Разработка темы "Предлоги". 7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Богацкая Юлия Юрьевна

На сайте представлен конспект урока с презентацией "В редакции газеты" (Употребление предлогов в речи), технологическая карта по теме "Предлоги", рабочие карты учеников к урокам и тестовая работа.  Тема разработана по ретинговой накопительной критериально-ориентированной технологии (программа М. М. Разумовской).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку "В редакции газеты" (Употребление предлогов в речи).1.06 МБ
Microsoft Office document icon Урок № 1. "Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги". Рабочая карта ученика.67 КБ
Microsoft Office document icon Урок № 2. "Предлог как часть речи". Рабочая карта ученика.59 КБ
Microsoft Office document icon Урок № 3. "Правописание предлогов". Рабочая карта ученика.69 КБ
Microsoft Office document icon Урок № 4. "Правописание предлогов". Рабочая карта ученика.66.5 КБ
Microsoft Office document icon Урок № 5. "Употребление предлогов в речи". Рабочая карта ученика.70 КБ
Microsoft Office document icon Урок № 6. "Употребление предлогов в речи". Рабочая карта ученика.70.5 КБ
Файл Урок № 7, группа 1. "В редакции газеты" (Правописание и употребление предлогов в речи). Рабочая карта ученика.20.46 КБ
Файл Урок № 7, группа 2. "В редакции газеты" (Правописание и употребление предлогов в речи). Рабочая карта ученика.21.08 КБ
Файл Урок № 7, группа 3. "В редакции газеты" (Правописание и употребление предлогов в речи). Рабочая карта ученика.20.68 КБ
Файл Тестовая работа по теме "Предлог". 1 и 2 варианты.26.26 КБ
Microsoft Office document icon Технологическая карта по теме "Предлог".40 КБ
Файл Конспект урока № 7. "В редакции газеты" (Праваописание и употребление предлогов в речи).34.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)  __________________________

 Тема урока: _Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги.

Первый этап (Знание):

Задание № 1.  Распределите слова на 2 группы: самостоятельные и служебные части речи.  Определите,  какими частями речи являются слова.

     Чтобы, сад, прекрасный,  он,  над,  хорошо,  же,  только,  и, в, что,  который,  играя,  около,  наш,  бежавший,  ни,  два,  как.

Самостоятельные части речи:

Служебные части речи:

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задание № 2.  Проанализируйте данные утверждения, заполните таблицу,                                   поставьте « + »  или  « - » .

У т в е р ж д е н и е

Предлоги

Самост.ч.речи

Имеют лексическое значение

Обозначают что – либо, отвечают на вопрос

Изменяются

Не употребляются без самостоятельных частей речи

Служат для связи слов в предложении и словосочетании

Являются членами предложений

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (Понимание):

Задание № 1:  Выполните задание к упражнению № 328 на стр. 151 устно.  Запишите вывод.  Почему понятен смысл телеграмм, несмотря на то, что в них пропущены предлоги?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание № 2: Выпишите все предлоги из текста.  

     Из-под забора вылез соседский кот Тимофей.  Весь день он просидел  у норы, поджидая мышку.  Лишь благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным. 

_______________________________________________________________________

Проверьте себя!  Ответьте на вопросы (устно).

  1. На какой вопрос отвечает предлог?
  2. Что обозначает?
  3. Каким членом предложения является?
  4. Какую роль выполняет в предложении, словосочетании?

В технологических картах отметьте свои результаты.

       Задание № 3.  Выбери верный ответ.  Предлог в переводе с греческого языка обозначает:

  1. Перед словом;
  2. Вместо слова;
  3. После слова.

В технологических картах отметьте свои результаты.

 Третий этап (Применение):

Задание № 1:  Выпишите предлоги в два столбика:  

Искать под землей,  достать из-под земли,  отдыхать около реки,  построили посреди старых домов,  сделать в течение недели,  договориться насчет занятий,  отменить занятия в связи с морозами.

П р о и з в о д н ы е:

Н е п р о и з в о д н ы е:

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

Четвертый этап (Анализ):

Задание № 1.   Выпишите из предложений предлоги, охарактеризуйте их морфологические признаки (см. план на стр. 153)

Наш приемник в пять часов принял сотню голосов.   Я живу напротив школы. 

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

     

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (Синтез):

Найдите четвертое лишнее.  Объясните свой выбор.

  1. Из-за,  около,  при,  через;
  2. Вокруг дома,  благодаря заботе,  вдоль трассы;
  3. По поводу передачи,  вблизи дома,  ради любви.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно распределил слова на группы, определил не все части речи (не более 2-х ошибок),  верно проанализировал утверждения, допустил (не более 1-ой ошибки)

1

Я правильно распределил слова на группы, определил  все части речи,  верно проанализировал утверждения

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я понял смысл телеграммы и записал вывод.  Выписал все предлоги из текста, допустил (не более 1-ой ошибки), выбрал верный ответ из задания № 3

1

Я понял смысл телеграммы и записал вывод.  Выписал правильно все предлоги из текста, выбрал правильный ответ из задания № 3

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я распределил предлоги на производные и непроизводные, но  допустил ошибки (не более 2-х)  

2

Я правильно распределил предлоги на производные и непроизводные  

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я выписал из предложений  предлоги и охарактеризовал их морфологические признаки, но допустил ошибку

2

Я правильно выписал из предложений  предлоги и охарактеризовал их морфологические признаки

3

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я нашел четвертое лишнее, смог объяснить свой выбор, но  допустил неточности или ошибку (не более 2-х)

2

Я правильно  нашел четвертое лишнее, смог объяснить свой выбор

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)  __________________________

 Тема урока: _Предлог как часть речи.

Первый этап (Знание):

Задание № 1.  Cоставьте алгоритм ваших действий.  

«Как найти предлог в предложении»

  1. Предлоги  ………………… главное и зависимое слово в …………………………… .
  2. К ним ………………… задать вопрос.
  3. Предлоги всегда находятся перед …………………………………………………. .
  4. Не имеют  …………………….. значения  или оно ослаблено.
  5. Не могут быть …………………….   предложения.
  6. Можно заменить ………………………………………………… .

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (Понимание):

Задание № 1:  Замените производные предлоги синонимичными непроизводными.

Вследствие положений    ______________ ,  в течение дня ______________ ,  спустя несколько лет ______________ ,  ввиду приближения каникул ______________ , пробираться сквозь заросли ______________ , сидеть возле костра ______________ , идти навстречу другу ______________ ,играл в продолжении часа ______________ .

Справочный отдел:  около,  к,  у,  через,  из-за,  за.

В технологических картах отметьте свои результаты.

 Третий этап (Применение):

Задание № 1:  Выполните упражнение № 337 на стр.154.  

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

Четвертый этап (Анализ):

Задание № 1.   Пользуясь алгоритмом ( см. этап «Знание» )  определите части речи в выделенных словах и синтаксическую роль в самостоятельных частях речи.  

