Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Гудкова Ирина Анатольевна

Рабочая программа 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_chasa_rus10inf_tekhn.doc383.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25»

                

СОГЛАСОВАНО                                                   УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора школы                       на заседании педсовета

 ___________\_______________          протокол №__ от «___»________2014г.

 «___»__________2014г.                              приказ №___ от «___»__________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Предмет     РУСССКИЙ ЯЗЫК ( базовый уровень)

Класс (ы)    10В, 10Г, 10Д  

Учебный год 2014 - 2015

Автор-составитель: Гудкова Ирина Анатольевна

г. НИЖНЕВАРТОВСК, 2014

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), программы по русскому языку к учебникам для 10-11 кл. (А.И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы/ сост. Л.М. Рыбченкова. -  М.: «Дрофа», 2003).

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Структура документа.

Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;    УМК,  КТП. 

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Пояснительная записка

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1)  дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2)  закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

     - закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

    -  совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

       - обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3)  развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

   Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков,   а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного    р а з в и т и я   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

 Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.  

В соответствии с вышеуказанными подходами  содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что  предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных   источников,  умение  работать  с  текстом),  организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Программа рассчитана на 140 учебных часов (10-11 класс)

Тематический план предусматривает 70 часов в объеме 2 часа в неделю.

Добавлен 1 час за счёт регионального компонента.

Курс русского языка  изучается по учебнику: Русский язык. Базовый уровень  10-11 класс. Авторы:  А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова   М.: «Просвещение», 2012

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 часов)

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(21 ч)

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.  

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
(39 ч)

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России.  

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(3 ч)

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов 10 класс (70 часов):

№ п/п

Наименование раздела

Из них

Всего часов

Уроки развития речи

Контрольные   работы

1.

Общие сведения о языке

5

1

2.

Русский язык как система средств разных уровней

2

2.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

8

1

3.

Лексика и фразеология

10

1

4.

Морфемика и словообразование

3

5.

Морфология и орфография

13

1

6.

Текст и его строение

17

5

7.

Функциональные разновидности русского литературного языка

12

1

1

Задачи на 2014-2015 год

  1. На 2 %  повысить внедрение в учебный процесс различные формы исследовательской  и проектной деятельности: с 10 до 12%
  2.  На 5 % повысить внедрение в учебный процесс современные технические средства обучения, электронные учебно-методические пособия: с 30%  до 35%
  3.  Достичь показателя 60% учащихся, получающих образование по русскому языку и литературе с использованием  информационно – коммуникационных технологий, что на 5% больше в сравнении с прошлым учебным годом.
  4.  Сохранение 100% успеваемости.
  5.  Сохранить качество обучения по русскому языку на уровне 42,83%  через развитие коммуникативной компетенции обучающихся через работу по методической теме «Работа над развитием устной и письменной речи учащихся путем использования технологии РКМ».
  6.  Количество мероприятий, проводимых учителем для развития одаренных детей  повысить на 2% и довести до 25%
  7. С целью повышения методического уровня педагога по вопросу работы с одаренными детьми подготовить   1 учащегося к Фестивалю ученических проектов «Открытие мира», слёту НОУ.
  8.  Подготовить3  учащихся к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников по  русскому языку  и литературе.

Программа построена с учетом принципов

  1. системности,
  2. научности и  доступности,
  3. преемственности и перспективности между различными разделами курса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен 

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
  •  учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Сведения о программе:

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)

I ПОЛУГОДИЕ

II ПОЛУГОДИЕ

         ГОД

ПРОХОЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛА

31

39

70

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2

3

5

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1

6

7

ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТЫ

3

2

5

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Промежуточная аттестация - тестирование

Итоговая аттестация - тестирование

Работа по формированию учебных компетенций:

Языковая компетенция

Коммуникативная компетенция

Лингвистическая компетенция

осведомленность школьников в системе родного языка; реализуется в процессе решения следующих познава-тельных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи путём организация работы учащихся со словарями, работа с текстом  (это художественно – стилистический, лексико – грамматический и другие виды анализа).

осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме; реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами РЛЯ и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

На уроках русского языка на любом этапе можно развивать способности овладения ключевыми компетенциями. Формированию ключевых компетенций способствуют различные технологии: развивающее обучение, игровое обучение, дифференцированное обучение, КСО, проектное обучение. Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием различных   форм обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта

Методы и приёмы  обучения, направленные на формирование:

 - коммуникативной компетенции:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • лингвистический виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • письмо под диктовку;

 - языковой компетенции:

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.
  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, , лексико-фразеологический, речеведческий);

- культурологической компетенции:

  • обобщающая беседа по изученному материалу.
  • наблюдение за русским речевым этикетом, что является необходимым средством приобщения к национальной культуре

Виды деятельности учащихся на уроке, направленных на формирование предметных компетенций:

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • взаиморецензирование;
  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
  •  аудирование;
  • информационная переработка устного и письменного текста:
  • составление плана текста;
  • пересказ текста по плану;
  • пересказ текста с использованием цитат;
  • переложение текста;
  • продолжение текста;
  • составление тезисов;
  • редактирование;
  • создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
  • реферирование;
  • докладирование;
  • рецензирование;
  • аннотирование и т.д.
  • создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  • участие в дискуссии;
  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
  • овладение русским речевым этикетом, что является необходимым средством приобщения к национальной культуре.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (5-11 классы)

Предмет______Русский язык_____________

Учитель ______Гудкова Ирина Анатольевна

Класс (указать вид: традиционный, специальный коррекционный, профильный)

Программа (название, автор, год издания, статус, кем утверждена или рекомендована)

Количество часов

Учебник (название, автор, год издания)

Хрестоматии, задачники, сборники тестов  и др. дополнительная литература, рабочие тетради

Методические рекомендации для учителя ( в том числе при подготовке к экзаменам)

Элективные курсы – 8-11 классы (предметные, ориентационные, межпредметные) с указанием класса, автора, года издания, источника

ТСО, ЭСО

по программе

по учебному плану

10 класс
базовый уровень

«Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»/А.И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы/ сост. Л.М. Рыбченкова. -     М.: «Дрофа», 2003

70

70

Русский язык. Базовый уровень  10-11 класс. Авторы:  А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова   М.: «Просвещение», 2012

  1. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ. Русский язык 2009/ М.Б. Багге и др.//М.: «Просвещение», 2009

2. Русский язык. Проверочные и контрольные тесты 10 класс/Н.М. Божко//Волгоград «Учитель», 2009

 3. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А., Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы, М., 2004

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2002

2. Русский язык 10 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Власенкова и др. Автор-составитель Л.А. Тропкина, Волгогорад 2003

3. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс/И.В. Золотарёва и др. М.: «Вако», 2003

1. «Всемогущий и занимательный синтаксис», «Удивительное рядом…Практическая фразеология», «Беседы о русской стилистике»/ Н.М. Божко//Волгоград: «учитель», 2005

2. «Искусство владеть словом»/Н.В. Васильченко//Волгоград: «Учитель», 2007

Компьютер, монитор, экран, проектор, телевизор, магнитофон

Презентации по темам курса, электронные словари,

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

К-во часов

Дата

Тема/ тип урока

Минимум содержания образования

Контрольные и проверочные работы

Тип урока

Технология обучения

Формируемая компетенция

5

Раздел I. Общие сведения о языке (5 часов)

1

1

02.09.

Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении. Функции русского языка как государственного. Русский язык в кругу языков народов России.

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России*.

УОНЗ

развивающее обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

2

1

       03.09.

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. 

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимосвязь языка и культуры.

УОНЗ

развивающее обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

3

1

09.09

 Язык  и речь

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.   Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное.

комбинированный

ИКТ

Метод проектов: «Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении».

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

4

1

10.09

Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации

Знать: русский язык как средство общественно-политических, экономических, научных, культурных и др. связей между народами России

УОНЗ

Развивающее обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

5

1

16.09

Входящая К/Р

К/Р №1

2

Раздел  II. Русский язык как система средств разных уровней (2 часа)

6

1

 17.09

Взаимосвязь единиц разных уровней 

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

УОНЗ

развивающее обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

7

1

23.09

Единицы языка. Уровни языковой системы

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

комбинированный

дифференцированное обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

8

Раздел  III. Фонетика Орфоэпия (8 часов)

8

1

24.09

Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Выразительные средства русской фонетики.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

9

1

 30.09

Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Выразительные средства русской фонетики.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

10

1

 01.10

Орфография. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы русской орфографии. 

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов

УПримененияЗУ

КСО

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

11

1

 07.10

Орфография. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы русской орфографии. 

