Курс презентаций "Готовимся к ГИА-9". Правописание приставок
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Ткаченко Елена Ивановна

Подготовка к ГИА-9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_6._gia_rya_orfografiya_pristavki.pptx166.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел: «Орфография» Правописание приставок МБОУ «СОШ № 58» г. Арзамаса Учитель русского языка и литературы Ткаченко Елена Ивановна

Слайд 2

Неизменяемые приставки пишутся одинаково , независимо от произношения , их надо знать: пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-. Примеры: обтесать, подшутить, предчувствовать, надпилить, сжечь и др.

Слайд 3

В приставках, оканчивающихся на –З и –С: БЕЗ-/БЕС-, ВОЗ-/ВОС-, ВЗ-/ВС-, ИЗ-/ИЗ-, НИЗ-/НИС-, РАЗ-/РАС, РОЗ-/РОС-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ- перед гласными и звонкими согласными пишется З , перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет!

Слайд 4

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С»? 1) рассказал 2) спрятал 3) стереть 4) Вскоре 1 1) стиснув 2) здесь 3) бесследно 4) Сгорбясь 3

Слайд 5

В каком слове правописание приставки зависит от глухости – звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой? 1) расспросы 2) открывать 3) обходилось 4) Относилось 1

Слайд 6

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С»? 1) вспоминать 2) спрашивать 3) сделал 4) Срывался 1

Слайд 7

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными –С»? 1) сразу 2) спросил 3) здравствуйте 4) Разговаривал 4

Слайд 8

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими согласными пишется з , а перед глухими – с»? 1) сбежать 2) восхваляют 3) сделали 4) Смазал 2

Слайд 9

В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения? Открытый Разговор Бескорыстных Испуганно 1 1) вперёд 2) вспомнить 3) испугаться 4) Вздрагивать 1

Слайд 10

В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения? 1) развалины 2) сжигали 3) беспамятство 4) Взрывы 2 1) подчеркнуть 2) безраздельно 3) распоряжалась 4) Изменилось 1

Слайд 11

В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения? 1) вздумала 2) раскрыла 3) вскочил 4) Вздохнула 3 1) извлёк 2) отбывал 3) вспомнил 4) Рассказывал 2

Слайд 12

В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения? 1) сверху 2) разговор 3) расправиться 4) Раздался 1 1) бессмысленно 2) обвинить 3) беспощадно 4) Разделу 2

Слайд 13

В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения? 1) рассказывала 2) восклицала 3) потихоньку 4) Изменилось 3 1) располагались 2) изжарила 3) вступление 4) Растерянно 3

Слайд 14

Из предложений 40–45 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З». (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил... –(41)Да, конечно, –сказал Лис. (42)Он умолк. (43)Потом прибавил: –(44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок. взгляни

Слайд 15

Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З». (1)Город кончался, и вскоре показалось море. (2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены. беззвучно

Слайд 16

Из предложений 7–9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С». –(7)Хорошо, –скажете вы, –в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители? (9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. расслышать

Слайд 17

Из предложений 26–27 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка. (27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда приходили гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась: рассуждала

Слайд 18

Из предложения 16 выпишите слово(-а) с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение). (16)Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, как бы несколько сгорбившись, слегка распустив крылья. сгорбившись

Слайд 19

Из предложений 33—34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного следующей после неё буквой. —(33)Понятно, —размышляя, сказал он. — (34)А здесь что, почему ты её выбрал? размышляя

Слайд 20

Значение приставок при- и пре - Приставка при- Приставка пре - 1. = около (приморский, пришкольный, прибалтийский) 1. = очень (прекрасный, предолгий, предлинный, премудрый) 2. прибавление, приближение, присоединение (приплюсовать, приплыть, приехать, пришить) 2. = пере- («через», «сверх») (превысить, преступить, прервать) 3. неполнота действия (притворить, прикрыть, присесть) 4. действие, доведенное до конца (придумать, приписать, приучить) 5. Сопутствующее действие (припевать, приговаривать) 6.совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия (прислушаться, приглядеться, прикарманить, принарядиться, прижиться)

Слайд 21

В каком слове написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-? 1) присмотревшись 2) притронулся 3) прервал 4) Пребольно 3

Слайд 22

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»? 1) пробиться 2) приключение 3) прищурился 4) Присох 3 1) прикрывали 2) перепуганного 3) принёс 4) Проваляется 1

Слайд 23

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»? 1) принёс 2) приблизившись 3) приостановился 4) Приготовленный 3 1) распахиваться 2) привыкнуть 3) просыпаться 4) Притворить 4

Слайд 24

В каком слове правописание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-? 1) предать 2) непримиримый 3) прибежище 4) Призывая 1

Слайд 25

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»? 1) приехать 2) преподавать 3) приспособиться 4) Прибрать 1 1) засветилось 2) выскочил 3) погрустнел 4) Приедет 4

Слайд 26

Из предложений 17-18 выпишите слово, в котором выбор приставки определяется тем, что она придает слову значение действия, совершаемого в собственных интересах. (17)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более - среди солдат. (18)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности. прижился

Слайд 27

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»? 1) придумывая 2) прибегал 3) вскарабкался 4) Поворачивая 2 1) вспрыгивала 2) приводила 3) притихший 4) Переводила 2

Слайд 28

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»? 1) принаряженных 2) преображение 3) провести 4) Перечёркнуты 1 1) приводила 2) приготовления 3) приподнимала 4) Потратила 3

Слайд 29

Из предложений 1–5 выпишите слова, в которых приставки имеют значение приближения. (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей. Приходил, принес

Слайд 30

Из предложений 30–34 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения. (30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32) Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним. (34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. прикован

Слайд 31

Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия. (17)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам –многолюдный зал мгновенно притих. (18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. (19)Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков. притих

Слайд 32

Из предложений 23–29 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке. (24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка. –(25)Сыграйте, дяденька, ещё. –(26)Что тебе, мальчик, сыграть? –(27)Что хотите, дяденька. (28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны.(29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл. приоткрыл

Слайд 33

Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением-«присоединение». (17)Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тёплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лётчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. (18)Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья. прилипли

Слайд 34

Из предложений 1–4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения. (1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка. —(2)К тёте Марье родственник приехал, — затараторила она. —(3)Вышел на лужайку и прыгает через голову… —(4)То-то ты вырядилась, —сказал Мишка. Прибежала, приехал

Слайд 35

Правописание наречий через дефис Наречия с приставкой по- на - ому , -ему, - ски , - ки , - ьи ( по-другому, по-моему, по-английски, по-волчьи) Исключения: потому, поэтому, почему, посему. Наречия с приставкой во- (в-), образованные от порядковых числительных (во-первых, во-вторых, в-третьих) Наречия с суффиксами -то, -либо, - нибудь , приставкой кое- (что-то, где-либо,как-нибудь,кое-кто )

Слайд 36

Из предложений 15—16 выпишите наречие, в котором правописание приставки зависит от наличия определённого суффикса. —(15)А по-моему, — заявил подтянутый мужчина, —всё дело в избалованности. (16)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей. По-моему

Слайд 37

Из предложений 15– 16 выпишите образованное приставочно-суффиксальным способом наречие, в котором правописание приставки зависит от суффикса. (15)Странно: вокруг так много взрослых, а поговорить по-настоящему не с кем. (16)Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам. По-настоящему

Слайд 38

Из предложений 21—22 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения. (21) Мишка схватил мой самосвал и убежал. (22)А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека...

Слайд 39

Список литературы Сайт ФИПИ / открытый банк заданий ГИА-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...