Разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Изучение нового материала"Моя семья" для обучающихся детей-инофонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Моя семья».

Возраст обучающихся: 12 – 16 лет.

Лексический минимум: 10 слов и выражений

Жениться, выйти замуж, пенсия, инженер, бизнес, институт, старше, моложе, преподавать где-либо, быть похожим на кого-либо.

Оборудование: тексты, карточки с заданиями.

Цель урока:

образовательная: практически закрепить изменение личных местоимений по падежам;

развивающая: развивать речь учащихся, расширять лексический запас учащихся;

воспитательная: воспитывать любовь к своей семье.

Содержание уроков

1. Организационный момент

2. Артикуляционная и фонетическая разминка.

Артикуляционные упражнения:

а) дыхательное упражнение для формирования воздушной струи (не более 3-х раз; без напряжения)

«Ныряльщики». Вдохни, выдыхай, постепенно выпуская воздух, как ныряльщик под водой.

б) упражнения для губ и языка

«Улыбка». При постановке звука «И»  улыбаемся и произносим протяжно: и-и-и.

«Заборчик». Широко улыбаемся, показывая нижние и верхние зубы. При постановке звука «Ы» произносим его протяжно.

«Трубочка». Рот приоткрыт, губы в форме трубочки. При постановке звука «У» произносим протяжно: у-у-у.

«Конфетка». Язык двигается по рту от одной щеки к другой,

упираясь в нее при закрытом рте.

Скороговорка на дифференциацию и проработку звуков «Ц»-«С»

(2 минуты).

Учитель:

Я начинаю скороговорку, вы ее заканчиваете:

Скворцы и синицы – веселые . . . (птицы).

(В случае возникновения затруднения учеников можно предложить им список слов и выбрать нужное слово из списка, например:

животные, насекомые, люди, птицы.)

Ученики записывают скороговорку в тетради. Каждый ученик читает скороговорку, подчеркивает буквы «Ц» и «С».

3. Работа с текстом.

Предтекстовые задания

Учитель на доске выписывает незнакомые детям слова и выражения, семантизирует их и обращает внимание на постановку ударения.

Слова для записи:

Жениться

Выйти замуж

Пенсия

Инженер

Бизнес

Институт

Старше

Моложе

Преподавать где-либо

Быть похожим на кого-либо

Учащиеся записывают новые слова и выражения, проставляют ударения, определяют часть речи новых слов, у имен существительных определяют род, подчеркивают окончания.

Притекстовые задания

Первое чтение 

Учитель читает текст по частям. Перед чтением каждой части он задает установочный вопрос, на который дети должны ответить, прослушав эту часть. (Задание на аудирование).

1-я часть

Задание на аудирование: «Где познакомились родители Олега?»

2-я часть

Задание на аудирование: «Сколько детей у сестры Олега?»

3-я часть

Задание на аудирование: «Где учится брат Олега Николай?»

Второе чтение 

Учитель раздает тексты ученикам.

Учитель читает текст снова. Ученики следят за чтением по тексту, проставляют ударение в словах.

Третье чтение 

Ученики сами вслух читают текст по частям: один ученик — одну часть. (Техника чтения).

После прочтения каждой части учитель задает вопросы по содержанию только что прочитанного текста.

Ученики дают названия каждому прочитанному фрагменту текста, сравнивают свой ответ с ответами других учеников. Выбирают лучший вариант.

1-ая часть.

Вопросы, на которые должны ответить дети после чтения этой части:

1) Как зовут отца Олега?

2) Сколько отцу лет?

3) Как зовут мать Олега?

4) Сколько матери лет?

5) Кем раньше работали родители Олега?

6) Чем родители занимаются сейчас?

7) Как вы назовете эту часть текста?

2-ая часть.

Вопросы, на которые должны ответить дети после чтения этой части:

1) Сколько у Олега братьев и сестер?

2) Как зовут сестру Олега?

3) Чем она занимается?

4) Когда сестра Олега вышла замуж?

5) Как зовут мужа сестры?

6) Как вы назовете эту часть текста?

3-я часть.

1) Как зовут брата Олега?

2) На сколько лет брат Олега моложе его?

3) Чем интересуется Николай?

4) Как вы назовете эту часть текста?

Ученики сами задают вопросы друг другу по тексту.

 

Физкультминутка.

 Послетекстовые задания

Задание № 1

Найдите в тексте личные местоимения. Определите их лицо, число.

Местоимения, которые вы назвали, употреблены в тексте в каком падеже? (Предполагается, что ученики, опираясь на ранее полученные знания, смогут найти личные местоимения только в именительном падеже.)

Задание № 2

Подберите к данным существительным личные местоимения, которыми эти существительные можно заменить.

Модель:

Мама – она.

Задание:

Папа - . . .            

Брат - . . .

Сестра - . . .

Муж - . . .

Жена - . . .

Сын - . . .

Дочь - . . .

Бабушка - . . .

Дедушка - . . .

Учитель:

В каком падеже употреблены данные существительные и местоимения? (В именительном падеже)

Как определить падеж имени существительного? (По вопросам)

Личные местоимения тоже изменяются по падежам, и определить их падеж тоже помогают вопросы.

