ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 

Зимовнова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, станица Вешенская, Ростовская область

Предмет (направленность): русский

Возраст: 7 класс

Цели для учителя:

  • дать характеристику общему грамматическому значению, морфологическим признакам причастия, его синтаксической роли, роли деепричастия в речи;
  • формировать личностный интерес, активизировать ученика, совершенствовать навыки общения и поддерживать интерес;

Цели для ученика:

  • должны знать/понимать характеристику деепричастия, отличать деепричастие от других частей речи, владеть синтаксическими нормами (построение предложений с деепричастным оборотом).

Литература: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений – М.: Просвещение, 2011.

  1. Оргмомент.
  2. Подготовка к восприятию новой темы.

Цель: повторить материал для его сравнения с новым материалом и выяснить непонятное.

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Володя ходил взад и вперед, поглядывая на часы, висевшие над ним.

Во время разбора учащиеся приходят к выводу, что обстоятельство  поглядывая выражено неизвестной частью речи, о которой сегодня и пойдет речь.

Учитель. Чтобы помочь вам в постановке цели и  задач урока, выполним морфологический разбор причастия висевшие из разобранного предложения.

  1. Часы (какие?) висевшие - причастие.
  2. Морфологические признаки. Начальная форма - висевший; постоянные признаки: действительное, прошедшего времени; непостоянные признаки: в винительном падеже,  во множественном числе.
  3. В предложении является определением.

  1. Постановка цели и задач вместе с учащимися.

Стадии

Действия учащихся

Цели

  1. Вызов (ликвидация чистого листа)

Учащиеся ставят вопрос: что я знаю по данной проблеме?

Анализирует собственное знание и выводит, что он хочет знать или надо знать

  1. Формирование личностного интереса
  2. Активизация ученика
  3. Овладение навыками общения

Учитель: В течение 5 минут на данном листе вы заполняете 2 графы.

Что я знаю о деепричастии? (Знаю)

  1. Деепричастие – самостоятельная часть речи
  2. Деепричастие и причастие имеют что-то общее

Что надо узнать о деепричастии? (Хочу узнать)

  1. На какие вопросы отвечает деепричастие?
  2. Что обозначает деепричастие?
  3. Начальная форма деепричастия
  4. Морфологические признаки деепричастия (постоянные и непостоянные)
  5. Синтаксическая роль деепричастия в предложении
  6. Роль деепричастия в речи

  1. Этап изучения новых знаний

Стадии

Действия учащихся

Цели

Осмысление

Ученик под руководством учителя и с помощью своих товарищей ищет ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на стадии вызова, входит в непосредственный контакт с информацией (читает, слушает, смотрит, отвечает на вопросы, говорит)

Поддержка интереса, активности, создание условий для активного восприятия информации

Учитель: Откройте учебник на с.76 (§26). Читаем теоретический материал про себя, затем учащиеся каждой «четверки» взаимообучают друг друга, по очереди выполняя роль учителя: задают вопросы по тексту и отвечают на них, объясняют, подводят итог и суммируют содержание.

  1. Закрепление
  1. Этап первичного закрепления (проговаривание)

Стадии

Действия учащихся

Цели

Размышление

Обобщение того, что узнал по проблеме, присвоение полученной информации, суммирование и систематизация новой информации

  1. Закрепление полученных знаний;
  2. Осознание нового смысла

Работа с листами, заполнение пустых граф.

Знаю

Надо узнать (хочу узнать)

Узнал (а)

  1. Деепричастие – самостоятельная часть речи
  2. Деепричастие и причастие имеют что-то общее
  1. На какие вопросы отвечает деепричастие?

Что делая, что сделав, что сделавши?

  1. Что обозначает деепричастие?

Добавочное действие при основном

  1. Начальная форма деепричастия

  1. Морфологические признаки деепричастия (постоянные и непостоянные)

Вид (постоянный признак; не изменяется (непостоянный признак)

  1. Синтаксическая роль деепричастия в предложении

Является обстоятельством

  1. Роль деепричастия в речи

Разграничивает действия подлежащего на основные и добавочные

  1. Этап вторичного закрепления (проверка умений на практике)
  1. Упр.159 (разграничение основных действий и добавочных)
  2. а) Упр.160 (роль деепричастия в речи)

б) Вы еще не сталкивались с тем, что деепричастие так и ждут случая, чтобы «подставить ножку». Не ошибайтесь так, как ошибаются те, кто строят такие предложения.

Сидя на окне, проехала карета. Пообещав забежать вечером к Митьке, у меня вдруг изменились планы.

- Давайте исправим эти предложения, переведем их на нормальный язык.

- Помните, что главное свойство деепричастия заключается в том, что оно дополняет действие и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя – действующее лицо – подлежащее.

  1. Рефлексия «Лестница знаний» (отлично – все понял, средняя – есть затруднения, низшая – плохо понял)

Знаю

Не знаю

интересно

  1. Итоги урока. Выставление оценок.
  2. Домашнее  задание:  §26 (лист), упр.161

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...