"Текст как единое целое" ( конспект урока русского языка в 6 классе)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ерюшева Надежда Александровна

Урок дает возможность повторить и систематизировать знания об основных признаках текста. Тексты составлены по одной теме "Эрмитаж" (урок приурочен к 250-летию Эрмитажа). Выполняются следующие виды работ: определение типов речи, стилей речи, деление на абзацы, озаглавливание и т.д. Итогом урока являются самоанализ и самопроверка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_urok.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока, проведенного в 6б классе

Учитель: Ерюшева Н.А.

Дата проведения: 17.10.2014 г.

Тема: «Текст как единое целое».

Цель: сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве. Задачи:

обобщить сведения о тексте и его основных признаках;

учить определять  информационную функцию текста;

формировать умение работать с текстом;

совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

учить определять тему, основную мысль, микротемы текста, типы и стили речи;

 развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся;

познакомить с экспонатами Эрмитажа;

 расширять лексический запас слов;

воспитывать патриотизм, гражданскую идентичность, любовь к Родине, уважение к историко-культурному наследию человечества.

Тип урока: комбинированный; урок развития речи;

Методы и приемы:         работа с текстами, самопроверка, самоанализ, составление кластера, проблемное обучение,  составление синквейна, работа с правилом.

Формы работы: фронтальная и парная работа.

Педагогические технологии: развитие критического мышления, проблемное обучение, интегрированный урок (искусство: музыка; краеведение, история).

Оборудование: компьютер, презентация, рабочие листы к уроку.

Ход урока :

І. Начало урока.

Включается музыка.

- Вам нравится эта музыка? Какая она?

- Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок русского языка, судя по звукам приятной мелодии?

- А почему именно Эрмитажу?

ІІ. Основная часть.

1.Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

Восстановите последовательность предложений. ( Работа в парах).

1.Датой основания его  является 1764 год,  когда императрица Екатерина II приобрела коллекцию в 225 картин у немецкого негоцианта  Эрнста  Гоцковского.

2.В центре Санкт-Петербурга расположен крупнейший в России музей  - Эрмитаж.

3.В  Эрмитаже хранится около трех миллионов экспонатов.

4.Коллекции музея привлекают тысячи людей разных стран и народов, возрастов и профессий.

Негоциант – торговец, купец.

- Прочитайте, пожалуйста, полученную информацию.

     В центре Санкт-Петербурга расположен крупнейший в России музей  - Эрмитаж.

  Датой основания его  является 1764 год,  когда императрица Екатерина II приобрела коллекцию в 225 картин у немецкого негоцианта  Эрнста  Гоцковского. В  Эрмитаже хранится около трех миллионов экспонатов.

  Коллекции музея привлекают тысячи людей разных стран и народов, возрастов и профессий.

2. Решение проблемной ситуации.

- Восстановив правильную последовательность предложений, что мы получили?

- Почему, вы решили, что это текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически).

3.Постановка цели и задач.

- Как вы думаете, изучению чего мы посвятим тему нашего урока?

- Наша тема называется «Текст как единое целое». Запишите тему урока на своих рабочих листах.

Цель нашей работы – выявить основные признаки текста, осознать то, что текст – это единое целое.

- А достигать поставленных целей нам поможет наш любимый Эрмитаж.

4. Кластер

Пока Эрмитаж готовится нас принять, мы с вами вспомним, что знаем о тексте.

Текст и его основные признаки:  

- единство темы;

- наличие основной мысли;

- завершенность, смысловая законченность;

- логическая связь частей;

- смысловая и грамматическая связь предложений;

- стилевое единство.

- Итак, назовите основные признаки текста.

5. Введение в тему.

- Научные сотрудники музея говорят о том, что Эрмитаж можно изучить полностью за семь-восемь лет, если ходить туда ежедневно. Всеми экспонатами полюбоваться мы за урок, конечно, не сможем. А рассмотреть некоторые, созданные в России. Попытаемся.

В зале «Культура Древней Руси» мы можем увидеть посуду, принадлежавшую нашим далеким предкам.

6. 1 текст – 1 этап работы

1.Прочитайте текст.

2.Сформулируйте и запишите тему текста и его основную мысль.

