Урок в 8 классе "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnosostavnye_predlozheniya.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Урок в 8 классе

 Проект урока по русскому языку «Односоставные предложения»

Тема «Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма организации урока: урок повторения

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, в парах, индивидуализированная

Методы: частично-поисковый, индуктивный, практический, речевой опыт учащихся

Средства: доска, магнитная доска, обобщающая таблица, карточки для опроса, фрагменты текстов, опорные схемы

Цель: повторение, обобщение, систематизация знаний, умений, навыков по теме «Односоставные предложения»

Задачи:

- образовательные: совершенствовать умение отличать односоставные предложения от двусоставных, строить связные высказывания, включая в них односоставные предложения;

- воспитательные: формирование аргументированности речи, совершенствование самостоятельно-познавательной деятельности учащихся.

Основные понятия: односоставные предложения: определённо – личные, неопределённо – личные, безличные, назывные; грамматическая основа, двусоставные предложения

Содержание: на данном уроке учащиеся будут говорить, слушать, читать, писать, т.е.

  1. организация всех четырёх видов речевой деятельности;
  2. актуализация знаний по теории синтаксиса односоставных предложений

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психолого – педагогическое

обоснование

  1. Организационный момент

Приветствие детей.

Сообщение цели урока и постановка дидактических задач

Самостоятельно определяют задачи урока.

Знать: что такое односоставное предложение

Уметь: находить в тексте, отличать односоставные предложения друг от друга по их виду

Эмоциональный настрой.

Подготовка учащихся к восприятию и закреплению учебного материала на всём протяжении урока

  1. Контроль за усвоением темы «Односоставные предложения» через фронтальный, индивидуальный опросы.
  1. Вопросы по теме урока:

- Какие виды односоставных предложений по наличию главных членов бывают?

- Назовите группы односоставных предложений

- Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?

- Что объединяет определённо-личные, неопределённо-личные, безличные предложения?

- Какие предложения относят к назывным?

- Расскажите о способах выражения главного в односоставных предложениях.

2. Проверяются домашние индивидуальные задания: найти в художественных произведениях назывные предложения, определить их роль в тексте.

  1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
  2. Три ученика на доске записывают примеры на каждый вид односоставных предложений с главным членом сказуемым и готовятся к ответу на вопрос о способах выражения сказуемого в односоставном предложении.
  3. Учащиеся с места указывают фрагменты художественных произведений, указывают в них назывные предложения, определяют их роль в тексте.
  1. Проверка знаний учащихся.
  2. Развитие психологических качеств личности: памяти, речевых навыков, настойчивости в приобретении знаний.
  3. Мотивация на использование знаний в новых условиях

3.Работа с обобщающей таблицей

По итогам опроса предлагается собрать разборную таблицу «Односоставные предложения».

Демонстрация таблицы учащимся

У доски работает один ученик, остальные наблюдают за выполнением задания.

Непроизвольная отработка знаний и умений в процессе активного осмысления готового знания

  1. Контрольный опрос по пройденной теме.

Работа по заранее подготовленным карточкам.

Задание: учащимся 1-го варианта указать предложения определённо-личные, безличные;

учащимся 2-го варианта – неопределённо-личные, назывные. Подчеркнуть грамматические основы, определить способ выражения главного члена

Делают выбор, отмечая в карточках нужные предложения, подчёркивают грамматические основы, определяют способ выражения главного члена. Сдают работы на проверку учителю.

Одновременная проверка теоретических знаний у всех учащихся на практике.

Организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

  1. Работа со схемами (упражнение по конструированию предложений)

Предлагается задание:

  1. выбрать, какая их

схем соответствует предложениям

Дорогу замело снегом, и нам посоветовали переночевать в деревне;

За время пребывания в горах узнали много нового, и так захотелось поскорее рассказать об этом друзьям

А. [двусост. ], и [  двусост.];

Б.  опред.-личн.], и [беличн.];

В. [безличн.], и[ неопред.-личн.];

Г. [неопред.-личн.], и [безличн.];

Д. [ неопред.-личн. ], и[безличн.]

2) Составить предложения к оставшимся схемам

Называют схемы, соответствующие данным предложениям, доказывают правильность выбора.

Придумывают предложения к остальным схемам.

Вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Совершенствование мыслительных операций сравнения, анализа, абстрагирования.

Развитие логического мышления.

  1. Подготовка учащихся к практической деятельности.

Вопросы для повторения стилистической принадлежности основных групп односоставных предложений:

-В каких стилях речи чаще всего используются определённо-личные предложения?

-Неопределённо-личные? Безличные? Назывные?

Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Репродуктивная деятельность

  1. Этап закрепления знаний в практической деятельности.

Задания дифференцированного характера (в зависимости от подготовки учащихся)

  1. Анализ фрагмента текста (работа в парах)

А) Выразительно прочитать.

Б) Определить структуру предложений.

В) Какую функцию выполняют односоставные предложения в тексте?

2. Написать по предложенным репродукциям картин сочинение – миниатюру с преимущественным использованием односоставных предложений на одну из тем «Зимний лес», «Утро», «Ночь».

3. Работа по карточкам

Задание: двусоставные предложения преобразовать в односоставные.

  1. Синтаксический разбор односоставного предложения Люблю дымок спалённой нивы
  1. Работа по анализу текста в парах (обсуждают проблемные вопросы, анализируют знания).
  2. Часть детей выполняет письменное творческое задание.
  3. Работа по карточкам.
  4. На доске ученик выполняет разбор предложения.
  1. Исследовательский метод. Организация поисковой и творческой деятельности учащихся по решению для них новых познавательных проблем.
  2. Развитие речи учащихся, их образного мышления.
  3. Отработка умения работать по образцу (для слабоуспевающих), устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Отработка навыка синтаксического разбора. На данном этапе работы проверяется умение учащихся пользоваться односоставными синтаксическими конструкциями в собственной речи.
  1. Проверка выполненных заданий

Оценивание учителем

Ответы детей по выполненным заданиям

Совершенствование навыка слушания ответов товарищей и анализа выполненных работ

  1. Подведение итогов.

Общая оценка работы

- Что нового узнали?

-  Что было для вас самым интересным?

-Самым сложным?

_Есть ли вопросы к учителю?

Выставление аргументированных оценок

Индивидуальные устные ответы.

Самоанализ.

Рефлексия. Мотивация на дальнейшее обучение.

  1. Задание на дом.

Написать сочинение – миниатюру «Первый снег! Сколько чувств вызывает он!»

Запись домашнего задания в дневники.

Культура работы с дневником

Карточка для контрольного опроса по теме «Односоставные предложения»

  1. Брожу по набережной снова.
  2. Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый рыжий очаг.
  3. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.
  4. Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелёт.
  5. В Сибири не любят горячку и спешку.
  6. Лес. Палатка. Плеск речной воды.
  7. Повеет полем, первой бороздой.
  8. Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"

Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...

Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "

Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО...

Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...