Урок развития речи 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Носкова Елена Александровна

Урок развития речи. 6 класс. В данном уроке использованы элементы мастерской и РКМ (развитие критического мышления). Презентацию  к уроку каждый учитель может сделать сам в зависимости от своих эстетических вкусов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_razdele.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи.   «Лексическое значение слов»  6 класс

Цель: Развитие речи и мышления учащихся.

           Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Задачи:

1. Развивать аналитические способности учащихся, логическое мышление, расширять кругозор, развивать внимание и фантазию.

2. Повторение навыков комплексного анализа текста.

3. Формировать навыки работы с текстом.

Технологии: элементы мастерской, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), дискуссионные.

Оборудование: толковые словари разных авторов, раздаточный материал, презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Стадия вызова.

 Ребята. Посмотрите на слово( слово дается либо на карточке, либо на слайде в презентации) – ВЫРЕЗЫВАТЕЛЬ.

- как вы думаете, что обозначает это слово?

- какое значение у этого слова?

- задайте свои вопросы к этому слову?

( Варианты детских вопросов: относится ли оно к мужскому полу?

                                                     на что указывает суффикс –тель- в данном слове?

                                                     из чего он может вырезать? И т.д.)

-каким известным в современном языке словом можно заменить данное? Кто догадался,о какой профессии пойдет речь? ( второй слайд: Скульптор – дословно с лат. вырезыватель )

  1. Осмысление.

Представьте, что вы ,ребята, открыли толковый словарь и у этого слова отсутствует текст (3 слайд: скульптор - ….)

Задание1. Напишите свой текст к данному слову.

- определите, каким стилем речи вы записали данный текст?( научный)

- давайте сверим свои варианты с текстами из словарей известных русских ученых.( на партах лежат приготовленные толковые словари С.Ожегова, И.Даля, Ушакова, школьный толковый словарь, ребята ищут данное слово, читаем вслух все варианты толкования слова).

- а вот что написано в Большой Сов. Энциклопедии (4 слайд: скульптор – созвездие Южного полушария)

- как вы думаете, почему есть и такое объяснение? (5 слайд: фотографии известных скульптур античности – уважение древних астрономов и философов к этому удивительному дару человека , из камня творить прекрасное, возвышенное и т.д.)

- Можем ли мы назвать искусство скульптора самым древним. Попробуйте доказать свою точку зрения (устное проговаривание, напоминаем  алгоритм  доказательства).

III. Работа с текстом.

Задание 2. Перед вами текст. Давайте прочитаем (слайд 6):

  Произошло это, как рассказывает легенда, в одном античном городе. Два скульптора спорили за право изваять необходимую городу статую. Их спор решало народное собрание.

   Первый красноречивый претендент сумел очаровать слушателей пленительным пространным рассказом о том, как, по его мнению, должна будет выглядеть упомянутая статуя.

   Второй, неловко чувствуя себя на возвышении для ораторов, сказал грубовато и коротко: «Граждане, все, что вам здесь сейчас наговорили…»

- Почему мы начали урок со слова скульптор?

- Подберите синоним к слову скульптор, используя слова текста.

- Какого происхождения слово ваятель? К какому стилю относится? (устаревшее, книжный, высокий стиль)

- Как вы понимаете слово изваять?

- Что необычное в этом тексте? (нет окончания ). Вы уже догадались, что концовку нам надо будет придумать самим. Но сначала мы проанализируем текст.

 

IV. Речевой анализ текста (слайд7)

  1. У нас 2 героя, что они делали?

                     

                      1скульптор              « спорили»                       2 скульптор

 

  1. Как вы понимаете смысл этого слова? Сравним со словарем С.Ожегова

- 1значение – словесное состязание, обсуждение чего-либо;

-  2 значение – взаимное притязание на владение чем-нибудь, разрешаемое судом.

- как вы думаете, в каком значении используется слово «спор» в тексте?

3. Найдите важные, ключевые слова к образу каждого скульптора ( сразу проводим лексическую работу со словами и определяем средства выразительности)

        1-й : красноречивый – очаровал («чары» - старослав. колдовать) – пленительным («плен») –пространным (1 значение – обширный, занимающий большое пространство; 2 значение – о речи, слишком длинная и подробная)

         2-й :  неловко чувствуя себя ( неловко – стеснительно, испытывая чувство стыда. Скромный, не любит выпячивать себя), грубовато и коротко ( краткий –лаконичный, ясный ответ, грубовато – в данном случае можно трактовать как простую, искреннюю речь), «наговорили» - ирония.

Напишите свое мнение о каждом скульпторе. (2-3 предложения)

Попробуйте теперь закончить данный текст. Самостоятельная работа или работа в группах. Зачитываем варианты каждой творческой группы.

4. Сравним ваши варианты с первоисточником (слайд 8) «…я обязуюсь сделать».

 

5. Теперь, когда у нас есть окончательный вариант текста (можно использовать первоисточник или тот, что придумали учащиеся) заполните таблицу( сдаются учителю в конце урока):

 (таблицы лежат на партах)

Род литературы

эпос

Жанр

Рассказ-притча

Тема

………

Стиль речи

……….

Тип речи

Заглавие

Основная мысль

V.Заключение.  В конце урока, я предлагаю вам, ребята, написать синквейн на слова из текста: скульптор, ваятель, спор.

(Некоторые варианты из детских работ):

Скульптор                                                         Спор

Талантливый, терпеливый.                              Умный и глупый.

Ищет, творит , дерзает.                                     И разъединяет и обижает.

Сила искусства побеждает время.                    Но без него никуда.

Бессмертие!                                                         Именно в нем рождается истина.

VI. Итог урока. Зачитываются синквейны  ( вывешиваются работы на доску ).

VII. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...