Рабочая программа по русскому языку.8 класс по учебнику С. Г.Бархударова
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Коношенко Надежда Егоровна

Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, ссылки на интернет-ресурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rus_yaz_8_kl.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая    программа по русскому языку  ориентирована на обучающихся  8  класса,  разработана на основе следующих документов:

1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку.

3. Авторской  программы: М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по  русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010,  полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не  превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1.    Закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2.  Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования»

3. Учебного плана филиала «Норинская основная общеобразовательная школа» МБОУ «Воробейнская средняя общеобразовательная школа».

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Назначение программы:

  • обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор обучающихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизма их функционирования (профильный уровень).

Содержательные линии предмета:

Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

        развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

        освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

        овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи организации учебной деятельности:

  • развитие и совершенствование способности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Принцип построения – концентрический

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Обоснование рабочей программы:

   Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского  языка  в 8 классе – 102 часа,  государственная программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. рассчитана на 3 часа в неделю - 102 часа в год, БУП филиала «Норинская основная общеобразовательная школа» МБОУ «Воробейнская средняя общеобразовательная школа»  рассчитан на 102 часа в год, 3 часа в неделю.

     Преподавание ведётся по учебнику «Русский язык» 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Г.Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2009.

Количество часов в году: 102

Количество часов в неделю: 3

Количество плановых контрольных уроков:

  • по развитию речи: 17
  • контрольных работ: 6

Часы программы полностью реализованы в календарно-тематическом планировании и отражены в учебно-календарном плане.

Раздел II. Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Плановых уроков

Из них

контрольных уроков

По развитию речи

Всего

по разделу

Итого

По программе

Дополн-но

По программе

Дополн-но

По программе

По программе

Дополн-но

1

  Функции русского языка в современном мире. (1ч.)

1

-

-

-

-

1

-

1

2

Повторение пройденного в V- VII  классах

8

-

1

-

2

8

-

8

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

3

Словосочетание

2

-

-

-

-

2

-

2

4

Простое предложение

4

-

-

-

1

4

-

4

Простые двусоставные предложения

5

Главные члены предложения

8

-

1

-

2

8

-

8

6

Второстепенные члены предложения

8

-

-

-

2

8

-

8

7

Простые односоставные предложения

11

-

-

-

2

11

-

11

8

Неполные предложения

2

-

-

2

-

2

9

Однородные члены предложения

14

-

1

-

2

14

-

14

10

Обособленные  члены предложения

20

-

1

-

2

20

-

20

11

Обращения, вводные слова и междометия

11

-

1

-

2

11

-

11

Прямая и косвенная речь

7

-

-

-

1

7

-

7

Повторение и систематизация пройденного в VIII  классе

6

-

1

1

6

-

6

Итого:

102

-

6

-

17

102

-

102

                     3. Содержание тем учебного курса.

Функции русского языка в современном мире  (1ч)

Повторение пройденного в V- VII  классах  (6ч + 2ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (6ч.)

Словосочетание (2ч)

  1. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление. Примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3ч + 1ч)

  1. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

 Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

  1. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
  2. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения (6ч + 2ч)

  1. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы  выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

           Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол – сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

  1. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6ч + 2ч)

  1. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

  1. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
  2. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (9ч + 2ч)

  1. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом  сказуемым (определенно – личные, неопределенно – личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

  1. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

  1. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения  (2ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

Однородные члены предложения (12ч + 2ч)

  1. Повторение пройденного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными)и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах
  2. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные  члены предложения (18ч + 2ч)

  1. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их тектообразующая роль.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
  2. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Обращения, вводные слова и междометия (9ч + 2ч)

  1. Повторение изученного об обращении.

       Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
  2. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Прямая и косвенная речь (6ч + 1ч)

  1. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

 Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

  1. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
  2. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц;   особенности строения данного текста

Повторение и систематизация пройденного в VIII  классе

(5ч + 1ч)

                       Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения)        

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА.

I.Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

I.  К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

УМК        Класс

8

  1. Учебник

Русский язык. 8 класс./С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2009.

  1. Рабочая тетрадь

  1. Методические пособия

1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: «ВАКО».

2. Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. -  М.: «Просвещение»

  1. Таблицы

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VIII класса.

  1. Карты

  1. ЦОРы и т.д.

Презентации.

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - http://www.ug.ru/ -«Учительская газета».

-1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику С.Г.Бархударова

Рабочая программа включает : пояснительную записку, виды деятельности, формы и методы обучения, Тематическое планирование, критерии оценивания, список учебно-методического обеспечивания, требования к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...