Доставить, предъявить, сообщить (представить документы). 2. Познакомить с кем-нибудь (представить гостям). 3. Признать достойным (представить к награде). 4. Воспроизвести в мыслях (представить картину). 5. Изобразить, показать (представить сцену из «Ревизора»); предоставить – 1. Отдать в распоряжение, пользование (предоставить комнату). 2. Дать какое-нибудь право, возможность (предоставить отпуск);

экономный – 1) бережливо расходующий что-либо, соблюдающий экономию (экономный человек); 2) требующий умеренных затрат, способствующий экономии (экономное расходование воды; экономичный – дающий возможность что-либо сэкономить, выгодный в хозяйственном отношении, в эксплуатации (экономичная машина);

эффективный  1. Приводящий к нужным результатам, действенный (эффективные меры). 2. Дающий наибольший эффект, результат (эффективная машина); эффектный - производящий сильное впечатление, эффект (эффектная внешность).

  1. Главная площадь в Москве называется Красной. Почему? Приведите примеры словосочетаний, в которых указанное прилагательное не имеет значение «цвет». (до 5 баллов)

Ответ: Красная (устар.) – красивая. Красные войска (относящиеся к красной Армии, к советскому строю; красный денек (хороший, светлый); красная строка (первая строка абзаца с отступом); красный товар (устар. Ткани, мануфактура); красное словцо (разг. остроумное, хлесткое замечание); красная девица (красивая); красная цена (разг. наивысшая, которую можно дать за что-нибудь) и др.  (1 балл за ответ, по 1 баллу за пример)

  1. Закончите фразеологические обороты:

Поднимать …, выводить …, держать…, поразить…, бить…, бросать …, производить …, втайне…, вить …, попасть … (10 баллов)

Ответ: поднимать на смех,  выводить из себя (выводить из строя, выводить на чистую воду), держать себя в руках, (держать камень за пазухой, держать слово, держать ухо востро, держать язык за зубами), поразить воображение, бить баклуши (бить ключом), бросать слова на ветер, производить впечатление, втайне надеяться, вить веревки, попасть впросак (попасть в точку).  (по 1 баллу за  правильный ответ)

6. Расставьте знаки препинания в тексте.

Мне кажется, и в нашей жизни есть

Свой скрытый ритм, закон чередованья:

Вослед печальной  - радостная весть,

Сегодня встреча, завтра – расставанье.        

                                                               (Б. Укачин)  

 (5 баллов за правильную расстановку знаков)

 

7. Выделите морфемы в подчеркнутых словах и определите способ словообразования. (6 баллов)

Ответ:

Сегодня – лексико-синтаксический способ образования, сращение полнозначных слов сего дня; в современном русском языке слово не членится на морфемы.

Расста–ва-ньj-э ‹ расстава-ться, суффиксальный. (по 1 баллу за морфемный разбор, по 2 балла за определение способа словообразования)

8. Какой стилистический прием использует автор в тексте? (3 балла)

Ответ: Антитеза

9.   Определите лишнее слово в рядах и объясните свое решение:  

1) соседи, ставни, брюки, ногти;

2) дети, люди, мы, носки;

3) носить, поднос, взнос, переносица.

Ответ: 1) брюки (нет ед. ч.); 2) носки (все, кроме этого, образованы супплетивно); 3) переносица ( все от “ носить”, а это – нос).

(по 2 балла за правильный ответ – 6 б.)

10. Определите, какими частями  речи являются подчеркнутые слова.

 1) Что посеешь, то и пожнешь.

2) Что за безобразие!

3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.

4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.

5) Что тебе еще предложить?    (5 баллов)

Ответ: 1 – относительное местоимение, 2 – частица, 3 – подчинительный союз, 4 – в составе сложного союза, 5 – вопросительное местоимение.

(по 1 баллу за правильный ответ)

11. Запишите предложение, заменив цифры словами.

    Арендатор владел 547890 га земли. (4 балла)

Ответ: Арендатор владел пятьюстами сорока семью  тысячами восьмьюстами  (восемьюстами) девяноста гектарами земли. (4 балла за абсолютно правильный ответ)

 

12. Напишите мини-сочинение на тему: «Учитель будущего». (15 баллов)

                          Олимпиадные задания  по русскому языку для  7 класса.

                                             (2009 – 2010 учебный год).