  1. Исходили лес вдоль и поперек.  Тропинка шла вдоль берега.
  2. Вблизи виднелся лес.  Вблизи  села протекала река.
  3. Мы ушли, благодаря за хороший прием.  Благодаря теплу сирень расцвела быстро.
  4. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется.  Поезд не остановился и проехал мимо станции.

     Задание № 2.   Выпишите из предложений один производный предлог и один непроизводный.    

      Выполните морфологический разбор предлогов.

 _______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (Синтез):

Составьте предложение, используя предлоги и омонимичные формы.

 Вокруг (предлог) – вокруг (наречие).

Путем (предлог) – путем (существительное)

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я составил алгоритм  действий по определению предлога в предложении, но допустил  ошибки (не более 2-х ошибок)

1

Я правильно  составил алгоритм  действий по определению предлога в предложении.

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я заменил не все производные предлоги синонимичными непроизводными, допустил (не более 1-ой ошибки)

1

Я заменил все производные предлоги синонимичными непроизводными

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог определить какой частью речи являются выделенные слова в упражнении, но допустил ошибки (не более 2-х)

2

Я смог определить какой частью речи являются выделенные слова в упражнении

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог определить  части  речи  в предложениях и синтаксическую роль в самостоятельных частях речи, но допустил ошибки (не более 2-х)

2

Я смог определить  части  речи  в предложениях и синтаксическую роль в самостоятельных частях речи

3

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно составил только три  предложения, используя предлоги и омонимичные формы

2

Я правильно составил только все  предложения, используя предлоги и омонимичные формы

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)  __________________________

 Тема урока: _Правописание предлогов

Первый этап (Знание):

Задание № 1.  Заполните схему: «Предлог как часть речи»

    1). Используется для ____________________________________

    2) Находится перед _____________________________________

   3)  Не имеет ___________________________________________

   4)  Не является _________________________________________  

   5)  По способу образования предлоги делятся на _____________

       _____________________________________________________

    6)  По составу различают  _______________________________

Задание № 2: Прочитайте параграф 28 на стр. 155 (теория)

Второй этап (Понимание):

Задание № 1:  Раскройте скобки и распределите по трем колонкам предлоги.  Дайте колонкам названия.

Из(за),  (в)связи,  (в)виду,  (по)мере,  (в)место,  (на)счет,  (в)течение,  (из)под,  (в)продолжение,  (с)тремя.

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

 Третий этап (Применение):

    Задание № 1: Пользуясь таблицей, раскройте скобки запишите предлоги, замените производные предлоги непроизводными

Производные предлоги

Слитно

Раздельно

Ввиду (болезни) = из-за.

в виде (варенья)

вместо (себя) = за

в качестве (сувенира)

впереди (отряда) = перед

в продолжение (отпуска) = около

вроде (помощника)  = наподобие

в связи с (болезнью)

вслед (уходящим) = за

в течение (месяца) = около

вследствие (ошибок) = из-за

в целях (самообороны)

навстречу (друзьям) = к

за счет (перегрузки)

наподобие (шляпы)  = вроде

по мере (приближения)

напротив (гостиницы)

Не путать! Наречие впоследствии

насчет (отпуска)   = о                                                Но: иметь в виду. (сущ.)

посреди (поля)                                                            

сверх (меры)

несмотря на = хотя                                не смотря на (дееприч.) = не глядя

невзирая на = хотя

(В)следствие положения  (…..…….); (в )течение дня (……….); спустя несколько лет (…………); (в)виду приближения морозов(…………..); пробираться сквозь чащу (………….); сидеть возле дома (………..). послать (в)место себя (………..), идти (на)встречу другу (………..),занимался  (в )продолжение часа (…………………) 

Четвертый этап (Анализ):

Задание № 1.   Раскройте скобки.  Замените выделенные предлоги производными,  данными в справочном материале.  Расставьте недостающие знаки препинания,  графически объясните.

Слова для справок:  (в)следствие,  (в)виду,  (в)течение,  (в)заключение,  (в)связи с,  благодаря.

8 февраля я опоздал (на)учебу (из)за ________________  того,  что поздно лег спать вечером.   Сегодня утром 20 минут простоял на остановке, но автобуса не было.   (Из)за ____________ этого я пошел в школу пешком.  (Из)за ____________  снегопада обстановка на дороге была сложной и я много времени потерял обходя сугробы.   (Из)за трудности на пути ____________ на занятия опоздал.

Задание № 2.   Что изменилось в тексте?   Для какого стиля речи характерны производные предлоги?

___________________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (Синтез):

Задание № 1.   Выполните тест.

  1. Отметьте словосочетания с производными предлогами:

    А)  жить при станции             Б)  благодаря обильным дождям

    В)  растет вдоль забора          Г)  идут впереди отряда

  1. Укажите предложения, в которых есть предлоги:

А)   Стадо потянулось мимо дома.

Б)   Не проходите мимо.

В)   Поперек дороги уложили бревна.

Г)   Впереди шли самые стойкие и бойкие.

  1.  Укажите группу непроизводных предлогов:

А)   благодаря,  до,  за,  перед

Б)   согласно,  у,   навстречу,  до.

В)   через,   перед,   без,  для,  над

Г)   с,   у,  об,  вдоль,  при

В технологических картах отметьте свои результаты.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно заполнил схему, допустил при этом (не более 2-х ошибок)

1

Я правильно заполнил схему

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог дать колонкам название и распределил в них предлоги с разным написанием , допустил (не более 1-ой ошибки)

1

Я смог дать колонкам название и правильно распределил в них предлоги с разным написанием

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог заменить производные предлоги на непроизводные, но допустил орфографические ошибки (не более 2-х)

2

Я смог правильно заменить производные предлоги на непроизводные и не допустил ни одной  орфографической ошибки

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог заменить выделенные предлоги производными.  Расставил недостающие знаки препинания и графически их объяснил. Определил стиль речи полученного текста, но допустил ошибки (не более 2-х орфографических или одной орфографической и одной пунктуационной)

2

Я правильно  заменил  выделенные предлоги производными.  Расставил недостающие знаки препинания и графически их объяснил. Определил стиль речи полученного текста.

3

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я выполнил тестовое задание, но допустил одну ошибку.

2

Я выполнил тестовое задание, не допустил ни одной  ошибки.

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)  __________________________

 Тема урока: Правописание предлогов

Первый этап (Знание):

Сравните написание слов в первом и втором столбиках:

В чем ?  В течении реки

               В продолжении книги

               В следствии по делу

               Иметь в виду

Что делая? Не смотря под ноги

Впоследствии – ЗАПОМНИ !

Как долго ?  В течение года

(время)         В продолжение месяца

Почему ?     Вследствие  болезни

(причина)    Ввиду дождливой погоды

Вопреки чему ? Несмотря на дождь

(уступка)           Невзирая на туман

Почему по-разному написаны одинаково звучащие слова?