Тема: орнамент для наших предков. Идея: орнамент – представления наших предков о Вселенной

     Орнамент появился раньше почти всех произведений искусства и выражал представление древних людей о мире, надежду на лучшее. Например, если человек «вызывал» удачную охоту, обильный урожай, желал здоровья членам семьи, то он на о…струганной доске вырубал знаки, олицетворяющие со…нце, луну, звезды, ветер, воду, лес. Такой орнамент в доисторическую пору был грамотой, понятной для всех.

     Давайте возьмем в руки древний глиняный сосуд. Мы увидим, что узоры на нем распол…жены в три пояса. Вверху – волнистая линия, символизирующая воду. В середине – спирали, озн…чающие хо… солнца по небу. Точки-капли или косые линии в этом ряду – это дождь, пересекающий путь солнцу. Внизу располагается символ земли. Это две параллельные линии, между которыми размещены зерна.

     Пр…стой глиняный сосуд с (не) хитрыми узорами, а в них отразились представления наших далеких предков об устройстве Вселенной.

Задания по тексту:

 1. Определите корни в выделенных словах, назовите однокоренные слова.

2. Назовите орфограммы, объясните написание.

Вопросы и задания по тексту.

1.Какой из перечисленных заголовков, по вашему мнению, наиболее точно отражает содержание данного текста? Почему?

А) «Орнамент – это произведение искусства».

Б) «История человечества в произведениях искусства».

В) «История человечества в орнаменте».

 

7. 2 текст – 2 этап

- Можно ли по заголовку определить содержание текста?

- О чем же будет рассказываться в тексте с таким названием «Изделия из цветного камня»?

В таком случае мы рассматриваем другие экспонаты Эрмитажа, созданные руками русских мастеров.

1. Прочитайте текст.  Определите тип речи.

         Высокого совершенства достигли русские мастера в обработке цветного камня.

    Особенно славились изделия Петергофской гранильной фабрики из малахита — редкого уральского камня, обладающего сочным зеленым цветом. Малахитовые вещи — вазы, столы,  сделаны в технике «русской мозаики».  Мастер должен был обладать терпением и вкусом, чтобы из мелких кусочков камня  выложить на поверхности изделия красивый узор.

    Не менее ценны вещи из лазурита, камня  синего тона с золотистым оттенком, добываемого в Афганистане, в местечке Бадахша'н. Вазы и столы из бадахша'нского лазурита удивляют своей искусностью.

     Изделия из яшмы также выполнялись  русскими умельцами. Колыванская ваза тому пример. Ее вес — почти 19 тонн, высота — 260 см, диаметр – 506 см. Вазу высекали из одной глыбы яшмы на Колыванской гранильной фабрике (в Сибири) около 14 лет. Несмотря на грандиозные размеры, она отличается изяществом и благородством форм, совершенством полировки.

   Работы мастеров каменных дел являются украшением национального музея.

Задания к тексту:

1.Докажите, что перед нами текст?

2.Объясните значение выделенных слов.

3.Определите стиль речи.

8. 3 текст – 3 этап

 - Продолжаем путешествие по Эрмитажу и останавливаемся перед следующими экспонатами.

1. Прочитайте  текст и придумайте два заголовка к нему.

А) Заглавие, отражающее тему текста.

Б) Заглавие, отражающее основную мысль.

Коллекция Императорского фарфорового завода   в Эрмитаже является уникальным собранием предметов царской семьи. Изящные фарфоровые статуэтки, тогда называвшиеся куклами,  украшают экспозицию Эрмитажа. Особо примечательны  работы мастера Андрея Пименова. «Утренний туалет» этого мастера – известная работа . Молодая женщина сидит перед зеркалом и и любуется собой.  Украшают интерьер Эрмитажа также сервизы. Один из известных и великолепных «Арабесковый сервиз» Екатерины ІІ. Он составляет  973 предмета.  Свое название «Арабесковый» имеет по характеру росписи. Арабески – растительный и геометрический орнамент. Пополняет коллекцию фарфора несравненно изысканный «Букет» Иванова П.И. Выполнен шедевр в 1851 году. На круглом голубом пласте диаметром около метра, изящно расположены  белоснежные розы, георгины, лилии и  гвоздики. Тонкие лепестки, листочки со стебельками являются верхом совершенства. Фарфоровых дел мастера России доказали свое мастерство перед Европой.

Задания к тексту:

1.Какие два заголовка у вас получились?

  Тема:  «Изделия из фарфора», «Фарфоровая коллекция Эрмитажа», « Русский фарфор в Эрмитаже»;

 Основная мысль (идея): « Удивительный фарфор», « Изящная «белая» коллекция ,

« Мастерство фарфоровых дел».