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов

УПримененияЗУ

КСО

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

12

1

 08.10

Контрольный диктант  

К\Р № 2

Языковая, коммуникативная.  

13

1

 14.10

 

Орфоэпия. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения и ударения. Нормы ударения в современном русском языке. Особенности русского словесного ударения 

 Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

14

1

 15.10

 

Орфоэпия. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения и ударения. Нормы ударения в современном русском языке. Особенности русского словесного ударения 

 Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

15

1

 21.10

Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Языковая, коммуникативная.  

Раздел  IV.  Лексика и фразеология (10 часов)

16

1

 22.10

Повторение по теме «Лексика» Лексика. Лексические нормы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. 

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств

УОЗУ

развивающее обучение

Метод проектов: «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов».

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

17

1

 28.10

Повторение по теме «Лексика» Лексика. Лексические нормы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. 

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств

УОЗУ

развивающее обучение

Метод проектов: «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов».

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

18

1

 

 29.10

Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы.
Употребление стилистически окрашенной лексики.
 

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

УПримененияЗУ

ИКТ

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

19

1

11.11

Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы.
Употребление стилистически окрашенной лексики.

20

1

12.11

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. 

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

УПримененияЗУ

ИКТ

Проектная деятельность:

«Активный и пассивный запас языка».

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

21

1

 18.11

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. 

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

УПримененияЗУ

ИКТ

Проектная деятельность:

«Активный и пассивный запас языка».

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

22

1

19.11

Русская фразеология. Происхождение фразеологизмов, стилистическая окраска, нормативное употребление. Лексические и фразеологические словари 

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

УПримененияЗУ

Проектная деятельность:

«Происхождение фразеологизмов».

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

23

1

25.11

Русская фразеология. Происхождение фразеологизмов, стилистическая окраска, нормативное употребление. Лексические и фразеологические словари 

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

УПримененияЗУ

Проектная деятельность:

«Происхождение фразеологизмов».

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

24

1

26.11

Обобщающий урок: лексикография

Знать: энциклопедические и лингвистические словари, толковые словари и словари аспектные (специальные) Уметь готовить компьютерную презентацию о деятельности В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова

ИКТ

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

25

1

02.12

Р\Р Лингвистический анализ текста

Уметь проводить лингвистический анализ текстов, выявляя лексические, синтаксические особенности, звукопись

Развивающее обучение

коммуникативная, культурологическая

3

Раздел  V. Морфемика и словообразование

26

1

 03.12

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование»

Выразительные словообразовательные средства.

развивающее обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

27

1

09.12

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ слов как одно из средств овладения орфографическими нормами. 

Словообразовательный разбор

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

28

1

 10.12.

Выразительные словообразовательные средства 

Знакомство с выразительными средствами словообразования; закрепление навыков правописания.

УПримененияЗУ

13

Раздел  VI. Морфология и орфография

29

1

 16.12

Обобщающее повторение частей речи: их грамматическое значение, грамматические формы, синтаксические функции.

Общее  грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

развивающее обучение

Метод проектов: «Основные особенности русской орфографии»

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

30

1

17.12

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. 

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Морфологический разбор частей речи.

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

31

1

 23.12

Трудные вопросы правописания -н- и      -нн-  в разных частях речи 

овладения способами обобщения знаний об орфографических нормах и их группировке на основе принципов правописания

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

32

1

 24.12

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

33

1

13.01

Правописание не и ни с разными частями речи

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

34

1

 14.01

Различение частиц не и ни

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

35

1

20.01

Правописание наречий

 

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

36

1

21.01

Мягкий знак на конце слов после шипящих

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

37

1

27.01

Правописание глаголов

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

38

1

28.01

Правописание причастий

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

39

1

03.02

Слитное, раздельное и дефисное написания слов

УПримененияЗУ

дифференцированное обучение

40

41

 

2

04.02

 

Тестирование по теме

К\Р № 3

дифференцированное обучение

18

Раздел  VII. Текст. Виды его преобразования

42

1

10.02

 Текст и его место в системе языка и речи. Признаки текста. Текст и его строение.

Текст и его место в системе языка и речи. Текст, его строение.