     Запомни рифмованный алгоритм!

Прелоги в течение и в продолжение

Нам говорят о движении времени.

Спроси: как долго или когда?

В конце пишем Е и РАЗДЕЛЬНО всегда.

Задание № 1.  Решите орфографическую задачу:  Е или И,  слитно или раздельно.  Объясните написание слов.

  1. (В) течени…  этой горной реки встречается слишком много порогов.
  2. (В) течени… нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
  3. (В) течени… часа необходимо решить контрольную работу.
  4. (В) продолжени… трех лет он писал книгу.
  5. (В) продолжени… книги появляются новые герои.

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (Понимание):

Задание № 1:  Используя таблицу (см. этап «Знание»), упр. 342, «Возьмите на заметку» - стр. 157 решите орфографическую задачу: найдите и подчеркните только сочетания с предлогами и объясните их написание.

1. (В) течени… года он усердно занимался.   2.  (В) следстви…  сильного ветра была нарушена телеграфная связь. 3.   Он участвовал (в) следстви…  о поджоге.  4.  (В) виду дождя экскурсия не состоялась.  5.  Я совсем не это имел (в) виду.   6. Декабристы находились (в) заключени… в Петропавловской крепости.  7. (В) заключени…  статьи были подведены итоги.

В технологических картах отметьте свои результаты.

 Третий этап (Применение):

    Задание № 1: Распределите в таблицу предлоги и омонимичные части речи.  Решите орфографическую  задачу.

(В) течени…  многих лет;  (в) продолжени…  урока;   (в) следстви…  непогоды;  шел по тропинке, (не) смотря под ноги;  узнал (в) последстви… ;  (не) смотря на жару;  (в) виду болезни;  включить (в) следстви…  по делу;  имей это (в) виду;  поговори (на) счет похода;  положи деньги (на) счет банка.

                               П р е д л о г и:

                     Другие части речи:

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Четвертый этап (Анализ):

Задание № 1.   Найдите предложения с производными предлогами.  Объясните написание предлогов.

  1. (В) виду недостатка в продовольствии сокращение пути было особенно важно.
  2. (В) продолжени…  статьи  можно прочитать о работе шахтеров.
  3. (В) течени…  дня он не раз заговаривал со мною.
  4. (В) течени… реки есть опасные пороги.
  5. Плавать в реке опасно (в) следстви…  быстрого течения.
  6. Не было ни одной тучки, (в) следстви…  чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

 

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (Синтез):

Задание № 1.   Составьте предложения, используя предлоги и омонимичные сочетания слов.

    1)  насчет  - на счет             2)  в виду  -  ввиду

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно решил орфографическую задачу,  объяснил написание слов, допустил при этом (не более 2-х ошибок)

1

Я правильно решил орфографическую задачу,  объяснил написание слов

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог найти и подчеркнуть сочетания с предлогами и объяснил  их написание, но  допустил  при этом не более 3-х ошибок

1

Я смог найти и подчеркнуть сочетания с предлогами и правильно объяснил их написание

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог распределить в таблицу предлоги и омонимичные части речи и правильно решил орфографическую задачу, но допустил при этом ошибки (не более 3-х)

2

Я смог правильно распределить в таблицу предлоги и омонимичные части речи и правильно решил орфографическую задачу

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог найти предложения с производными предлогами.  Объяснил написание предлогов, но допустил при этом ошибки (не более 2-х ошибок)

2

Я смог найти предложения с производными предлогами.  Правильно объяснил написание  предлогов

3

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно составил не менее двух предложений,  используя предлоги и омонимичные сочетания слов

2

Я правильно составил не менее четырех  предложений,  используя предлоги и омонимичные сочетания слов

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)  __________________________

 Тема урока: _Употребление предлогов в речи

Первый этап (Знание):

     Восстановите рифмованный алгоритм:

Предлоги ……….…………  и …………………….

Нам говорят о …………….………………………

Спроси: как долго?  или   ……………..?

В конце пишем …… и …………………… всегда.

Задание № 1:    Я могу определить, от какой части речи образован предлог, и доказать это по алгоритму.

(В)следстви… дождя, (в)следстви… по делу, (в)течени… суток, (в)течени… реки, благодаря дождю, благодаря хозяйку, (не)смотря на болезнь, (не)смотря по сторонам, (в)виду сильных морозов, имейте (в)виду.

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (Понимание):

Задание № 1:  Я могу найти и подчеркнуть только сочетания с предлогами и объяснить их написание.

     Несколько раз (в)течени… лета заходил Гаврик к Пете во двор узнать, как дела. Лодка стремительно понеслась к водопаду и скрылась (в)течени… реки. (В)продолжени…всей болтовни Ноздрева Чичиков протирал несколько раз себе глаза. (В)продолжени… романа, во второй части,  Каверин старался говорить от лица Кати. (В)заключени… разговора попрощайтесь с собеседником.  (В)следстви… этого вы сохраните хорошее настроение и себе и собеседнику. Грубить и хамить нельзя даже (в)виду неприятностей. Я имею (в)виду совсем другое.

     (Не)смотря на все старания щенок никак не мог выбраться из воды.   Шел (не)смотря по сторонам. Благодаря усидчивости он усвоил пропущенное. Я улыбался благодаря друга за помощь.

В технологических картах отметьте свои результаты.

 Третий этап (Применение):

    Справочные материал.

Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию, как говорят ученые, нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем всю жизнь. Но есть правило, которым можно пользоваться. Оно основано на явлении антонимии предлогов. Предлогу в антонимичен предлог из, а предлогу на антонимичен предлог с. Поэтому если мы говорим на Дальний Восток, то нужно сказать с Дальнего Востока, а если мы говорим в Москву, то нужно сказать из Москвы.  

                                                  В – из              На – с                              

См. схему на стр. 159.

Задание № 1: Используя предлоги С и ИЗ, составьте словосочетание с глаголом  приехать  и существительными Белоруссия, Украина, Крым, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Алтай, Карпаты.

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Четвертый этап (Анализ):

Задание № 1.   Проанализируйте данную таблицу.

                                                                      Употребление предлога ПО в речи:

Значение предлога

Падеж

  1. Указывает на место

  1. Дательный падеж (гулять по лесу)
  1. Указывает на начало действия, временной отрезок
  1. Предложный падеж (по приезде в город; по окончании курсов)
  1. Указывает на объект чувств
  1. Дательный падеж (скучаю по сыну)
  1. Указывает на объект чувств, но с личными местоимениями I и II  лица
  1. Предложный падеж (плачет по вас)

Образуйте словосочетания с предлогом ПО.  

Поставьте существительные в нужной форме, определите падеж.

Какие отношения выражает предлог?

  1. Ходить по (мостик), бежать (дорога), гулять по (парк)_________________________________  

_______________________________________________________________________________________

  1. Задать вопрос по окончани..   урока, ушел по истечении.. назначенного времени, позвонил по  

приезд.. в  город, сообщил по прибытии.. из командировки.

