Тематическое планирование раздела программы "Морфология"
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме

Банкетова Ирина Юрьевна

Морфология является одним из важных разделов в русском языке.Актуальность данной работы объясняется поиском условий,
прим которым усвоение данного раздела программы становится более продуктивным и эфективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_razdela_programmy.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

    Тематическое планирование раздела программы «Морфология».

Морфология

Каждое слово – часть речи (26 ч.: 21/5 р.)

Общее знакомство с частями речи

(26 ч.: 21/5 р.)

1. Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?»)

2. Знакомство с названиями частей речи («Всему название дано!»)

3. Назовём слова-указатели

4. Освоение личных местоимений

5. Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»)

6. Обучение употреблению и написанию служебных частей речи

7. Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи

8. Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны!» Части речи все важны!)

9. Изложение: обучение рассказу о словах

10-11. Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии

Пользоваться освоенными признаками для определения части речи; выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи (в частности, местоимений).

Соблюдать освоенные нормы культуры речи при использовании местоимений, правила написания предлогов с другими словами, в том числе с местоимениями.

Строить устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи.

Использовать все приобретённые орфографические умения в процессе письма.

Анализировать строение текста и выбор языковых средств. Воспроизводить текст определённой тематики после проведённой подготовки; проверять и улучшать написанное.

- Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. (Л.) 

- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения. Планировать свои действия. Действовать по намеченному плану. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Выполнять проверку действий «другого» и осуществлять самоконтроль; осознавать возникающие трудности. (Р.)

- Читать учебный текст, понимать его содержание, завершать отдельные предложения. Обдумывать заданные вопросы, предполагать ответы на них и проверять предположения по учебнику; находить в учебном тексте новые сведения.

Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач.

Понимать информацию, представленную в табличном виде, дополнять её новыми сведениями; переводить информацию в словесную форму. (П-1.)

Анализировать факты языка, устанавливать причинно-следственные связи,  делать умозаключения, выводы.

Выделять существенные признаки, подводить по ним факты языка под понятия. Классифицировать, слова по заданным признакам, группировать их; работать с таблицей, дополнять её, обобщать и систематизировать материал. (П-2.) 

- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения. Высказывать свои предположения, своё мнение по обсуждаемым вопросам, слушать и учитывать другие мнения. Понимать задаваемые вопросы и отвечать на них. Строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других.

Анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи,  ясность выражения мысли;   использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов.

Делиться приобретённой  информацией с другими, пересказывать её. (К.)

Читают сведения в учебнике, заканчивают предложения,  обобщают изученное о слове,  расширяют сведения и осваивают новые понятия. Строят научное сообщение по его готовому началу, формулируют опознавательные признаки, по которым различаются части речи. На основе картинки подбирают и классифицируют слова. Анализируют и группируют слова, разными способами решают в них орфографические задачи.

Читают информацию и предполагают названия частей речи, обсуждают догадки и проверяют их по учебнику. Анализируют предложения, по опознавательным признакам квалифицируют слова как части речи, классифицируют и группируют слова.

Анализируют тексты, выясняют причины их недостатков, делают умозаключение об особенностях слов-указателей и их роли в речи; уточняют сведения по учебнику, осмысливают название данной части речи и конкретные слова, её составляющие. С опорой на информацию, представленную в изобразительно-схематичной форме, осваивают значения личных местоимений. Читают материал учебника и  дополняют сведения. Определяют лицо указанных местоимений, находят слова данной части речи в текстах, устанавливают их лицо и число, наблюдают за правильным их употреблением, знакомятся с правилом их вежливого использования, рассказывают дома о сделанных «открытиях» . Обобщают сведения о местоимении как части речи, с опорой на предложенный план готовят деловое сообщение. С использованием таблицы систематизируют изученное о частях речи.

Дополняют информацию о частях речи, о названии,  назначении и правописании слов-помощников. Из речи учителя (из учебника) узнают о двух больших группах слов, уточняют смысл их названия; обобщают и систематизируют сведения о частях речи, учатся по таблице строить сообщение о них.

Квалифицируют слова как части речи, анализируют их употребление, оценивают как правильное или неверное, обобщают наблюдения, сверяют свои решения  с информацией в учебнике, обнаруживают и исправляют ошибки в употреблении и написании предлогов с местоимениями; накапливают опыт осознанного и правильного использования и написания слов разных частей речи.

Наблюдают за использованием слов разных частей речи и их назначением; тренируются в их уместном и правильном употреблении в своей речи, в написании. Повторяют различные вопросы правописания, совершенствуют все орфографические умения.

Знакомятся с историей одного из выражений, обсуждают его значение и возможности употребления; наблюдают за построением текста, отдельных предложений и выбором слов. Письменно  воспроизводят текст, проверяют и редактируют написанное; применяют весь комплекс орфографических умений.

Слово и его формы

12. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова

13. Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного

14. Знакомство с начальной формой имени прилагательного

15. Закрепление изученного

16. Диктант

Выявлять принадлежность слова к определённой части речи, разграничивать самостоятельные и служебные части речи. Различать формы одного слова и однокоренные слова. Владеть для этого определённым способом действия.

Ставить вопросы к словам;  ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму (первичное освоение).  

Анализировать слова с разных точек зрения; наблюдать за особенностями их употребления в текстах.

Выполнять все освоенные орфографические действия, в том числе применять изученные правила, использовать приём письма с «окошками», проверять написанное.

- Интерес к изучению русского языка, становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности, стремление к преодолению учебных затруднений. (Л.)

- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных задач. Выполнять каждую необходимую операцию и  всю последовательность действий. Выполнять рассуждения в материализованной, речевой и умственной форме; использовать речь и графические средства для регуляции своих действий. Осуществлять самоконтроль, находить ошибки как в способе действия, так и в результате, вносить коррективы. (Р.)

