Конспект урока по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок изучения нового материала с применением икт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_narechie.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Наречие как часть речи

Тип урока: изучение нового материала

Вид: комбинированный урок

Цели:

  1. Обучающие: закрепление сведений о наречии, полученных ранее, закрепление новых сведений о наречии как самостоятельной части речи, раскрыть его морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, развитие умения находить наречия в тексте и использовать их в собственных письменных и устных высказываниях
  2. Развивающие: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетентности обучающихся.
  3. Воспитательные: воспитание личности, бережно относящейся к русскому языку как неотъемлемой части национальной культуры, на примере художественного текста привить любовь в художественному слову; развитие коммуникативных отношений во время работы на уроке.

Задачи:

  1. Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении задания, упражнений первичного закрепления.
  2. Сформировать умение строить логическое рассуждение при раскрытии синтаксических и морфологических особенностей наречий.
  3. Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, работа в группе, в паре, рефлексия).
  4. Научить находить наречия в тексте
  5. Научить использовать в своей речи наречия, фразеологизмы

Формы работы:

  1. Мотивационные беседа
  2. Индивидуальная работа у доски.
  3. Фронтальный опрос
  4. Устная и письменная работа с учебником.
  5. Устная самостоятельная работа по группам.
  6. Письменная групповая работа.
  7. Эвристическая беседа
  8. Творческая работа

   Этапы урока

Время

Рассматриваемые вопросы

Методический комментарий

1 этап. Получение информации

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационная беседа

  1.  Лингвистический эксперимент.

  1. Озвучивание целей урока

  1. Эвристическая беседа

  1. Индивидуальная работа у доски

  1. Работа с учебником

(просмотровое чтение)

 2 этап. Закрепление полученных знаний

1)Индивидуальная работа у доски (выборочно-распределительный диктант)

 2) Устная фронтальная работа

  3 этап. Применение новых знаний, усложнение заданий.

  1. Самостоятельная групповая работа с фронтальной проверкой

  1. Индивидуальная работа у доски

 3)Устная групповая работа (по вариантам)

  1. Приём обобщения материала(в виде таблицы , схемы)

4 этап. Применение новых знаний. Творческая работа.

  1. Дифференцированное творческое задание
  2. Проверка творческих работ
  3. Домашнее задание-тест 10,вариант1,2 задания 1,2.

2 минуты

4-5 минут

3 минуты

4-5минут

     3 минуты

    4-5 минут

  3 минуты

 

 3 минуты

 4-5 минут

 3 минуты

 8-9 минут

Учитель скажет, что наречие-развивающаяся часть речи. Без них, как и без прилагательных,наша речь теряет конкретность, образность.

Попробуем это доказать.

Слайд 1. На экране деформированный текст (отрывок из поэмы А.С Пушкина»Медный всадник») – пропущены наречия. Класс работает фронтально-задание вставить вместо пропусков необходимые слова. Вопрос учителя: Слов какой части речи не хватало? Почему вы решили, что это наречия?(по вопросам).Запишем их в тетрадь. Из какого произведения отрывок? Кто автор?

После ответов учеников на слайде 2 появляется восстановленный текст.

Учащиеся формулируют цели урока.

Слово учителя: Слово «наречие» имеет несколько значений. Заглянем в словарь. На слайде 3 запись из четырехтомного «Словаря русского языка» под редакцией А.П.Евгеньевой.(см.материалы к уроку). Какое значение слова «наречие» будет нас интересовать?

Учитель: Обратимся вновь к тексту А.С.Пушкина. Каково грамматическое значение наречий в данном отрывке?

(Учащиеся говорят, что наречие указывает где,когда,куда,откуда,почему,зачем и как происходит действие. То есть наречие обозначает признак действия.)

Это будет вывод 1.

Учащийся выписывает из данного отрывка словосочетания: наречие со словами, к которым оно относится, вместе с моделью:

             Глядел вдаль

           Глагол + наречие

Класс работает вместе с учеником.

Учитель: Итак, что мы узнали о наречии? Сделаем вывод 2. Выслушав ответы учащихся,обобщение делает ученик у доски.

Учитель: Возьмите простые карандаши. Найдите в тексте подтверждение вашим мыслям. Есть ли в учебнике что-то новое, чего мы ещё не знаем о сочетании наречий с разными частями речи? Прочитайте. Подчеркните. Сделайте вывод.

Работа с учебником. Упражнение 197 (по образцу). На доске, класс- в тетрадях.

Вопрос классу: Какой модели словосочетания здесь нет? Приведите свои примеры.

Задание классу: Выбрать из заранее написанных на доске словосочетаний те, которые соответствуют модели : существительное+наречие. Ещё раз с дополнениями сделаем вывод 2.

Попробуем изменить словосочетание» взгляд исподлобья» по падежам и числам. Это невозможно. Вывод 3 : наречие-неизменяемая часть речи.  

 Работа с деформированными предложениями и заданиями распространить предложения вправо и влево, используя наречия.

С каждого ряда выходит ученик , на доске выполняет синтаксический разбор составленных предложений. Учащиеся в тетради выполняют

синтаксический разбор своих предложений. Вывод 4 о синтаксической роли наречия.

Учитель: Об орфографических ошибках при написании наречий нам ещё рано говорить, а вот о речевых ошибках в употреблении наречий хочется поговорить сейчас.Ужасно красиво,жутко весело-в чём ошибка? Учитель хвалит наш класс в пух и прах- можно ли так сказать? С каким глаголом может сочетаться фразеологизм в пух и прах?

Задание: замените словосочетание поссориться в пух и прах наречием.

Ученики делают вывод о том , что наречием можно заменить неделимое словосочетание-фразеологизм. Слайд 4.

 Работа по вариантам: (см. материалы к уроку)

1вариант-замените фразеологизм наречием;

2 вариант-замените наречия фразеологизмами.

Работают в группах по 4 человека, защита своих работ.

Слайд 5.

 1 группа:определите лексическое значение наречий. Составьте с несколькими из них предложения.

(см. материалы к уроку)

2группа: подберите подходящие по смыслу наречия, запишите получившийся текст.(см. материалы к уроку)

3 группа: работа с отрывком из стихотворения Е.Куменко «Дом».

Сочинение-миниатюра «Мой дом» с использованием наречий. (см. материалы к уроку)

Настрой на работу. Мотивация к

изучению новой темы.

По модели развивающего обучения. Активизация зрительной памяти.

Межпредметная связь

Работа со словарной статьей

   

Развитие устной монологической речи, умение пользоваться лингвистическими

терминами.

Формирование умения делать выводы по имеющейся на доске информации;развитие связной монологической речи;умение оценить ответ одноклассников.

 

 «Маркировка» текста. Приём сопоставления полученной информации с учебным материалом. Поиск новой информации.

 Репродуктивная работа по образцу. Контроль за усвоением материала.

Развитие устной монологической речи. Работа по обобщению, приведению в систему знаний о наречии.

 Проверка полученных знаний и  их систематизация. Контроль за усвоением материала.

 Развитие монологической речи,умения отвечать на вопросы по теме. Помочь избежать речевых ошибок при употреблении наречий в собственной речи.

 Развитие умения видеть наречия в тексте и заменять их фразеологизмами.

Развитие навыков систематизации материала, построение выводов на материале урока; развитие коммуникативности(общение в группе в процессе работы); осуществление рефлексии (взаимообратной связи).

 Актуализация новых знаний. Развитие умения использовать наречия в собственном высказывании; отработка навыка выбора нужного слова, подходящего по смыслу. Межпредметная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...