Методическая разработка урока "Начнём с азов"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Меньщикова Елена Николаевна

Урок на данную тему ценен воспитательными возможностями: размышляя над ролью славянской азбуки, школьник осознает связь языка и культуры своей страны. Урок проводится по технологи педагогических мастерских. Результатом такого урока становится продукт коллективного творчества: планируется создание выступления на лингвистической конференции. Тип урока: урок открытия нового знания. Методы обучения: метод проблемного обучения: частично поисковый. Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_azbuka.docx80.4 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Вахромеевская СОШ

Методическая разработка урока по русскому языку

в номинации старославянский алфавит

«Начнём с азов»

                                                                                             Разработана  учителем  

русского языка и литературы  

                                                                                              Меньщиковой Е.Н.

                                                   

                                             

2014

Содержание:

  1. Пояснительная записка к уроку _____________________________________ 3
  2. Методическая разработка урока ____________________________________  5
  3. Список используемой литературы __________________________________  9
  4. Приложение_____________________________________________________ 10

 

Пояснительная записка к уроку русского языка.

Среди тем и разделов школьного курса русского языка есть такие, которые, к сожалению, являются поверхностно изучаемыми в школе. К таким разделам относится «Графика». Рассмотрение графической системы сводится к изучению алфавита и правилам чтения на русском языке. Между тем азбука накапливает  многие ценности лингвокультурной общности, воспроизводит многообразные культурно-специфические единицы.

Прежде всего, важно понимать, что уроки на подобные темы ценны не обилием фактического материала, а своими воспитательными возможностями: размышляя над ролью славянской азбуки, над начертанием букв, школьник осознаёт связь языка и культуры своей страны. Поэтому постараемся обратить внимание учащихся на факты, которые покажутся им неожиданными, удивительными.

Кроме того, вспомним, что трудное и неинтересное дело станет легче, если облечь его в увлекательную форму. Проведем урок  по технологии педагогических мастерских. В чём её преимущество?

1. Способствуют формированию универсальных умений, свободному самовыражению, способности по-новому реагировать на происходящее и созданию собственного продукта творчества.

2.Данная технология предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала, способа предъявления результата и т.д.

3.На уроке мастер вводит своих учеников в поиск знания, а не прямо передаёт информацию, обучает умению ставить проблемы и творчески искать ответ, создаёт атмосферу, позволяющую им осознать и научиться понимать себя и свое место в мире, понимать других людей, воспитывает уверенность в своих способностях.

Урок-мастерская – это многогранное явление, которое может быть представлено в различных вариантах. Главным его условием является творчество.

 Основные элементы мастерской, которые используются на уроках русского языка – «индукция», создание творческого продукта, социализация, разрыв и рефлексия. 

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МАСТЕРСКИХ

  1. Равенство всех участников учебно-воспитательного процесса.
  2. Ненасильное привлечение учащихся к деятельности.
  3. Отсутствие отметки и даже оценки учителя, соревнования, соперничества.
  4. Диалогичность и восхождение к истине.
  5. Приоритет процесса учения над его результатом.
  6. Проблемность в обучении.
  7. Работа со словом и письмо.
  8. Вариативность, возможность выбора.

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества.

На данном уроке планируется  создание выступления на лингвистической конференции.                                                  

Поскольку задания  будет опираться на знания учащихся по лексикологии, морфологии, синтаксису изучение лингвокульторологического потенциала славянской азбуки целесообразно проводить в конце 9 класса в курсе повторения или в 10 классе при углублении знаний по русскому языку.

Данный урок рассчитан на 2 часа

Методическая структура урока:

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: метод проблемного обучения: частично - поисковый

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методические приёмы: групповое обсуждение, самостоятельное исследование

Средства обучения: текст, фразеологические словари, презентация к уроку, научная статья.

Форма взаимодействия: сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

Планируемые результаты:

Предметные: расширение и систематизация научных знаний о связи языка и культуры

                       совершенствование видов речевой деятельности

Метапредметные:- умение соотносить свои действия с планируемым результатом

                               -умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные            связи, строить логическое рассуждение, делать выводы

                              - умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач

                                - умение организовывать совместное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

                                 - владение основами самоконтроля, самооценки

                                                     


Урок – мастерская (научно-исследовательская работа)

Тема урока: «Начнём с азов».

