КТП русский язык 9 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

Балюк Ирина Николаевна

Материал содержит КТП по русскому языку для  9 класса ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего  образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский // Программно – методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – С. 10-62

количество часов      - 102

в неделю                      - 3

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

итого

  1. Международное значение русского языка

1

  1. Повторение пройденного в 5 - 8 классах

7

1

  1. Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

38

3

11

Союзные сложные предложения.  

2

Сложносочиненные предложения

2

1

Сложноподчиненные предложения

18

1

5

Бессоюзные сложные предложения

8

1

2

Сложные предложения с различными видами связи

8

1

4

  1. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

23

2

11

  1. Резервные уроки

4

71

9

22

102

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Содержание тем учебного курса.

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7 ч + 1 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи (38ч+ 14 ч)

Союзные сложные предложения.  (2 ч)

Сложносочиненные предложения (2 ч + 1 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (18 ч + 6 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 3 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (8 ч + 5 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах. (23 ч + 13 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

изученные разделы науки о языке;

смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2008.

Диапозитивы.

Русские и советские лингвисты.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  

Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.  Кирилл и Мефодий

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Номер урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол.

часов

Дата проведения

Примечания

план

факт

I

Общие сведения о языке

1

1

Международное значение русского языка

1

II

Повторение изученного в 5-8 классах

7+1

2

Фонетика, графика , орфография

1

3

Лексика, фразеология, орфография

1

4

Состав слова и словообразование. Орфография.

1

5

Морфология и орфография.

1

6

Морфология и орфография.

1

7-8

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.

2

9

Контрольный диктант.

1

III

Сложное предложение. Культура речи.

38+14

Сложное предложение.

2

10

Основные виды сложных предложений.

1

11

Способы сжатого изложения текста. Конспект.

1

Сложносочиненное предложение.

2

12-13

Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.

2

14

Рецензия.

1

Сложноподчиненное предложение.

18+6

15

Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова.

1

16

Строение СПП. Схемы СПП.

1

17-18

Р/р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи.

2

19

CСП с придаточными определительными.

1

20

CСП с придаточными определительными и местоименно-определительными.

1

21-22

CСП с придаточными изъяснительными.

2

23

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Виды придаточных обстоятельственных.

1

24-25

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.

2

26

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1

27

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и причины.

1

28-29

Р/р. Изложение

2

30

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.

1

31

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

Различные способы выражения сравнения.

1

32

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными и следствия..

1

33

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.

1

34

Контрольная работа «Виды придаточных предложений»

1

35-36

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

1

37

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

1

38

Р/р. Деловые документы (автобиография, заявление).

1

Бессоюзное сложное предложение.

8+3

39

Бессоюзное сложное предложение и его грамматические признаки. Интонация в бессоюзном сложном предложении.

1

40-41

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

2

42

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

43

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

44

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

45

Реферат.

1

46                                                                                            

Синтаксический и пунктуационный разбор.

1

47

Контрольный диктант

1

48-49

Р/р. Сочинение на о выборе профессии с использованием предложений с разными видами связи.

2

Сложные предложения с различными видами связи.

8+5

50

Сложные предложения с различными видами связи и их особенности.

1

51

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с различными видами связи.

1

52-53

Р/р. Сжатое изложение.

2

54

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы.

1

55

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи.

1

56

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1

57

Язык художественной литературы: цели и функции. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей: лингвистические и нелингвистические.

1

58

Р/р. Комплексный анализ текста.

1

59

Р/р. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

1

60-62

Повторение по теме «Сложные предложения»

3

64

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения»

1

IV

Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах

23+13

65

Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

66

Повторение. Лексика. Фразеология.

1

67

Р/р. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания. Средства связи частей текста.

1

68

Р/р.Повествование, описание, рассуждение. Стили речи.

1

69-70

Р/р. Сочинение по картине В.Фельдмана «Родина»

2

71

Повторение. Лексика. Морфемика. Словообразование.

1

72

Повторение. Морфология. Именные части речи.

1

73

Повторение. Морфология. Глагол. Орфография.

1

74

Повторение. Морфология. Наречие. Орфография.

1

74

Повторение. Морфология. Предлог, союз, частица. Орфография.

1

76-77

Р/р. Сжатое изложение.

2

78

Повторение. Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания.

1

79

Повторение по теме «Сложные предложения».

1

80-82

ССП. Основные группы. Знаки препинания в ССП.

3

83

СПП. Основные группы.CПП с придаточными определительными.

1

84

CПП с придаточными изъяснительными.

1

85-87

CПП с придаточными обстоятельственными.

3

88-90

БСП. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

3

91-92

Р/р. Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

2

93-94

Годовой  контрольный диктант по теме «Систематизация изученного».Анализ диктанта.

2

95

Виды разборов. Трудные случаи русской орфографии.

1

96

Р/р. Конспект статьи на лингвистическую тему.

1

97

Р/р. Устное сочинение публицистического характера на морально-этические темы.

1

98

Р/р. Тезисы статьи на лингвистическую тему.

1

99-102

Резервные уроки. Использовать для написания пробного экзамена по заданиям ЮЗГУ.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...