УОНЗ

развивающее обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

43

1

11.02

Способы и средства связи между частями текста

Знать средства связи частей текста: лексический повтор, однокоренные слова, местоименные слова, союзы и частицы-союзы.
 Уметь создавать  письменные высказывания, редактировать собственный текст

Владение навыками создания собственного текста, редактирования текста

УЗИ

развивающее обучение

44

1

 17.02

Способы и средства связи между частями текста

Знать средства связи частей текста: лексический повтор, однокоренные слова, местоименные слова, союзы и частицы-союзы.
 Уметь создавать  письменные высказывания, редактировать собственный текст

Владение навыками создания собственного текста, редактирования текста

УЗИ

развивающее обучение

45

1

18.02

Абзац.

Абзац

УОНЗ

развивающее обучение

46

1

24.02

Типы речи. Повествование.

Основные признаки типов речи.

комбинированный

47

1

 25.02

Описание

комбинированный

48

1

 03.03

Рассуждение

комбинированный

 49

50

2

04.03

10.03

Р/Р Лингвистический анализ текста

Уметь проводить лингвистический анализ текстов, выявляя лексические, синтаксические особенности, звукопись

УПЗУ

коммуникативная, культурологическая

51

1

11.03

Виды преобразования текста. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки.

Виды преобразования текста, основные признаки.

отличительные черты тезисов, конспекта,  выписок, реферата,

УОНЗ

развивающее обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

52

1

 17.03

Конспект. Тематический конспект

УОНЗ

УОНЗ

развивающее обучение

53

1

18.03

Реферат

 

54

1

01.04

Р/Р Защита рефератов на  лингвистическую тему

Уметь оценивать устные и письменные высказывания в учебно-научной сфере общения с точки зрения достижения поставленных задач

Использование мультимедийных ресурсов и КТ для обработки и передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности

УПЗУ

Развивающее обучение, ИКТ

коммуникативная, культурологическая

55

1

07.04

Аннотация

отличительные черты аннотации, рецензии

УОНЗ

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

56

1

08.04

Рецензия

УОНЗ

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

57

58

2

14.04

15.04

Рецензия Р\Р Сочинение - рецензия на одно из литературных произведений.

УПЗУ

коммуникативная, культурологическая

12

Раздел  VIII. Функциональные разновидности русского литературного языка

59

1

 21.04

Функциональные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Язык и речь. Основные требования к речи,  разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), их характеристика.

УОНЗ

ИКТ

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

60

1

22.04

Научный стиль. Назначение, стилевые признаки и разновидности научного стиля.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Лексические и синтаксические особенности. Термин и терминология. Использование учащимися средств научного стиля.

комбинированный

дифференцированное обучение

61

1

28.04

Лексические особенности научного стиля.

комбинированный

развивающее обучение

62

1

29.04

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля

комбинированный

развивающее обучение

63

1

 05.05

Особенности диалогической речи. Диалог  в различных сферах общения, его разновидности. Дискуссионная речь.

Знать  особенности диалогической речи. Диалог  в различных сферах общения, его разновидности. Дискуссионная речь.

комбинированный

развивающее обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

64

1

 06.05

Р\Р Дискуссия на социально-политическую тему.

Уметь вести  дискуссия на социально-политическую тему.

УПЗУ

Развивающее обучение

коммуникативная, культурологическая

65

1

 12.05

Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Знать  особенности монологической речи в различных сферах общения.

комбинированный

Развивающее обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

66

1

 13.05

Культура речи  и ее основные аспекты

Знать основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения

Совершенствовать способность к самооценке  через наблюдение за собственной речью

комбинированный

Проектное обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

67

1

 19.05

Культура речи  и ее основные аспекты

Знать основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения

Совершенствовать способность к самооценке  через наблюдение за собственной речью

комбинированный

Проектное обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

68

 

1

 20.05

Совершенствование культуры учебно-научного общения.

Знать правила ведения  беседы, дискуссии
Уметь соблюдать нормы речевого поведения при обсуждении дискуссионных проблем

Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. Совершенствовать способность к самооценке  через наблюдение за собственной

УПримененияЗУ

 Проблемное обучение

Языковая,                 коммуникативная. Культуроведческая

69

1

26.05

 Итоговое тестирование.

К\Р № 4

Языковая, коммуникативная.  

70

1

27.05

резерв

УОНЗ - урок ознакомления с новым материалом,

УЗИ - урок закрепления изученного,

УПримененияЗУ - урок применения знаний и умений

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний

УПЗУ - урок проверки знаний и умений

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Темы исследовательских работ

  1. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

2. Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении.

