Из опыта работы учителя русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему

Цапиева Елена Николаевна

Из опыта работы учителя русского языка и литературы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

                         

 

 

Из опыта работы учителя русского

языка и литературы МБОУ СОШ № 1 станицы Ольгинской

   Цапиевой Елены Николаевны

 

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Применение современных образовательных технологий.

 Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь).

  Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М.Монахов).

 

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребѐнка, его развития, обучения. Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

Последнее время многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтоб ребѐнку урок был и в радость, и приносил пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:

  • технология перспективно-опережающего обучения;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
  • проблемное обучение;
  • игровые технологии;
  • интерактивные методы в обучении и воспитании.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».    

 Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:  актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;  вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;  сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;  побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:  получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями;  искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:  целостное осмысление, обобщение полученной информации;  присвоение нового знания, новой информации учеником;  формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:  обмен первичной информацией;  выявление противоречий;  переосмысления полученных сведений;  сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:  уважение к различным точкам зрения ее участников;  совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

 Следующий прием, заслуживающий внимания, - прием «толстые » и «тонкие» вопросы (на основе методики Б.Блума).  Известный американский психолог и педагог Б. Блум создал систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.

 Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов.

 1. Простые вопросы.

2. Уточняющие вопросы.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

4. Творческие вопросы.

5. Оценочные вопросы.

6. Практические вопросы.

 Вот пример использования ромашки Блума на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский»:

 

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками.

Этот прием требует подготовительной работы:

1. Учитель выбирает текст для чтения.

Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

1. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе произведения? Что мы узнаѐм об их жизни?

2. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?

3. Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?

4. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским.

 5. Как характеризует Дубровского случай на псарне?

6. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?

А. С. Пушкин «Дубровский»

 Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определѐнные навыки содержательного анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:  посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;  вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);  по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа:

       

           

          Имя  существительное как часть речи

Общее грамматическое значение

Вопросы

Синтаксическая роль

число

род

 

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

   

 Пример кластера на уроке литературы

       

 Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра, экскурсия и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребѐнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок-исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов. Такие уроки целесообразней проводить с 8 класса. Для исследования я беру систему знаков препинания. Таким образом, учащиеся к концу 9 класса узнают не только функцию знака препинания в тексте, но и историю знака: когда появился, почему так называется. В результате, при написании экзаменационного сочинения, (задание С 2.1) мы получаем уникальные работы, интересные по содержанию.      

 

Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьѐзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе. Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

Этапы урока-практикума:

  • экскурсия, наблюдения за природой;
  • знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;
  • обсуждение увиденного;
  • творческая работа учащихся;
  • чтение сочинений (по желанию);
  • обсуждение и рецензирование творческих работ;
  • исправление и доработка сочинений;
  • объяснение домашнего задания. (Как правило, художественное оформление творческих работ).

Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад и сегодня.

На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.

Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы. Опорные схемы, или просто опоры, – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Использование опорных схем на уроке – важнейшая составляющая перспективно-опережающего обучения. Мне представляется очень интересной эта методика, поскольку позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. В обучении русскому языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.

Так, в 5-м классе тема ―Буквы О-Е после шипящих делится на две подтемы: ―Буквы О-Е после шипящих в корне и примерно через 20 уроков ―Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Правописание О-Е после шипящих в суффиксах и в словах, образованных от глаголов (причастиях, отглагольных существительных, отглагольных прилагательных) вообще в 5 классе не изучается. Следовательно, одно правило дробится на несколько частей и изучается в течение нескольких лет (5–6 кл.). Я считаю, что целесообразнее дать учащимся это правило в полном объѐме в виде опорного конспекта и в течение нескольких уроков практически его закреплять, используя для этого различные формы и методы. Я использую следующую схему:

«Буквы о-е после шипящих».

  • Определить части речи.  

 существительное, прилагательное, глагол, причастие, отглагольное

 наречие на о-е существительное, отглагольное  прилагательное

  • определить части слова.
  • Е, Ё  или  е, ѐ (кроме слов-исключений и заимствованных)
  • определить наличие  ударения   под ударением /без ударения о е
  • Слова – исключения: шорох, шов, крыжовник, шок, шорты, шомпол, капюшон, обжора, трущоба, чопорный.

Для таких опорных схем учащимися заводится специальная тетрадь, которая является первым помощником при подготовке к экзамену. В программу каждого класса я включаю дополнительный материал, который обеспечивает преемственность между годами обучения. Так, при изучении имени прилагательного в 5 классе, вводится понятие причастия. В 6 классе при изучении разрядов прилагательных, даю понятие действительные и страдательные причастия. В результате, в 7 классе ребята безболезненно усваивают программу при меньшем количестве часов.

