Урок русского языка в 6 классе на тему "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Козлова Ирина Петровна

Цель урока: исследовать разряды местоимений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mestoimenie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                                          ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук

Урок русского языка

6 класс

Тема:

                                            Автор:     Козлова И.П.

учитель русского языка и  литературы

              высшей категории,

              победитель ПНПО - 2009

п. Новый Кутулук

План-конспект урока русского в 6 классе

Учитель: __ Козлова Ирина Петровна      

Предмет:  Русский язык 

Класс:  6                                                     

Тема: «Местоимение»

Цель: Исследовать разряды местоимений.

Задачи:

1. Обучающая: Научить учащихся на практике различать местоимений по их группам в зависимости от их значения.

2. Развивающая: Развивать в учащихся орфографическую зоркость.

3. Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус у учеников через примеры художественных произведений.

Технология обучения: Технология метода проекта с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий.

Тип урока: Комплексное формирование компетентностей.   

Вид урока: Урок – исследование.

Форма урока: Семинар-практикум.

Метод обучения: Продуктивно-практический

Средства обучения:

Наглядные средства: слайдовая презентация POWER POINT,карточки «План характеристики местоимения», карточки для самостоятельной работы.

Оборудование: Компьютер, проектор.

ОПИСАНИЕ КОНСПЕКТА УРОКА – ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ: «МЕСТОИМЕНИЕ»

(технология деятельностного подхода)

Цель: разгруппировать местоимения по их признакам

Задачи:

образовательные 

- закрепить и углубить сведения о местоимениях,

-научить детей различать местоимения по их группам (по значению),

 - работа с терминами;

 развивающие

- направлять работу  учеников в группах,  

– контролировать умение составлять связный рассказ на лингвистическую тему;

 воспитательная

воспитывать нравственные и эстетические нормы через примеры художественного текста.

Оборудование: слайды, тетради, др.школьные принадлежности.

                                             

ХОД УРОКА:

Этап

Содержание

1

Самоопределение к деятельности (Оргмомент).

Организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке:

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2) выделяется содержательная область («могу»).

2

Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.

Подготовка мышления детей к проектировочной деятельности:

1) Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) Тренировка соответствующих мыслительных операций.

3) Создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3

Постановка учебной задачи

СЛАЙДЫ № 1, №2

1) Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.),

2) Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

3) Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.

4) Постановка цели и формулировка (или уточнение) темы урока.

4

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).

Мотивация.

- Что такое местоимение?   (СЛАЙД №3)

- Почему местоимение называется местоимением? (СЛАЙД №4)

1) Выбор учащимся метода разрешения проблемной ситуации,

2) Выдвижение и проверка ими гипотезы.

3)

Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

4) После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре.

5) Устанавливается, что учебная задача разрешена.

5

Первичное закрепление во внешней речи.

Работа с текстом  

СЛАЙД №5 -  (см. текст-приложение)

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6

Проблемный вопрос

СЛАЙД № 6

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель выступает в роли консультанта.

Ученики распределяют по группам выписанные местоимения.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий,

осуществляют их самопроверку,

пошагово сравнивая их с образцом,

и сами оценивают ее.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

8

ДЕМОНСТРАЦИЯ

СЛАЙДЫ № 7- № 16.

9

Включение в систему знаний и повторение.

Работа с терминами

Ученики  сами объясняют – ДОКАЗЫВАЮТ - названия групп – разрядов местоимений  (СЛАЙД №17).

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

10

Рефлексия деятельности

(итог урока).

(СЛАЙД №18).   Оценки и  их комментирование.  

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

11

Домашнее задание

СЛАЙД № 19

ОПИСАНИЕ СХЕМЫ-УРОКА

             Схема представляет собой лучистое солнце.

Верхняя «половина солнца» - включает в себя как лучи определение ЦЕЛИ, символические ОРГМОМЕНТ и МОТИВАЦИЮ урока.

Нижняя – это большая  работа  по исследованию групп (разрядов) местоимений с заданием, содержит  проблемные вопросы.

Основная часть урока, как «река», – это самостоятельная работа учеников с текстом (по группам).

«Река знаний» словно «вливается» информационным потоком, который дети сами добывают, и «красной  нитью» формируют и образуют сущность урока.

Этот вид деятельности на уроке предоставлен полностью ученикам.

Они – в творческом поиске.

Ученики могут вставать, ходить, консультироваться друг с другом, с другими  группами и с учителем.

Учитель выступает в роли консультанта.

Лучи внизу – образуют собой группы местоимений, каждая из которых имеет свое название. Ученикам  необходимо  каждую группу представить и защитить.

Также необходимо предоставить доказательства как защиту групповых работ. Это достижимо путем работы с терминами.

          Защита проекта в целом достигается итоговым обобщением.

Итог урока.  

Домашнее задание.

         Схема урока-проекта по русскому языку в 6 классе

(1 урок в блоке)

                             Тема: «Местоимение»

                                           

                                                         Мотивация

             

                   ?                   (Вместо имени)                       ?

Работа     с      текстом

                  (*сравнить два текста: а) с неоправданными повторами; б) поправленный)                                                                         

                                             ?    Какой текст красивее    ?

                                      - Представление групп местоимений

 Задание: а) выписать из текстов слова,

 которые считаете местоимениями;

 б) распределить по группам

                                          ?- а) как обобщить;

                                   б) как удобнее работать со словами