Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Бодунова Марина Владимировна

Конспект урока по теме "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Бодунова Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Лучесская ООШ

Урок русского языка в 6 классе

по теме «Фразеологизмы»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электр.носителе. В 2 ч. Ч.1.-М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель урока: познакомить с  понятием фразеологизмы, научить распознавать фразеологизмы в тексте, использовать их в устной и письменной речи

 Планируемые результаты

Предметные: Знать содержание понятия «фразеологизм»; знать о фразеологических словарях русского языка, о способе обозначения фразеологизмов в толковом словаре;   о синонимии фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; опознавать фразеологизмы в тексте; определять лексическое значение фразеологизмов; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов в предложении.

Метапредметные:

Познавательные УУД : Объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования фразеологизмов, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков

Регулятивные УУД: Определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.

Коммуникативные УУД: Излагать своё мнение, аргументируя его, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе

Личностные : Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить фразеологизмы в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: тетради, учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний.

- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае:

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. 
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

 - Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.)

- Да, девочка не знала, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной школы уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.

- Кто из вас помнит, как называются такие сочетания слов? (фразеологизмы)

- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока .    (« Фразеологизмы».)

3.Целеполагание и мотивирование.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!» или «Заруби себе на носу!» 

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём речь, и не удивляется ни «сидоровой козе», ни дождику, который почему-то идёт в четверг. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с понятием...;

2) учиться отличать....

3) использовать….

Цель нашего урока: познакомить с  понятием фразеологизмы, научить распознавать фразеологизмы в тексте, использовать их в устной и письменной речи

3. Первичное усвоение новых знаний. 

Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению)

(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении)

Учитель предлагает подумать, в каких словарях будут разъясняться значения фразеологизмов.

(Фразеологических словарях русского языка, а наиболее употребительные встречаются в Толковых словарях).

Знакомство с Фразеологическим словарём.

4.Первичная проверка понимания.

Работа со словарём.

 №143.Найдите в «Толковом словаре» два фразеологизма и составьте с ними предложения.

№145. (устно) Рассмотрите шутливые рисунки. Какие фразеологизмы имел в виду художник?

5. Первичное закрепление.

Работа с текстом (Текст   раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту).Работа в парах.

Подчеркните фразеологические обороты в тексте стихотворения В.Суслова и объясните их значение.


Бывает частенько, что слово одно, 
Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмём хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство прошло. 
С тех пор 
уж немало воды утекло
О смелом мы вправе сказать наперёд: 
«Такой 
сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» 
А гуси и утки-сухие всегда. 
Заметили люди: 
«Как с гуся вода». 
Случилось с тобою: ты правил не знал, 
Молчал при опросе! 
Воды в рот набрал! 
Лентяй отдыхает, а время идёт- 
Под 
камень лежачий вода не течёт. 
Сказать болтуну мы порою не прочь: 
«Довольно, мол
, воду-то в ступе толочь! 
Не прочь и другому сказать невзначай: 
«Довольно лить воду! Ты дело давай!» 
Работать впустую!... Что скажут потом? 
На дело, мол
, воду носить решетом! 
Стихи я пишу, не жалея труда, 
Чтобы вы не сказали: 
«В стихах-то вода».

Найдите значения фразеологизмов.

Работа в группах. 

 Глаза на мокром месте                          Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                  Узнал истинное положение

Глаза открылись                                     Наедине

Вкладывать душу                                    Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                      Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык                            Отдавать себя целиком

Ломать голову                                         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу                      Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит                          Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши                         Жить дружно, в согласии

Душа в душу                                              Не к чему придраться

Физминутка

  1. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …        

  1. Фальшивят, путают слова.

Поют кто в лес, …   .        

      Ребята слушать их не станут:

       От этой песни уши ...  .

  1. Дружнее этих двух ребят
    На свете не найдёшь.
    О них обычно говорят:
    «Водой ….»
  1. Мы исходили городок
    Буквально вдоль и ….,
    И так устали мы в дороге,
    Что еле ….

Найдите объяснение

Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. (Задание   раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы )

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Ученики делают вывод, что фразеологизмы могут иметь синонимы.

Ребята, перед вами сказка  « Кашу маслом не испортишь», найдите в ней фразеологизмы.


- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. 
А Саша стучит. 
- Прекрати стук! – сказал папа. 
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! 
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. 
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша. 
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать. 
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. 
А бабушка говорит: 
- Кашу маслом не испортишь.

( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, )

- Ребята, а почему у бабушки такая живая речь?

В каких стилях речи чаще всего используются фразеологизмы? Для чего они служат?

(Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они придают речи образность, выразительность.)  

Домашнее задание :

1)        подготовить сообщение «История одного фразеологизма» (по выбору учащихся)

2)        нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения

 Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

 Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

 Рефлексия Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...