Урок русского языка в 6 классе на тему "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
Урок русского языка
6 класс
Тема:
Автор: Козлова И.П.
учитель русского языка и литературы
высшей категории,
победитель ПНПО - 2009
п. Новый Кутулук
План-конспект урока русского в 6 классе
Учитель: __ Козлова Ирина Петровна
Предмет: Русский язык
Класс: 6
Тема: «Местоимение»
Цель: Исследовать разряды местоимений.
Задачи:
1. Обучающая: Научить учащихся на практике различать местоимений по их группам в зависимости от их значения.
2. Развивающая: Развивать в учащихся орфографическую зоркость.
3. Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус у учеников через примеры художественных произведений.
Технология обучения: Технология метода проекта с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий.
Тип урока: Комплексное формирование компетентностей.
Вид урока: Урок – исследование.
Форма урока: Семинар-практикум.
Метод обучения: Продуктивно-практический
Средства обучения:
Наглядные средства: слайдовая презентация POWER POINT,карточки «План характеристики местоимения», карточки для самостоятельной работы.
Оборудование: Компьютер, проектор.
ОПИСАНИЕ КОНСПЕКТА УРОКА – ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ: «МЕСТОИМЕНИЕ»
(технология деятельностного подхода)
Цель: разгруппировать местоимения по их признакам
Задачи:
образовательные
- закрепить и углубить сведения о местоимениях,
-научить детей различать местоимения по их группам (по значению),
- работа с терминами;
развивающие
- направлять работу учеников в группах,
– контролировать умение составлять связный рассказ на лингвистическую тему;
воспитательная
– воспитывать нравственные и эстетические нормы через примеры художественного текста.
Оборудование: слайды, тетради, др.школьные принадлежности.
ХОД УРОКА:
№ | Этап | Содержание |
1 | Самоопределение к деятельности (Оргмомент). | Организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»). |
2 | Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. | Подготовка мышления детей к проектировочной деятельности: 1) Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) Тренировка соответствующих мыслительных операций. 3) Создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. |
3 | Постановка учебной задачи | СЛАЙДЫ № 1, №2 1) Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), 2) Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. 3) Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. 4) Постановка цели и формулировка (или уточнение) темы урока. |
4 | Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания). Мотивация. | - Что такое местоимение? (СЛАЙД №3) - Почему местоимение называется местоимением? (СЛАЙД №4) 1) Выбор учащимся метода разрешения проблемной ситуации, 2) Выдвижение и проверка ими гипотезы. 3) Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). 4) После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. 5) Устанавливается, что учебная задача разрешена. |
5 | Первичное закрепление во внешней речи. Работа с текстом | СЛАЙД №5 - (см. текст-приложение) Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. |
6 | Проблемный вопрос | СЛАЙД № 6 |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Учитель выступает в роли консультанта. Ученики распределяют по группам выписанные местоимения. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая их с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. |
8 | ДЕМОНСТРАЦИЯ | СЛАЙДЫ № 7- № 16. |
9 | Включение в систему знаний и повторение. Работа с терминами | Ученики сами объясняют – ДОКАЗЫВАЮТ - названия групп – разрядов местоимений (СЛАЙД №17). На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках. |
10 | Рефлексия деятельности (итог урока). | (СЛАЙД №18). Оценки и их комментирование. На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. |
11 | Домашнее задание | СЛАЙД № 19 |
ОПИСАНИЕ СХЕМЫ-УРОКА
Схема представляет собой лучистое солнце.
Верхняя «половина солнца» - включает в себя как лучи определение ЦЕЛИ, символические ОРГМОМЕНТ и МОТИВАЦИЮ урока.
Нижняя – это большая работа по исследованию групп (разрядов) местоимений с заданием, содержит проблемные вопросы.
Основная часть урока, как «река», – это самостоятельная работа учеников с текстом (по группам).
«Река знаний» словно «вливается» информационным потоком, который дети сами добывают, и «красной нитью» формируют и образуют сущность урока.
Этот вид деятельности на уроке предоставлен полностью ученикам.
Они – в творческом поиске.
Ученики могут вставать, ходить, консультироваться друг с другом, с другими группами и с учителем.
Учитель выступает в роли консультанта.
Лучи внизу – образуют собой группы местоимений, каждая из которых имеет свое название. Ученикам необходимо каждую группу представить и защитить.
Также необходимо предоставить доказательства как защиту групповых работ. Это достижимо путем работы с терминами.
Защита проекта в целом достигается итоговым обобщением.
Итог урока.
Домашнее задание.
Схема урока-проекта по русскому языку в 6 классе
(1 урок в блоке)
Тема: «Местоимение»
Мотивация
? (Вместо имени) ?
Работа с текстом
(*сравнить два текста: а) с неоправданными повторами; б) поправленный)
? Какой текст красивее ?
- Представление групп местоимений
Задание: а) выписать из текстов слова,
которые считаете местоимениями;
б) распределить по группам
?- а) как обобщить;
б) как удобнее работать со словами