Цели:

Образовательные:

1обеспечить формирование умения строить  устное монологическое высказывание;

2 обеспечить формирование умения формулировать тезисы, подтверждать их аргументами;

3 обеспечить формирование представления о связи языка и культуры через славянскую азбуку

4 обеспечить формирование навыка использования научной статьи в учебной деятельности.

Развивающие:

1обеспечить развитие творческого мышления учащихся;

2обеспечить развитие коммуникативной культуры;

3обеспечить развитие рефлексивных способностей.

Воспитательные:

Воспитание любви к  родному языку, понимание родства славянских народов, благодаря славянской азбуке

Ход урока.

«…Изучение азбуки – богоугодное дело и  поэтому должно начинаться с крестного знамения».

                                                                                         В.А.Истрин

1. «Индукция» («наведение»).

Задача: создание определённого настроя, мотивация

Прочитайте текст.

Первая фраза, написанная по-славянски, известна всему просвещённому славянскому миру: «Искони было Слово, и Слово к Богу, и Бог был Слово». Так зазвучала славянская азбука, так начал своё триумфальное шествие третий из литературных языков средневековой Европы.

Величие этой азбуки в том, что её организация, форма букв, их порядок, числовое значение и значение имен представляют собой элементы единого славянского культурного  космоса. Это нечто большее, чем простой буквенный ряд, бесстрастно составленный по подобию греческого алфавита. Это знаковая система, в основу которой положена оригинальная философия миропонимания, направленная на широкое приобщение славян-язычников к христианству, и отражение высокой лингвистической культуры, обеспечивавшее славянской азбуке уникальную поэтичность. Вместе с тем она приобщала славян к языку феодальной книжности, высокоразвитой греческой культуре, неисчерпаемой сокровищнице античной цивилизации.

По словам академика В.В.Виноградова, старославянский язык стал символом «самостоятельного выступления славянства на широкую арену мировой культуры», ярким выражением родства славянских народов.

                                                                     (По Алефиренко)

   Ответьте на вопросы:

  1. Какие три литературных языка средневековой Европы вам известны?
  2. Как вы понимаете выражение культурный космос?
  3. Какую роль сыграла старославянская азбука для славянских народов?

Выступление учителя (демонстрация слайдов)

Последовав мудрому совету В.И.Истрина, отправимся в интересное путешествие в далекое прошлое, ведь история нашего алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн.

И первое открытие, которое мы делаем, познакомившись с ранними славянскими памятниками письменности, состоит в том, что они написаны не одной, а двумя азбуками. Одна из них называется глаголицей, другая – кириллицей. Название глаголицы происходит от славянского слова глаголати – «говорить». Кириллица была названа по имени одного из братьев – составителей славянского алфавита – Кирилла.

Азбуки эти имели, в общем, один состав, тот же порядок букв, но сильно отличались начертанием букв. До сих пор точно не установлено, какую именно азбуку создали Кирилл и Мефодий – глаголицу или кириллицу. Многие ученые считают, что азбука, созданная Солунскими братьями, была глаголицей, более похожей на греческое письмо.

По вопросу о том, какую славянскую азбуку создал Кирилл и когда и как возникла вторая азбука, существует обширная литература и множество гипотез.

Теперь рассмотрите глаголицу и кириллицу.

2. Самоконструкция

Задача: обеспечить  диалог ученика с самим собой.

-  Сравните буквы двух азбук. Перед вами листы и краски попробуйте прорисовать буквы      по вашему усмотрению.

-  Какие ассоциации они вызывают у вас? Какие буквы прописать проще? Ответы учащихся

- Почему буквы имеет такую форму? Можно ли усмотреть в этом некий смысл?

3.Социоконструкция.

Задача:  содействовать    групповой работе по решению определенной проблемы, выполнению задания.

Для поиска ответов на эти вопросы учащиеся делятся на группы (5 групп) и происходит переход к следующему элементу мастерской.

Проведём графическое исследование в разных направлениях, используя научные статьи и фразеологический словарь.

Но сначала сформулируем цель нашего исследования и продумаем, что станет его результатом.

                                                         

 Учащиеся формулируют цель и продумывают, что станет продуктом их деятельности.

Результатом работы может стать выступление на лингвистической конференции.

Задание первой  группы учащихся

Познакомьтесь с кириллицей. Рассмотрите начертания букв и прочитайте их названия. «Названия букв кириллицы обозначают вечные общечеловеческие истины» Подтвердите или опровергните мысль учёного. На каких трех геометрических фигурах построены очертания букв? Что символизировали эти фигуры?

