Урок "Точность речи.Синонимы.Слова обозначающие предмет, признак, действие. Реки"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Радюхина Наталия Юрьевна

Урок представлен в рамках работы семинара «Методический аспект реализации новой системы оценивания на уроке». Публикация адресована преподавателям ОУ начального и среднего общего, начального и среднего профессионального образования, интересующихся современной системой оценивания образовательных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная дисциплина: русский язык, риторика, окружающий мир

Тема: «Точность речи. Синонимы. Слова, обозначающие предмет, признак, действие. Реки».

Целевая аудитория: 2 класс

Тип урока: интегрированный, 1 академический час

Цели урока:

Знание: знать понятие «синонимы»

Понимание: понимать названия рек

Применение: находить синонимы в тексте

Анализ: выбирать синонимы из ряда слов

Синтез: использовать синонимы в редактировании текста

Оценка: оценивать свои знания в баллах по ходу урока

Оборудование: сундучок, ноты, конверты, карточки слов, знаки-гномики, ТСО, словари, изображение старушки Шапокляк, условные обозначения, используемые на карте.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Речевая гимнастика
  3. Проверка домашнего задания
  4. Физминутка
  5. Объявление темы и цели урока
  6. Объяснение нового материала
  7. Физминутка
  8. Тренировочные упражнения
  9. Подведение итогов урока
  10. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

Учащиеся садятся за парты по трем группам

  1. Речевая разминка

Упражнение 1.

- Сели красиво и правильно.

Приложили два пальца к вискам. Выполнили круговые движения вперед-назад ( 4 раза)

Сделаем вилочку из пальцев, массируя место перед ухом и за ухом (3 раза)

Вдохнули – выдохнули (3-4 раза)

      Упражнение 2.

На доске.             Звонко хлопает в ладошки

  -                           Клен у Лешки во дворе.

                             Те ладошки, как у Лешки,

                             Покраснели на заре.

- Прочитайте по себя. Назовите жанр (скороговорка)

- Прочитайте 3 раза подряд, увеличивая темп.

3. Проверка домашнего задания. (Повторение сведений о многозначных словах)

- Ребята, о каких ладошках говориться в скороговорке?

- Почему листья клена автор называет ладошками?

- Сколько лексических значений имеет слово?

- Как называются такие слова?

- Где мы можем посмотреть значение слова? (в толковом словаре)

  1. Физминутка

5. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня нам на уроке потребуется «карта урока». Она лежит у каждого из вас на рабочем месте. После выполнения заданий вы обведете цифру с количеством заработанных баллов. В конце урока мы подведем итог и посмотрим, кто сколько баллов заработал.


(Учитель закрепляет на доске скрипичный ключ, на котором написано слово «РЕЧЬ» и достает сундучок. У каждой группы учащихся на столе лежит конверт с набором слов.)

- Ребята, на доске ключ. Он необычный, на нем написано слово «РЕЧЬ». Он поможет нам сегодня услышать новую мелодию нашей речи. Я загадаю мелодию ноткой «СИ». Каждая группа по команде откроет конверт, который лежит на парте и выберет из всех слов только слова, близкие по значению. Как только команда закончит задание, они закрепят эти слова на доске. Если задание выполнено правильно, то вы сможете воспользоваться золотым ключиком, который откроет сундучок, и достать нотку.

Родник                       ненастный                    смотреть

Ключ                          непогожий                    глядеть

Источник                   пасмурный                    взирать

Берег                          хмурый                          пялиться

Погода                       неуклюжий                    играть

(Учащиеся получают ключики и достают нотки «НО», «НИ», «МЫ»

На доске появляется слово «СИНОНИМЫ»)

6. Объяснение нового материала.

- Прочитаем все вместе определение, которое подготовил гномик.

СИНОНМЫ – ЭТО СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ, НО РАЗЛИЧНЫЕ ПО НАПИСАНИЮ.

- Отметьте в карте урока заработанные вами баллы.

- Посмотрите на столбики слов. Что вы можете еще сказать об этих словах?

- Что обозначают слова 1,2,3 столбика?

- Значит, при помощи синонимов по-разному мы можем говорить о чем?

- Почему слова 1 столбика отвечают на вопрос «ЧТО?»

Гномик записал для вас предложение.

Из земли бьет холодный родник.

Разберите это предложение по членам предложения, покажите связь слов в предложении графически.

Вам встретилось в предложении слово, которое отличается от всех остальных?

Что это за слово?

- Для чего нужны в предложении предлоги?

- Отметьте в карте урока заработанные баллы.

- Возьмите карточки с заданием и выполните его. (Коллективная проверка)

- Куда потечет вода, выходящая из родника? (варианты ответов)

- Что такое река? (варианты ответов)

-Как называется место рождения реки? (варианты ответов)

Выберите из условных обозначений обозначение реки.

- Как называется место впадения реки в другой водоем? (варианты ответов)

- Чем отличается вода в реке от воды в море? (варианты ответов)

- Отметьте в карте урока заработанные баллы.

- Сегодня гномик приготовил вам 2 интересных рассказа о реках.

Прочитайте их.