  1. Скучаю по( мама), тужить по (сын), плачет по (вы), горюет по (мы) _____________________

_______________________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (Синтез):

Задание № 1.   Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей. Исправьте их.

Оплатить за билет.___________________________ Уверенность в победу.______________________

Делиться о своих достижениях._____________________________Отзыв на стихотворение._______

_________________________ Указать о недостатках. ____________________________Таблетки для

головной боли. __________________________________  Благодаря снежным заносам движение было

прервано. ______________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно решил орфографическую задачу,  объяснил написание слов, допустил при этом (не более 2-х ошибок)

1

Я правильно решил орфографическую задачу,  объяснил написание слов

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог найти и подчеркнуть сочетания с предлогами и объяснил  их написание, но  допустил  при этом не более 3-х ошибок

1

Я смог найти и подчеркнуть сочетания с предлогами и правильно объяснил их написание

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог распределить в таблицу предлоги и омонимичные части речи и правильно решил орфографическую задачу, но допустил при этом ошибки (не более 3-х)

2

Я смог правильно распределить в таблицу предлоги и омонимичные части речи и правильно решил орфографическую задачу

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог найти предложения с производными предлогами.  Объяснил написание предлогов, но допустил при этом ошибки (не более 2-х ошибок)

2

Я смог найти предложения с производными предлогами.  Правильно объяснил написание  предлогов

3

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно составил не менее двух предложений,  используя предлоги и омонимичные сочетания слов

2

Я правильно составил не менее четырех  предложений,  используя предлоги и омонимичные сочетания слов

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)  __________________________

 Тема урока: Употребление предлогов в речи

Первый этап (Знание):

Задание № 1:    Заполните схему и составьте словосочетания, употребив правильно предлоги ИЗ, С, НА,В.

Если В, то …………………………                         Если НА, то ………..…………….

Прийти ….  школы;  жить ….. Урале;  ездить …. Сибирь;   вернуться ….. Вологды;   приехать ….. Украины;  прилететь …  Минск;    приехать … Алтая.

Задание № 2:    Заполните схему.  Решите орфографическую задачу. Поставьте существительные в нужной

                            форме, определите падеж.

                                                             Употребление предлога ПО в речи:

Значение предлога

Падеж

  1. Указывает на место
  1. Указывает на начало действия, временной отрезок (значение после чего-либо)
  1. Указывает на объект чувств
  1. Указывает на объект чувств, но с личными местоимениями I и II  лица

Бежать по дорог…  ,  сообщил по прибыти… ,  плачет по (вы)…………. ,  скучаю по мам… ,  по приезд…  из командировки,  по выяснени…  обстоятельств,   по окончани…   школы,  горюет по (мы) ……. .

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (Понимание):

Задание № 1:   Замените предлог ПОСЛЕ – ПО.  Согласуйте с формой существительного, определите падеж. 

  1. После истечения (____________________) срока отчитаться о проделанной работе.
  2. После приезда  (____________________)  в деревню я отправился к родственникам.
  3. После прибытия  (____________________) мы разбили палаточный лагерь.
  4. Виталию удалось хорошо устроиться на работу после окончания  (__________________) института.
  5. После возвращения  (____________________) из Рима сестра долго рассказывала о достопримечательностях древнего города.

В технологических картах отметьте свои результаты.

 Третий этап (Применение):

Задание № 1: Рассмотрите схему и решите орфографическую задачу.

Благодаря

Согласно

Вопреки

Наперекор

+   Дательный падеж

Выполнить задание согласно приказ… ;  идти наперекор ураган… ;   поступить вопреки обыча… ;  сделать благодаря помощ… ;  поступил вопреки желани… .

 

Задание № 2: Рассмотрите схему и исправьте ошибки в употреблении предлогов.

ВВИДУ  -  что-то предстоящее;

ВСЛЕДСТВИЕ  -  уже случившееся;

БЛАГОДАРЯ  -  позитивное.

Предоставить отпуск ввиду болезни

Благодаря болезни я не пошел в театр.

Я приобрел билеты вследствие поездки на Урал.

     В технологических картах отметьте свои результаты.

Четвертый этап (Анализ):

Задание № 1.   Исправьте, где это необходимо,  ошибки.

 

  1. По прошествие часа машина выехала из автобазы.
  2. Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.
  3. Согласно графика мы управились вовремя.
  4. Несмотря на бдительность водителя, авария была предотвращена.
  5. Вопреки решении суда он уехал из города.

 

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (Синтез):

Задание № 1:   Используя производные предлоги (в)следстви…,   (в)виду,  (в)течени… ,

(в)продолжени… , напишите деловое письмо классному руководителю.

РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТЫ:

                                                                        Деловое письмо.

Сообщаем (Вам о том), что;   доводим до Вашего сведения,  что ;    ставим Вас в известность о

том, что.

 ____________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

         _____________________________________________________________________________________              

         _____________________________________________________________________________________      

         _____________________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я заполнил схему, составил словосочетания, употребил  правильно предлоги, поставил существительные в нужной форме и определил падеж, но допустил при этом ошибки  (не более 3-х)

1

Я заполнил схему, составил словосочетания, употребил  правильно предлоги, поставил существительные в нужной форме и определил падеж

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог заменить предлог ПОСЛЕ – ПО и согласовать с формой существительного, определил падеж, но  допустил  при этом ошибки (не более 3-х)

1

Я смог заменить предлог ПОСЛЕ – ПО и согласовать с формой существительного, определил падеж

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно решил орфографическую задачу и исправил ошибки в употреблении предлогов, но допустил при этом ошибки (не более 3-х)

2

Я смог правильно распределить в таблицу предлоги и омонимичные части речи и правильно решил орфографическую задачу

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог исправить, где это необходимо, ошибки. Допустил не более 2-х ошибок

2

Я смог правильно исправить, где это необходимо, ошибки

3

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Используя производные предлоги и речевые стандарты, я смог написать деловое письмо, но допустил при этом ошибки (не более 3-х)

2

Используя производные предлоги и речевые стандарты, я смог написать деловое письмо

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта  № 1  ученика(цы)  __________________________

 Тема урока: ______________________________________________________________________.

Первый этап (знание). Служба безопасности.

Задание № 1. Заполните схему и,  используя  предлоги ИЗ – С, составьте словосочетания с глаголом ПРИЕХАТЬ и существительными: Белоруссия,  Украина,  Крым,  школа,  Кавказ,  Карпаты.

                                                        Если В, то …………………………                        

                                                        Если НА, то ………..…….……….

 _________________________________________________________________________________

 _________________________________________________________________________________                                                        

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (понимание). Корректоры.

Задание № 1.  В качестве корректора решите орфографическую задачу: раскройте скобки и

                        объясните написание предлогов и омонимичных частей речи.