3.. Основные принципы русской орфографии.

4.. Происхождение фразеологизмов.

5.. Активный и пассивный словарный запас языка.

Перечень контрольных работ:

№ К/Р

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

ДАТА

1.

Входящая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием

сентябрь

2.

Контрольная работа по теме «Фонетика»

октябрь

3.

Промежуточное тестирование по теме «Орфография»

январь

4.

Итоговое тестирование

май

Итоговое тестирование.

1. Шипящие согласные в
A) з, в, ж, г.         B) м, ч, л, д.             С) т, р, ж, ф.      D) с, ш, х, ц.           Е) ч, щ, ж, ш.

2. Пропущена буква о в
A) Усл..ждать.  B) Сокр...щать.  C) Препод..вать.  D) Док..зать.     E) Оп..здать.

3. Слово с проверяемой гласной в корне:
A) Вагон.   B) Управлять.    C) Велосипед.     D) Беседа.    E) Батарея.

4.Определить способ формообразования слова: писать - написать.
A) При помощи мены окончаний.     B) Мена формообразующих суффиксов.
C) Изменение места ударения.           D) При помощи формообразующих суффиксов.
E) При помощи формообразующих приставок.

5. Выберите правильный вариант пропущенных букв: Мы кое-как
пр...ладили эти пр..способления, наша труба закрывалась снаружи, и каждый раз для этого пр..ходилось взб...раться на крышу юрты.
A) и, и, и, и.    B) е, и, и, и.     C) и, и, и, е.     D) е, и, е, и.      E) и, е, и, е.

6. Укажите правильный вариант переноса слов.
A) Пь-еса, вы-игрыш, просвещен-ие, ансамб-ль.
B) Пье-са, выиг-рыш, просвещ-ение, анс-абль.
C) Пье-са, вы-игрыш, прос-вещение, ансам-бль.
D) Пье-са, вы-игрыш, про-свещение, ан-самбль.
E) Пь-еса, выи-грыщ, про-свещение, ан-самбль.

7.Укажите ряд антонимов:
A) Добро, сочувствие.     B) Истина, правда.   C) Соединение, разъединение.
D) Вражда, ненависть.    E)Горячий, теплый.

8.В предложении
В 1859 году Даулеткерей в составе казахской делегации
отправился в Петербург, где познакомился с наиболее интересными памятниками культуры, побывал в музеях, в Зимнем дворце, а в Большом театре Москвы увидел балет и оперу.
подчеркнутые слова являются:
A) Глаголом совершенного вида в условном наклонении - сравнительная
степень имени прилагательного.
B) Глаголом несовершенного вида в изъявительном наклонении -
превосходная степень имени прилагательного.
C) Деепричастием совершенного вида - словосочетание
наречие+прилагательное.
D) Глаголом несовершенного вида в повелительном наклонении -
словосочетание наречие+прилагательное.
E) Глаголом совершенного вида в изъявительном наклонении -
превосходная степень имени прилагательного.

9.Укажите правильный вариант написания сложных существительных:
Восьм...гранник, ча...питие, пут...шествие, солнц...пек, десят...летие
A) и, и, е, е, и  B) е, и, e, e, e   C) и, е, е, е, и   D) е, е, и, е, и     E) е, и, е, е, и

10.Укажите прилагательное с суффиксом -ск~:
A) Низ...ий.     B) Ткац...ий.    C) Француз...ий.     D) Немец...ий.    E) Казац...ий.

11.Укажите словосочетание с собирательным числительным:
A) Три минуты.    B) С обоими мальчиками.    C) Полтора метра.    D) К трем пятым бассейна.
E) Триста песен.

12.Найдите приставку ни-:

A) Он (н...)(с)кем не сходился близко.
B) Соседняя дача пока (н...)занята.
C) Этот провал есть (н...)что иное, как угасший кратер.
D) (Н...)кто иной, кроме вас, этого не сделает.
E) Я не знаю, (н...)кем это помещение снято, (н...)чем занимаются занявшие его люди.

13.Указать глаголы несовершенного вида.
A) Ринуться.   B) Спросить.    C) Рассчитывать.   D) Дать.    Е) Замереть.