- Читать информацию учебника, выделять новые сведения, понимать информацию, поданную в схемах; понимать инструкции, представленные в словесной и схематической форме, выполнять их. Осознавать общий способ действия, ориентироваться на него при решении конкретных задач. (П-1.) Анализировать,  сравнивать, группировать, классифицировать, делать умозаключения и выводы. (П-2.)

- Участвовать в совместном поиске и решении задач, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. (К.)

Анализируют, сравнивают слова, делают умозаключения; читают информацию в учебнике и выделяют новые сведения, осваивают, новые термины, размышляют об их сущности и происхождении. Анализируют и сравнивают схематические модели слов, соотносят конкретные слова с моделями,  делают умозаключение, перепроверяют его анализом слов, делают вывод о различии форм слова и однокоренных слов, сравнивают его с выводом в учебнике; анализируют, рассуждают и группируют слова.

Анализируют значение и строение слов, сравнивают их. Читают сообщения учебника для приобретения информации, используют её для решения языковых задач. Сравнивают вопросы к словам, выявляют отличия, соотносят слова и вопросы; находят и группируют слова по указанным признакам,  устанавливают их заданную последовательность; подбирают и выбирают слова. Анализируют текст, озаглавливают его, наблюдают за его строением, развитием мысли, выбором языковых средств. Действуют по освоенной инструкции; обсуждают решения вопросов. Списывают и пишут под диктовку, выполняют все освоенные орфографические действия; осуществляют совместную деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.

Сравниваем части речи

17. Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного («Имя существительное и имя прилагательное»)

18. Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных

19. Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных

20. Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм»)

21. Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?»)

22. Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа

23.  Освоение способа действия для определения падежей.

24. Закрепление изученного

25-26. Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем»)

Определять принадлежность слова к той или иной части речи, различать формы слов и однокоренные слова.  

Определять морфологические признаки слов: род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного, род глагола (в прошедшем времени), выполнять для этого необходимый способ действия. Сравнивать слова по освоенным признакам. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах.

Устанавливать связи слов,  изменять слова, конструировать предложения.

Обнаруживать и устранять ошибки в образовании и использовании форм слов.

- Представление о богатых возможностях русского языка, интерес к его изучению. Элементы способности оценивать свои трудности и достижения. (Л.)

- Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных задач; понимать план, представленный в виде памятки, алгоритма; выполнять намеченный план и каждую операцию. Выполнять действия в речевой и умственной форме. Контролировать свои действия и их результат. (Р.)

- Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённую информацию.

Целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию,  дополнять, оценивать имеющуюся или полученную в ходе наблюдений. Понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной, алгоритмичной форме. Осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых задач. Осознавать различные закономерности, правила, находить им подтверждение в текстах. (П-1.) Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, подводить под понятие, конструировать, классифицировать, группировать. (П-2.) 

- Участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; слушать мнения других. Строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера. Делиться приобретённой информацией с другими, в частности дома.

Разграничивают по освоенным признакам самостоятельные и служебные части речи, слова разных частей речи. Выявляют ошибки мальчика-иностранца, исправляют их  и пытаются объяснить исправления. Дополняют и уточняют объяснения на основе информации учебника; работают с информацией, представленной в схематичной, табличной и изобразительной форме, переводят информацию в словесную форму; делают выводы и обобщают. Наблюдают за закономерностями языка,  формулируют их и применяют для решения языковых задач. Анализируют слова по указанным и самостоятельно выявленным  признакам, сравнивают их, соотносят друг с другом; применяют освоенные закономерности, правила и решают различные языковые задачи. Характеризуют слова по их моделям,  наполняют модели конкретным языковым материалом. Наблюдают за словами, выявляют новые закономерности  и особенности слов, осваивают правила изменения, употребления и написания слов, нормы русского языка. Знакомятся с инструкциями, алгоритмами действия, в том числе представленными в схематичном виде, накапливают опыт их применения. Конструируют предложения, сравнивают их, анализируют формы и употребление слов, выявляют погрешности, устраняют их. Находят в текстах примеры слов по заданным признакам.

Обобщают новые сведения по предложенным вопросам, соотносят их с изученными ранее, систематизируют материал. Обсуждают вопросы в парах, ведут диалог. Списывают тексты, решают орфографические задачи, вычленяют пока не решаемые, устанавливают связи слов, характеризуют, классифицируют и группируют слова по освоенным признакам; разграничивают формы слов и однокоренные слова. Выявляют общий

способ изменения всех имён.

Наблюдают за употреблением слов разных частей речи, за организацией  текста, за значением слов, объясняют значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование,раздел плавание включен,2 класс,3 часа

Календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы по физической культуре под редакцией А.П.Матвеева.Включены разделы плавание,лыжная подготовка....

Календарно-тематическое планирование,раздел плавание включен,3 класс,3 часа

Календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы по физической культуре под редакцией А.П.Матвеева....

Календарно-тематическое планирование,раздел плавание включен,4 класс,3 часа

Календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы по физической культуре под редакцией А.П.Матвеева....

Календарно-тематическое планирование,раздел плавание включен,1 класс,3 часа

Календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы по физической культуре под редакцией А.П.Матвеева....

Календарно-тематическое планирование,раздел плавание включен,9 класс,3 часа

Календарно-тематическое планирование под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданович....

Календарно-тематическое планирование,раздел плавание включен,10 класс,3 часа

Календарно-тематическое планирование 10 класс,под редакцией В.И.Лях. ...

Календарно-тематическое планирование,раздел плавание включено,11 класс,3 часа

Календарно-тематическое планирование под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданович....