Открытый урок в 7 классе на городском семинаре.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок на тему "Союз как часть речи разработан с учетом требований ФГОС и подразумевает проектную деятельность на уроке с созданием в итоге общего продукта по теме в виде зрительного ряда  (схемы, опоры и т.п.) на стенде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_soyuz_kak_chast_rechi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Союз как часть речи.

Это первый урок в данной теме. Урок содержит элементы Федерального Государственного образовательного стандарта. Тип урока - объяснение нового материала.

Цели урока:

- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его синтаксическую роль ;

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся;

- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле .

Вид урока: урок-проектирование (создание собственного «продукта» - материала о союзе).

Средства обучения: учебник, тексты для исследования — грамматическая сказка, алгоритм определения союза, звуковая опора,  толковый, этимологический словари, книги с занимательными заданиями по русскому языку.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:  компьютерная презентация, видео-звуковая интерактивная опора по теме «Союз», наушники (при наличии времени, если успеем).

Методическое назначение средств ИКТ– источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Вариативное использование разнообразных технологий обучения: развивающее обучение с учетом психофизиологических особенностей учащихся, метод проектов, проблемное обучение, игровая технология, ИКТ, технология оценивания учебных успехов.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, проектный,  на основе информационных и книжных ресурсов.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

умение отличать союз от других служебных частей речи посредством определения его функции;

умение самостоятельно работать с теоретическим материалом и создавать собственный продукт, дающий представление о союзе как о служебной части речи.

Метапредметные:

умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в групповой проектно-исследовательской деятельности и в индивидуальной работе;

умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.

Личностные:

умение оценить учебную ситуацию, объяснить смысл своих мотивов, целей, выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации,выстроить толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, с чьим мнением ты не согласен, критически оценивать и корректировать свое поведение с партнерами.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний, переработка информации для получения необходимого результата — создания нового продукта.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение, участие в творческом, созидательном процессе.

РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, внесение необходимых коррективов, работа по предложенному или самостоятельно составленному плану, использование дополнительной справочной литературы, средств ИКТ, оценка  и самооценка в ходе реализации и представления проекта.

Коммуникативные УУД: планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

Ход урока.

I этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Цель: актуализация ранее полученных знаний.

Задача: подготовка учащихся к формулированию темы, целей и задач урока.

Деятельность учащихся:

решение орфо-пунктуационной задачи по теме  «Предлог», самопроверка;

морфологический разбор предлога;

мини-словарный тематический диктант, взаимопроверка;

устное творческое задание;

формулирование темы, целей и задач урока.

Деятельность учителя:

вовлечение учащихся в учебный процесс;

создание развивающей учебной среды, проблемной и игровой ситуации;

консультирование учеников в ходе самостоятельной работы.

  1. Оргмомент (1 мин.)

Несколько дней назад все россияне отметили праздник Масленица,  в 2015 году это дни с 16-го по 22 февраля, а уже двадцать третьего числа, в День Защитника Отечества,  наступил Великий пост, который продлится до 11 апреля, а 12 апреля нас ждет православная Пасха.  В течение всего поста запрещено есть мясо, яйца, а молочные продукты и рыбу только в так называемые дни послабления. Сегодня на календаре 4 марта, 9-й день Поста. И все-таки хочется приготовить что-то вкусненькое.  Как быть?

-Кто умеет готовить?- Тогда давайте приготовим совместное постное блюдо для праздничного стола?

  1. Актуализация знаний (10 мин.)

а) Разминка: орфо-пунктуационная задача.  Обозначьте пунктограммы. (СЛАЙД)

(1 чел. После выполнения задания в тетради на компьютере в презентации вставляет пропущенные буквы и знаки препинания, 2 чел. На доске рисует схемы и объясняет постановку знаков препинания)

(В) течени... приготовлени...  постного блюда мы договоримся (на)счет ингр...диентов, будем готовить согласно рецепт...  крутясь (во)круг (шеф)-повара и (в)следстви...  слаже (н/нн)ой работ.. создадим ш..девр что(бы) порадовать близких!   (самопроверка, на доске инструкция:1 орф.и пункт. ошибка -4, 2-2 — 3, более -2)

а)Выбор директора по качеству! Выделите в квадрат все предлоги,

сделайте морфологический разбор 1-го предлога (кто первый?)

б) Выбор начальника маркетинга и рекламы -  грамотного специалиста.

Словарный диктант.

Рецепт, ингредиент, кожура, банан, сахар, водяная баня, увеличиваться в объеме, фигурки, лепешка, минуты,огонь, аромат, печенье.

           -Что обозначает слово  «ингредиент»?

Ингредиент (лат. ingrediens, от ingredi - входить).Составная часть какого-л. соединения или смеси. (СЛАЙД)

(взаимопроверка и оценка) (слайд  + инструкция-как оценивать)

в)Выбор шеф-повара. (должен хорошо готовить) Кто точнее воссоздаст рецепт(Устно)

- Попробуйте воссоздать рецепт постного печенья, с помощью предлогов соединив слова из предыдущего диктанта. Сравним:

Очистите бананы от кожуры, разомните в кашицу, смешайте с медом и сахаром, поставьте на водяную баню, добавьте соду, всыпьте в смесь муку, вымесите тесто и раскатайте в пласт, оно увеличится в объеме в 2 раза.. Вырежьте из теста фигурки или слепите лепешки. Выпекайте на среднем огне. Через 7 минут у вас на столе -  ароматное печенье! (СЛАЙД)

II этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения нового материала, организация обратной связи.

Цель: самостоятельно изучить новый  материал.

Задача: познакомиться с материалом параграфов 54-56, создать собственный «продукт» по данным правилам, следуя инструкции учителя.

Деятельность учащихся:

работа с текстами правил, с  алгоритмом, грамматической сказкой, с инструкциями учителя, создание таблиц, рисунка по правилам;

работа с дополнительной литературой:  этимологическим словарем, с занимательными заданиями по русскому языку;

мини-исследование на основе материала учебника.

Деятельность учителя:

подготовка учащихся к восприятию новых знаний, инструкции к заданиям с учетом их психофизиологических особенностей;

создание развивающей учебной среды, проблемной ситуации;

создание условий для творческой деятельности учащихся;

консультирование учеников в ходе самостоятельной работы.

3. Работа над новой темой (15-20 мин.)

(Сажаем 3-х выбранных «руководителей»за отдельный стол)

-Какое же блюдо нам предстоит приготовить на уроке? (Шеф-повар вытаскивает из тарелки буквы и пишет их на доске. (союз) Каждый из вас индивидуально или в паре, в группе создаст собственный продукт, который станет одним из ингредиентов нашего «печенья».

2 человека: Прочитайте самостоятельно параграфы 54, 55, 56. Восстановите правила из учебника по словосочетаниям (взаимопроверка)

2 человека: Прочитайте самостоятельно параграфы 54, 55, 56. Начертите на доске таблицу «Союз как часть речи».

2 человека: Создайте опору «Союз как часть речи» .

1 человек: Прочитайте самостоятельно параграфы 54, 55, 56. Восстановите алгоритм определения союза.

1.Имеет ли слово лексическое значение?

                         имеет                                            не имеет

...(знаменательная) часть речи                   ...(служебная) часть речи

2.Отвечает  ли на  вопрос?

 да                                                        нет

...(знаменательная) часть речи                   ...(служебная) часть речи

                         3.Выполняет ли синтаксическую функцию?

    да                                                      нет  

...(знаменательная) часть речи                  ...(служебная) часть речи

4.Слово закреплено за падежной формой сущ., мест., числит.?

да                                                         нет

...(предлог)                                       ... (другая) служебная часть речи

  1. Слово выполняет связующую функцию?

да                                                        нет

...(союз)                                               ...(частица)

3 человека (руководители): Прочитайте самостоятельно параграфы 54, 55, 56.  Найдите дополнительную информацию, которой нет в учебнике, запишите ее на отдельных листах.

2 человека: Прочитайте самостоятельно параграфы 54, 55, 56. Переведите грамматическую сказку на язык науки, запишите свои ответы и сравните. Прочитайте готовый вариант. Оцените, кто был точнее. Выберите одного из вас, кто озвучит сказку классу.

Жили в стране Морфология разные по внешности, поведению и социальному статусу слова.  И были они, к сожалению, неравноправны. Одни имели важное значение, владели множеством индивидуальных (то есть каких...........................................?) признаков и даже играли в государстве  Синтаксис определенную (какую............................................?) роль.  (это..................................................?) Другие были обслуживающим персоналом: связистами, парикмахерами, придающими дополнительные оттенки внешности.  С ними нельзя было вступить в диалог, так как ни на один вопрос они не отвечали.  (это..................................................?) Но без  них никак нельзя было обойтись.

Например, в государстве Синтаксис служили связисты, которые  искали и находили потерявшихся близнецов, мирили целые семьи и поселяли их в один общий дом, где все были равны. (это.........................................?). Нередко связисты помогали главным членам семьи подчинить себе непослушных детей, пытающихся убежать из дома. (это......................................?). Связисты выполняли свою работу или поодиночке (это..........................................?), или целой командой (это.................................................?).

  (Ответы:морфологических, синтаксическую, служебные части речи, сочинительные союзы, подчинительные союзы, простые союзы, составные союзы)

2 человека: Прочитайте самостоятельно параграфы 54, 55, 56. Нарисуйте портрет союза.

 (Остальные по желанию делают одно из заданий на выбор, они сравнивают свой вариант с тем, что выполняли другие).

Работа длится в течение 7 -10 минут, затем идет презентация «продукта» и оценивание работы одноклассников в течение 10 минут. Все работы вывешиваются на стенд в определенные «заготовки» - картинки с изображением посуды с  хохломской росписью.

4.Физминутка.

III этап. Закрепление.

Цель: научить определять роль союза в высказываниях

Задача: записать высказывания, найти союз и определить их роль в каждом из предложений

Деятельность учащихся:

запись предложений в тетрадь с опорой на слайды презентации,

выделение в кружок союза,

определение его роли в высказывании (запись в скобках).

Деятельность учителя:

демонстрация слайдов презентации с высказываниями;

проверка полученных результатов, коррекция.

5.Закрепление.

Итак, мы с вами приготовили собственные продукты, которые в качестве ингредиентов войдут в наш общий рецепт печенья под названием...? (Союз).

-  Итак, для чего нужен союз?

- Определите роль союза в следующих высказываниях, запишите их и объясните письменно, для чего они нужны в данных высказываниях.

                     Союз служит для связи (СЛАЙДЫ)

                 ?

                ?

                       ?

?

Во время Великого Поста число верующих несколько снижается, а к Пасхе возрастает. (Из Интернета)

Желание физической пищи само встревожит, а о духовной пище сам должен позаботиться.  (Омар Хайям)

Тем и хорош пост, что он устраняет заботы души, прекращает угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к самой душе. (Свт. Иоанн Златоуст)

Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но телесный пост без душевного – ничто.

 (Свт. Тихон Задонский)

«Во все времена еда была рядом с людьми. Она искушает, вдохновляет, восхищает, отвращает. Но человек не может без еды, а значит тот, кто создает еду, может управлять миром...» - говорит один из главных героев сериала «Кухня» Максим Лавров.

- Вы согласны с его высказыванием?

IV этап. Подведение итогов, домашнее задание.

Цель: подвести итоги урока, разъяснить домашнее задание, выяснить отношение учащихся к уроку и его результатам.

Задача: выявить уровень самоконтроля учащихся, возможные причины их затруднений в решении учебных задач.

Деятельность учащихся:

выявление соответствия целей и задач урока его результативности, самоконтроль.

Деятельность учителя:

организация рефлексии; комментирование оценок, объяснение домашнего задания.

  1. Подведение итогов урока.

-Что нового сегодня вы узнали?

-Для чего нам нужно это новое знание?

-Какая роль  была отведена вам для получения новых знаний?

7. Задание на дом: (СЛАЙД)

- п. 54-56 учить — всем

На выбор:

 -словарные слова связать в единый текст, выделить все союзы, дать им характеристику (простой-составной, сочинительный -подчинительный);

- составить текст с 5-8 союзами для диктовки +2 грамм.задания;

-упр.314 (письм.)

8. Рефлексия.

Я думаю, вы достаточно потрудились и немного проголодались. Предлагаю оценить нашу работу: если вам урок понравился, подойдите к тарелке и возьмите по 1 постному печенью, его можно съесть. Всем спасибо за слаженную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок по географии на районном семинаре на тему "Современные экологические проблемы"

Тема урока: "Современные экологические проблемы" Вода и человек. Водные ресурсы. Охрана вод" (Урок географии в 8-м классе) Цели и задачи урока:рассмотреть значение воды в жизни человека;оценить водные...