Разработки уроков по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Педан Марина Викторовна

Блок уроков по русскому языку в 7 классе  теме "Деепричастие" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deeprichastie.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1

Тема: Деепричастие как особая форма глагола.

Цель урока:  дать понятие деепричастия; познакомить с его грамматическими признаками; уметь отличать деепричастие от глагола и наречия; развивать орфографическую зоркость, мышление, память,  прививать аккуратность и требовательность к себе и друг к другу, воспитывать интеллектуально-развитую личность.

Оборудование: таблица, карточки.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, индивидуальная работа, работа с таблицей.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д\з.
  1. Контрольные вопросы стр.66.
  2. Синтаксический р-р предложения: На пне, где мы сидели, я заметил несколько фигур, вырубленных топором.
  3. Морфологический р-р причастия: вырубленных.
  4. Индивидуальная работа
  1. Объяснение нового материала.

Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и миеет признаки не только глагола, но и наречия.

Деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом? когда? почему?

Общее грамматическое значение деепричастия - это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие главное, выраженное глаголом - сказуемым.

Морфологические признаки деепричастия - сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.

Синтаксические признаки деепричастия: в предложении оно является преимущественно обстоятельством. Сравните:  Где-то близко ударил гром и напугал всех.

                                                 Где-то близко ударил гром, напугав всех.

Признаки глагола у деепричастия

Признаки наречия у деепричастия

1. Вид - совершенный и несовершенный:

Что делая? - читая (несов. в.)

Что сделав? - прочитав (сов. в.)

1. Не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по лицам.

2. Возвратность - невозвратность:

возвращаясь домой - возвращая долг

2. В предложении является обстоятельством: Он уедет (когда?) закончив работу.

3. Переходность и непереходность:

Ожидая подругу (перех. В.п. без предлога)

Гуляя по парку (неперех.)

  1. Закрепление.

упр. 132. стр. 67 (Перепишите текст, подчёркивая основы предложений, над деепричастиями напишите букву Д).

упр. 133 стр. 68 (Прочитайте сказку и затем «переведите» её на язык науки. Найдите в тексте все деепричастия и укажите их глагольные признаки)

упр. 135 стр.69-70 (Рассмотрите рисунок и прокомментируйте родословное дерево деепричастия)

  1. Итог. Что обозначает деепричастие? Каких частей речи признаки имеет? Укажите, какие?

Д/з. стр. 67-68 правило. Выпишите 5 предложений из худ. произведения с деепричастием.

Урок № 2

Тема:     Не с деепричастиями.

Цель урока: познакомить уч-ся с написанием  не с деепричастиями; уметь отличать деепричастие от других частей речи; углубить знакомство  с его грамматическими признаками;  развивать орфографическую зоркость, мышление, память,  прививать аккуратность и требовательность к себе и друг к другу, воспитывать интеллектуально-развитую личность.

Оборудование: таблица, карточки.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д\з.
  1. Укажите морфологические признаки деепричастий:

     Кипя, шипя, журча, ворча, крутясь, сливаясь, вздуваясь.

  1. Найдите грамматическую основу и деепричастия, подчеркните.

Холмы, вырастая и в сумерках тая

и думу какую-то в складках тая,

о том и молчат, что совсем непростая,

совсем непростая планета моя.

  1. Фонетический р-р: тая.
  2. Индивидуальная работа
  1. Объяснение нового материала.

О взаимоотношениях НЕ с деепричастиями.

НЕ всегда славилась скверным характером, и Деепричастие с трудом находило с ней общий язык. Ну и как можно жить в одном доме с этим чудовищем, которое и слова-то не даст сказать! Вот пригласит Деепричастие к себе в дом другие части речи, беседу заведёт, совет даст: «Уходя, гасите свет!» А вредная НЕ тут как тут: «Уходя, не гасите свет!» Деепричастие терпеливо продолжает: «Отвечай, думая!». А НЕ нахально: «Отвечай, не думая!» Деепричастие держится изо всех сил: «Написав диктант, внимательно проверь его!» А НЕ  немедленно врывается : «Написав диктант, невнимательно проверь его». Негодуя в душе, Деепричастие старается быть терпимым и учится прощать невоспитанную НЕ, но близко к ней старается не подходить.

- Какой отсюда мы сделаем вывод?

Правило: Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не слушая, не смеясь. Исключения составляют лишь те слова, которые не употребляются без НЕ: ненавидя, негодуя.

  1. Закрепление.

