Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик/-щик
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок формирует умения правильного написания суффиксов –чик/-щик; воспитывает любовь и уважения к людям различных профессий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavki_chik_shchik.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коновалова Лариса Абрамовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Поспеловская СОШ», с Поспелово
Класс: 6
Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик/-щик»
УМК «Русский язык. 6 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др.
Тип урока: комбинированный: усвоение нового материала, формирование умений и навыков, первичный контроль.
Цели: 1. Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик и –щик;
2. Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов –чик/-щик;
3. Воспитание любви и уважения к людям различных профессий.
Заботиться о том, чтобы идеалом духовной красоты школьника был человек труда, знающий цену дружбе, товариществу, уважающий близких ему людей.
Форма проведение: ролевая игра.
Методы обучения: диалогический, эвристический;
Методы преподавания: побуждающий, объяснительно-иллюстративный;
Методы учения: частично - поисковый.
Вид урока: индивидуально-групповая работа.
Оборудование: название сыскного агентства «Л.А. и компания», эпиграф урока «Кто ищет, тот всегда найдет», раздаточный материал, карточки-лото, интерактивная доска.
Использованные источники:
1. К.А. Войлова, В.В. Леденева. Контрольные и проверочные работы по русскому языку/ М.: Дрофа. 1998. С. 151.
2. В.В. Леденева «Тесты. Русский язык. 5-7»/ М.: Просвещение, 2002. С. 39, № 20, 21, 22).
3. Н.С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка / М.: Российская академия наук. 2000.
4. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка/ М.: Айрис Пресс. 2005.
5. О.Д, Ушаков. Лексический разбор слова. Словарик школьника / Санкт-Петербург. Литера. 2005.
Действующие лица: Шерлок Холмс, Доктор Ватсон, Суффиксы Чик и Щик.
Ход урока.
Шерлок Холмс: Да, вот опять прозвенел звонок, а в нашем агентстве пусто, и никакой работы нет.
Доктор Ватсон: Да вы что, уважаемый Шерлок, посмотрите, сколько сидит посетителей в нашем кабинете.
Шерлок Холмс: Так почему же мы сидим и ничего не делаем? Пожалуйста, входите первый посетитель!
Посетитель: Уважаемые господа! У нас такое случилось! Только вы сможете нам помочь!
Доктор Ватсон: Так в чем же дело? Рассказывайте.
Посетитель: Понимаете, куда-то пропали суффиксы –чик и –щик.
Шерлок Холмс: Не переживайте, идите домой, а мы через полчаса найдем вам эти пропавшие суффиксы.
Доктор Ватсон: Приступим, Шерлок Холмс, к поиску суффиксов –чик и щик.
Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Слышала я о вашей беде. А вы не догадываетесь, почему сбежали эти суффиксы?
Ученик: Суффиксы –чик и –щик сбежали оттого, что при их написании, я думаю, ученики допускали много ошибок.
Учитель: Совершенно верно. Вот поэтому мы сейчас приступим к расследованию этого запутанного дела. А помогут нам наши старшие друзья, это многоуважаемые гости, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Мы вернем обиженные суффиксы домой, так как выучим способ действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик и –щик и научимся применять этот способ действия на практике.
Шерлок Холмс: Начинаем нашу работу в детективном агентстве «Л.А. и компания» по розыску суффиксов –чик и –щик. Девизом нашей работы будет поговорка «Кто ищет, тот всегда найдет».
Учитель: Итак, розыск устроим по плану:
1.Выявление суффикса. «Четвертое лишнее»
Объездчик, разведчик, водопроводчик, фонарик.
Ученик: Четвертое слово лишнее – это фонарик, так как у него нет суффикса –чик.
Учитель: Какой вывод о правильном написании суффикса -чик можно сделать, основываясь на данное задание?
Ученик: На примере слов «объездчик, разведчик, водопроводчик» можно сделать вывод о том, что после буквы «Д» пишется суффикс чик. (на табло открывает букву д).
Ключик, буфетчик, летчик, автоматчик.
Ученик: Из данных примеров исключим слово «ключик», так как у него нет суффикса -чик. Здесь напрашивается вывод о том, что суффикс –чик пишется после буквы «Т» (открывает табло).
Учитель: Ребята, кто догадался, какое значение придает суффикс чик существительному?
Ученик: Суффикс -чик придает существительному значение лица, при чем мы можем догадаться и о профессиональных занятиях этого лица.
2. Обратим внимание на «Лесенку слов».
_ _ _ чик
_ _ _ _ чик
_ _ _ _ _чик
Ученица: Мастер по художественной резьбе. (резчик).
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (смазчик)
Кучер наемного экипажа, повозки. (извозчик).
Учитель: Заполните «Лесенку слов» и запишите вывод о написании суффикса чик.
Ученик: Данные слова сгруппированы так, что мы можем сделать вывод: суффикс –чик пишется после буквы «З».(Открывает табло).
Ученик: А еще я заметил, что в этих словах произношение данного суффикса не соответствует написанию: суффикс –чик произносится как –щик.