Задание второй группы

Посмотрите на начертание первой буквы глаголицы. Она похожа на крест. Как вы думаете, какую цель преследовали создатели азбуки, избрав такое начертание

Что означают  фразеологические единицы: начинать с азов, ни аза, азы науки? Что символизирует название первой буквы?

Задание третьей группы

В старину на Руси буквы обозначали еще и цифры. Для указания того, что буквенный знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставился специальный знак, называемый «титло».

а) Используя таблицы, установите числовое значение букв:

http://rus.1september.ru/2005/12/33.gif

б) А теперь запишите следующие числа по-древнерусски:

7, 12, 24, 52, 100, 245, 539.

Задание четвёртой группы

В книге «Славянорусский корнеслов» глава литературного общества «Беседа любителей русского слова» А.С. Шишков (русский писатель, адмирал, филолог) пишет: «Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку». Далее писатель аргументирует эту мысль, приводя примеры. Продолжите мысль А.С. Шишкова, объясняя, какие сочетания старых названий русских букв имеет он в виду?

Задание пятой группы

Ученые полагают, что славянская азбука представляет собой целостный закодированный текст. Попытайтесь доказать гипотезу ученых, проанализировав названия букв.

4.    Социализация –

Задача: «обнародование». Выступление всех членов каждой малой группы и мастера с вариантами решения обсуждаемой проблемы.

                                                               

На нашем уроке мы проведем импровизированную лингвистическую конференцию.

Представим себя молодыми учёными, которые сделали для себя некоторые открытия и хотят поделиться своими мыслями с другими.

  5.    Разрыв – кульминация творческого процесса. Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Внутренне осознание каждым участником мастерской неполноты своих знаний или их несоответствия новому, увиденному, представленному, понятому. Появляется информационный запрос. Суть этой концепции в том, что она предполагает одновременно отказ от старого и сотворения нового.

6.Рефлексия –

Задача:  анализ достижения собственной мысли, чувства, ощущений…

   -О чем пришлось задуматься?

  -Что было трудным?

  -Какие моменты особенно запомнились?

                  Или

Заверши тезис:

Самым интересным было……

Хочу сказать….. 

Подводя итоги урока, учащиеся сделали для себя следующие выводы:

- Я знал, конечно, но только сегодня на уроке увидел, что язык и культура взаимосвязаны и очень тесно. Никогда бы не подумали, что в написании букв заложен глубочайший смысл.(Переоценка)

- А мне понравилось работать в группе, чувствуешь, что не один, что рядом товарищи, придут на помощь, с ними интереснее работать.

(Значимость своего «Я»)

- Понравилась работа, которая позволяет не останавливаться на достигнутом. (Осознание необходимости поиска информации)

- Раньше для меня алфавит был отвлечённым понятием. Сегодня мы открыли для себя, какое значение имела славянская азбука для приобщения славян-язычников к христианству.

(Внезапное понимание)

Так дети самостоятельно в совместном поиске постигают новые знания, осознают собственную состоятельность, открывают в себе неожиданные качества характера, несознаваемые способности, своё место среди других.

                                                     

   


Список используемой литературы:

1.Окунев А.А. , «Урок? Мастерская? Или...». Издательство «Питер Пресс», г. С-Петербург, 2001.

2. Славянская культура: истоки, традиции,взаимодействие. Материалы Форума молодых учёных Международной научно-практической конференции «11 Кирилло – Мефодиевские чтения» // Москва, 2010.

3. Карпенко Л.Б. Семантика глаголицы. // Славяноведение, 1998, №6

                                                                   


Приложение

Страхова Ольга Андреевна 

Студент Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, г. Москва, Россия

К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ КИРИЛЛИЦЫ  И  ГЛАГОЛИЦЫ

Как мы знаем, древние славяне использовали две системы графических знаков: глаголицу и кириллицу. Сам факт одновременного существования двух различных азбук в одном и том же языке и в одну и ту же эпоху на одной и той же территории, поставил перед учеными целый комплекс различных вопросов. В данной работе мы попробуем дать ответы на некоторые из них, а именно: какой из двух алфавитов старше; когда, где и зачем они созданы; кто является составителем одной и кто – другой азбуки. Как пишет известный исследователь-славист Б.Н. Флоря:

 «Главные характерные черты славянской письменности заключаются в том, что это была письменность, предназначенная для фиксации текстов на славянском языке с помощью специально созданного для передачи звуков славянского языка алфавита

» [7, с. 63]. За этими словами скрывается целый ряд проблем и научных исследований, и одной из них является проблема соотношения двух славянских азбук. Дискуссия о соотношении двух азбук – кириллицы и глаголицы началась еще в XVIII веке, активно продолжалась в XIX веке, имеет неоднозначное решение в веке XX, причем спорящие стороны для доказательства своей правоты используют весомые аргументы.