упр. 136 стр. 70 (Прочитайте сказку и затем «переведите» её на язык науки. Найдите в тексте все деепричастия и объясните их написание)

упр. 134 стр. 69 (Перепишите текст, раскрывая скобки и объясняя правописание слов).

  1. Итог. Что обозначает деепричастие? Каких частей речи признаки имеет? Как деепричастие пишется с НЕ?

Д/з. стр. 69-70 правило. Выпишите 5 предложений из худож. произведения на написание НЕ с  деепричастием.

Урок № 3

Тема:     Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Цель урока: познакомить уч-ся с образованием деепричастий совершенного и несовершенного вида; уметь отличать деепричастие от других частей речи; углубить знакомство  с его грамматическими признаками;  развивать орфографическую зоркость, мышление, память,  прививать аккуратность и требовательность к себе и друг к другу, воспитывать интеллектуально-развитую личность.

Оборудование: таблица, карточки.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, индивидуальная работа, работа с таблицей, самостоятельная работа.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д\з.
  1. Укажите морфологические признаки деепричастий:

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд убегая в свободолюбивом задоре -

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

  1. Найдите грамматическую основу и деепричастия, подчеркните.

Сзади Левина шёл мужичок, тоже уставший, и, (не)доходя до него остановился.

  1. Словообразовательный разбор:  читая, прочитав, искупавшись, закончив, переполняя, возвращаясь.
  2. Индивидуальная работа по карточкам.
  1. Объяснение нового материала.

Образование деепричастий

несовершенного вида

совершенного вида

глагол настоящего времени + -а, -я:

спешат - спеша

гуляют - гуляя

быть - будучи

неопределённая форма глагола  + -в, -вши, -ши:

рассмотреть - рассмотрев

улыбнуться - улыбнувшись

запереться - запершись

не образуются от глаголов на:

-чь, -ну и др.

ждать, петь, бежать, пить, бить, мять, шить, печь, резать, стереть, пахнуть.

некоторые образуются

будущее простое время + -а, -я.

войдут - войдя

действие основное и добавочное происходят одновременно

добавочное действие происходит раньше основного

  1. Закрепление.

упр. 137 стр. 71 (Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида. Укажите глаголы, от которых деепричастия образовать нельзя.)

упр. 143 стр. 74 (Образуйте и запишите деепричастия  совершенного вида. Выделите суффиксы деепричастий. Составьте 4-5 предложений с ними).

упр. 147 стр. 75 (Прочитайте сказку по ролям и переведите её на язык «науки». О каких правилах грамматики употребляется в ней? Найдите в тексте все деепричастия и причастия, определите морфологические признаки).

  1. Итог. Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

Д/з. стр. 71-73 правило, упр. 146 стр.74 (Спишите пословицы, заменяя глаголы подходящими по смыслу и по форме деепричастиями. Расставьте знаки препинания).

Урок № 4

Тема:     Деепричастный оборот.

Цель урока: познакомить уч-ся с деепричастным оборотом; уметь отличать деепричастие от других частей речи и находить деепричастия с зависимыми словами в тексте; углубить знакомство  с его грамматическими признаками;  развивать орфографическую зоркость, мышление, память,  прививать аккуратность и требовательность к себе и друг к другу, воспитывать интеллектуально-развитую личность.

Оборудование:  карточки, раздаточный материал.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, индивидуальная работа,  самостоятельная работа.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д\з.
  1. Образовать от данных глаголов деепричастия несовершенного вида:

      Бросаться, меняться, шуметь, греметь, пениться, ликовать, взметаться, греметь, дрожать, смеяться, болтать, звенеть.

  1. Образовать от данных глаголов деепричастия совершенного вида:

      Собраться, нести, устать, изучить, войти, опереться, обняться, невзлюбить, услышать, поспешить, пригласить, наследить.

  1. От данных деепричастий образовать неопределённую форму глагола:

Уцепившись, изучив, преодолев, споткнувшись, отняв, найдя, заняв, успокоившись, невзлюбив, услышав, напугавшись.

  1. Индивидуальная работа по карточкам
  1. Объяснение нового материала.

-Что называется деепричастием?

упр. 152 стр. 78 (Прочитайте сказку о Деепричастии. «Переведите» её на язык науки).

Правило: Деепричастие с зависимыми от него словами образует деепричастный оборот.

Всё ниже садилось солнце, уходя за далёкие горы.

уходя (деепричастие) + (куда?) за далёкие горы = деепричастный оборот

Деепричастный оборот является одним членом предложения - обстоятельством.

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми.