Задание 1        

Определите количество звуков в словах: я, он, мал, подъезд, яма          ( 5 баллов).

Задание 2

Определить род имен существительных:

мозоль, Сочи, кашне, шампунь, тюль                                                            ( 5 балла)

Задание 3

Выписать слова с суффиксом – чик:

кирпичик, зайчик, пончик, колокольчик, мячик, огурчик, одуванчик, шкафчик.  (6 баллов)

Задание 4

Запишите сочетания слов, графически обозначая орфограммы в окончаниях глаголов.

Шипы кол…тся, осы жал…тся, хозяйка хлопоч…т,  дети хохуч…т, кузнечики стрекоч…т, туристы задерж…тся,  грустно шепч…шь,  она  застел…т ковром, (не) хоч…тся уходить, волки рыщ…т.                                                                                                   (5 баллов)

Задание 5

Найдите и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1 .Начался дождь, и пришлось одеть плащ с капюшоном.

2 .От метро до нашей школы нужно добираться трёхсот шестидесятым автобусом.

3. Первая премьера пьесы состоится в День учителя.

4. Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

5. У обоих учениц замечательные сочинения.         ( 5 баллов)

.

Задание 6

Объясните смысл образных выражений. Вспомните их происхлждение.

  1. Тришкин кафтан.
  2. Петь дифирамбы.
  3. Прокрустово ложе                                             (6 баллов)

Задание 7

 Выделите запятыми причастный оборот там, где  это необходимо.

      1.   Сорванная  с деревьев листва закружилась в вихре.

  1. Я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.
  2. Так прозрачно золотист играющий на солнце лист.
  3. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
  4. На берегу не осталось следов разыгравшейся между двумя людьми драмы.

                                                                                          ( 5 баллов).

Задание 8

Указать способ образования каждого слова.

А гусиный

Б  переделать

В  тишь

Г  выплавка

Д  безлюдный                                                                              (5 баллов)

Задание 9

Определите  слово по его лексическому значению

  1. Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов.
  2. Описание чьей-либо жизни.
  3. Художник, рисующий морские пейзажи.
  4. Устойчивое сочетание слов.
  5. Слова, употребляемые жителями одной местности.    (5 баллов)

Задание 10

Укажите, сколько в стихотворении слов с окончанием  - о.

            Утро.

Какао долго остывало,

Пальто валялось где попало,

Метро закрыто как назло,

Ужасно мне не повезло…    

                                                                                                            ( 6 баллов)

Задание 11

Образуйте  у данных слов форму множественного числа.

 У какого слова нет  формы множественного числа?

А. небо

Б. человек

В. вино

Г. трава

Д. молоко

                                                                                                              ( 5 баллов)

Задание 12

Напишите сочинение-миниатюру на тему:

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

                                                  А.Дементьев.                                        (20 баллов).

                     Олимпиадные задания по русскому языку для  8 класса.

                                    ( 2009 — 2010 учебный год).

Задание 1

Расставьте ударения в словах:

газопровод, каталог, перчить, втридорога, баловать, мальчиковый, заржаветь, оптовый, эксперт, облегчить.                                                                (5 баллов)

Задание 2

Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:

погоны, узбеки, томаты, няни, кочерги.                               (5 баллов)

Задание 3

Определите значения заимствованных слов:

автоклав, коррупция, спидвей, инвестиция, органайзер.     (5 баллов)

Задание 4

Объясните значение фразеологизмов:

1. пускать красного петуха

2. синяя птица

3. стреляный воробей

4. вешать собак

5. рядиться в павлиньи перья.                                                    (5 баллов)

Задание  5

В каких словах выделяется окончание – ий?

1.гений  2. акулий  3.свежий  4. развлечений  5. не убий.

А. 1, 2, 3.

Б. во всех словах

В. 1, 3, 5

Г. 1, 3, 4

Б. 3                                                                                                    (5 баллов)

Задание  6

Найдите и исправьте предложения с речевыми ошибками.

  1. В олимпиаде победила ученица тысяча  двухсот тридцать второй школы.
  2. Вася – настоящий патриот своей баскетбольной команды.
  3. Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени.
  4. Каток замёрз очень быстро благодаря сильным морозам.
  5. На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.                 (5 баллов)

Задание 7

В каком случае НЕ пишется слитно?

