Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы о-а в корнях с чередованием".

Цель:

1.дать понятие правописания букв о и а в корнях  -раст- , -рос-, ращ-;

2.формировать умения правильного выбора в написании гласных о и а в корнях  -раст- , -рос-, ращ-;   развивать навыки находить слова с чередующимися гласными в тексте и предложении;

3.воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 5 классе.

Тема: Правописание букв о и а  в корнях    -раст- , -рос-, ращ-.

Цель:

1.дать понятие правописания букв о и а в корнях  -раст- , -рос-, ращ-;

2.формировать умения правильного выбора в написании гласных о и а в корнях  -раст- , -рос-, ращ-;   развивать навыки находить слова с чередующимися гласными в тексте и предложении;

3.воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие.

- Запишите число,  классная работа.

- Оставьте место для записи темы урока.

2.Актуализация опорных знаний обучающихся.

- Как называется раздел  русского языка, в котором мы сейчас с вами работаем? (Орфография)

- Что изучает орфография?  (Систему правил написания слов)

- А если написание слова не подчиняется никакому правилу? (надо обратиться к орфографическому словарю)

-Вспомните, ребята, с каким правилом мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Буквы а и о в корнях –лаг-, лож)

- Как называются гласные а и о? (чередующиеся)

Сегодня, ребята, мы с вами должны познакомиться еще с одним чередованием букв а и о. А чтобы правильно обозначить тему сегодняшнего урока,  прошу вас обратить внимание на текст.

3.Выход на тему.

Работа с текстом.

Прочитайте текст выразительно.

Р..сти, р..сти,  яблонька,  подр..стай.

Цв..ти, цв..ти, яблонька, ра..цв..тай!

З..л..тое солнышко, ярче грей!

Выр..стайте, яблоки,  поскорей!

Р..сла, р..сла яблонька, подр..сла.

Цв..ла, цв..ла  яблонька, отцв..ла.

Отр..хнула яблонька свой наряд,

И поспели яблоки для ребят.

Задание: выпишите  слова с пропущенными орфограммами в тексте и постарайтесь их объяснить.

- Вызвало ли затруднения определение орфограмм в словах?

- В каких словах?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Какова будет цель урока?

Наблюдение за произношением и написанием слов.

Таблицы на партах.

Задание: понаблюдайте за произношением и написанием слов с корнями раст, рос, ращ.

-раст-

-ращ-

-рос-

Расти

Растение

Вырасти

зарасти

Выращивать

выращивание

Росли

Заросли

вырос

Постарайтесь вывести правило, исходя из наблюдения.

Прочитаем и запомним точную формулировку по учебнику, стр. 178.

Слова-исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик (тот, кто дает деньги в долг),  отрасль

Возвращаемся к тексту о яблоньке.

-Какие гласные вы вставите в слова с корнями раст, рос?

- На какие правила были пропущены буквы в других словах.

-Если бы вам предложили распределить эти слова на группы, сколько групп у вас бы получилось?

4. Закрепление изученного.

А) Объяснительный диктант. Объяснить орфограммы, выделить корни с чередованием.

Папирус – это болотное растение. В древние времена его выращивали в Египте. Когда папирус вырастет, проникнуть в его заросли невозможно. Группа растений отрывается от берегов и образует островок.

Б) Задания для учащихся с низкими учебными возможностями.

Карточки

Вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы, составьте одно предложение с данными словами.

Предл..жить, предл..гать, выр..с, выр..сти, р..сток, выр..щенный, выр..сли, изл..жение, р..остовщик, зар..сли.

5. Работа в парах.

Выбери себе слово.

1 вариант – слово с буквой а, 2 вариант – слово с буквой о.

В зимнюю пору р..стения как будто надели теплую шубу.

Пушистый снег л..жится на землю очень медленно.

Лесные звери распол..жились на заснеженной поляне.

На этой поляне выр..с могучий дуб.  К ветвям дуба прир..сли сосульки.

Богатая р..стительность  на время замерла под снегом.

6. Работа в группах по четыре человека.

Восстановить художественный текст из рассыпанных предложений, подобрать из справочного материала подходящие по смыслу слова с изучаемой орфограммой. (предложения в конвертах).

1 текст.

Друг отца ……. отдохнуть на природе, и мы отправились в лес.

В лесу был прекрасный воздух и разнообразная растительность.

Тропинка почти …. , и мы с трудом угадывали дорогу.

Вот знакомый,  ……  осокой лес.

Дальше находился широкий овраг, а напротив раскинулась широкая поляна.

На ней уютно ……    лесная сторожка.

Слова для справок:зар..сла, предл..жил, зар..стающий, распол..жилась, р..стительность

2 текст

На опушке …  красивый лес из березок. У каждой красавицы листья ….  по-разному. Вокруг березок густо зеленеет молодая ……  .  Лес – это самое великое  творение природы.  В нем ………… разные виды растений. Все зверьки, птички, люди  преклоняются перед этим чудом!

Слова для справок: выр..с, пор..сль, произр..стают,  распол..жены.

 6. Творческая работа.

Без растений жизнь человека невозможна. Почему?

-Наверняка у вас дома есть растения, которые посадила мама, а может быть и вы сами. Наблюдательны ли вы?

- Расскажите об удивительном растении у вас дома или на даче, в саду.

Используйте словосочетания: (написать на доске) выращивать цветы, удивительное растение, цветочный горшок, зеленый росточек, разрослось по подоконнику( по балкону, по комнате) .

Выделите корни с чередованием.

7. Оценки

8.Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...