Проблемное обучение
статья по русскому языку на тему
Описание опыта применения технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Отвечает этой задаче проблемное обучение. Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения, предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Задачи проблемного обучения:
- Учить мыслить логично, научно, творчески.
- Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся.
- Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.
- Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Методы проблемного обучения:
- Проблемное изложение материала
- Поисковая беседа
- Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся
При организации урока проблемного обучения необходимо соблюдать следующую последовательность шагов:
1. Подготовка к восприятию проблемы.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Формулирование проблемы.
4. Процесс решения проблемы.
5. Доказательство правильности избранного решения.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление "психологической инерции" и др.). Например, при изучении темы «Склонение порядковых числительных» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году олимпиад состоится в городе Сочи» (Программа «Вести»). К этому приему примыкает использование мнимой ошибки. Как вариант, на доске учитель пишет 2 словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте слова» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?»
Иногда организовать деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель начинает урок с слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким способным ученика новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как «Мягкий знак на конце наречий после шипящих. 7 класс», «Буквы О и Е на конце наречий после шипящих. 7 класс». Как правило, на этих уроках становится возможным повторить и обобщить все сходные орфограммы.
Прием сравнения может быть выражен через ключевой вопрос урока, например, «Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?/ Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?». А может быть организована деятельность обучающихся, предполагающая сопоставление различных предметов и явлений.
Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества какого – либо писателя я начинаю урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этого писателя. А есть только множество аннотаций к его книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности.
Проблемная ситуация может быть организована с помощью ключевого вопроса урока – двойной формулировки темы, предполагающей выбор каждым учеником к концу урока: «Уроки равнодушия в рассказе Л. Андреева «Кусака», или «Мы в ответе за тех, кого приручили (Антуан де Сент-Экзюпери)»
На уроке литературе прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием – “яркое пятно”(ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).
Путём сбора ассоциаций, которые возникают в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую нам предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить связи с миром, найти “общую точку”, с которой только и возможно начать диалог.
Центральная тема одного из уроков – «Жилин и Костылин». Проблемный вопрос на этом уроке: «Почему Жилин попал в плен?». Этот вопрос дает возможность, во-первых, проникнуть в смысл рассказа и понять мысли Л.Н. Толстого о человеке; во-вторых, развить воображение учащихся; в-третьих, понять человеческий характер, мотив поступка, мысли и чувства героев произведения.
Новое в образовании состоит в постоянном поиске методов, приёмов которые так организуют жизнь ребёнка на уроках, что в дальнейшем он сможет спокойно, самостоятельно строить свою жизнь. Современный урок немыслим без творчества учителя и ученика, инициативы учителя, обратной связи, понимания учеником задания учителя, комфортности работы ученика, наличия проблемных вопросов и ситуаций, самоотверженности работы учителя, заботы учителя о творческом росте ученика. Всему этому способствует проблемное обучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения
Проблемное обучение направлено на формирование мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-617710-1428131191.jpg)
Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/11/picture-648631-1436628459.jpg)
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/25/picture-102422.jpg)
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-360893-1387629436.jpg)
Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-496993-1413282211.jpg)
Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии
Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....