14.Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Деревья напоминали скалы, обросшие темным мхом.
A) Действительное причастие прошедшего времени.
B) Краткая форма страдательного причастия.
C) Действительное причастие настоящего времени.
D) Страдательное причастие настоящего времени.
E) Страдательное причастие прошедшего времени.

15. Определите ошибочное утверждение:
A) Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени с помощью суффикса -а(-я).
B) Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -в, -вши, -ши.
C) Одиночное деепричастие обособляется не всегда.
D) От глагола быть образуется деепричастие будучи.
E) Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов —енн, -нн, -т.

16.Укажите наречие, в котором пишется две Н:
A) Груст(н,нн)о смотреть.                B) Интерес(н,нн)о слушать.
C) Беше(н,нн)о сопротивляться.     D) Искре(н,нн)е говорить:
E) Дружелюб(н,нн)о улыбаться.

17.Определите, в каком из существительных с предлогом по пишется ю:
A) По прибыти... в порт.                B) По решени... собрания.
C) По окончани... школы.               D) По выход... из партии.
E) По истечени... срока

18. Определите группу разделительных союзов:
A) Однако, зато, но.  B) А, но. C) Либо, не то - не то.  D) Не только - но и; как - так и.  E) И, да (-и).

19.Укажите строку с дефисным написанием слов:
A) -ежели, -кое, -ка.                   B) -бы, -же, -ка, -то, -либо, кое -.
C) -бы, -ли, -ка, -то.                    D) -ка, -то, -либо, -нибудь, кое -.
E) -бы, -ли, -же, -нибудь.

20. Междометие - это:
A) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.
B) Служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого и простые предложения в составе сложного.
C) Служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки или служит для образования форм слов.
D) Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
E) Служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.

21.Обозначьте, в каком словосочетании главное слово выражено именем существительным.
A) Черный с проседью.                                                B) Подлинное событие.
C) Не прекращались ни на мгновение.                      D) Вспыхивали в небе.
E) Вздрагивали реже.

22.Укажите предложение с определением, выраженным сравнительной степенью прилагательного.
A) Были в классе и другие ребята, совсем не похожие на Ерлана.
B) Чинно вошла в палату блестящая толпа царедворцев.
C) Несмотря на вспыльчивость, он быстрее завоевал авторитет в классе.
D) Одна из девушек, постарше, на меня едва обратила внимание.
E) Высокий, сильный, прекрасный спортсмен, Арман учился хорошо.

23.Укажите количество запятых в предложении.
Мы расположились в прелестном месте на берегу небольшого озера чистого как хрусталь и голубого как небо которое оно отражало.
A) 6.   B) 5.    C) 4.     D) 8.      Е) 7.

24. В предложении
Мягкое и серебристое оно слилось таи с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных не скрывающих собою золотых узоров звезд. нужно поставить
A) 3 запятые        B) тире и 4 запятые    C) тире и 3 запятые    D) тире и 2 запятые      E) 4 запятые

25.Определить предложение с вводным словом.
A) Он послал Селифана отыскивать ворота что без сомнения продолжалось бы долго.
B) Из рассказа видно в чем состояла причина этого дела.
C) Глупец я или злодей не знаю но то верно что я также очень достоин сожаления,
D) И между тем он уже без всякого сомнения знал что это была она.
E) Вы не совсем верно понимаете практический век.

26. Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Волнуемый мечтами по нивам по лугам уставленным стогами задумчиво брожу в прохладной полутьме и песнь сама собою слагается в уме.
A) Две.   B) Шесть.   C) Пять.   D) Четыре.    E) Три.

27. Определите вид придаточного предложения.
Часто в Колонном зале я вспоминаю, как впервые в нем очутился
A) Изъяснительное.    B) Определительное.    C) Причины.     D) Места.     E) Следствия.

28. Определите бессоюзное предложение, в котором между его частями стоит  тире:
A) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
B) Большинство сходилось на том  что старые законы не годятся.
C) Мы решили остаться дома на улице сильный ветер.
D) Он знал за десять минут отсюда уже начинался бой.
E) Накрапывал дождь ветер стал сильнее море рокотало.

29. Найдите неправильную схему:
A) «П, - а, - п».    B) «П. -А.-П»     С) «П!-а.-П»     Е) «П?-а. -П».