Глаголица – древнейшая славянская азбука. Ее происхождение остается предметом научных споров. Попытки сблизить глаголицу с греческой скорописью (минускульным письмом), древнееврейским, коптским и другими системами письма не дали результатов. Глаголица – алфавит, который не основывается ни на одной из известных письменных систем. Начертания букв соотносятся с задачей перевода христианских текстов на славянский язык. Тот факт, что первая буква алфавита «азъ»

имеет форму креста, а сокращенное написание имени Христа

образует симметричную фигуру, может указывать на искусственность глаголицы и ее более позднее создание. Некоторые исследователи полагают, что в основе глаголических букв лежат крест (мученичество), треугольник (Св. Троица) и круг (вечность, полнота) – важнейшие символы христианской культуры

Хотя Х век фиксирует наличие двух азбук, ни одно историческое сочинение подробно не говорит об этом. Так, житие Кирилла Первоучителя сообщает только о том, что им были созданы славянские письмена. Черноризец Храбр в своем тракте указывает на время создания азбуки, говорит о числе букв, а так же о преимуществах алфавита Кирилла для славян перед греческим и латинским алфавитами,но никак не упоминает о второй азбуке. Есть основание полагать, что и сами «Сказания о письменех» черноризца Храбра были написаны глаголицей, и что описанный им славянский алфавит был именно глаголицей. «Неопровержимым свидетельством того, что черноризец Храбр первой славянской азбукой называет глаголицу, а не кириллицу, является его утверждение, что первая буква изобретенной св. Кириллом азбуки „буква азъ” была „божий дар” славянам и что эта славянская буква отличалась от „поганской” греческой буквы „альфа”. Кириллица, как известно, копирует греческую „альфу”, а глаголица изображает ее в виде главного христианского символа – креста, который с полным правом черноризец Храбр мог называть „божьим даром”»


Карпенко Л.Б. Семантика глаголицы.

Раскрытие внутренней формы глаголических знаков невозможно без уяснения роли, отводимой символу в византийской культуре, воспитанником которой был создатель славянского письма Константин-Кирилл Философ. Проблема знака и символа рассматривается византийскими философами в связи с осмыслением содержания Библии. Священное Писание толковалось отцами церкви как всеобъемлющая система символов, сакральных знаков, аллегорических образов, знамений, притч и других форм текстовой метафоризации смысла, предназначение которых состоит в искусном "сокрытии истины", в таком ее выражении, когда явленное в знаке остается "неизреченным", "божественным промыслом", "переданным тайно" (3 Езд. 14, 26). Сущность Божественного, в их понимании, во всей полноте невыразима словом. Показательно в этом смысле сочинение особо почитаемого Кириллом христианского философа Григория Богослова "Песнь Богу":

О Ты, Который превыше всего! Ибо что иное позволено мне изречь о Тебе? Как воспеснословитъ Тебя? Ибо Ты не изрекаем никаким словом . Как воззрит Тебя ум? Ибо Ты не постижим никаким умом. Ты един неизглаголан...О Всеименуемый! Как наименую Тебя, единого неименуемого?

Божество превыше любого слова, Ему присущи и безымянность, и имена всего, что существует в мире, и приблизиться к познанию Его можно лишь посредством соответствующих символов [10]. Дионисий Ареопагит, сочинения которого были также хорошо известны Кириллу, объясняя безымянность и многоименность Бога, руководствовался словом Писания. В Библии, с одной стороны, Бог не раскрывает Своего имени и как бы отводит от него вопрошающих: "...На что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно]" (Быт. 32, 29). С другой стороны, Он являет себя во многих именах: Я есмь Сущий (Έγώ είμι ό ώυ) – Исх. 3, 14; Жизнь (η ζωή) – Ин. 14, 6; Свет (τό φως) – Ин. 8,12; Бог (ό Θεός) – Быт. 28, 13; Истина (ή άλήθεια) – Ин. 14, 6; Благой (άγαθός) – Мф. 19, 17;Возлюбленный (άγαπητός), Мудрый (σοφός) – Ис. 5, 1; Бог Богов (ώς Θεός θεων) – Пс. 49, 1; Премудрость(σοφία) – Притч. 9, 1; Ум (νους) – 1 Кор. 2, 16; Слово (λόγος) – Ин.1, 1 .