Учитель: Молодец! Ты у нас сегодня на уроке самый внимательный! Как все-таки предупредить орфографическую ошибку в написании суффикса –чик?
Ученик: Нужно помнить правило, что после буквы «З» пишется суффикс чик.
Шерлок Холмс: Следующий пункт нашего поиска – это игра «Кто я такой?». Игру проведет Шабалина Жанна.
Ведущий: 1. Работник, занимающийся разноской, доставкой чего-нибудь?
Ученики: Разносчик. (записывает это слово на доске и выделяет орфограмму)
Ведущий: 2. Человек, выписывающий «Новую Каму» или любое другое периодическое издание?
Ученики: Подписчик (записывает слово на доске).
Учитель: Запишите вывод о написании суффикса –чик.
Ученики: Суффикс –чик пишется после буквы «С», (открывают табло).
Шерлок Холмс: А попробуйте от глагола «перебежать» образовать существительное.
Ученики: От глагола «перебежать» можно образовать только одно существительное – «перебежчик». Из данного примера мы видим, что после буквы «Ж» пишется суффикс –чик.
Учитель: Ребята, теперь посмотрите на те выводы, которые вы записали на листочках, сколько их всего получилось?
Ученики: 5.
Учитель: Это много. А можно ли сформулировать одно-единственное правило?
Ученик: Да, суффикс –чик пишется после букв “д-т, з-с, ж”
д, т,
з, с, - чик
ж
Шерлок Холмс: Ну, все, разобрались мы с этим хитрым суффиксом – чик.
Доктор Ватсон: Но я слышу какой – то шум, да вот полюбуйтесь, опять эти суффиксы что-то не поделили.
Сценка.
Суффиксы: Два приятеля весной
Шли дорогою лесной.
Суффикс Щик: Первый, тощий, как сухарь, (показывает на товарища)
Прозывался суффикс «чик».
Суффикс Чик: А второго звали «щик»,
Был он строен, как тростник.
Учитель: Начался меж ними спор
Суффикс Щик: Кто из нас нужней для слова?
Суффикс Чик: Кто из нас важней другого?
Доктор Ватсон: Эй, вы, суффиксы шумные! Когда-то, встарь,
Поединком спор решали. И давайте же, друзья,
По команде «раз» и «два» Образовывать слова!
Доктор Ватсон: Игра «Суффиксы – магниты».
Учитель: Вот видите, Суффиксы, вы оба нам нужны и важны! Так что зря не ссорьтесь. Ребята, вы догадались, в каких случаях пишется суффикс –щик?
Ученик: Суффикс –щик пишется только не после букв д-т,з-с, ж.
Учитель: Мы с вами сегодня искали не только суффиксы –чик и –щик, мы нашли с вами и определенные знания. Ведь не зря гласит русская пословица: «Кто ищет, тот всегда найдет». Эта пословица послужит эпиграфом к нашему уроку. Попытаемся применить наши знания на практике, выполнив у доски такое задание: закончите предложения, обозначьте орфограммы в существительных с суффиксами.
Перево….ик – это человек, который переводит с иностранного языка.
Подпи…..ик – это…
Перебе….ик – это…
Разве….ик – это….
Гру….ик – это…
- Составьте схему первого предложения (линейную и ступенчатую).
Доктор Ватсон: Мы немного устали, поэтому я предлагаю отдохнуть.
Эй, ребята, по порядку становитесь на зарядку!
Чтоб за дело браться, надо сил набраться!
Если хочешь быть здоров – закаляйся,
Чаще плавай, ныряй, кувыркайся!
Учитель: «Здоровый образ жизни – выигрывает каждый». Под таким девизом проходил один из всемирных дней здоровья. А что такое здоровый образ жизни?
Учащиеся: Здоровый образ жизни – это целый комплекс условий, обеспечивающих и поддерживающих здоровье человека на высоком уровне.
Шерлок Холмс: Эти суффиксы оставили после себя
Какой-то сундучок – цвета чудо изумруда.
Доктор Ватсон: В малахитовых разводах и окован серебром.
Вот бы знать нам, что таится
В сундучке старинном том?
Учитель: Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем
Мы сейчас ее прочтем.
(разворачивает две грамоты)
1. Уголь..ик, кровель..ик, камен..ик, копироваль..ик.
Проанализируйте запись орфограммы, какое правило иллюстрирует эти примеры? В каких случаях пишется мягкий знак перед суффиксом –щик?
Ученик: перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после буквы «л», получается сочетание букв «ль».
Учитель: на экране компьютера высвечиваю строки из стихотворения Н.А.Некрасова «Домой поспешая». Прочитайте отрывок из данного стихотворения и выпишите существительные с суффиксами –щик и –чик.
Домой поспешая
С тяжёлых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ.
Смотрите – красильщик!
Узнаешь сейчас:
Нос выпачкан охрой
И суриком глаз.
Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И, словно солдаты,
Все в ногу идут.
Учитель: Обозначьте орфограммы в словах с безударной гласной. Выделите грамматическую основу в предложении.
2. Задача на внимание и смекалку:
Доктор Ватсон: Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о суффисках –чик, -щик, определите: соответствует ли указанному правилу написание данных слов?