Просто детективная история…

     Утром, как обычно, предлог (в)течени… отправился на работу в свой учебник.   Не успел он разместиться на странице блокнота юного журналиста, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, моля о пощаде, хлопнулся и чуть не утонул (в)течени… бурного потока.

     Затем (в)течени…  нескольких минут он попытался зацепиться за тетрадь отличника…

     Но тут появился главный корректор и поставил все на свои места …

Используя рифмованный алгоритм, объясните, как писать некоторые предлоги.

Предлоги ……….…………  и …………………….

Нам говорят о …………….………………………

Спроси: как долго?  или   ……………..?

В конце пишем …… и …………………… всегда.

Задание № 2.  Чтобы в лирику нам не вдаваться,  предлагаю в этой схеме разобраться:

«Как найти предлог в предложении»

  1. Предлоги всегда находятся перед ………………………………
  2. К ним ………………… задать вопрос.
  3. Не имеют  …………………….. значения  или оно ослаблено.
  4. Не могут быть …………………….   предложения.
  5. Можно заменить …………………………………………………

В технологических картах отметьте свои результаты.

 Третий этап (применение). Литературно-поэтический отдел.

 Задание № 1.  Из ряда шуточных предложений найдите предложения с предлогами и

                    решите орфографическую задачу.  

  1. (В)следстви…  обмана лишился я кармана.
  2. (В)течени…  карнавала музыка не умолкала.
  3. (В)место хлопушки использовали подушку.
  4. (Не)смотря под ноги,  бродил я по дороге.
  5. Я не знаю, что вы имели (в)виду, когда сочиняли стихи на ходу.
  6. (В)виду наводнения нужны меры по спасению.

Задание:  для получения личного бонусного балла сочините свои рифмованные шуточные предложения, используя  предлоги, по данному началу или полностью оригинальные.

(Не)смотря на злость, ……………………………………….. .

(В)связи с плохой отметкой  ……….…………………………  

(В)следстви…  проблем  ………………………………………..

…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………….

В технологических картах отметьте свои результаты.

Четвертый этап (анализ.  Отдел писем.

Вот такое письмо прислал в редакцию отец Пети Васечкина – Иван Петрович.  Он получил его от  классного руководителя Пети Николая Сергеевича Знайкина.  Чем недоволен отец Пети Васечкина?

 

Письмо.

     Иван Петрович!  

     Поскольку Ваш сын опят хватанул «пару», а в дневнике у него то «пара», то «кол», он, без сомнения, срежется на ГИА, и я буду вынужден выставить его из школы.

Классный руководитель  Знайкин Н. С.

Задание № 1.  Сохранив содержание письма, устраните стилистические ошибки и напишите деловое письмо, используя речевые стандарты и производные предлоги.

Справочное бюро:

Сообщаем Вам о том, что ………………. ;  доводим до Вашего сведения, что ………………… ;  ставим Вас в известность, что ……………………… ; (в)следстви…  ;  (в)виду;  (в)течени… ; (в)продолжени…  и т.п.

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (синтез).   Отдел рекламы.

Напишите «Хвалебное слово предлогу»,  оду,  стихотворение, рекламу (по выбору).  

Условие:  работа должна быть посвящена одному предлогу.  Например, предлогу ИЗ.

В технологических картах отметьте свои результаты.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

Рабочая карта № 2  ученика(цы)  __________________________

 Тема урока: ______________________________________________________________________.

Первый этап (знание). Служба безопасности.

Задание № 1.  Заполните схему.  Решите орфографическую задачу. Составьте словосочетания с предлогом ПО.

                                                             Употребление предлога ПО в речи:

Значение предлога

Падеж

  1. Указывает на место
  1. Указывает на начало действия, временной отрезок (значение после чего-либо)
  1. Указывает на объект чувств
  1. Указывает на объект чувств, но с личными местоимениями I и II  лица

  1. Ходить по мостик… .   гулять по парк… .
  2. Задать вопрос по окончани… ,  позвонил по приезд… .
  3. Скучаю по мам… ,   плачет по (вы).

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (понимание). Корректоры.

Задание № 1.  В качестве корректора решите орфографическую задачу: раскройте скобки и

                        объясните написание предлогов и омонимичных частей речи.

Просто детективная история…

     Утром, как обычно, предлог (в)течени… отправился на работу в свой учебник.   Не успел он разместиться на странице блокнота юного журналиста, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, моля о пощаде, хлопнулся и чуть не утонул (в)течени… бурного потока.

     Затем (в)течени…  нескольких минут он попытался зацепиться за тетрадь отличника…

     Но тут появился главный корректор и поставил все на свои места …

Используя рифмованный алгоритм, объясните, как писать некоторые предлоги.

Предлоги ……….…………  и …………………….

Нам говорят о …………….………………………

Спроси: как долго?  или   ……………..?

В конце пишем …… и …………………… всегда.

Задание № 2.  Чтобы в лирику нам не вдаваться,  предлагаю в этой схеме разобраться:

«Как найти предлог в предложении»

  1. Предлоги всегда находятся перед ………………………………
  2. К ним ………………… задать вопрос.
  3. Не имеют  …………………….. значения  или оно ослаблено.
  4. Не могут быть …………………….   предложения.
  5. Можно заменить …………………………………………………

В технологических картах отметьте свои результаты.

 Третий этап (применение). Литературно-поэтический отдел

 Задание № 1.  Из ряда шуточных предложений найдите предложения с предлогами и

                    решите орфографическую задачу.  

  1. (В)следстви…  обмана лишился я кармана.
  2. (В)течени…  карнавала музыка не умолкала.
  3. (В)место хлопушки использовали подушку.
  4. (Не)смотря под ноги,  бродил я по дороге.
  5. Я не знаю, что вы имели (в)виду, когда сочиняли стихи на ходу.
  6. (В)виду наводнения нужны меры по спасению.

Задание:  для получения личного бонусного балла сочините свои рифмованные шуточные предложения, используя  предлоги, по данному началу или полностью оригинальные.

(Не)смотря на злость, ……………………………………….. .

(В)связи с плохой отметкой  ……….…………………………  

(В)следстви…   проблем ……………………………………….

…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………….

В технологических картах отметьте свои результаты.

Четвертый этап (анализ.  Отдел писем.

Вот такое письмо прислал в редакцию отец Пети Васечкина – Иван Петрович.  Он получил его от  классного руководителя Пети Николая Сергеевича Знайкина.  Чем недоволен отец Пети Васечкина?

                                                                             Письмо.

     Иван Петрович!  

     Поскольку Ваш сын опят хватанул «пару», а в дневнике у него то «пара», то «кол», он, без сомнения, срежется на ГИА, и я буду вынужден выставить его из школы.

Классный руководитель  Знайкин Н. С.

Задание № 1.  Сохранив содержание письма, устраните стилистические ошибки и напишите деловое письмо, используя речевые стандарты и производные предлоги.