Есть на земле реки с соленой водой. Одна из таких рек впадает в реку Лену. Носит она красноречивое название Солянка. Она содержит 21 грамм обычной соли в литре воды. Откуда же соль попадает в реку?

 - Оказывается, много миллионов лет назад на том месте, где сейчас протекает река, было небольшое море. Со временем земная кора поднималась, море отступало. Образовались озера. Потом и они испарились, оставив много соли. В некоторых местах ее толщина достигает 10 метров. Проходя через них по поверхности, вода и приобретает свои необычные свойства.

Вода в реках может быть кислой. На Дальнем Востоке есть действующий вулкан. На склонах его берет начало необычная река, которая называется Кислой. Действительно вода в ней кислая.

- Самая кислая река протекает в Южной Америке. Она называется Эль-рио-Винегре, то есть №кислая». Вода в ней настолько кислая, что в ней не может жить ни одна рыба.

7. Физминутка.

8. Тренировочные упражнения.

- На карточках написаны тексты. Найдите синонимы.

Зябнет осинка,                                                    Тут зайчиха выходила

Дрожит на ветру,                                                 И медведю говорила:

Стынет на солныщке,                                         «Стыдно старому реветь –

Мерзнет в жару.                                                   Ты не заяц, а Медведь.

                                                                               Ты поди-ка, косолапый,

Темный лес, что шапкой                                     Крокодила исцарапай»

Принакрылся чудной.

И заснул под нею

Крепко, беспрбудно.

Проверка выполнения работы.

- Отметьте на карте урока заработанные вами баллы.

- Во втором стихотворном отрывке синонимы называют медведя. А как мы модем по-другому назвать лису? А зайца?

- Какой становится речь, когда используются синонимы?

- Старушка Шапокляк напроказничала и рассыпала правило о словах –синонимах. Помогите его собрать. Учащиеся составляют из слов определение, что называется синонимами.

- На этом проказы старушки Шапокляк не закончились: она перепутала слова в игре «Третий лишний». Помогите найти синонимы.

Говорить                бросать              грустно               большой

Кидать                    врач                   знамя                   огромный

Доктор                    молвить            скучно                 флаг

- Назовите пары слов.

- Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

- Отметьте на карте урока заработанные вами баллы.

- Синонимы поможет найти словарь синонимов. Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Откройте страницу 16 словаря.  Найдите слово ЗАГРЯЗНЯТЬ. Тут же даны синонимы этого слова.

Прочитайте их.

9. Подведение итога урока.

На доске закреплена «Ромашка». На каждом лепестке вопросы по материалам урока. Ученики по очереди отрывают лепестки, читая и отвечая на вопросы.

- Как называются слова, близкие по смыслу, но разные по значению?

- Для чего они нужны?

- На какие вопросы могут отвечать слова-синонимы?

-Для чего нужны предлоги в предложении?

- Что нового узнали о реках?

- Отметьте на карте урока заработанные вами баллы.

Оцените свою работу по критериям:

12-15 баллов – вы отлично работали

8-11 баллов – вы хорошо работали

6-8 баллов – вам надо стараться

Менее 6 баллов – необходимо повторить изученный материал, выучить правили и все будет отлично

  1. Домашнее задание.

– Почему, как вы думаете, карточка с заданиями лежит в словаре синонимов?

На карточке есть памятка-определение синонимов.

При помощи словаря подберите и запишите синонимы к словам:

Огонь, есть, аккуратный

СПАСИБО ЗА УРОК!

КАРТА   УРОКА

Ученика (ученицы)       _____________________________________

Нахождение синонимов

Баллы

1

Я нашел все три группы слов самостоятельно

3

2

Я нашел 2 группы слов самостоятельно

2

3

При нахождении синонимов мне необходима была помощь товарищей

1

Работа с предложением

1

Я разобрал предложение по членам предложения, показал графически связь слов

3

2

Я допустил ошибку в разборе предложенияя

2

Мои знания по окружающему миру

1

Я правильно ответил на все 6 вопросов

3

2

Я правильно ответил на 4-5 вопросов

2

3

Я правильно ответил менее, чем на 4 вопроса

1

Определение синонимов в стихотворных отрывках

1

Я нашел  синонимы в 3 стихотворных отрывках

3

2

Я нашел  синонимы в 3 стихотворных отрывках

2

3

Я нашел  синонимы в одном отрывках

1

Игра «Третий лишний»

1

Я нашел все пары

3

2

Я нашел три пары

2

3

Я нашел менее трех пар

1

МОИ  БАЛЛЫ

__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семантика имён прилагательных русского, английского и татарского языков, в исходном значении обозначающих цветовой признак

Предметом изучения в работе послужили ФЕ татарского,английского и русского языков.Цель исследования-выявить символику прилагательных со значением "цвет" в рассматриваемых языках....

Закрепление понятий слова-предметы,признаки, действия на логопедических занятиях с учащимися первого класса.

Ход занятия:1.      Организационный момент- Все ребята по местам!Отправляться нужно нам!В страну знаний полетим!Узнать многое хотим!2.      Работа с з...

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...

Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»

Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....

Дифференциация слов-предметов, признаков, действий

Дифференциация слов-предметов, признаков, действий....