1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.
2. Ключик, кирпичик, кузнечик.
3. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.
4. Фонарщик, барабанщик, наборщик.
Ученик: Не во всех рядах слов существительные содержат суффиксы –чик и –щик, так во втором ряду существителые имеют уменьшительно-ласкательный суффикс –ик, а в первой и третьей группах слов суффикс –чик придает словам значение маленького предмета. Только существительные четвертой группы соответствуют изученному сегодня правилу.
Учитель: Как же мы будем решать проблему выбора суффикса. Составьте алгоритм выбора правильного написания в существительных суффиксов –чик и –щик.
Находится ли суффикс -чик после Д, т, з, с, ж Да нет |
Доктор Ватсон: А вот интересные слова “ростовщик”, “кладовщик”.
( учащиеся ищут значения слов в словаре С.И. Ожегова)
Ученик: Ростовщик – человек, дающий деньги под проценты или, как еще говорят, в рост.
Учитель: Какой корень у этого слова? Сделайте морфемный разбор слова “ростовщик”.
(учащиеся выполняют разбор у доски).
Учитель: А что означает слово «кладовщик»?
Ученики: Кладовщик – человек, который работает в кладовой. (выполняют разбор в тетрадях).
Шерлок Холмс: Ребята! У нас в деревне недавно построили котельную. Назовите и запишите, профессии рабочих, которые были задействованы на данном предприятии. Составьте предложение с одним из данных слов. Обозначьте изученные морфемы.
(На стройке кипела работа, неутомимо трудились бетонщики, каменщики, кровельщики, арматурщики).
Учитель: Так давайте все же заглянем в сундучок. Читаем записку: «Мы вернемся к вам навсегда, если поймем, что вы знаете, когда нужно писать суффиксы –чик и –щик».
Доктор Ватсон: Ребята! Докажем, что мы знаем, когда нужно писать буквы «ч»и «щ» в суффиксах существительных. (повторят правило)
Лесенка слов Доктора Ватсона.
_ _ _ щик
_ _ _ _ щик
_ _ _ _ _ щик.
(учащиеся самостоятельно заполняют лесенку слов)
Суффикс Чик: Проверим, как вы усвоили правило написания суффиксов –чик и –щик. Поиграем в «Лото».
-ЧИК | -ИЦ- | -ЛЬЩИК | -ТЕЛЬ |
-К- | -ЩИК | -ЧН- | -НЧ- |
1. Арматурщик 5. Болельщик
2. Пулеметчик 6. Читатель
3. Ученица 7. Птенчик
4. Речка 8. Ручной.
Ответ: 2356
4187.
Суффикс Чик: У всех правильно? Кто допустил ошибки в заполнении «Лото» и в каких случаях?
Суффикс Щик: А я проведу контроль в виде «Картинного диктанта». Игра
«Чьи это вещи?» Задание такое: угадать профессии людей, которым принадлежат предметы, изображенные на рисунках.
1. Барабан, барабанные палочки. (барабанщик).
2. Пулемет, патроны. (пулеметчик).
3. Пила, ножовка. (резчик).
4. Краска, кисть, перчатки.(красильщик).
Учитель: А чтобы у суффиксов не осталось сомнений в прочности наших знаниях, выполним тестовые задания. (Учащиеся работают по книге В.В. Леденевой «Тесты. Русский язык. 5-7». стр. 39, №20, 21, 22).
Тест 20. Суффикс –чик- пишется после согласных:
1. Д, т, з, с, н.
2. Д, т, з, с, ж.
Тест 21. Вставьте пропущенные буквы. Сма..ик, обра..ик.
1. –зч-.
2. –щ-.
Тест 22. Найдите слово, в котором перед суффиксом –щик- надо поставить ь.
1. Заговор..щик.
2. Угон..щик.
3. Угол..щик.
Суффиксы Чик и Щик: Молодцы, ребята, мы убедились в том, что вы знаете правило написания суффиксов –чик и –щик и можете применять данное правило на практике. А дома, ребята, составьте текст объявления с перечнем профессий, по которым требуются рабочие на предприятия нашего района. Обозначьте изученные морфемы в существительных. Те ребята, которые посещают спортивную секцию, могут написать небольшое сочинение о пользе спорта.
Домашнее задание: Сочинение-рассуждение «Для чего нужно знать правило написания суффикса –чик/-щик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Буква "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)
Разработка урока русского языка по теме: " Буквы "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)"...
Буквы ч и щ в суффиксах -чик и -щик
сост Урок по русскому языку в 6 классе сотавлен по учебнику Ладыженской. Урок сопровождается презентацией....
Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"
Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю - дифференцированно оценить результаты работ...
Мультимедийная презентация урока русского языка в 6 класс по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных»
Мультимедийная презентация...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)".
Урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся "открывали" их сами в поцессе самостоятельной исследовательской деятельности....
Самоанализ урока "Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК- -ЩИК-
Тип урока:. урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Образовательная цель достигается через познавательное затруднение, мотивирующее изучение новой темы, ...
Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
На данном уроке применена технология развития критического мышления....