 - А не было ли у вас трудностей в понимании текста?(да)

-  Почему? (Нет абзацев).

 -  А для чего нужны абзацы? Что такое абзац?

Работа с правилом.  (стр.71)

- Абзац – смысловая часть текста в письменной речи для выделения микротемы.

- Микротема – «маленькая» тема.

Требование к тексту:_________________

Разделите текст на микротемы. Прочитайте абзацы.

   

Коллекция Императорского фарфорового завода   в Эрмитаже является уникальным собранием предметов царской семьи.

    Изящные фарфоровые статуэтки, тогда называвшиеся куклами,  украшают экспозицию Эрмитажа. Особо примечательны  работы мастера Андрея Пименова. «Утренний туалет» этого мастера – известная работа . Молодая женщина сидит перед зеркалом и и любуется собой.

     Украшают интерьер Эрмитажа также сервизы. Один из известных и великолепных «Арабесковый сервиз» Екатерины ІІ. Он составляет  973 предмета.  Свое название «Арабесковый» имеет по характеру росписи. Арабески – растительный и геометрический орнамент.

     Пополняет коллекцию фарфора несравненно изысканный «Букет» Иванова П.И. Выполнен шедевр в 1851 году. На круглом голубом пласте диаметром около метра, изящно расположены  белоснежные розы, георгины, лилии и  гвоздики. Тонкие лепестки, листочки со стебельками являются верхом совершенства.

     Фарфоровых дел мастера России доказали свое мастерство перед Европой.

- Докажите, что это текст.

- Определите стиль речи.

ІІІ. Итоги урока.

1. Словарная работа.

- С какими новыми словами вы сегодня познакомились?

Словарный запас: негоциант, экспонат, яшма, лазурит, малахит…

2. Терминологическая работа.

  - Какие термины мы сегодня повторили? (текст, абзац, микротема, тема, основная мысль, заголовок)

3.Рефлексия.

- Наше путешествие по Эрмитажу заканчивается.

- Какой экспонат вам понравился более всего? Почему?

- Думаю, что у вас появилось желание рассмотреть эти экспонаты в Эрмитаже.

- А какой вид работы вам особенно понравился. Укажите в рабочих листах.

4.Самоанализ.

  1. Узнавать новую информацию об объектах Эрмитажа.
  2. Рассматривать наглядное изображение экспонатов Эрмитажа.
  3. Пополнять свой словарный запас.
  4. Восстанавливать последовательность текста.
  5. Составлять кластер.
  6. Определять тему текста.
  7. Определять основную мысль текста.
  8. Определять стиль текста.
  9. Придумывать заглавие.
  10. Вставлять пропущенные буквы.
  11. Определять орфограммы в словах.
  12. Делить текст на абзацы.
  13. Работать с правилом.

5.Самопроверка.

«Верно или неверно»

Высказывание

+                  /            -

1

Текст – это группа предложений.

2

Заглавие может отражать только тему текста.

3

Текст не может делиться на части.

4

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

5

В тексте предложения не имеют последовательности.

6

В тексте предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

7

Текст имеет завершенность.

8

Текст должен иметь основной смысл (идею)

Оценка ___________________

6. Подведение итогов темы урока.

 - Назовите признаки текста.

- Считаете ли вы, что мы достигли цели нашего урока?

- Почему текст – это единое целое?

7. Самооценка

Оцените свою активность на уроке по пятибалльной шкале

 5         (очень хорошая)                          

 4         ( хорошая)                  

 3         (неплохая                      

 2         (плохая)                                    

 1         (очень плохая)

 

8.Резерв

Синквейн «Эрмитаж»

ІV. Домашнее задание.

Дифференцированное задание.

1 группа (сильные учащиеся)

- Напишите свой текст. Порассуждайте над высказыванием Алпатова М.В., известного деятеля искусств: « Эрмитаж – сокровищница мирового искусства».

- Какой тип речи вы выберете для своего текста? Тип речи – рассуждение.

- Назовите составляющие сочинения-рассуждения? (Тезис, аргументы, вывод) Согласны ли вы с этим? Докажите, что это так.

2 группа (слабые учащиеся)

 - Напишите свой текст по одному из экспонатов Эрмитажа. Тип речи – описание.

- Какие  виды работ вам помогут при выполнении домашнего задания?

- Урок закончен. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....