Имя прилагательное (повторение) 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Никулина Ирина Геннадиевна

Урок по повторению имени прилагательного в 5 классе при помощи технологии РКМЧП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  • подготовительный — стадия вызова;
  • собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  • присвоение информации — стадия рефлексии.

На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Имя прилагательное как часть речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Цели урока:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Имя прилагательное как часть речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Тип урока: Вводный (изучение нового материала).

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; составление кластера.

Ход урока

- Свой урок мы начнём как обычно с артикуляционной гимнастики: упражнение КАЧЕЛИ.

Сегодня мы должны подготовиться к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"

I. Стадия вызова — целеполагание

I) Для начала давайте отгадаем загадки:

  1. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом  поведет, там заметку кладет. (Карандаш)
  2. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Ребята, какая часть речи помогла отгадать нам эту загадку?

Отгадайте кто это?

  • Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
  • Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
  • Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
  • Хитрая,  рыжая, пушистая. (Лиса)
  • Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
  • Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
  • Умные,  активные,  дружелюбные. (это вы, ребята.)

А здесь, слова какой части речи помогли узнать предметы? Почему? (Прилагательные)

Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.

Опираясь на тему урока, поставьте перед собой цель

Вспомните все, что вы знали раньше о прилагательном. Какие части речи появились раньше прилагательного? Почему?

II. Смысловая стадия

1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

“?” — Вопрос.

Информационный текст

Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы:  какой, какая, какие.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.
Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.
Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Начальная форма имени прилагательного- форма именительного падежа единственного числа мужского рода.

Окончание имени прилагательного можно узнать по существительному, от которого оно зависит. Нужно только задать вопрос.

        Красив ого      как ого ?сада  

        Больш ому как ому ? дому

В предложении прилагательное играет роль второстепенного члена предложения.

Лёгкий и чистый воздух  проникал в каждую клеточку.

Чтобы максимально полно передать картинку, выраженную прилагательным, используют эпитеты. (красочные определения, употребленные в переносном значении).

Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном.

(Работа в парах)

Вопросы:

I группа

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

2. Что обозначает прилагательное как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет прилагательное?

II группа

4. Как изменяется имя прилагательное?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

6. С какой частью речи чаще всего связано имя прилагательное?

Физкультминутка.

Руки кверху поднимаем

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

Верно-неверно:

Верно ли, что прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак действия?

Верно ли, что прилагательное изменяется  только по родам и числам?

Верно ли, что прилагательное играет роль второстепенного члена предложения?

Составление кластера.

III. Практические задания:

  1. Коллективное задание 

По моему хотению определите род прилагательных. Поднимайте карточку – мужской, женский или средний род.

Одинокий бег

белая равнина

пухлой пеленою

в красном кушаке

разгульная метель

радостный народ.

А теперь усложним задачу:

Чудное

весёлый

бурною

дворовый

удалая

  1. Групповые задания

1 группа

Составьте словосочетания с прилагательными. Род можно менять.

Грустный – грустный взгляд, грустное настроение;

известный – ...

опасный – ...

ненастный – ...

областной – ...

          2 группа

 Работа с деформированным текстом.

Используя данные слова, составьте предложения об осеннем  изменении в неживой природе. Расположите предложения так, чтобы получился текст.

2.ПРИШЛА ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. 3.ЗЕМЛЯ ПОКРЫЛАСЬ ПУШИСТЫМ КОВРОМ ИЗ ЛИСТЬЕВ. 1.ПОСЛЕДНИЕ ЛУЧИ ОСЕННЕГО СОЛНЦА ПОЧТИ НЕ ГРЕЮТ.

  • Прочитайте. Докажите, что это – текст.
  • Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте.
  • Докажите, что это имена прилагательные.

IV.Стадия рефлексии

Составление кластера

- Что было бы, если бы прилагательные исчезли из нашей речи?

- Что запомнилось и заинтересовало на уроке?

V. Домашнее задание.

Задание № 1. Записать имена прилагательные. Единственное число в форме множественного числа, а имена прилагательные множественного числа в форме единственного числа. Определить род имён прилагательных.

Зимний день - 
Пасмурные небеса - 
Лёгкие снежинки - 
Зернистые снега –

Задание № 2. Записать прилагательные к данным существительным, изменив окончание.

Пора (зимний) -

Путь (долгое) -

Дорога (дальнее) -

Пальто (новая) -

Растение (зелёная) -

Сестра (старший) -

Сосна (высокое) –

Задание № 3. Вставить нужные окончания, записать словосочетания.

Грозн___ воин, ближн____ берег, осенн___днём, трудн_____ задача, зелён___ поле, свеж____ молоко, ближн___ деревня, поздн___ вечером, в нов__ учебнике, по широк___ тропе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тридцатое октября. Классная работа.

Слайд 2

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт. Сам алый , сахарный , кафтан зелёный , бархатный .

Слайд 3

Бурый, мохнатый, косолапый.

Слайд 4

Спелое, круглое, сочное.

Слайд 5

Хитрая, рыжая, пушистая.

Слайд 6

Вкусная, сочная, синяя.

Слайд 7

Маленький, жёлтый, пушистый.

Слайд 8

Умные, активные, дружелюбные.

Слайд 9

Имя прилагательное.

Слайд 10

«!» - это я знал «+» – новое для меня «?» - вопрос

Слайд 11

Работа в группах

Слайд 12

Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей!

Слайд 13

Имя прилагательное.

Слайд 14

о динокий бег б елая равнина п ухлой пеленою в красном кушаке р азгульная метель р адостный народ

Слайд 15

чудное весёлый бурною дворовый удалая

Слайд 16

и звестный - о пасный - н енастный - о бластной -

Слайд 17

Последние лучи осеннего солнца почти не греют. Пришла золотая осень. Земля покрылась пушистым ковром из листьев.

Слайд 18

Кластер Имя Имя прилагательное

Слайд 19

Домашнее задание:

Слайд 20

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Урок повторения и обобщения имеющихся знаний по теме: "Имя прилагательное "  в 6 классе с презентацией к уроку. Задания подобраны с учетом поэтапного повторения о прилагательном как части речи, с...

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Урок русского языка в 6 классе " Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы " Имя прилагательное"....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данная презентация позволяет провести урок русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе" с использованием интерактивной доски....

Урок-игра по русскому языку в 6 классе "Именины у прилагательного" (повторение изученного о прилагательном).

Повторение изученного о прилагательном в начальной школе. Определение морфологических признаков части речи....

Урок русского языка в 6 классе "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Разработку  урока подготовили учитель русского языка МБОУ СОШ №11 имени Н.А.Свистунова села Беноково Т.В. Николаенко, учитель русского языка МБОУ СОШ №9 ст.Баговской Н.В.Токарева в качестве зачёт...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....