 Им присуща особая знаковость: в прикровенной (символические знаки) или контрастной, несоответствующей форме (неподобные образы) они должны нести информацию о высокодуховных сущностях.

  Основные составляющие глаголицы – загадочные графические символы и их имена – можно рассматривать как реализацию двух основных способов выражения знания об Истине, о Божественном, которые развивались представителями ранневизантийской философии.

Глаголические буквы обладают двумя уровнями выражения сакрального знания: а) символическим, тайным, который соотносится с графическими знаками и их кодовыми значениями, и б) словесным, общедоступным, который соотносится с именами букв и их текстовыми значениями.

Буквы глаголицы отвечают основному принципу ранневизантийской философии в понимании Божественного. Они и многоименны во всей совокупности и безымянны. Безымянность отдельных букв может рассматриваться не как случайное явление, результат потери имени, а как сознательно привнесенное автором глаголической кодовой системы свойство, дополнительное средство сакрализации смысла. Безымянность, как было показано выше, по представлениям отцов византийской церкви, более соответствует Божеству. Обращает на себя внимание тот факт, что безымянность характеризует последние буквы славянского алфавита, она присуща буквам соответствующим славянской речи, а не тем, которые, по словам Черноризца Храбра, были составлены "по чину греческих" [5. С. 104]. В этом как будто заложен особый смысл: безымянные символы более соответствуют выражению Божественного. Об этом как раз и говорит Черноризец Храбр: "...славянские буквы – более святы". Так может, например, восприниматься символ http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64.gif ( http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64a.gif ), ни имя, ни форма которого до сих пор не получили истолкования. Как будет показано далее, http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64.gif в семиотической системе глаголицы является символом Церкви Христовой: http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64.gif, в нашем понимании, есть сокращенное написание http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64b.gif, форма символизирует "рог спасения", которым названа в Священном Писании Церковь Христа.

Имена букв характеризуются семантическим разнообразием. И в этом также соответствуют эстетическим принципам своей эпохи. Среди них часть ассоциируется с возвышенными, идеальными, "подобными" образами: http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64c.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64d.gif Имена других букв в прямых своих значениях связаны с обозначением "недостойных предметов", "тварного мира": http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64e.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64f.gif Их высокий сакральный смысл постигается только через связь с соответствующими графическими символами и в контексте религиозно-мистических представлений Средневековья, (ср., например, http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64g.gif – символ Троицы http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p759a.gif – http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p747a.gif символ вознесения и славы Господа и др.).

Эта особенность тоже соответствует учению о божественных именах. Ведь согласно канонам византийской эстетики "для изображения высших духовных сущностей лучше заимствовать образы от предметов низших и презренных таких, как животные, растения, камни и даже черви; при этом божественным предметам, изображенным таким образом, воздается... значительно больше славы".


Карпенко Л.Б. Семантика глаголицы.

Даже эти приведенные выборочно примеры свидетельствуют, каким внимательным читателем и глубоким знатоком Библии был Кирилл. Но не только раздельное значение имен букв связано с выражением идеи Бога. Имена букв составляют синтагмы из узнаваемых христианских речений: http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p651.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p652.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p653.gif. Показательно в этом смысле образуемое именами выражение http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p654.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p653.gif, напоминающее библейские высказывания:Будет твердо всякое слово – 2 Кор. 13, 1. Возвещенное слово было твердым – Евр. 2, 2.

Образуемые именами букв синтагмы представляют собой как бы ключевые заповеди Библии. И, наконец, вместе имена славянских букв составляют на уровне смыслов закодированный метатекст5. О существовании такого текста свидетельствует семантическое и грамматическое согласование имен, наличие у них семантических и грамматических связей: http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p655.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p656.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p654.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p653.gif. Очевидна содержательная обусловленность славянских букв текстами Священного Писания.