Ученикам раздаются карточки с таблицей «Склонение личных местоимений». Работа с таблицей (3 минуты).

Особое внимание учитель обращает на употребление личных местоимений 3-го лица с предлогами.

Задание № 3

Замените выделенные существительные личными местоимениями, данными в скобках, поставьте их в нужной падежной форме, для этого задайте вопрос, определите падеж местоимений.

Модель:

Отца (он) зовут Андрей Петрович. – Его (Кого? В.п.) зовут Андрей Петрович.

Задание:

Отцу (он) шестьдесят два года.

Мать (она) зовут Анна Николаевна.

Матери (она) пятьдесят семь лет.

Отец (он) работал учителем.

Сейчас родители (они) получают пенсию.

У родителей (они) трое детей.

Брат любит говорить о математике (она).

У Татьяны и Игоря (они) двое детей.

У сестры (она) серые глаза и светлые волосы.

Задание №4

Теперь, когда мы знаем, как изменяются личные местоимения по падежам, найдите в тексте те личные местоимения, которые вы еще не назвали – личные местоимения в косвенных падежах (во всех, кроме именительного).

 Определите падеж этих существительных.

Учитель:

А еще, кроме личных местоимений, в этом тексте используются местоимения, которые отвечают на вопрос чей? чья? и обозначают принадлежность кому-либо, какому-либо лицу. Это притяжательные местоимения. Давайте вспомним их. (Мой, твой, наш, ваш)

Давайте попробуем их найти.

Задание №5

Вставьте вместо пропусков нужные местоимения. Используйте вопросы, данные в скобках, для подсказки.

Модель:

Это я. Это (чья?) … семья? – Это моя семья.

Задание:

Я хочу рассказать (о чьей?) … семье.

(Чью?) … маму зовут Анна Николаевна?

(Чьего?) … папу зовут Андрей Петрович?

Это (чья?) … сестра?

Она учитель. (Чья?) … работа ей очень нравится?

Это Игорь. Он (чей?) … муж?

Это мы. Это (чья?) … семья?

Подведение итогов уроков

Учитель:

О чем мы сегодня говорили на уроках?

Что нового узнали?

Как изменяются личные местоимения?

На какие вопросы отвечают притяжательные местоимения?

Вы молодцы. Сегодня работали очень хорошо!


Список литературы

1. Аникина М.Н. Лестница. Учебник-книга по рус. яз. Начинаем изучать русский / М.Н. Аникина. – 3-е изд., перераб. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005.

2. Аникина М.Н. Начинаем изучать русский. Лестница. Практикум –    2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2004.

3. Аникина М.Н. Начинаем изучать русский. Лестница. Тестовые задания. Грамматические таблицы. Словарь «Семья слов» / М.Н. Аникина, И.К. Дворянинова – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005.

4. Овсеенко Ю.Г. Русский яз. для начинающих: Учеб-к (для говорящих на анг. яз.). – 13-е изд., исправл. М.: «Рус. яз» Курсы, 2006.

5. Овсеенко Ю.Г. Рус. яз.: Учебник. Книга 2. Средний этап обучения. - 3-е изд. - М.: «Рус. яз» Курсы, 2006.

6. Русский язык: от ступени к ступени. Комплект учебных пособий для детей младшего и среднего школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком (в  шести частях). Части 1, 2-3. (Авторский коллектив —  Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В.) . - М., Этносфера, 2007. Часть 4. (Авторский коллектив — Савченко Т.В., Синева О.В., Шорина Т.А.) - М., 2009. Часть 5-6. – М., 2009.

7. Уроки русской речи. Часть 1. Альбом М., Этносфера, 2007.

8. Учимся в русской школе. Учебно-методический комплект для детей младшего школьного возраста, слабо владеющих русским языком. (Авторский коллектив  — Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л., Менчик Е.В.). В двух книгах. - М., Этносфера, 2007.

9. Хавронина С.А. Говорите по-русски / С.А. Хавронина. – 16-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа; Дрофа, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Родственники Олега

Меня зовут Олег. Я хочу познакомить вас с моей семьёй. Это мой отец. Его зовут Андрей Петрович. Ему шестьдесят два года. Мою мать зовут Анна Николаевна. Ей пятьдесят семь лет. В молодости мои родители жили в небольшом городке недалеко от Москвы. Там они познакомились и поженились. Потом они переехали в Москву. Мой отец работал учителем в школе. Он преподавал историю, мама работала в школьной библиотеке. Сейчас они не работают. И отец и мать получают пенсию.

У моих родителей трое детей — моя сестра, я и мой брат. Мою сестру зовут Татьяна. Она старше меня на три года. Таня окончила институт иностранных языков и теперь преподаёт английский язык в школе. Десять лет назад Таня вышла замуж. Её мужа зовут Игорь. Он окончил институт инженеров транспорта, но сейчас занимается бизнесом. У них двое детей — сын Антон и дочь Лена. Наша Таня очень красивая, высокая и стройная женщина. У неё серые глаза и светлые волосы. Таня похожа на маму.

Моего брата зовут Николай. Он моложе меня на пять лет. Коля учится в университете на математическом факультете. Коля — очень живой, весёлый человек. Он много читает, интересуется историей. С ним всегда интересно поговорить. Но больше всего он любит математику и физику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...