Справочное бюро:

Сообщаем Вам о том, что ………………. ;  доводим до Вашего сведения, что ………………… ;  ставим Вас в известность, что ……………………… ; (в)следстви…  ;  (в)виду;  (в)течени… ; (в)продолжени…  и т.п.

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (синтез).   Отдел рекламы

Напишите «Хвалебное слово предлогу»,  оду,  стихотворение, рекламу (по выбору).  

Условие:  работа должна быть посвящена одному предлогу.  Например, предлогу ИЗ.

В технологических картах отметьте свои результаты.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

Рабочая карта № 3  ученика(цы)  __________________________

 Тема урока: ______________________________________________________________________.

Первый этап (знание). Служба безопасности.

Задание № 1.  Заполните схему.  Какие варианты предложений наиболее предпочтительны?  

                         Объясните почему.

Предлог

Значение

ВВИДУ

 

ВСЛЕДСТВИЕ

 

БЛАГОДАРЯ

 

  1. Предоставить отпуск ввиду болезни.
  2. Предоставить отпуск вследствие болезни.
  3. Благодаря снежным заносам движение прервано.
  4. Мы смогли получить кредит благодаря фирме.

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (понимание). Корректоры.

Задание № 1.  В качестве корректора решите орфографическую задачу: раскройте скобки и

                        объясните написание предлогов и омонимичных частей речи.

Просто детективная история…

     Утром, как обычно, предлог (в)течени… отправился на работу в свой учебник.   Не успел он разместиться на странице блокнота юного журналиста, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, моля о пощаде, хлопнулся и чуть не утонул (в)течени… бурного потока.

     Затем (в)течени…  нескольких минут он попытался зацепиться за тетрадь отличника…

     Но тут появился главный корректор и поставил все на свои места …

Используя рифмованный алгоритм, объясните, как писать некоторые предлоги.

Предлоги ……….…………  и …………………….

Нам говорят о …………….………………………

Спроси: как долго?  или   ……………..?

В конце пишем …… и …………………… всегда.

Задание № 2.  Чтобы в лирику нам не вдаваться,  предлагаю в этой схеме разобраться:

«Как найти предлог в предложении»

  1. Предлоги всегда находятся перед ………………………………
  2. К ним ………………… задать вопрос.
  3. Не имеют  …………………….. значения  или оно ослаблено.
  4. Не могут быть …………………….   предложения.
  5. Можно заменить …………………………………………………

В технологических картах отметьте свои результаты.

 Третий этап (применение). Литературно-поэтический отдел.

 Задание № 1.  Из ряда шуточных предложений найдите предложения с предлогами и

                    решите орфографическую задачу.  

  1. (В)следстви…  обмана лишился я кармана.
  2. (В)течени…  карнавала музыка не умолкала.
  3. (В)место хлопушки использовали подушку.
  4. (Не)смотря под ноги,  бродил я по дороге.
  5. Я не знаю, что вы имели (в)виду, когда сочиняли стихи на ходу.
  6. (В)виду наводнения нужны меры по спасению.

Задание:  для получения личного бонусного балла сочините свои рифмованные шуточные предложения, используя  предлоги, по данному началу или полностью оригинальные.

(Не)смотря на злость, ……………………………………….. .

(В)связи с плохой отметкой  ……….…………………………  

(В)следстви…  проблем  ………………………………………..

…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………….

В технологических картах отметьте свои результаты.

Четвертый этап (анализ.  Отдел писем.

Вот такое письмо прислал в редакцию отец Пети Васечкина – Иван Петрович.  Он получил его от  классного руководителя Пети Николая Сергеевича Знайкина.  Чем недоволен отец Пети Васечкина?

 

Письмо.

     Иван Петрович!  

     Поскольку Ваш сын опят хватанул «пару», а в дневнике у него то «пара», то «кол», он, без сомнения, срежется на ГИА, и я буду вынужден выставить его из школы.

Классный руководитель  Знайкин Н. С.

Задание № 1.  Сохранив содержание письма, устраните стилистические ошибки и напишите деловое письмо, используя речевые стандарты и производные предлоги.

Справочное бюро:

Сообщаем Вам о том, что ………………. ;  доводим до Вашего сведения, что ………………… ;  ставим Вас в известность, что ……………………… ; (в)следстви…  ;  (в)виду;  (в)течени… ; (в)продолжени…  и т.п.

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (синтез).   Отдел рекламы.

Напишите «Хвалебное слово предлогу»,  оду,  стихотворение, рекламу (по выбору).  

Условие:  работа должна быть посвящена одному предлогу.  Например, предлогу ИЗ.

В технологических картах отметьте свои результаты.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Предлог». 7 класс.     1 вариант

1.  Какое утверждение является неверным?

  1. Служебные части речи — предлоги, союзы частицы.
  2. Служебные части речи не изменяются.
  3. Предлоги связывают простые предложении в составе сложного.
  4. Предлог для выражает целевое значение.

2.  Найдите ошибку в определении признаков выделенного слова.

  1. ввиду болезни — предлог, производный
  2. в течение года — имя существительное, Предл. П.
  3. через кусты — предлог, непроизводный
  4. мимо дома — предлог, пространственное значение

3.  В каком примере выделенное слово пишется раздельно?

  1. Говорили (на)счёт похода.
  2. Имей это (в)виду.
  3. Пошли в поход, (не)смотря на заморозки.
  4. (В)следствие наводнения река вышла из берегов.

4. В каком предложении на месте пропуска в выделенного слове пишется буква е?

1)  В продолжени.. книги эти герои уже не появляются.

2)  В отличи.. от древних книг, эта рукопись осталась до наших дней почти невредимой

3)  В течени.. реки много порогов.

4)  В следстви.. по делу выяснилось много новых фактов.

5. В каком варианте ответа в выделенных словах нет окончания?

A)        сосредоточен на решении задачи
Б)  
в течение дня

B)        выписал журнал
Г)  
напрасно старался

1) А, Г     2) Б, Г     3) А, Б     4) Б, В

6. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных.

А)   оплатите за билет                                                Б)  укажите на недостатки

В)   интересуйтесь о результатах                              Г)  уверенность в победу

Д)   проехать на трамвае

7. Найдите предложения, в которых выделенные слова – предлоги.

А)  Все ушли, благодаря хозяйку за гостеприимство.

Б)   Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.

В)  Земля вращается вокруг солнца.

Г)   Вопреки моему желанию, они познакомились.

Д)   Впереди шёл командир отряда.

8. Какую  букву нужно вставить?                                                                                                                                     

А)  Благодаря решени…                                                                                            

Б)   Согласно желани…                                                                                                      

В)  Встретиться по прибытии…  

 9. В каких предложениях допущены грамматические ошибки?

А)  Жажда к славе его томила, мучила и жгла.

Б)   Работа ведется согласно графику.

В)   Он пришел со школы.

Г)   Встретились по прибытию поезда.