На своих уроках особое внимание уделяю проговариванию. Этот прием называется комментированное управление. Суть его в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой остальных. Вот как это происходит на уроке русского языка: весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами. Не будешь слушать – не напишешь: учитель не всегда пишет на доске за ведущим, только на первом этапе после объяснения нового материала. А далее пиши за ведущим, слушай внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает ведущего и, если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять звучит голос ученика. Но если вдруг случилось – ошибка! – лес рук многие готовы продолжить начатую работу или поправить неверный ответ. Все всегда в курсе дела в классе.

 На мой взгляд, такой подход в изучении русского языка даѐт возможность повысить уровень грамотности учащихся. Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Успех такого урока в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернѐшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом. Для актуализации базовых знаний учащихся провожу такие игры, как «Мозговой штурм», «Горячая картошка», «Перестрелка». Учащиеся учатся составлять вопросы, правильно формулировать свои мысли, активно включаются в работу.

Для закрепления нового материала, очень хорошо подходят игры-соревнования: «Кто больше… (кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на такое-то правило (например, разделительные ъ и ь). Выигрывает тот, кто: 1) быстрее вручит учителю листок и 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

Когда я только начала преподавать, то столкнулась со следующей проблемой: учащиеся не знают биографии писателя, им тяжело даются даты, связанные с тем или иным этапом жизни и творчества. Не зная биографии, сложно понять произведение, написанное автором. Именно поэтому я стала использовать виртуальную экскурсию на своих уроках.

  Виртуальная экскурсия в музей детства А.М. Горького «Домик Каширина»

Расскажу подробнее о данной технологии. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе (прологе) определяются цели и задачи экскурсии, раздаются маршрутные листы (если нужно). Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации презентации, от одной экспозиции к другой (если экскурсия просматривается самостоятельно). Красочная виртуальная экскурсия, часто со звуковым и видео сопровождением, надолго остается в памяти учеников. Материал запоминается ненавязчиво, не требует «зубрежки».

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путѐм постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определѐнных творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой мы совместно с учащимися обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, выделяем самое существенное, выявляем впечатления и предварительные оценки учащихся; намечаем творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.

Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям.

Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.    

 

таких экскурсий могут быть включены литературоведческие термины и определения,

исторические карты, тезисы по теории литературоведения.

Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнее», которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребѐнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

  • творческая работа;
  • подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
  • рисование обложек к литературным произведениям;
  • инсценировка художественного произведения;
  • наблюдение за природой;
  • подготовка словарных диктантов;
  • составление конспекта, опорных таблиц;
  • письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении.

Ребѐнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребѐнка обобщать, систематизировать материал по теме.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка.

Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. «Но как совмещать в рамках одного урока все эти различные технологии и приемы?» - спросите вы. Отвечу просто: «Нужен адаптивный урок».

Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока. Так, например, при изучении темы «Буквы Е-И в корнях с чередованием» я использовала схемы-опоры (опережающее обучение), в которых даны все корни с чередующимися гласными, а не только те, что даны в учебнике (мы работаем по программе Т.А. Ладыженской). Пригодилась на данном уроке ромашка Блума (технология развития критического мышления), мной были использованы всего лишь три лепестка, три вопроса-задания: простое, уточняющее и творческое. А в конце урока была проведена игра-эстафета (игровая технология). Применяя различные технологии на уроках, я добиваюсь успеха: результаты обучения стали выше, я чувствую себя более уверенной среди своих коллег из других школ, так как владею современными методиками, я готова к изучению новых педагогических технологий, так как мне это интересно.    

 

Свой отчет позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».

 

Использованная литература

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:

Народное образование, 1998. – 256 с.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь,

1996. — C. 8

3. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного

опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер.

«Педагогика и психология»; №6)

4. Данюшенков, В.С. Организация профильного обучения в сельской школе на основе

использования технологии уровневой дифференциации/ В.С. Данюшенков, О.В.

Коршунова //Профильная школа.-2008.-№1.-С.5-9.

5. Коротаева, Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном

процессе/ Е.В. Коротаева //Русский язык в школе.-2008.-№5.-С.10-15.

6. Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения: [практика

индивидуально-группового обучения рассматривается под углом зрения решения

проблемы самообразования школьников] / Э.А. Левин, О.И. Прокофьева.- М.:

Сентябрь,2007. -112с.

7. Клишова, О.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на

уроках литературы/ О.Г. Клишова //Управление качеством образования.-2008.-

№3.-С.С.22-28.

8. Кондакова, М.Л. Дистанционные образовательные технологии как средство

осуществления профильного обучения/ М.Л. Кондакова //Стандарты и мониторинг

в образовании.-2007.-№3.-С.3-8.

9. Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии в образовании//Методист.-

2008.-№9.-С.2-9.

10. Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках

русского языка//Русский язык в школе.-2007.-№8.-С.11-15.

11. Соколова, И.Б. Уроки-модели по технологии развития критического мышления:

[изучение произведений Е.И. Пермяка и К.Г. Паустовского в нач. кл. гимназии] /

И.Б.Соколова // Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте

«Образование»: опыт, достижения, проблемы. - СПб.,2007.-С.59-64.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...