Собирательные числительные (конспект урока в 6 классе)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Дубичева Светлана Михайловна

Конспект урока по теме "Собирательные количественные числительные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sobiratelnye_chislitelnye_6_klass.docx45 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Дубичева Светлана Михайловна

Предмет: Русский язык

Тема: Количественные собирательные числительные.

  Склонение и употребление  (с презентацией)

Класс: 6 класс

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с заданным упражнением.

Метапредметные:

М/п: извлекать информацию из словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план,

таблицу, схему, ключевые слова).

умение самостоятельно ставить цели; овладение приёмами отбора и систематизации материала по данной теме, умение вести самостоятельный поиск информации

Предметные: познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные», закрепить знания по теме «Имя числительное», сформировать умение употреблять и склонять собирательные числительные

 анализировать и склонять собирательные числительные.

 грамотно употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Смайлики.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Словарно-орфографическая работа.

Учитель называет слова  эффект.

Ученики находят их в Школьном орфографическом словаре, толковом словаре, подчёркивают орфограммы, выясняют значение слов, подбирают однокоренные слова ( эффектный), составляют предложения с ними.

Какой разряд количественных числит. мы изучили на прошлом уроке?

2. Приведите примеры задач, в которых встречаются дробные числительные

2. Словарный диктант. Откройте тетради и запишите число и классная работа. ( один ученик записывает)

– Запишите прописью (словами) числительные вместе с существительными. Учитель читает словосочетание, а числительное записывает цифрами на доске. ( проецируется на слайде)

К 2/5 стакана, о 845 учениках, в 900 ки…ометрах, с 357 килограм..ами, о (полтораста) тон…ах,  50 брош..р, 458 экземплярами книги.  Просклоняйте словосочетание к 2/5 стакана . Что повторили, выполнив данное задание.

Самопроверка. на слайде проец. ответы.

Устно определите разряды числительных ( в парах)

4. Работа по предотвращению речевых ошибок.

Запись представлена на слайде.

Ученики находят ошибки и записывают словосочетания в исправленном виде.

С полуторами тоннами груза, в сороках километрах,  пятидесятью тремя килограммами, о девяносто трёх спортсменах, к трёхстам тридцати вагонам, пятистами пятидесятью рублями.

Взаимопроверка исправления ошибок. Проговаривание числительных, а в особенности тех, в которых допустили ошибки.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Уметь преобразовывать информацию, представлять модели объектов в знаково-символической форме).

Коммуникативные УУД

1. Соблюдение в практике речевого общения основных грамматических норм русского языка.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике.

III. Введение в тему урока с постановкой проблемы урока.

 

  1. – Закончите ряд: сколько котят изображено на слайде, сколько щенят? Запишите числительные на доску .

На доске записано – Двое, четверо. К какому разряду относится данные числительные?

Собирательные .

Это и будет тема нашего урока.

Вы можете дать определение собирательных числительных? Скажите.

Зачем же нам  их изучать?  ( чтобы узнать, как они изменяются и употребляются в речи?)

Запись темы урока.

Постановка целей урока.чему мы должны научиться?

Мы должны научиться склонять собирательные числительные, правильно употреблять в своей речи.

Узнать что-то новое. По ходу приобретения новых знаний, мы будем составлять пирамиду знаний о собирательных числительных.

На доске записаны собир.числ.  подумайте, от каких числительных образуются собир числ.  И каким способом.( раб в парах)

Запишите на доске. Сделайте вывод.

Проверьте себя по учебнику. Прочитайте правило.

Чтение текста в рамке о значении и образовании собирательных числительных.

Склонение числительных слайд. Работа в сменных парах. Вывод.

2. Выполнение заданий: рубрика «Определяем проблему урока». Очень важно правильно употреблять числительные в своей речи, сочетать их с существительными.

При составлении словосочетаний числительного с существительными мы сталкивается с трудностью: не со всеми существительными можно образовать словосочетания (нельзя сказать: двое облаков*, двое песен*).

Формулировка основного вопроса урока: с какими существительными не сочетаются собирательные числительные? Или: почему собирательные числительные сочетаются не со всеми именами существительными? Один из вариантов – вопросы, предложенные в учебнике (см. перечень проблемных вопросов в конце учебника).

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем!

Встанем – глубоко вздохнем,

Руки с стороны, вперед,

Влево , вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие новых знаний.

  1. Работа в группах Упр. 227 – введение новой информации, необходимой для ответа на поставленный проблемный вопрос.

Формулирование выводов учениками после чтения текста (в виде перечня групп существительных) о недопустимости сочетаний собирательных числительных с группами существительных, называющих:

а) животных; б) единичные предметы; в) лиц женского пола.

Предположите, с какими же существительными сочетаются собирательные числительные.

2. Чтение текста в рамке.

– Что нового узнали из текста правила? (О существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные.)

– Представьте в виде таблицы информацию, которую вы получили,

открывая новые знания. 

Ответ на вопрос после чтения текста в рамке.

Заполните таблицу своими примерами, выполнив задание.

– Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (лисята, очки, подруга, малыш).
(Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц;

Трое учеников, трое саней.
Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.)

Оцените работу в группе и работу группы.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема).

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

V. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

 Вып. Упр.На слайде картинки с подписями. Их должны объяснить устно учащиеся).

  • Рисунок с лисятами. Подписан: два лисёнка, двое лисят.
  • Рисунок с книгами. Подписан: три книги и ________.
  • Рисунок с балеринами. Подписан: четыре балерины, ________.
  • Рисунок с дельфинами. Подписан: восемь дельфинов, _________.
  • Рисунок с волчатами. Подписан: четыре волчонка, четверо волчат.

Задание: Почему под одной картинкой две подписи, а под другой – одна?

( им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных употребляются только с целыми числительными).

 Вып. упр. по учебнику. Упр. 229 – сопоставление числительных два (две), двое и оба (обе), установление закономерности в возможности или невозможности синонимических замен (если существительное имеет только множественное число, замена невозможна). Развивается умение правильно употреблять собирательные числительные оба, обе в разных падежных формах.

Выполняется коллективно с комментированием.

Упр. 230 – развивается умение правильно употреблять собирательные числительные с именами существительными, находить вариантные формы употребления целых и собирательных количественных числительных.

Выполняется в парах с последующей проверкой.

Дополнительно.

Самостоятельная работа № 4, задание 3 (а, б, в) в тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку, 6-й класс» Е.С. Баровой, М.Р. Богдановой. Можно выполнять по вариантам или только задание 3 (в).

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока.

– Найдите словосочетание с ошибкой. Объясните свой выбор.

Обоих друзей, двоих собак, четверых детей, семерых щенят.

Чему научились на уроке, какие умения развивали?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Упр. 231. Выучить правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

план-конспект урока 3 класс "Числительные"

1.      УМК “ «Английский с удовольствием»/ “Enjoy English”, авторы:   Биболетова  М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.Комплект включает: книгу для учащегося "S...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Тема: «Собирательные числительные». Русский язык. 6 класс.

Технологическая карта  урока русского языка по теме  «Собирательные числительные». 6 класс.  Цели:  1.Личностные: формировать способность к самооценке....

План - конспект урока 5 класс по теме: "Числительные".

План - конспект урока 5 класс по теме: "Числительные" по учебнику "Английский в фокусе"....

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...