Тест по теме: «Предлог». 7 класс.     2 вариант

1. Какое утверждение является неверным?

  1. В отличие от самостоятельных частей речи, служебные части речи не называют ни предметов, ни действия, ни количества.
  2. Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
  3. Предлог из-за выражает причинное значение.
  4. Предлоги к, под, до — производные.

2.  Найдите ошибку в определении признаков выделенного слова.

  1. около леса — предлог, пространств. значение
  2. благодаря обильным дождям — деепричастие несов. вида
  3. вблизи стадиона — предлог, производный
  4. в продолжение лета — предлог, производный

3.  В каком примере выделенное слово пишется раздельно

  1. Он долго смотрел (в)след уходящему поезду.
  2. (В)виду сильного шторма корабли зашли бухту.
  3. (В)последствии он повторил свой рекорд.
  4. Женька, (в)отличие от друга, не был силе в этих вопросах.

4.  В каком предложении на месте пропуска пишется буква и в выделенном слове?

      1)        Мы ремонтировали дом в продолжени.. месяца.

      2)        В заключени.. доклада были подведены итоги работы за год.

      3)        Впоследстви.. он не раз возвращался к этому вопросу.

      4)    Вследстви.. запутанной метеорологической картины прогнозировать погоду трудно.

5.  В каком варианте ответа в выделенных словах нет окончания?

А)   написал аккуратно

Б)    сделать искусно

В)    в течение года

Г)    пример решён правильно

1) А,Б     2) В,Г      3) Б,В      4) А,Г

6.  В каких предложениях допущены грамматические ошибки?

А)  Жажда к славе его томила, мучила и жгла.

Б)   Работа ведется согласно графику.

В)   Он пришел со школы.

Г)   Встретились по прибытию поезда.

7.Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных.

А) обсудило о работе;                     Г)  отзыв на рассказ;

Б) уйти из завода;                            Д) вернуться из Москвы.

В) платить за проезд;  

8. Найдите предложения, в которых выделенные слова – предлоги.

А)   Шел, не смотря  по сторонам.

Б)   Несмотря на занятость, они помогал другу.

В)   Он оправдывался, не смотря в глаза.

Г)   Туристы, несмотря на дождь, продолжали маршрут.

9. Какую  букву нужно вставить?                                                                                                                                

А)  вопреки ожидани…                                                                                          

Б)  согласно решени…                                                                                                      

В)  отдыхать  по окончании…          



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по теме «П Р Е Д Л О Г»

Ученика(цы)  ________________________________.

Количество часов  - 7 уроков.

Срок изучения  ________________________

Цель изучения темы:  знать предлоги,  их правописание,  разряды предлогов, употребление предлогов в речи.

Обязательная часть

Накопительная часть

п/п

Тема  урока

Максимальное

кол-во баллов

Набранные

баллы

Творческие работы

Макс. кол-во

баллов

Набранные баллы

Бонус от учителя

1.

Предлог как часть речи.

13

Лингвистическая сказка о предлогах

5

2.

Предлог как часть речи.

13

Презентация «Правописание производных предлогов»

5

3.

Правописание предлогов.

13

Презентация «Употребление предлогов в речи»

5

4.

Правописание предлогов.

13

Сообщение «Интересные сведения о предлогах»

5

5.

Правописание предлогов.

Проверочная  работа

13

9

Кроссворд «Угадай предлог»

5

6.

Употребление предлогов в речи

13

Сочинение-рассуждение «Роль предлогов в русском языке»

5

7.

Употребление предлогов в речи

13

Составить тестовую работу (не менее 10-ти заданий)

5

Итого:  

100

Расчет баллов.

 

100 – 135

«5»

90 – 99

«4»

72 – 89

«3»

Учащиеся могут получить бонусные баллы от учителя за активную работу на уроке, за качественное выполнение домашних работ.



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

в 7 «а» классе (по рейтинго-накопительной системе оценивания на уроке).

Тема урока:  В редакции газеты (правописание и употребление предлогов в речи).

Цель урока:  формирование умения правильного написания и употребления в речи производных

                      предлогов.

Знание: знать языковые нормы употребления производных и непроизводных предлогов

Понимание: понимать отличие производных предлогов от омонимичных слов

Применение: уметь находить в предложениях производные предлоги, грамотно их писать и отличать их от омонимичных им слов.

Анализ: проанализировать и устранить стилистические ошибки при составлении делового письма.

Синтез:  творческая работа

Оценка: оценивать орфографические умения.

Оборудование:  1. Технологическая карта урока.   2. Компьютерная презентация урока.

Ход урока:  1. Сообщение темы и цели урока.  

-  Сегодня у нас заключительный урок по теме «Правописание и употребление предлогов в речи».  Как вам кажется, какова будет цель нашего урока? (ответы учащихся).

                    2. Мотивация важности изучения данной темы.  На слайде  - задание ЕГЭ:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксических норм)

  1. Благодаря повышению уровня сервиса в магазинах стало больше покупателей.
  2. Сразу же по приезду в столицу известный спортсмен встретился с журналистами.
  3. Окончив училище, я получил звание лейтенант.

-  Кто может указать предложение с грамматической ошибкой? (ответы учащихся)

-  Таким образом, мы увидели, что в данном задании проверяются вопросы грамматики, связанные с предлогом: значение предлога,  стилистическая окраска,  необходимость в нужной форме употребить существительное с предлогом.  Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке,  но сделаем это в необычной форме.  Наш класс -  это редакция газеты. У нас сегодня собрались представители трех разных изданий: журналисты,  корректоры,  редакторы,  художники.  Урок пройдет в форме деловой игры.

    От работы каждой редакции будет зависеть тираж вашего издания,  ведь сегодня на уроке присутствую спонсоры.  В ходе работы они выберут самую профессиональную,  активную,  творческую команду.   За  работу в команде вы можете заработать до 3-х бонусных  баллов на каждого участника,  пополнить накопительную часть ваших баллов по теме.   Это может сделать команда-победительница.

Проверяем домашнее задание.

  1. Представление команды.

-  Вы должны были придумать интересное, яркое название своей команды, но с одним условием, в названии команды должен обязательно входить предлог.  

      2.  Социологическое  исследование по условным названием «Предлоги в нашей жизни».

- Вы должны были подобрать как можно больше название художественных произведений, телепередач,  художественных фильмов,  журнальных или газетных публикаций,  в названиях которых есть предлог.

Идет представление трех команд и сдача домашнего задания спонсорам.

-  Переходим к первому этапу нашей работы – (знание), которая сегодня называется «СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ».  Служба безопасности определит, насколько вы владеете языковой нормой употребление предлогов.  В каждой редакции свои задания, которые вы выполняете в своих рабочих картах.

Первый этап (знание). Служба безопасности.

1  команда.  

Задание № 1. Заполните схему и,  используя  предлоги ИЗ – С, составьте словосочетания с глаголом ПРИЕХАТЬ и существительными: Белоруссия,  Украина,  Крым,  школа,  Кавказ,  Карпаты.

