конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гольская Екатерина Владимировна

Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Цель урока:

- дать понятие одушевленности  и неодушевленности имен существительных.

 

Задачи:

Образовательные: формировать умение отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных. актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках;

Развивающие: развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся.

Воспитательные: прививать интерес к предмету на основе языковых впечатлений.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, какие существительные одушевленные и неодушевленные;

смогут на практике применять теоретические знания.

Личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, экран.

Раздаточный материал: смайлики (мяч), карточки с буквами н и о, карточки с текстом.

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 мин.

  1. Организация на урок.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Е. В.

 В такой прекрасный зимний день

Я очень рада встрече с вами,

 Приступим же к работе поскорей…

Он лежать совсем не хочет

Если бросить, он подскочит.

Чуть ударишь, сразу вскачь.

Ну, конечно – это… (мяч)

 На столах у вас по два смайлика (мяча), выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Сегодня мы  работаем с именами существительные.

- У нас сегодня гость. Он является талисманом Сочи – 2014.  Еще подсказка: его старший брат тоже был талисманом Олимпиады, которая проводилась у нас в стране в Москве в 1980 году. Кто это?

Он будет и нашим с вами талисманом на нашем уроке.  (Слайд 1)

-А как по-другому можно назвать этого медведя?

- На какой вопрос будет отвечать это существительное?

- На какие группы делятся существительные в зависимости от того, какой вопрос можно к ним задать?

- Так какая тема нашего урока? (Слайд 2)

- Какова цель урока?

Запишите число и тему урока.

Выбирают смайлик (мяч) и демонстрируют своё настроение.

- Это медведь.

- Игрушка

- На вопрос что.

- На одушевленные и неодушевленные.

- Тема нашего урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

- Учиться различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.

7 мин.

II. Повторение

- Можем ли мы начать изучение нового без повторения изученного?

-А еще мы сегодня вспомним названия разных видов спорта.

-Зачем нужно заниматься спортом?

- А для чего, ребята, организуются олимпийские движения по всему миру?

- Нет. Нам необходимо повторить полученные ранее знания.

Дети отвечают.

  1. Словарный работа. (Слайд 3)

Хоккей, баскетбол, гимнастика, футбол, теннис

- Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какого склонения существительные?

На какой вопрос отвечают слова?

Записывают слова, находят «опасные места»

- Второго.

-Гимнастика. Это слово первого склонения.

-Что.

Работа с текстом (карточка №1). 

- Каково этимологическое происхождение слова мяч?

- Собственное или нарицательное  существительное мяч?

-Какие существительные называются собственными?

- Перед вами текст. Вставьте подходящие по смыслу слова. (слайд)

- Собственные или нарицательные существительные в тексте?

- Какое собственное существительное можно поставить рядом со словом дружок?

- От слова мягкий.

- Нарицательное.

-Собственные имена существительные пишутся с большой буквы и обозначают названия имен, фамилий, городов, книг и т д.

Дети работают  и вставляют слова, потом проверка.

- Нарицательные.

- Коля (имя), Иванов (фамилия).

2 мин

  1. Физминутка.

1) зарядка для глаз.

2) -  с мячом.

- В каких видах спорта используется мяч?

- Баскетбол, футбол, теннис, гольф, водное поло, регби, волейбол, хоккей, бейсбол, пионербол.

3 мин

III. Новый материал.

  1. Образование существительного.

– На какой вопрос отвечает слово баскетбол? Какое это существительное?

- Измените слово так, чтобы к нему можно было поставить вопрос кто? Какое это существительное? Каким способом образовали это существительное?

- Чем же отличаются имена существительные одушевленные и неодушевленные?

- Интересно, что слово душа  - это жизнь, присутствующая в каждом живом создании: человеке, животном.

- Что? Неодушевленное.

- Баскетболист. Одушевленное.

- К именам существительным одушевленным можно поставить вопрос кто?, а к неодушевленным – вопрос что?

2 мин.

IV. Закрепление нового материала.

  1. Молчанка. (Слайд )

- Я называю на слово, а вы показываете карточку с соответствующей буквой.

Шофер, апельсин, тренер, вокзал, космонавт, гербарий, здоровье, офицер, жокей, костюм.

Дети показывают буквы н или о.

13 мин.

  1. Исследование (карточка №2).

-Как вы думаете, каких существительных больше: одушевленных или неодушевленных?

- Давайте проверим. Сейчас мы проведем исследовательскую работу по тексту. Работая по 2 человека (в парах), сделайте исследование.

 Затем вы объединяетесь в группу, делаете вывод.

Дети делают предположение.

- Найти существительные, определить, какие они, посчитать, определить, сколько каких и сравнить по количеству.

3. Заполнение карточки.

1) первая пара в группе работает с одуш. сущ. , а вторая пара с неодуш. сущ. Задания по  тексту

  1. Вставьте из стихотворения в словосочетания  неодушевленные  имена существительные.

Мяч (в чем?)

эхо (в чем?)

лежит (на чем?)

по воротам (что?)

лежит (до чего?)

эхом (в чем?)

сквозь (что?)

в сердцах (чем?)

сон (чего?)

боль ( от чего?)

это (что?)

триумф (с чем?)

удар (по чему?)

болельщик (чего?)

по воротам (что?)

  1. Сколько всего неодушевленных существительных? __________________

  1. Сравните, каких (по количеству) больше: _________________________

  1. Вывод:

……………………………………………………………………………………………

Задания по  тексту

  1. Выпишите из стихотворения одушевленные имена существительные.

Как  (кто?) 

 запутался (кто?)

пытались напомнить (кто?)

откликнулась (кто?)

забудет (кто?)

  1. Сколько всего одушевленных существительных?_____________________

  1. Почему к некоторым существительным поставили вопрос (КТО?) хотя они считаются неодушевленными?
  2. Выберите из словарной статьи средство художественной выразительности, которое подходит для данного случая. Как такой прием называется?

_______________________________________________________________

  1. Сравните, каких (по количеству) больше:____________________________

  1. Вывод.

4. Проверка.

- Что у вас получилось? Почему вы задали именно вопрос кто? к некоторым именам существительным?

- Итак, среди существительных есть слова, у которых все наоборот: они обозначают неживое, но отвечают на вопрос…(кто?) и считаются … (одушевленными).

(Работа со статьей.)

Перед вами словарная статья из словаря литературоведческих терминов. Выберите определение средства художественной выразительности, которое подходит для данного случая. (зачитайте)

Такой прием называется … (олицетворением). Где возможен этот прием?

Дети работают по 2 над текстом.

Выступление групп

 Потом делают вывод в группе (4), что неодушевленных существительных больше.

2 мин.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

  Оцените свою работу с помощью «мяча»:

Красный мяч  - я все понял, мне было легко работать;

Синий мяч – я изредка сомневался;

 ( у меня часто возникали трудности).

- Возможно, кто-то после сегодняшнего урока всерьез задумается о том, что утро лучше начинать с зарядки

Дают ответы на вопросы

 

 

 

 

 

Анализируют работу на уроке через самооценку

VI. Домашнее задание.

По выбору:

  1. Упр.
  2. Придумать сказку о любом виде спорта.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...