Конспект урока "Фонетика.Графика.Орфография" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Николаенко Татьяна Викторовна

Конспект урока по русскому языку 5 класс "Фонетика.Графика.Орфография"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_fonetika.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 5 класс.

Тема урока: «Фонетика. Графика. Орфография».

Цели:

  1. Познакомить с разделом науки о языке. Сформировать навык записи звуков.
  2. Способствовать  развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.
  3. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.

Оборудование: жетоны; мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Орг. момент.

Объявление темы и задач урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок будет посвящен  звукам речи,  изучением которых занимается раздел науки о языке ФОНЕТИКА. Нам предстоит с вами как изучение нового материала по этой теме, так и повторение изученного ранее.

II. Проверка домашнего задания.

Параллельно с проверкой домашнего задания 2 ученика работают по карточкам-орфограммам

А сейчас проверка домашнего задания упр.247.

____________     прочтёт  текст, который должен был получиться в результате перестановки предложений.

Доп. вопрос: «Что такое диалог?»

1 карточка:  шкаф, умываться, чудо.

2 карточка: съем, в лесу, рожь

III. Работа в тетради

Лексико-орфографическая работа.

В учебнике на стр.102 , на полях, дано слово ФОНЕТИКА. Обратите внимание на написание и произношение этого слова. (Пишем Е, а произносим Э). (Записали). А то, что обозначает это слово, т.е. его лексическое значение, дано в правиле. Читаем его.

IV. Объяснение новой темы с обращением к самонаблюдению.

презентация темы

(за правильные ответы- жетоны)

Работа в тетрадях

 Ребята, прислушайтесь, и вы услышите, что мир наполнен звуками. Шумит ветер, поют птицы, журчит вода, шуршат листья. Но человеку, для того, чтобы общаться, сообщать что-то друг другу, очень нужны звуки речи. Из звуков речи строятся слова.

    Кажется, что говорить легко: звуки, слова и даже целые фразы как будто сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто: в нашем организме в это время работает целый "завод" по производству звуков. Вместо станков на "заводе" - органы речи. А звуки - настоящие "эксплуататоры". Только для того чтобы звук появился на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Им всем хватает работы! А наши уши - контролеры. Они всегда на посту: чуть человек не так произнес в слове звук - ухо сразу услышит. Именно ухо сообщает нам: это говорит иностранец, у него акцент. Давайте проследим, как на человеческом "заводе" рождаются звуки, как воздух, пробежав по органам речи, превращается в звук. Я вам покажу на слайде. Итак, работаем с рисунком!

СЛАЙД №2 (органы речи)

Произнесём звук[а], [о]. Вы заметили, что эти звуки образованы при помощи голоса? Это гласные звуки. А теперь произнесите звук [ш]. Что вы услышали? (Шум). Да, струя воздуха встречает и преодолевает во рту разные препятствия (язык, нёбо, зубы, губы). От этого получается шум. Так образуются согласные звуки.

А теперь произнесите звук [ж]. Что вам пришлось "подключить", чтобы получился этот звук? Конечно, голос. Один шум с этой работой справиться не может.

Итак, при рождении согласных звуков могут работать и шум, и голос. Причем шум бывает всегда, а голос - нет. Давайте проверим. Для этого проведем опыт. Опыты называют еще экспериментом. Запомните, пожалуйста, это слово. В нашем эксперименте (опыте) вы будете наблюдать самих себя, заниматься самонаблюдением.

Самонаблюдение помогает человеку лучше узнать самого себя. Если вы знаете особенности своего организма, вам легче закалить себя, вырасти сильным, уметь предупреждать болезни и бороться с ними. Чем больше вы знаете о своем уме, памяти, внимании, тем легче вам учиться. Если вы знаете свой характер и что-то вам в нем не нравится, то сможете изменить его и сделать лучше.

А пока начинаем самонаблюдение! Проверяем звуки "на шум и на голос".

Произнесите звук [к]! Услышали голос? Конечно, нет! А теперь подключите голос! Получился звук [г]. Теперь давайте, наоборот, выключать голос. Произнесите [б]! Уберите голос! Получилось [п]. Да?

А теперь понаблюдаем за некоторыми органами речи. Что, например, делают ваши губы, когда вы произносите [в] и [ф]? Наверное, заметили, что губы и зубы ведут себя одинаково: верхние зубы касаются нижней губы. А вот голос... Он то исчезает, то появляется.

Попробуем еще разок на других звуках! Произнесите [с]! Включите голос! Получилось [з]. Понаблюдайте за языком, когда вы произносите эти звуки. Он ведет себя одинаково. А голос то исчезает, то появляется.

Согласные, которые произносятся с "выключенным" голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, звучнее и намного звонче глухих. За это они получили свое название — звонкие.

Некоторые звонкие и некоторые глухие звуки очень похожи друг на друга - настоящие "двойняшки". Их и произносят почти совсем похоже: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Только при произнесении глухих звуков не "включается" голос, произнесенный звук - это всего лишь шум, в котором голосовые связки не участвуют.

Как вы думаете: какие согласные звуки нужно "одеть в буквы" и поселить в алфавит: звонкие или глухие? Если вы ответите: "И звонкие, и глухие", то будете молодцами. А такой "обманный" вопрос я вам задала нарочно: хотела проверить, уверены вы в своих знаниях или вас легко сбить. Взрослые такие вопросы называют провокационными.

А почему в алфавит нужно поселить и звонкие, и глухие согласные? Конечно, потому, что те и другие смыслоразличители. Жар -это не шар, код - не год, а удочка - не уточка.

Запишем эти пары слов и подчеркнём в них  звонкие и глухие согласные, из-за которых получились разные слова.

         Итак, в алфавит поселили буквы, в которые "оделись" и звонкие, и глухие согласные, и твёрдые, и мягкие фонемы. Этими вопросами в русском языке занимается ГРАФИКА, с которой мы ближе познакомимся при изучении алфавита. А пока вернёмся к нашей ФОНЕТИКЕ и попутешествуем, ведь у нас есть волшебная карта!

СЛАЙД №3 (карта)

СЛАЙД №4 (город)

СЛАЙД №5 (задания)

       В  этой волшебной стране всё время нужно прислушиваться, и ты узнаешь много удивительного, чего на самом деле не бывает. Вот скажите, есть ли в русском языке слова, начинающиеся с буквы Ы? (Нет.) А со звука [ы]?  (…)   Есть на Земле очень красивая страна Ирландия, когда-нибудь кто-то из вас побывает там и, вернувшись,  привезёт   из [Ы]рландии массу впечатлений. Внимательно слушали? Откуда вернётся ?    (из [Ы]рландии). Кто ещё может привести пример с таким звуковым превращением?   (Ира, Илья).

Лучше всех обстоят дела у гласных, стоящих под ударением, ведь здесь какой звук мы слышим, тот и пишем, н-р: сыр, сом и др.

Придумайте и запишите  односложные слова со всеми 6 гласными звуками.

V. Обобщение, вывод.

Итак, что же изучает фонетика?

На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные)

На какие группы делятся согласные (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

В чём заключается их отличие? (В образовании. Звонкие образуются при помощи голоса и шума, а глухие – при помощи шума).

VI. Домашнее задание.

§ 49, 50.

Упр. 256.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс

Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).

Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....