Буквы глаголицы, подобно иероглифам, представляют собой стилизованные знаки, в которых можно видеть предметно-понятийные прообразы. Конечно, они не являются иероглифами в привычном понимании этого слова. Они использовались прежде всего как знаки буквенно-звукового письма в тексто-образующей, дискурсивной, функции, но им присущи и символические значения, они наделены свойством передавать своей формой идеальные образы, понятия. к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим. 2, 26)7.

Иероглифичность глаголических букв не может рассматриваться как случайный, внешний признак.Предметно-понятийные, символические прообразы глаголических букв в предельной степени конвенциональны, условны, семантика их, в отличие от древнеегипетских иероглифов, более отвлеченна и метафорична. Она связана с сокровенным выявлением полноты Божественного, распространяющегося как на религиозно-нравственный микромир человека, так и на упорядоченное строение Вселенной.

Считаем необходимым выделить принципиальное положение, что в знаковой системе глаголического алфавита запечатлено предельно широкое знание о мире, включая представление о космосе, соответствующее астрономическим интересам эпохи Кирилла. Предметом последующего рассмотрения и является космологическая, вселенская идея, запечатленная, по нашему мнению, в семиотической системе первых славянских букв.

 

"Неизреченной тайной", "глубиной премудрости", "писанием тайных начал" предстают в Библии уставы божественного устройства Вселенной. Заключенные в иносказательную форму, в загадочные аллегорические образы, они воспроизводят космологические учения древних, подчиненные центральной идее соединения с Богом.

Представляется целесообразным для понимания космологических воззрений, закодированных в азбуке, воссоздать необходимый библейский контекст. Священное Писание изобилует загадочными картинами бесконечного космоса, свидетельствующими о величии и всемогуществе Творца:

Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней -как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья... Поднимите глаза ваши на высоту небес, и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени... (Ис. 40, 22-26); Скажет солнцу,-и не взойдет, и на звезды налагает печать. Он один простирает небеса... (Иов. 9, 8-9).

Метафорическими образами обозначен в Писании загадочный и непреложный круговорот времени, передано представление о четырех важнейших временных координатах, связанных с наблюдаемыми изменениями в движении солнца – летнем и зимнем солнцестоянии, весеннем и осеннем равноденствии:

... Вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, – и сказал: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю. И они отвечали Ангелу Господню, стоящему между миртами, и сказали: обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна... (Зах. 1,8).

Графические фигуры глаголицы, обладая свойством условно-символической изобразительности, последовательно интегрируются в единый образ – символическую картину вселенского круга, "колеса бытия".


http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p72c.gif

Рис. 1. Глаголическая модель вселенского круга.


http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p73.gif в глаголице, как известно, имеет форму креста. Констатация этого положения после публикации идеи Г. Чернохвостова была бы излишней, если бы не получившие в последнее время распространение гипотезы Ю. С. Степанова, в которых автор отклоняет реконструкции Г. Чернохвостова и производит форму первой глаголической буквы от готской АЗА (λ).

Крест как символ человеческой культуры известен многим народам с древнейших, дохристианских времен. Известны также его древние значения – символика сторон света, соединения, центра мира, огня, жизни, человека и т. д. Вся эта глубинная символика креста не противоречит тому пониманию, которое он приобретает в христианском мировоззрении. Крест и в христианстве имеет многоаспектное содержание: символизирует и Бога-Творца, и мироздание, и рай с источником живой воды, и святой Иерусалим. Это прежде всего и символ Христа-Спасителя, символ покаяния и искупления.

Вполне естественно, что и в графической модели глаголицы крест также имеет значение метасимвола. И форма, и имя буквы символизируют Бога. Имя буквы http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p731.gif – местоимение 1 л. ед.ч. в текстах Библии есть языковое средство, прежде всего представляющее Бога: http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p731.gif http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p732.gif (Ис. 43, 11); http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p731.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p733.gif (Ин. 8, 58). Ноhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p731.gif является также и символом человека, постигающего Бога, ибо человек создан по подобию Бога.

Форма буквы http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p72a.gif получает роль организующего начала, системы координат. Лучи крестообразного http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p731.gif – векторы пространства и времени в глаголической картине мира.