А (не) желая сознаваться

Б. книга (не) издана

В. (не) смотря  на плохое здоровье

Г. (не) прекращавшийся ни на минуту дождь.

Д. (не) должен верить.                                                                               (5 баллов)

Задание  8

В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковно-славянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает?                                                                 (5 баллов)

Задание 9

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отдышавшись немного (1) олень поднялся на ноги (2) и (3) шатаясь (4) пошел в сторону, но (5) не дойдя до леса (6) увидел ручей (7) и (8) не обращая на нас более внимания (9) стал жадно пить воду. (В. Арсеньев )

А. 1,5,6,7,8,9.

Б. 1,2,6,8,9.

В. 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Г. 1,3,4,5,6,8,9                                                                                                 (5 баллов)

Задание 10

Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами:

очи, чело, брадобрей, ланиты, глаголет, рамена, десница, длань, шуйца, выя.  (5 баллов)

Задание 11

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.

де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х <…>

диабе́т [бье́] <…>

диа́гноз ! удар. диагно́з устар. <…>

диало́г ! удар. диа́лог устар. <…>

диане́тика [нэ] <…>

дикобра́з ! неправ. дикообра́з <…>

длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь] <…>

Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?                                                                                                         (5 баллов)

Задание 12

Напишите сочинение-миниатюру на тему:

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

                                         А.Дементьев.                                                                     (20 баллов).

         Олимпиадные задания  и ответы по русскому языку для  7 класса.

                            (2009 – 2010 учебный год).

Задание 1

Определите количество звуков в словах: я, он, мал, подъезд, яма

Ответ.

1.я  -  2                          

2.он - 2                          

3.мал -  3                        

4.подъезд -  7                

5.яма  - 4                              

  Максимальный балл — 5 (  1 балл за каждый правильный ответ)

Задание 2

Определить род имен существительных:

мозоль, Сочи, кашне, шампунь, тюль.

Ответ: мозоль  - ж.р.,  Сочи — м.р., кашне — ср. р., шампунь — м.р., тюль — м.р.

Максимальный балл — 5 (за каждый правильный ответ 1 балл)

Задание 3

Выписать слова с суффиксом – чик:

кирпичик, зайчик, пончик, колокольчик, мячик, огурчик, одуванчик, шкафчик.

Ответ. В словах колокольчик и шкафчик суффикс чик. В словах кирпичик и мячик ч входит в состав корня. В словах зайчик и огурчик ч чередуется с ц и тоже входит в состав корня. В словах одуванчик и пончик суффикс вообще не выделяется.

Максимальный балл –6 (за каждое правильно найденное  слово — 3 балла)

Задание 4

Запишите сочетания слов, графически обозначая орфограммы в окончаниях глаголов.

Шипы кол…тся, осы жал…тся, хозяйка хлопоч…т,  дети хохуч…т, кузнечики стрекоч…т, туристы задерж…тся,  грустно шепч…шь,  она  застел…т ковром, (не) хоч…тся уходить, волки рыщ…т.

Ответ. Шипы колются, осы жалятся,  хозяйка хлопочет, дети хохочут, кузнечики стрекочут, туристы задержатся, грустно шепчешь,  она застелет ковром, не хочется уходить, волки рыщут.

Максимальный балл — 5 ( 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Задание 5

Найдите и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1 .Начался дождь, и пришлось одеть плащ с капюшоном.

2 .От метро до нашей школы нужно добираться трёхсот шестидесятым автобусом.

3. Первая премьера пьесы состоится в День учителя.

4. Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

5. У обоих учениц замечательные сочинения.

Ответ.

1 .Начался дождь, и пришлось надеть плащ с капюшоном.

2 .От метро до нашей школы нужно добираться триста шестидесятым автобусом.

3. Премьера пьесы состоится в День учителя.

4. Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

5. У обеих учениц замечательные сочинения.

Максимальный балл – 5

Задание 6

Объясните смысл образных выражений. Вспомните их происхождение.

1.Тришкин кафтан.

2.Петь дифирамбы.

3.Прокрустово ложе.

Ответ:  1). Тришкин кафтан. Басня А.И.Крылова о Тришке, который, чтобы починить полы кафтана, обрезал рукава, затем, чтобы починить рукава, обрезал полы. Значение: бесполезная попытка поправить дела.

2). Петь дифирамбы. Дифирамбы — древние хвалебные гимны. Значение : восхвалять, прославлять.

