1 урок русского языка в 8 классе.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Елизарова Светлана Васильевна

Первый урок русского я зыка в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1_urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА 1 урок русского языка в 8 классе Учитель МБОУ СОШ №130 Елизарова С.В.

Слайд 2

1) Какие разделы лингвистики вы изучали в курсе русского языка в 5-7 классах? 2) Изучению каких разделов будут посвящены уроки в 8 классе?

Слайд 3

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».

Слайд 4

Работа с текстом. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! – Подумайте, почему это произведение И.Тургенев назвал стихотворением? Какие признаки лирического произведения в нем есть, а каких – нет? – Как вы определили бы жанр этого стихотворения? Можно ли найти в нем черты послания, оды?

Слайд 5

Работа с текстом. – Выпишите эпитеты, характеризующие слово язык. Какова их роль в тексте? – Чем для автора является язык? Поддержкой и опорой. Какова синтаксическая роль этих слов в предложении? – Дайте определение сказуемого. – Найдите слово, которое указывает на свойства и качества понятия язык, но не называет их? Какой частью речи оно является? Такой. Сделайте морфологический разбор этого местоимения.

Слайд 6

Работа с текстом. – Вспомните, что такое синонимы. Найдите примеры синонимов в тексте. Какова их роль в тексте? Поддержка, опора; великий, могучий (лексические синонимы). – Вспомните и объясните, что такое контекстуальные синонимы? Найдите их в тексте. Примеры: сомнения, раздумья; правдивый, свободный; родина, дом. Какова их роль в тексте?

Слайд 7

Работа с текстом. – Что такое подтекст? Давайте разгадаем подтекст этого стихотворения. – Это стихотворение написано в 1882 году. Знаете ли вы, что происходило в России в это время, чем были вызваны « тягостные раздумья» писателя «о судьбах… родины»?

Слайд 8

Александр Освободитель 1 марта 1891 года Санкт-Петербург Екатерининский канал Александр Освободитель Александр Освободитель

Слайд 9

Храм Спаса-на-Крови Санкт-Петербург Канал Грибоедова

Слайд 10

Работа с текстом. 1 марта 1881 года террористы убили царя-освободителя императора Александра II . Реакцией власти на это чудовищное преступление стало ужесточение цензуры, восстановление жёсткого контроля за разными формами общественной жизни. – Так каков же подтекст этого стихотворения? О чём сомнения и раздумья автора? – Подберите синонимы к слову тягостный. Попробуйте объяснить, почему из этого ряда синонимов И.С.Тургенев выбрал именно это слово?

Слайд 11

Работа с текстом. – Определите наклонение глагола не будь. – Перечитайте предпоследние предложение. А в каком значении употреблена эта форма в данном случае? Здесь повелительное наклонение употребляется в значении условного. Перестройте предложение, употребив форму не было бы. Почему автор от неё отказался?

Слайд 12

Работа с текстом. – С чем связана трудность понимания двух последних предложений? Как вы их понимаете? В каждом из них содержится двойное отрицание. Какую роль оно играет в языке? Перестройте (устно) два последних предложения, исключив отрицательные слова. – Слово язык многозначное. Изучите словарную статью этого слова. Какие значения необходимо учитывать для понимания смысла названия и всего стихотворения в целом? – Сформулируйте основную мысль текста.

Слайд 13

По словарю русского языка под ред. А.П. Евгеньевой. Язык (знач. 1) -а, мн. ч. -и, -ов, мужской род 1. Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. Великий русский я. Славянские языки. // Такая система как предмет изучения или преподавания. Изучить иностранный я. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве. Я. Пушкина. // Разновидность речи, обладающая определенными характерными признаками. Я. публицистики. // Манера выражения, свойственная кому-л. Я. молодёжи. 3. Способность говорить, выражая словесно свои мысли. Лишиться языка. 4. Система знаков, передающих информацию; то, что служит средством бессловесного общения. Я. животных. // То, что выражает или объясняет собою что-л. Я. цветов. Я. танца.

Слайд 14

Работа с текстом. Грамматическое задание: 1) пунктуационный анализ текста (обратите внимание на авторские знаки препинания.); 2) спишите два последних предложения. Подчеркните в них грамматические основы, определите способ выражения подлежащих и сказуемых. Найдите односоставные предложений, входящие в состав сложных.

Слайд 15

Домашнее задание 1 уст. упр.№1 2 п. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как вы поняли основную мысль стихотворения И.С.Тургенева. 3 п/п. Выучите его наизусть. Подготовьтесь к письму по памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...