30. Определите, какая характеристика соответствует публицистическому стилю.
A) Стилевые черты - образность, экспрессивность, эмоциональность.
B) Стилевые черты - призывность, собирательность, оценочность.
C) Стилевые черты - непринуждённость, непоследовательность.
D) Стилевые черты - объективность выражений, стандартизированность
E) Стилевые черты - строгость, точность, логичность.


1. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
A) Цокот.  B) Жар.   C) Тушь.   D) Щука.    E) Ложь.

2. Буква ё обозначает гласный звук и мягкость предшествующего  согласного в
A) Подъем.   B) Слезы.   C) Соловьев.   D) Белье.    E) Поет.

3. Слово с проверяемой гласной в корне:
A) Единица.   B) Мандарин.   C) Гитара.    D) Стадион.     E) Телевизор.

4. Укажите вариант, в котором есть слово с Ь после шипящего.
A) Выглянул луч... солнца.    B) Списанные ответы задач... .
C) Громко играет туш....        D) Сын похож... на отца.
E) Пролить туш... .

5. В каких, из нижеприведенных, словах пишется ПРЕ-1
A) ...личие, ...ветствие.             B) ...бежать, ...ехать.
C) ...мьера, ...зидиум.                D) ...глашение, ...казание.
E) ...ставка, ...был.

6. Как возможно осуществить перенос следующих слов?
A) Бой-цы, боль-шой, под-ъезд, под-ходить, раз-вязать, мол-ния, яр-кий, раз-ыскать, прис-лать, от-странить, пяти-граммовый, жу-жжать, мас-са, кон-ный,
B) Бой-цы, больш-ой, подъе-зд, подход-ить, развяза-ть, мо-лния, ярки-й, разыска-ть, присла-ть, отстрани-ть, пятиграмм-овый, жужж-ать, масс-а, конн-ый.
C) Бой-цы, боль-шой, подъ-езд, под-ходить, раз-вязать, мол-ния, яр-кий, разыс-кать, при-слать, от-странить, пяти-граммовый, жуж-жать, мас-са, кон-ный.
D) Бо-Йцы, больш-ой, подъе-зд, подходи-ть, развяз-ать, молн-ия, ярк-ий, разыск-ать, присл-ать, отстрани-ть, пятигра-ммовый.
E) Бо-йцы, бол-ьшой, под-ъезд, по-дходить, ра-звязать, молни-я, я-ркий, раз-ыскать, прис-лать, отс-транить, пятиг-раммовый, жу-жжать, ма-сса, ко-нный.

7. Укажите ряд антонимов:
A) Передвижение, перемещение.     B) Жестокость, бессердечие.
C) Истина, ложь.                                D) Грусть, печаль.
E) Скука, тоска. . ; .

8. Самостоятельные части речи:
A) Глагол, предлог, союз.             B) Местоимение, частица, союз.
C) Наречие, предлог, частица.      D) Предлог, частица, союз.
E) Имя существительное, имя прилагательное, местоимение.

9. Укажите, в каком варианте нужно вставить Е.
A) Овраж...к.    B) Луж...к.     C) Медвеж...нок.     D) Крюч...к.     E) Шапч...нка.

10. Укажите правильный вариант написания окончаний имен прилагательных.
Вчерашн...го дня, свеж...м сеном, в поздн...ю ночь, на птичь...м рынке, гремуч...й змеей
A) Е, Е, Ю, Е, Е           B) Е, Ы, У, Е, Е     C) Е, И, Ю, И, Е      D) Е, И, Ю, Е, Е       E) И, Е, Ю, Е, Е

11. Определите числительное:
A) Два.            B) Двойной.          C) Вдвоем.           D) Двойка.               E) Двойня.

12. Определительное местоимение в
A) Какой тяжелый взгляд!
B) За тем оврагом раскинулось поле люцерны.
C) За убеждения мне доставалось немало в жизни.
D) Сейчас Толкын на каком-нибудь пляже загорает.
E) Любой человек скажет тебе то же самое.

13. Выделите группу глаголов несовершенного вида.
A) Лишать, сгорать, побледнеть, казнить.
B) Шагать, толкать, построить, допеть.
C) Разбрасывать, слепнуть, полюбить, испортить.
D) Подмигивать, говорить, плясать, стареть.
E) Коченеть, отпиливать, взять, ослепнуть.

14. Укажите предложение с действительным причастием.
A) Плыла по реке голубой русалка, озаренная луной.
B) Добываемый уголь льется непрерывным потоком.
C) Его нечесаные волосы ниспадали на глаза целой волной.
D) Ты открыл утром глаза, переполненные жаждою счастья.
E) Поблескивали лужицы от тающего снега.