3). Прокрустово ложе. Прокруст — прозвище разбойника из греческих мифов. Он изобрёл ложе, которое объявил мерилом идеала: для кого оно было коротко — тем обрубал ноги, для кого длинно — вытягивал. Отсюда значение — мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо.

Максимальный балл — 6 (за каждое правильное объяснение образного выражения — 1 балл, за каждое  указанное происхождение — 1 балл ).

Задание 7

 Выделите запятыми причастный оборот там, где  это необходимо

      1. Сорванная  с деревьев листва закружилась в вихре.

2.Я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.

3.Так прозрачно золотист играющий на солнце лист.

4.Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.

5.На берегу не осталось следов разыгравшейся между двумя людьми драмы.

Ответ:  Во втором предложении причастный оборот нужно выделить запятой:

Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом, в остальных предложениях причастный оборот не выделяется.

Максимальный балл — 5 (за каждый правильный ответ -1 балл).

Задание 8

Указать способ образования каждого слова.

А гусиный

Б  переделать

В  тишь

Г  выплавка

Д  безлюдный

Ответ:

А гусиный - суффиксальный

Б  переделать - приставочный

В  тишь — бессуффиксный  (безаффиксный)

Г  выплавка - суффиксальный

Д  безлюдный - приставочно-суффиксальный

Максимальный балл — 5 (за каждый правильный ответ — 1 балл ).

Задание 9

Определите  слово по его лексическому значению

1.Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов.

2.Описание чьей-либо жизни.

3.Художник, рисующий морские пейзажи.

4.Устойчивое сочетание слов.

5. Слова, употребляемые жителями одной местности.

Ответ. 1. Этимология. 2. Биография. 3. Маринист. 4. Фразеологизм.

5. Диалектные слова

Максимальный балл — 5 (за каждый правильный ответ — 1 балл)

Задание 10

Укажите, сколько в стихотворении слов с окончанием  - о.

Утро.

Какао долго остывало,

Пальто валялось где попало,

Метро закрыто как назло,

Ужасно мне не повезло…

Ответ. Слова с окончанием – о:  утро, остывало, валялось, попало, закрыто, повезло.

Максимальный балл – 6 баллов (за каждый правильный ответ — 1 балл)

Задание 11

Образуйте  у данных слов форму множественного числа.

 У какого слова нет  формы множественного числа?

А. небо

Б. человек

В. вино

Г. трава

Д. молоко

Ответ.

А. небо - небеса

Б. человек - люди

В. вино - вина

Г. трава - травы

Д. молоко - нет формы множественного числа.

Максимальный балл – 5 (за каждый правильный ответ - 1 балл)

Задание 12

Напишите сочинение-миниатюру на тему:

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

                         А.Дементьев.

Максимальный балл — 20.

            Олимпиадные задания  и ответы по русскому языку для  8 класса.

                                             ( 2009 — 2010 учебный год).

Задание 1

Расставьте ударения в словах:

газопровод, каталог, перчить, втридорога, баловать, мальчиковый, заржаветь, оптовый, эксперт, облегчит.

Ответ. Правильное ударение: газопровОд, каталОг, пЕрчить, втрИдорога,     баловАть, мАльчиковый, заржАветь, оптОвый, экспЕрт, облегчИть.

Максимальный балл — 5 ( за каждое правильное слово — 0,5 балла)

Задание 2

Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:

погоны, узбеки, томаты, няни, кочерги, носки.

Ответ: погон, узбеков, томатов, нянь, кочерёг.

Максимальный балл — 5 за каждое правильное слово — 1 балл)

Задание 3

Определите значения заимствованных слов:

автоклав, коррупция, спидвей, инвестиция, органайзер.

Ответ. Автоклав - плотно закрытый сосуд для нагревания. Коррупция — продажность должностных лиц, политических деятелей. Спидвей — скоростная дорога, шоссе. Инвестиция — долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие

( с целью получения прибыли). Органайзер — блокнот-дневник для разного рода деловых и личных записей, заметок, писем.

Максимальный балл — 5 (за каждый правильный ответ — 1 балл)

Задание 4

Объясните значение фразеологизмов:

1).пускать красного петуха

2).синяя птица

3).стреляный воробей

4).вешать собак

5).рядиться в павлиньи перья.

Ответ.     1). Пускать красного петуха - поджечь.