 

                                                       Если В, то …………………………                        

                                                       Если НА, то ………..…….……….

 

Проверка: приехать из Белоруссии,  с Украины,  из Крыма,  с Кавказа,  из школы, из Карпат.

                                                       

2  команда.  

Первый этап (знание). Служба безопасности.

Задание № 1.  Заполните схему.  Решите орфографическую задачу. Составьте словосочетания с предлогом ПО.

                                                             Употребление предлога ПО в речи:

Значение предлога

Падеж

  1. Указывает на место
  1. Указывает на начало действия, временной отрезок (значение после чего-либо)
  1. Указывает на объект чувств
  1. Указывает на объект чувств, но с личными местоимениями I и II  лица

  1. Ходить по мостик… .   гулять по парк… .
  2. Задать вопрос по окончани… ,  позвонил по приезд… .
  3. Скучаю по мам… ,   плачет по (вы).

3  команда.  

Первый этап (знание). Служба безопасности.

Задание № 1.  Заполните схему.  Какие варианты предложений наиболее предпочтительны?  

                         Объясните почему.

Предлог

Значение

ВВИДУ

что-то предстоящее;

ВСЛЕДСТВИЕ

уже случившееся;

БЛАГОДАРЯ

позитивное.

  1. Предоставить отпуск ввиду болезни.
  2. Предоставить отпуск вследствие болезни.
  3. Благодаря снежным заносам движение прервано.
  4. Мы смогли получить кредит благодаря фирме.

Второй этап (понимание). Корректоры.

-  Без орфографической зоркости не может выполнить свою работу корректор.  Вот и сейчас ему придется решать непростую задачу.  Юное дарование разослало в ваши редакции ну очень страшную детективную историю.

Задание № 1.  В качестве корректора решите орфографическую задачу: раскройте скобки и

                        объясните написание предлогов и омонимичных частей речи.

Просто детективная история…

     Утром, как обычно, предлог (в)течени… отправился на работу в свой учебник.   Не успел он разместиться на странице блокнота юного журналиста, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, моля о пощаде, хлопнулся и чуть не утонул (в)течени… бурного потока.

     Затем (в)течени…  нескольких минут он попытался зацепиться за тетрадь отличника…

     Но тут появился главный корректор и поставил все на свои места …

Используя рифмованный алгоритм, объясните юному дарованию как писать некоторые предлоги.

Предлоги ……….…………  и …………………….

Нам говорят о …………….………………………

Спроси: как долго?  или   ……………..?

В конце пишем …… и …………………… всегда.

Задание № 2.  Чтобы в лирику нам не вдаваться – предлагаю в этой схеме разобраться

«Как найти предлог в предложении»

  1. Предлоги всегда находятся перед ………………………………
  2. К ним ………………… задать вопрос.
  3. Не имеют  …………………….. значения  или оно ослаблено.
  4. Не могут быть …………………….   предложения.
  5. Можно заменить …………………………………………………

Третий этап (применение). Литературно-поэтический отдел

-  Теперь юное дарование умеет правильно писать и отличать предлоги о омонимичных форм.

 Задание № 1.  Из ряда шуточных предложений найдите предложения с предлогами и

                          решите орфографическую задачу.  

  1. (В)следстви…  обмана лишился я кармана.
  2. (В)течени…  карнавала музыка не умолкала.
  3. (В)место хлопушки использовали подушку.
  4. (Не)смотря под ноги,  бродил я по дороге.
  5. Я не знаю, что вы имели (в)виду, когда сочиняли стихи на ходу.
  6. (В)виду наводнения нужны меры по спасению.

Задание:  для получения личного бонусного балла сочините свои рифмованные шуточные предложения, используя  предлоги, по данному началу или полностью оригинальные.

(Не)смотря на злость, ……………………………………….. .

(В)связи с плохой отметкой  ……….…………………………  

Физкультминутка.

Четвертый этап (анализ).  Отдел писем

-  А вот такое письмо прислал в нашу редакцию отец Пети Васечкина – Иван Петрович.  Он получил его от  классного руководителя Пети Николая Сергеевича Знайкина.  Чем недоволен отец Пети Васечкина?

 

Письмо.

     Иван Петрович!  

     Поскольку Ваш сын опят хватанул «пару», а в дневнике у него то «пара», то «кол», он, без сомнения, срежется на ГИА, и я буду вынужден выставить его из школы.

Классный руководитель  Знайкин Н. С.

Задание № 1.  Сохранив содержание письма, устраните стилистические ошибки и напишите деловое письмо, используя речевые стандарты и производные предлоги.

Справочное бюро:

Сообщаем Вам о том, что ………………. ;  доводим до Вашего сведения, что ………………… ;  ставим Вас в известность, что ……………………… ; (в)следстви…  ;  (в)виду;  (в)течени… ; (в)продолжени…  и т.п.

Пятый этап (синтез).  Отдел рекламы

Домашнее задание:  напишите «Хвалебное слово предлогу»,  оду,  стихотворение, рекламу (по

                                   выбору).  

Условие:  работа должна быть посвящена одному предлогу.  Например, предлогу ИЗ.

Подведение итогов урока.

Слово спонсорам.

-  Спонсоры должны определить какая редакция оказалась более успешной, активной, дружной.  Кто лучше выполнил домашнее задание?   Кому можно присудить бонусные баллы?

Рефлексия.

-  Сегодня рефлексию буду проводить я.  Ввиду хорошей активности учеников и вследствие правильного понимания ими задания в течение урока было продемонстрировано отличное знание предмета.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог составить схему и, используя предлоги, правильно составил словосочетания (или выбрал правильные варианты предложений), но допустил при этом ошибки  (не более 2-х)

1

Я смог составить схему и, используя предлоги, правильно составил словосочетания (или выбрал правильные варианты предложений)

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог правильно решить орфографическую задачу, объяснив написание предлогов и омонимичных частей речи, заполнил рифмованный алгоритм и схему «Как найти предлог в предложении», но допустил  при этом ошибки (не более 3-х)

1

Я смог правильно решить орфографическую задачу, объяснив написание предлогов и омонимичных частей речи, заполнил рифмованный алгоритм и схему «Как найти предлог в предложении»

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я выбрал из ряда шуточных предложений предложения с предлогом и  правильно решил орфографическую задачу, но допустил при этом ошибки (не более 2-х)

2

Я выбрал из ряда шуточных предложений предложения с предлогом и  правильно решил орфографическую задачу

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог составить деловое письмо, используя речевые стандарты и производные предлоги, но допустил при этом ошибки (не более 3-х)

2

Я смог составить деловое письмо, используя речевые стандарты и производные предлоги

3

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я выполнил творческую работу «Хвалебное слово предлогу», но допустил при этом ошибки (не более 3-х)

2

Я выполнил творческую работу «Хвалебное слово предлогу»

3

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....