Урок развития речи в 5 классе по теме " Письмо".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Залунина Людмила Юрьевна

Данный материал представляет собой конспект и презентацию урока развития речи в 5 классе по теме " Письмо". Преподавание ведется по программе Т. Ладыженской. Необычным является домашнее задание: написать письмо себе в будущее, одиннадцатикласснику. Письмо будет вручено в 11 классе на празднике Последнего звонка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr._pismo.rar623.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ  УРОКА

русского языка в 5 классе ( учебник и программа Ладыженской Т. А.)

подготовила и провела Залунина Людмила Юрьевна,
преподаватель русского языка и литературы
ФГКОУ « Уссурийское СВУ»

Тема урока:   РР.  Письмо.  

Цели

Учебные: дать понятие письма, познакомить с правилами оформления конверта и написания письма.

Развивающие: развивать умение правильно составлять письма, совершенствовать умение выделять обращения в тексте, развивать умение использовать различные типы речи.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, литературе, эпистолярному жанру.

Материальное обеспечение урока: компьютер, учебник, аудиозаписи, конверты

Методы работы: словесный, практический, иллюстративный.

Формы работы: общеклассная, индивидуальная.

Формы контроля: самоконтроль,  взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Ход урока:

  1. Проверка подготовленности обучаемых к занятию.
  2. ( Слайд №1) Формулирование  темы и целей урока.
  3. Объяснение нового материала.
  1. Виды писем. Стр. 88.
  2.  ( Слайд №4) Сообщения учащихся. Из истории письма. «Почта Вавилонского царства и Римской империи», «Голубиная почта», «Почта французских королей», письмо в годы Великой Отечественной войны, электронная почта.
  3. Слово учителя. Почтальоны – это самые желанные люди в доме. Кого ещё, как не их, с таким нетерпением ждут каждый день в каждой семье? Они – связующая ниточка со всем миром. Доставляют из разных концов Земли вести: газеты, журналы и, конечно же, письма.  Конечно, в наш стремительный век электронное письмо становится всё более популярным. Но всем приятнее получать, конечно же, «живое» письмо, письмо, согретое человеческими руками, сердцем.

       Ребята, вы любите получать письма? А писать их? Сегодня у вас появиться такая возможность – написать доброе, хорошее письмо, чтобы обрадовать человека и передать его ему. Нам надо отправить содержательное и интересное послание, которое хотелось бы опять и опять перечитывать.

   Для этого поговорим сегодня о том, каким требованиям должен отвечать текст личного письма и как отправить письмо, чтобы оно нашло своего адресата.

  А для начала познакомимся с некоторыми очень важными для эпистолярного жанра понятиями.

  1. ( Слайд № 5) Словарная работа.  На доске записаны слова, расставлены ударения. Записать  слова и узнать их значения ( работа с толковым словарем).

 Адресат – тот, кому адресовано письмо.  
Адресант – тот, кто пишет это письмо.
Индекс – цифровой код адресов отправителя и полчателя.
Каллиграфия – искусство четкого красивого письма.

  1.   ( Слайд №6) Знакомство со структурой письма. Любое письмо имеет свою структуру ( работа по схеме- опоре)

Части письма:

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

2.     Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3.     Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.     Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.     Подпись. Дата.

  1.  ( Слайд №7)  Анализ  структуры письма. Расставьте предложения в нужном порядке.( Работа в парах).
  1. А что интересного вы, ребята, можете рассказать про свои города, сёла?
  2. Дорогие ребята!
  3. Вот мы и рассказали про свой город.
  4. Мы очень любим свой город, в нём много зелени, старинных домов. И мы гордимся, что в нашем городе много музеев. Вообще в нашем городе есть много хорошего и даже университет. Наш город Томск называют студенческим.
  5. Пишут вам Юля и Дима.
  6. Будем с нетерпением ждать ваших писем.

Ответ: 2, 5, 4, 3, 1, 6.

  1.  ( Слайд №8) Знаете ли вы обращения и слова приветствия? Как вы обратитесь в письме к разным людям? Запишите как можно больше таких слов и словосочетаний.

 

  1. Обращения к взрослым или малознакомым людям.
  2. К людям близким – родителям, родственникам, друзьям.
  3. Знаки препинания при обращениях?

  Слова для справок: дорогой, дорогая, дорогие мои;  родной мой, родная моя, родные мои; уважаемый,  уважаемая, уважаемы;, милый, милая, милые; любимый, любимая, любимые;

Здравствуй, здравствуйте, добрый день.

Слова прощания: до свидания, до скорой встречи, целую, жму руку, с уважением, с дружеским приветом.

  1. Физкультминутка.

  1. ( Слайд №9) Письмо написано. Но чтобы письмо нашло своего адресата, надо правильно оформить конверт.

Как на конверте, так и на почтовой открытке или почтовой карточке надо обязательно указывать почтовый индекс. Этот индекс нужен машине, которая сортирует письма на почтамте. По цифрам она узнаёт, куда, в какой район и даже на какую улицу отправить письмо. Цифры надо писать аккуратно, иначе машина может ошибиться. Зелёные или красные чернила не годятся – эти цвета она не воспринимает.  Запомните свой почтовый индекс и не забывайте сообщать его всем, с кем переписываетесь.

  1. Самостоятельная работа обучающихся.


1. Прежде чем работать над письмом, прослушайте советы, как писать письмо:


1. Ясно и просто выражайте свои мысли, тем самым вы составите о себе самое лучшее впечатление о тех, кто будет читать ваше послание.
2. Письмо должно быть написано так, чтобы вашему адресату не было стыдно за его слов.
3. Если письмо адресовано друзьям, близким, пишите просто, задушевно, без заумных слов и предложений.
4. Ни в коем случае не пишите письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.
5. Хороший тон требует, чтобы письма писались на белой, ровной и плотной бумаге.
6. Письмо пишите красивым, аккуратным почерком и без ошибок. 

  1. Составление приветствия для своего письма.

  1. Проверка выполнения  самостоятельной работы. Анализ написанных приветствий.

  1.  ( Файл №10) Рефлексия.
    Я сегодня узнал…

Я сегодня научился…

  1.  ( Файл №11) Домашнее задание: упр. 215, написать письмо себе в будущее



Список литературы


1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс.- М., Просвещение, 2011.

2.Ладыженская Т. А. и др. Книга для учителя.- М., Экзамен,  2009.

3. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе.- М., Просвещение, 2011.

4. http://knigge.ru/etiket_pisma.html

5. http://minusovki.mptri.net/pages/102/10295.shtml

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D1%8B

7.http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&fr=web&rch=l

8.http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&fr=web&rch=l#urlhash=2933789691126803113 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Интегрированный урок развития речи и экологии на тему "Люби и охраняй природу"

Конспект урока для подготовки к домашнему сочинениюЦель:подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему «Люби и охраняй природу»Задачи урока : 1....

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...


 

Комментарии

Шиврина Юля Александровна

Продуманный, интересный конспект урока. Поможет в работе. Спасибо большое!