2).  Синяя птица — символ счастья.

3).  Стреляный воробей — опытный, бывалый человек.

4).  Вешать собак — несправедливо  обвинять кого-либо.

5).  Рядиться в павлиньи перья — пытаться показать себя

более значительным, чем есть на самом деле.

Максимальный балл – 5 (за каждое правильное  объяснение — 1 балл)

Задание  5

В каких словах выделяется окончание – ий?

1.гений  2. акулий  3.свежий  4. развлечений  5. не убий.

А. 1, 2, 3.

Б. во всех словах

В. 1, 3, 5

Г. 1, 3, 4

Б. 3.

Ответ. Окончание – ий выделяется в слове свежий. (Б).

Максимальный балл – 5.

Задание  6

Найдите и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1.   В олимпиаде победила ученица тысяча  двухсот тридцать второй школы.

2.   Вася – настоящий патриот своей баскетбольной команды.

3..  Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени.

  1. Каток замёрз очень быстро благодаря сильным морозам.
  2. На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.

Ответ.

1.     В олимпиаде победила ученица тысяча двести тридцать второй школы.

2.     Вася – настоящий патриот своей баскетбольной команды

3.     Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж.

4.     Каток замёрз очень быстро благодаря сильным морозам

 5.    На ней была надета шляпа немыслимой расцветки.

 

Во 2 и 4 предложении речевые ошибки отсутствуют.

Максимальный балл – 5 (за каждое правильно оцененное  предложение — 1 балл)

Задание 7

В каком случае НЕ пишется слитно?

А (не) желая сознаваться

Б. книга (не) издана

В. (не) смотря  на плохое здоровье

Г. (не) прекращавшийся ни на минуту дождь.

Д. (не) должен верить

Ответ. Не пишется слитно  в  словосочетании  несмотря на плохое здоровье.

Максимальный балл — 5

Задание  8

В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковно-славянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает?

Ответ. Тучный – от слова туча; это слово означало также ‘дождь, ливень’. Таким образом, тучные капли – это дождевые капли, речь идёт о дожде.

Максимальный балл – 5. (За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла ).

Задание 9

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Отдышавшись немного (1) олень поднялся на ноги (2) и (3) шатаясь (4) пошел в сторону, но (5) не дойдя до леса (6) увидел ручей (7) и (8) не обращая на нас более внимания (9) стал жадно пить воду. (В. Арсеньев).

А. 1,5,6,7,8,9.

Б. 1,2,6,8,9.

В. 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Г. 1,3,4,5,6,8,9

Ответ. Правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, в варианте Г.

Максимальный балл — 5.

Задание 10

Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами:

очи, чело, брадобрей, ланиты, глаголет, рамена, десница, длань, шуйца, выя.

Ответ. Очи — глаза, чело — лоб, брадобрей — парикмахер,  глаголет — говорит, рамена -плечи, десница -правая рука, длань — ладонь, шуйца — левая рука, выя — шея.

Максимальный балл — 5 (за каждое правильное объяснение — 0,5 балла)

Задание 11

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.

де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х <…>

диабе́т [бье́] <…>

диа́гноз ! удар. диагно́з устар. <…>

диало́г ! удар. диа́лог устар. <…>

диане́тика [нэ] <…>

дикобра́з ! неправ. дикообра́з <…>

длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь] <…>

Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?

Ответ.

Выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.

Как называются словари, из которых они были взяты?

Орфоэпический словарь. Словарь трудностей произношения и ударения.

Для чего предназначены такие словари?

Словарь трудностей произношения и ударения (орфоэпический) предназначен для получения справок о словах, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение, и не всегда ясно, какое из них является литературным, нормативным.

Различные словари и справочники издавались под редакцией Р.А. Аванесова и др.

1. Фиксация того, что выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, (до 2 баллов)

2. Фиксация того, что расположение этих слов соответствует алфавитному порядку (1 балл).

3. Фиксация того, что такие словари называются орфоэпическими или словарями трудностей произношения [и ударения]  (1 балл).

4. Он содержит справки об орфоэпической норме, произношении и ударении  трудных слов, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение (1 балл).

За упоминание Р.А. Аванесова и др. - дополнительный балл.

Максимальный балл — 5

Задание 12

Напишите сочинение-миниатюру на тему:

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

                          А.Дементьев.

Максимальный балл – 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...