15. Варианты наречий, которые пишутся через дефис:
A) (В)горячах, (по)долгу, (по)трое.                             B) (В)расплох, (в)первой, (в)потемках.
C) (В)третьих, (по)видимому, (по)медвежьи.             D) (В)бегах, (в)головах, (по)напрасну.
E) (В)двое, (по)малу, (в)одиночку.

16. Укажите вариант, в котором слово нужно писать слитно.
A) (Ни)чуть.              B) (На)память.            C) (На) со весть.          D) (На)скаку.            E) (Ни)разу.

17. Укажите, с каким из существительных предлог в не может составить пары.
Приехать в
A) Молдавия.  B) Сибирь.   C) Урал.    D) Астана.           E) Европа.

18. Укажите союз, который не относится к противительным союзам:
A) однако.           B) но.               C) а.                D) не только -но и.               E) зато (=но).

19. Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис:
A) Тот(ли) это человек, кого вы разыскивали.
B) Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Ишим.
C) Я приехал в тот(же) день.
D) Принеси(ка) мне, дружок, чаю.
E) Если(бы) мне об этом раньше сказали, все было(бы) иначе.

20. Непроизводное междометие в:
A) Прочь!            B) Ура!              C) Шабаш!             D) Караул!               E) То-то же!

21. Выделите словосочетание, образованное по способу управления.                                                                  A) Встретить друга.  B) Надо учиться.  C) Липовая аллея.  D) Очень хорошо.  E) Говорил улыбаясь.

22. Укажите составное глагольное сказуемое:
A) Хорошо работать - вот наша задача.                B) Я стал часами бродить по городу.                                    C) Жизнь прожить - не поле перейти.                   D) Лицо Айдоса было измученное.
E) Книги о войне - часть великой памяти народной.

23. Определите тип простого предложения:          Счастье лучше богатства.
A) Односоставное определенно-личное предложение.
B) Односоставное безличное предложение.
C) Односоставное неопределенно-личное предложение.
D) Односоставное назывное предложение.
E) Двусоставное предложение.

24. Определите, чем осложнено предложение:
Пожарная команда не могла, по условиям местности, подъехать близко к пожару.
A) Обособленными дополнениями.
B) Вводными словами и предложениями.
C) Обособленными обстоятельствами.
D) Обособленными определениями.
E) Однородными членами предложения.

25. Обращение стоит в начале предложения в:
A) Положение увы не меняется.
B) Надеюсь любезнейший Нурлан Алиевич что вы не соскучитесь у нас.
C) Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
D) Вы сударь камень сударь лед.
E) Клен ты мой опавший клен заледенелый что стоишь нагнувшись под
метелью белой?

26. Укажите количество пропущенных запятых:
Очарованный прелестью ночи и сверкавшим мириадами звезд небосклоном и красавицей луной и тихо рокочущим океаном матрос привыкший с детства к общению с природой весь отдался ее созерцанию и проникнутый чувством умиления он не находил слов.
A) 9.      B) 6.          C) 7.             D)8.               Е)5.

27. Определить место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал...
A)[ ], ( ), [ ].      B) [ ], ( ).          C) ( ), [ ], ( ).             D) ( ), [ ].                  Е) [ ],( ),( ).

28. Укажите количество пропущенных знаков в предложении: Под самым обрывом таится источник дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья большие серебристые пузыри колыхаясь поднимаются со дна покрытого бархатным мхом.
A) Три.          B) Пять.          C) Две.              D) Шесть.              E) Четыре.

29. Сейчас, отложив перо, он принялся вновь за живопись, родные его
счастливы.
Запятые ставятся, так как имеется
A) Бессоюзное сложное предложение, вводное предложение, обособленное дополнение.
B) Обособленное обстоятельство, однородные члены, вводное предложение.
C) Вводное слово, однородные члены, предложение бессоюзное сложное.
D) Обособленное обстоятельство, бессоюзное сложное предложение.
E) Однородные члены, вводное предложение.

30. Монографии, диссертации, доклады, рефераты - жанры:
A) Публицистического стиля.
B) Научного стиля.
C) Художественного стиля.
D) Разговорного стиля.
E) Официально-делового стиля


 

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ

Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. — М., 2001.)

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...