Урок русского языка в 5 классе по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чеченева Марина Дмитриевна

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словосочетание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_5_kl.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Класс – 5

Предмет – русский язык

Тип урока – обобщающий 

Тема – «Словосочетание»

Цели урока: закрепить понятие словосочетания; закрепить умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании; закрепить умение выделять словосочетания из предложения; закрепить умение выполнять разбор словосочетания.

I Организационный момент.

II Работа по теме урока.

Беседа по вопросам:

─ Что такое словосочетание?

/Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически./

─ Из чего состоит словосочетание?

/Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому ставится вопрос./

─ Как выражается грамматическая связь между словами в словосочетании?

/Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога./

─ А как неизменяемые слова (наречия) связываются в словосочетаниях с главным словом?

/Неизменяемые слова связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу./

─ Являются ли словосочетаниями однородные члены предложения? А сочетание подлежащего и сказуемого? /Нет/

─ Какие словосочетания называют именными? Глагольными?

/Словосочетание с главным словом именем существительным или именем прилагательным называется именным, с главным словом глаголом – глагольным./

Практические задания

1. Индивидуальные задания

  1. Выпишите из текста пять словосочетаний «сущ. + сущ.»:

        С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский)

  1. Выпишите из текста пять словосочетаний «прил. + сущ.»:

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский)

  1. Замените словосочетания «сущ. + сущ.» словосочетаниями «прил. + сущ.». Вставьте пропущенные буквы.

 

Лучи со…нца, опушка леса, ж...тели города, собрание класса, библиотека школы.

2. Работа с классом. Прочитать текст, выписать по 4 словосочетания именных (1 вариант) и глагольных (2 вариант).

Виды словосочетаний

Именные

Глагольные

горьковатый запах (прил. + сущ.)

мглистый вечер  (прил. + сущ.)

первая звезда (прил. + сущ.)

соседство моря (сущ. + сущ.)

увижу море  (глаг. + сущ.)

невольно прислушивался (нар. +глаг.)

зажгла огонь (глаг. + сущ.)

запал в душу (глаг. + сущ.)

 

        Я был счастлив тем, что через несколько часов увижу море, с детства его веселый пенистый простор запал мне в душу. Море было рядом, пахло полынью, и этот горьковатый запах соединился в моем представлении с близостью Черного моря. А потом это соседство моря и полыни так укрепилось, что даже на севере, услышав запах полыни, я невольно прислушивался, надеясь различить отдаленный морской гул. Иногда я будто слышал его, но шумело, конечно, не море, а сосновый лес.

        Но вернусь в тот день, когда я наконец увидел с обрыва море. Мглистый вечер сливался с голубоватым пространством воды, волны внизу чуть рокотали галькой, первая звезда зажгла свой огонь под облаком, похожим на крыло серебряной птицы.

3. Выразительно прочитайте стихотворение С. Есенина. Назовите словосочетания, которые показались вам необычными. Определите их роль в стихотворении.  

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

/на пушистых ветках, сонная тишина, в золотом огне…/

─ Словосочетания «прил. + сущ.» могут быть в речи средством выразительности. Прилагательное, входящее в состав словосочетания, ярко, образно рисует предмет, передает чувства. Как называется такое средство выразительности?

                /Эпитет/

4. Выполнение упр. 394. Выпишите словосочетания, в состав которых входят прилагательные-эпитеты.

                /Чахлая рябина, болтливые воды, седой туман, в ясной вышине, ленивой чередой, веселое солнце, мрачную песню./

5. Проверка индивидуальных заданий классом.

6. Упр. 391.

─ Являются ли словосочетаниями однородные члены предложения? А сочетание подлежащего и сказуемого? /Нет/

Выполнение упражнения 391.

  • Шумела в стороне, полночная вьюга, в лесной стороне, в глухой стороне;
  • В полумраке вьётся, прозрачный огонек;
  • С горы бежит; поток проворный;
  • Яркий свет, сиял в долине;
  • Застал нас, застал далеко, далеко от дома;
  • В темном небе, вспыхнула в небе.

7. Игровое задание. Учитель читает предложение, затем называет словосочетания. Услышав неправильно составленные словосочетания, учащиеся должны хлопнуть в ладоши.

        Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжелыми хлопьями.

  1. срывался с ветвей;
  2. снег срывался;
  3. на землю;
  4. падал на землю;
  5. тяжелыми хлопьями.

Солнечный свет упал в воду, и я увидел под  водой яркий бронзовый свет.

  1. солнечный свет;
  2. свет упал;
  3. упал в воду;
  4. я увидел;
  5. под водой;
  6. яркий бронзовый;
  7. бронзовый свет.

Ветер рванул со всей силой, и разом слетели все желтые листья.

  1. ветер рванул;
  2. желтые листья;
  3. слетели листья.

8. Физкультминутка.

9. Уточните с помощью зависимого слова значение данных ниже слов. (Записать словосочетания на доске, выполнить их разбор)

Образец: Печь; печь пироги; русская печь.

Ключ (ключ от замка, студеный ключ, скрипичный ключ),

лук (зеленый лук, стрелять из лука),

ножка (ножка стола, маленькая ножка),

коса (длинная коса, острая коса),

кран (подъемный кран, водопроводный кран).

10. Составьте словосочетания из данных слов (написать слова в две колонки на доске, использовать для составления словосочетаний слова из разных колонок).

преподаватель

украшения

объяснять

звонить

класс

озеро

день

дружный

математика

ёлочные  

глубокий

солнечный

отец

задача

11. Составьте словосочетания с данными глаголами и со словом доска.

        Стереть, вызвать, стоять, подойти, списать, смотреть, отойти.

/стереть с доски, вызвать к доске, стоять у доски, подойти к доске, списать с доски, смотреть на доску, отойти от доски./

─ Как выражается грамматическая связь между словами в этих словосочетаниях?

/Грамматическая связь между словами в данных словосочетаниях выражается с помощью окончания зависимого слова и предлога./

12. Выполнение упр.395.

III Домашнее задание.

  • Повторить § 50;
  • Выполнить упр. 384.

IV Подведение итогов урока

  • Какие виды работ мы выполнили?
  • Что удалось повторить лучше?
  • Оценить работу своих одноклассников (Лидер, активный участник, участник, пассивный участник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...