Главные вкладки

    Урок русского языка в 6 классе на тему "Местоимение"
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

    Козлова Ирина Петровна

    Цель урока: исследовать разряды местоимений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_mestoimenie.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                               

                                                              ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук

    Урок русского языка

    6 класс

    Тема:

                                                Автор:     Козлова И.П.

    учитель русского языка и  литературы

                  высшей категории,

                  победитель ПНПО - 2009

    п. Новый Кутулук

    План-конспект урока русского в 6 классе

    Учитель: __ Козлова Ирина Петровна      

    Предмет:  Русский язык 

    Класс:  6                                                     

    Тема: «Местоимение»

    Цель: Исследовать разряды местоимений.

    Задачи:

    1. Обучающая: Научить учащихся на практике различать местоимений по их группам в зависимости от их значения.

    2. Развивающая: Развивать в учащихся орфографическую зоркость.

    3. Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус у учеников через примеры художественных произведений.

    Технология обучения: Технология метода проекта с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий.

    Тип урока: Комплексное формирование компетентностей.   

    Вид урока: Урок – исследование.

    Форма урока: Семинар-практикум.

    Метод обучения: Продуктивно-практический

    Средства обучения:

    Наглядные средства: слайдовая презентация POWER POINT,карточки «План характеристики местоимения», карточки для самостоятельной работы.

    Оборудование: Компьютер, проектор.

    ОПИСАНИЕ КОНСПЕКТА УРОКА – ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ: «МЕСТОИМЕНИЕ»

    (технология деятельностного подхода)

    Цель: разгруппировать местоимения по их признакам

    Задачи:

    образовательные 

    - закрепить и углубить сведения о местоимениях,

    -научить детей различать местоимения по их группам (по значению),

     - работа с терминами;

     развивающие

    - направлять работу  учеников в группах,  

    – контролировать умение составлять связный рассказ на лингвистическую тему;

     воспитательная

    воспитывать нравственные и эстетические нормы через примеры художественного текста.

    Оборудование: слайды, тетради, др.школьные принадлежности.

                                                 

    ХОД УРОКА:

    Этап

    Содержание

    1

    Самоопределение к деятельности (Оргмомент).

    Организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке:

    1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

    2) выделяется содержательная область («могу»).

    2

    Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.

    Подготовка мышления детей к проектировочной деятельности:

    1) Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

    2) Тренировка соответствующих мыслительных операций.

    3) Создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

    3

    Постановка учебной задачи

    СЛАЙДЫ № 1, №2

    1) Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.),

    2) Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

    3) Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.

    4) Постановка цели и формулировка (или уточнение) темы урока.

    4

    Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).

    Мотивация.

    - Что такое местоимение?   (СЛАЙД №3)

    - Почему местоимение называется местоимением? (СЛАЙД №4)

    1) Выбор учащимся метода разрешения проблемной ситуации,

    2) Выдвижение и проверка ими гипотезы.

    3)

    Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

    4) После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре.

    5) Устанавливается, что учебная задача разрешена.

    5

    Первичное закрепление во внешней речи.

    Работа с текстом  

    СЛАЙД №5 -  (см. текст-приложение)

    Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

    6

    Проблемный вопрос

    СЛАЙД № 6

    7

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Учитель выступает в роли консультанта.

    Ученики распределяют по группам выписанные местоимения.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

    учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий,

    осуществляют их самопроверку,

    пошагово сравнивая их с образцом,

    и сами оценивают ее.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

    8

    ДЕМОНСТРАЦИЯ

    СЛАЙДЫ № 7- № 16.

    9

    Включение в систему знаний и повторение.

    Работа с терминами

    Ученики  сами объясняют – ДОКАЗЫВАЮТ - названия групп – разрядов местоимений  (СЛАЙД №17).

    На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

    10

    Рефлексия деятельности

    (итог урока).

    (СЛАЙД №18).   Оценки и  их комментирование.  

    На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

    В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

    11

    Домашнее задание

    СЛАЙД № 19

    ОПИСАНИЕ СХЕМЫ-УРОКА

                 Схема представляет собой лучистое солнце.

    Верхняя «половина солнца» - включает в себя как лучи определение ЦЕЛИ, символические ОРГМОМЕНТ и МОТИВАЦИЮ урока.

    Нижняя – это большая  работа  по исследованию групп (разрядов) местоимений с заданием, содержит  проблемные вопросы.

    Основная часть урока, как «река», – это самостоятельная работа учеников с текстом (по группам).

    «Река знаний» словно «вливается» информационным потоком, который дети сами добывают, и «красной  нитью» формируют и образуют сущность урока.

    Этот вид деятельности на уроке предоставлен полностью ученикам.

    Они – в творческом поиске.

    Ученики могут вставать, ходить, консультироваться друг с другом, с другими  группами и с учителем.

    Учитель выступает в роли консультанта.

    Лучи внизу – образуют собой группы местоимений, каждая из которых имеет свое название. Ученикам  необходимо  каждую группу представить и защитить.

    Также необходимо предоставить доказательства как защиту групповых работ. Это достижимо путем работы с терминами.

              Защита проекта в целом достигается итоговым обобщением.

    Итог урока.  

    Домашнее задание.

             Схема урока-проекта по русскому языку в 6 классе

    (1 урок в блоке)

                                 Тема: «Местоимение»

                                               

                                                             Мотивация

                 

                       ?                   (Вместо имени)                       ?

    Работа     с      текстом

                      (*сравнить два текста: а) с неоправданными повторами; б) поправленный)                                                                         

                                                 ?    Какой текст красивее    ?

                                          - Представление групп местоимений

     Задание: а) выписать из текстов слова,

     которые считаете местоимениями;

     б) распределить по группам

                                              ?- а) как обобщить;

                                       б) как удобнее работать со словами

                                                                                                                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

    Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

    Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

    Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

    Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

    Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

    Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

    Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

    Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

    Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

    Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

    Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

    Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

    Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....