Тире между подлежащим и сказуемым.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Кривицкая Галина Александровна

Урок по теме "Тире между подлежащим и сказуемым", 8 класс, УМК под редакцией М.М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Цели:

1. Изучение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Формирование умения применять правило в письменной речи.

О б о р у д о в а н и е,  н а г л я д н о с т ь: таблица «Тире между подлежащим и сказуемым».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Из упр. 65 прочитать предложения с составными именными сказуемыми (оно одно «Воздух был тих и звучен»). Охарактеризуйте его.

2. Вопросы по орфографии. Важно: не говорить, как написать слово, а напомнить, где возможно, правило. Слова с непроверяемыми гласными в корне (ребёнок, восточная, колыхание) предложить на перемене проверить по словарю.

II. Изучение нового материала.

1. Исследование синтаксического материала.

На доске: Александр Пушкин является величайшим писателем.

Задание: определите основу:

Александр Пушкин является писателем.

Учитель: Охарактеризуйте сказуемое, замените глагол сказуемого на глагол-связку есть. Мы так говорим? (Нет.) Как быть? Договорились вместо глагола-связки «есть» ставить тире. Запишите: Александр Пушкин – величайший поэт.

– Определите основу, вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)? Вспомните правило, сформулируйте его.

2. Творческий диктант.

Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Учитель: Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в именительный падеж, опуская при этом глагол.)

1) Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.

2) Основу повести составляют картины восстания Пугачёва.

3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

3. Исследование таблицы.

Учитель: Но мы вспомнили только часть правила.

Задание: прочитайте схемы, прокомментируйте их.

4. Графическое объяснение пунктуации.

Задание: графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.

На доске:

             сущ.                                             сущ.

1) Венера – самая яркая звезда ночного неба.

            сущ.                кр. прилагательные

2) Земля велика и прекрасна.

                    сущ.                               сущ.

3) Её глаза как яркие звёзды.

                                       не инфинитив

4) Курить здесь воспрещается.

5) Язык есть сама жизнь.

                                      инфин.                            инфин.

6) Чужим умом жить – добра не нажить.

III. Закрепление изученного.

1. Алгоритм рассуждения:

1) найти основу;

2) определить часть речи каждого главного члена предложения;

3) поставить вопрос к сказуемому;

4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.

2. Записать предложения, объяснить знаки препинания.  Можно записать под диктовку с последующей проверкой или самостоятельно.

1) Наши души – зеркала, отражающие нас.

2) В бою побывать – цену жизни узнать.

3) В человеческой тёмной судьбе ты призыв к вышине.

4) Воздух как роза.

5) Этот день словно праздник.

6) Север – это болото без дна и края.

7) Голова без ума как фонарь без света.

8) Говорить не думая – стрелять не целясь.

IV. Домашнее задание: упр. 74 ,упр. 75 устно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...