  1. Деепричастие, не обозначающее добавочного действия и близкие по значению к наречиям не обособляются: Он работал не торопясь.
  2. Не выделяются запятыми деепричастные обороты в качестве устойчивых выражений: бежит сломя голову, будем работать засучив рукава.
  3. Если деепричастный оборот стоит после союза а, то запятая между ними не ставится, после других союзов запятая нужна: Анна мечтала съездить в Москву, а побыв в ней, мечтала никогда не возвращаться в родное село. Сергей Павлович  хотел возразить, но, увидев подходившего Павла, замолчал.
  1. Закрепление.

упр. 149 стр. 76 (Выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами).

упр. 150 стр. 77 (Спишите текст, выделяя запятыми деепричастные обороты и подчёркивая их как члены предложения).

упр. 154 стр. 79 (Спишите предложения, выделяя запятыми, где необходимо, деепричастные обороты. Объясните, почему в некоторых предложениях деепричастия не обособляются).

  1. Итог. Что называется деепричастным оборотом? Как он выделяется на письме?

Д/з. стр. 76-79 правило, упр. 153 стр.78 (Составьте несколько предложений на тему «В походе», используя данные деепричастные и причастные обороты).

Урок № 5

Тема:     Морфологический разбор деепричастия.

Цель урока: познакомить уч-ся с деепричастным оборотом; уметь отличать деепричастие от других частей речи и находить деепричастия с зависимыми словами в тексте; углубить знакомство  с его грамматическими признаками;  развивать орфографическую зоркость, мышление, память,  прививать аккуратность и требовательность к себе и друг к другу, воспитывать интеллектуально-развитую личность.

Оборудование:  карточки, раздаточный материал.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, индивидуальная работа,  самостоятельная работа.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д\з.
  1. Образовать от данных глаголов деепричастия несовершенного вида:

      Бросаться, меняться, шуметь, греметь, пениться, ликовать, взметаться, греметь, дрожать, смеяться, болтать, звенеть.

  1. Образовать от данных глаголов деепричастия совершенного вида:

      Собраться, нести, устать, изучить, войти, опереться, обняться, невзлюбить, услышать, поспешить, пригласить, наследить.

  1. От данных деепричастий образовать неопределённую форму глагола:

Уцепившись, изучив, преодолев, споткнувшись, отняв, найдя, заняв, успокоившись, невзлюбив, услышав, напугавшись.

  1. Индивидуальная работа по карточкам
  1. Объяснение нового материала.

-Что называется деепричастием?

упр. 152 стр. 78 (Прочитайте сказку о Деепричастии. «Переведите» её на язык науки).

Правило: Деепричастие с зависимыми от него словами образует деепричастный оборот.

Всё ниже садилось солнце, уходя за далёкие горы.

уходя (деепричастие) + (куда?) за далёкие горы = деепричастный оборот

Деепричастный оборот является одним членом предложения - обстоятельством.

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми.

  1. Деепричастие, не обозначающее добавочного действия и близкие по значению к наречиям не обособляются: Он работал не торопясь.
  2. Не выделяются запятыми деепричастные обороты в качестве устойчивых выражений: бежит сломя голову, будем работать засучив рукава.
  3. Если деепричастный оборот стоит после союза а, то запятая между ними не ставится, после других союзов запятая нужна: Анна мечтала съездить в Москву, а побыв в ней, мечтала никогда не возвращаться в родное село. Сергей Павлович  хотел возразить, но, увидев подходившего Павла, замолчал.
  1. Закрепление.

упр. 149 стр. 76 (Выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами).

упр. 150 стр. 77 (Спишите текст, выделяя запятыми деепричастные обороты и подчёркивая их как члены предложения).

упр. 154 стр. 79 (Спишите предложения, выделяя запятыми, где необходимо, деепричастные обороты. Объясните, почему в некоторых предложениях деепричастия не обособляются).

  1. Итог. Что называется деепричастным оборотом? Как он выделяется на письме?

Д/з. стр. 76-79 правило, упр. 153 стр.78 (Составьте несколько предложений на тему «В походе», используя данные деепричастные и причастные обороты).

План морфологического разбора

I. Часть речи. (общее значение)

II. Морфологические признаки.

  1. Начальная форма.
  2. Постоянные признаки:
  • действительное или страдательное;
  • время;
  • вид;
  • переходность;
  • возвратность.
  1. Непостоянные признаки:
  • полная или краткая форма (у страдательных);
  • падеж (у полных);
  • число;
  • род.

III. Синтаксическая роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...