Если http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p731.gif обозначает центр, http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p72b.gif является своеобразным ключом, указывающим на горний мир, символом которого является следующая по орядку алфавита буква http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p734.gif, служащая точкой отсчета при движении по кругу.http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p734.gif – это стрелка, указывающая на начало времени в глаголической одели космических часов. Особое местоhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p739.gif в глаголическом круге могло быть обусловлено его функцией в системе лунно-солнечного календаря. Знак http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p739.gif, занимающий место под http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p734.gif, символом весеннего равноденствия и начала христианского календаря, вероятно, как раз и обозначает тот допол-нительный, эмболисмический, месяц в трехгодичном цикле, который сочетает период изменения лунных фаз с годичным движением солнца и таким образом приравнивает лунный временной круг к солнечному.

Форма http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p739.gif подобна условному, профильному, изображению Оранты с воздетыми в молитве руками. Ведь сказано и в Азбучной молитве: 
http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p73.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p735.gifhttp://www.kladina.narod.ru/karpenko/p736.gif 
Изображение молящегося человека является одним из древнейших символов мировой культуры. Ритуальная форма Оранты, еще у египтян выполнявшая роль магического символа, была воспринята и христианскими иконописными канонами изображения Богоматери. Нужно подчеркнуть, что и другие образы глаголической картины мира находят аналогии в символике право-славного христианского храма, также представляющего модель Божественного мира.

Знаки http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p737.gif, лежащие в направлениях лучей креста, образуют квадратуру вселенского круга. Они обозначают точки сторон света и времен года, четыре важнейшие точки в годичном солнечном цикле, определяют стороны света и тьмы.

http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p738.gif имеет древнюю астрономическую и астрологическую символику. http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p734.gif символизирует начало солнечных циклов, точку весеннего равноденствия, весну – утро года, восход, рассвет – утро дня, восток, верх и символику верховенства: мудрость, знание, "ведение" жизни. Имеет форму зодиакального символа Овна10. На зодиакальной карте древних созвездие Овна определяло Дом Жизни и Предвидение. Эта древняя символика проступает сквозь призму библейского содержания. В Откровении Иоанна Агнец (Овен) получает книгу жизни из десницы Сидящего на престоле Бога (Откр. 5, 1-8). Закланный Агнец, принимающий Премудрость, символизирует Христа (Ср.: Имя Ему восток потому, что Он есть безначальное Божество, вечный свет ; Посетил нас Восток свыше (Лк. 1, 7-8).

Символику верховенства, ведения жизни имеют и две другие буквы алфавита, которые попадают в точку http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p734.gif, – это знаки http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p658.gif (http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p659.gif) и http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64.gif (http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p64a.gif) – символ Церкви Христовой. Форма буквы символизирует "рог спасения":Благоволением Твоим возвышается рог наш (Пс. 88, 18); Он возвысил рог народа Своего (Пс. 148, 14); Рог Его вознесется во славе (Пс. 111,9); И воздвиг рог спасения нам (Лк. 1, 69).

http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p748.gif (http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p74.gif) символизирует зенит солнца, летнее солнцестояние – точку эклиптики, где "всадник на рыжем коне стоит между миртами в углублении" (Зах. 1,8), – тот астрономический полдень, который древние называли "серединой солнца". Форма буквы может интерпретироваться и как символ созвездия Рака. http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p748.gif символизирует середину небесного полукруга, юг – сторону Сиона. Зенит есть место покоя Бога, и именно с этим значением в соответствующей точке второго круга оказывается срединная буква алфавита http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p741.gif (http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p742.gif). Ср.: Стань, Господи, наместо Покоя Твоего... Избрал Господь Сион; возжелал его в жилище Себе. "Это покой Мой на веки..." (Пс. 131, 8-14).

Буквой http://www.kladina.narod.ru/karpenko/p741.gif, как известно, обрывается преславский глаголический ряд в Круглой церкви. В соответствии с символикой глаголического круга этот факт получает объяснение, не найденное до сих пор: преславский глаголический абецедарий указывает на роль крестильни, на стене которой он нанесен, как места покоя Бога. Крестильня находится на южной стороне храма. Юг – сторона Бога, крестильня – место Его покоя. Изображенный в Преславской церкви возле глаголического ряда большой крест в круге, в нашем понимании, есть тоже символ вселенского круга, подобно, впрочем, и самой Круглой церкви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка программного раздела "Зарубежная Азия"

методическая разработка программного раздела...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

"Путешествие по странам Азии" методическая разработка урока

Методическая разработка,посвящённая проблемам толерантности....