Программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Программа по русскому языку для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

 Стр.

1. Пояснительная записка                                                    

2. Примерный учебно-тематический план                          

3. Содержание тем учебного курса                                      

4. Результаты изучения предмета                                        

5. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся  

по русскому языку за курс 7  класса                                    

6. Нормы оценки знаний и навыков учащихся по русскому

языку                                                                                        

7. Учебно-методический комплекс                                        

8.Приложение. Контрольно-измерительные материалы    

                                         

Пояснительная записка

     Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Данная рабочая программа опирается на нормативно-правовые документы:

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.  N 273-ФЗ в части ст. 79. п.1 «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

2.        Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013  N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в части п. III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

3.        Приказ Министерства образования  Российской Федерации 10.04.2002  N 29/2065-н от "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в части реализации образовательной области «Русский язык».

4.    Примерные рекомендации к изменению и перераспределению тем для учащихся с ЗПР (5-9 классы). Журнал «Дефектология» 1993 год,№1-4.                                  

     Цель программы: Освоение образовательной области «Русский язык» средствами применения современных образовательных технологий работы с обучающимися, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико-аналитических навыков учащихся, испытывающих трудности в усвоении программы, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словаря.

      Задачи:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;

-формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения. воспитание учащихся средствами данного предмета;

-развитие логического мышления школьников;

-обучение их умения самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

-развитие орфографической зоркости;

-развитие каллиграфии (по возможности);

-развитие артикуляционной моторики;

-коррекция и развитие зрительного восприятия и узнавания;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

- обогащение кругозора учащихся.

        Программа приведена в соответствие с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида.

       Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Предусматривается обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования.  В 7 классе отводится 140 часов  изучению  русского языка   (из расчета 4 часа в неделю).

Организация процесса обучения предполагает применение учебников : Русский язык. Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008.

Русский язык. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008.

     Эти учебники больше всего отвечают требованиям в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ЗПР. Теоретический и практический материалы даны и четко выделены особым шрифтом, объем их невелик, формулировки ясны. Учебник снабжен цветными иллюстрациями для уроков развития речи, в конце книги даны приложения (словари, памятки грамматических разборов).

    Рабочая программа составлена с учетом особенностей учащихся, их возможностями по освоению программы. Учащиеся  имеют нарушения  ЦНС, опорно-двигательного аппарата в сочетании с сенсорными, эмоционально-волевыми нарушениями,   зрения, поэтому   при составлении программы особое внимание отводится коррекционно-развивающим составляющим, способствующим компенсации данных нарушений в развитии.

      Настоящая программа носит образовательный, коррекционно-развивающий характер.

     Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.                                                                                

     Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Образование обучающихся с ЗПР осуществляется на основе государственных образовательных программ.

     При обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) русскому языку ставятся те же задачи, что и в массовой школе.     Программа по русскому языку для 7 класса массовой школы в целом доступна учащимся с ЗПР. Однако усвоение ряда тем требует предварительного формирования практических речевых умений, уточнения и расширения словарного запаса и грамматических конструкций, накопления языковых наблюдений и обобщений.

Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений  (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/  адаптируется для обучающихся с НОДА, для обучающихся с НОДА и ЗПР. При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного изучения

    В содержание учебной программы вносятся некоторые изменения. Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности учащихся с ЗПР, не рекомендуется изучать следующие темы:  разряды местоимений; переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других.

 При этом тщательнее отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое- частицы не и ни в местоимениях. Кроме того, следует предусмотреть формирование умений, определенных вторым разделом программы — «Овладение нормами литературного языка».

Учащихся с ЗПР крайне затрудняет составление сложного плана, поэтому этот вид работы из раздела «Развитие речи» 7  класса перенесен в 8 класс.

Соответствующие темы разделов «Словообразование и орфография», «Морфология и орфография» предваряются практически ми упражнениями в словообразовании; устными и письменными упражнениями в замене имен существительных, прилагательных и числительных местоимениями; практическими упражнениями в составлении предложений со значением желания, просьбы, приказа или совета.

Указанные изменения делают курс русского языка доступным для усвоения школьниками с ЗПР, позволяют высвобождать время для языковой подготовки учащихся к изучению программного материала и работы над трудными темами, составляющими основу грамотности.

Одна из особенностей устной и письменной речи школьников с ЗПР состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы  класса связаны с темами «Причастие» и «Деепричастие». Эти темы постоянно повторяются.

Общее число уроков русского больше, чем в массовой школе,— поэтому основное внимание отводится формированию орфографической грамотности при изучении тем «Местоимение» ,«Наречие», «Предлоги». Соответствующие темы разделов «Морфология и орфография» предваряются устными упражнениями в использовании союзов для связи однородных членов предложения, для соединения простых предложений в сложные; устными и письменными упражнениями по составлению предложений, выражающих ужас, удивление, радость, испуг и т. д. с междометиями.

Ознакомительно изучаются такие темы, непроизводные и производные предлоги.

В практическом плане (без терминологии) степени сравнения наречий.

           В 7 классе – обучающиеся  по общеобразовательной программе и по  программе VII вида, которые имеют  нарушения опорно-двигательного аппарата, ЦНС, зрения, отклонения в развитии познавательной деятельности. Все  учащиеся со сложной структурой дефекта. Многие учащиеся находятся на длительном лечении в различных медицинских учреждениях, пропускают занятия. Все  учащиеся 7  класса овладевают общеобразовательной программой, но при этом используются особые методы их обучения.

            Работа с  детьми  с ЗПР происходит дифференцированно с применением следующих методических приемов:  

-Поэтапное разъяснение заданий.

-Последовательное выполнение заданий.

-Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

-Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

-Близость к учащимся во время объяснения задания.

-Перемена видов деятельности

-Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

-Упрощенные задания на дом.

-Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

-Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

-Использование упрощенных упражнений

-Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

-Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

-Разрешение переделать задание, с которым  учащийся не справился.

-Оценка переделанных работ.

-Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере.

          Для учащихся с  ЗПР  материал    урока    отбирается    в    зависимости    от  имеющихся нарушений. При планировании и проведении уроков особое внимание    уделяется  предметно-практической        деятельности.   Содержание   уроков    максимально   направлено на  развитие ученика.   На уроках   используются различные виды практической    деятельности.

          Действия    с    реальными предметами, использованием наглядно- графических схем, алгоритмов, таблиц. Создается возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных   представлений, умения сравнивать, обобщать   предметы  и  явления, анализировать   слова  и   предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.

          При работе с каждым типом упражнений, заданий  целью является: добиться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переход к другому типу заданий.  Часть занятий проводится в игровой форме. Этим   поддерживается постоянный интерес к урокам.

          При проведении игр и упражнений   исключается ситуация неудач. Реакция на ошибки  проявляется в форме помощи.

              Коррекционно-развивающие упражнения   должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.

            Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

            Рабочая программа  разработана с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с НОДА. Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенность теоретическими разделами, большой объем представляют значительные трудности для детей с НОДА, которые, отличаются недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения. Рабочая программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития сформирована с учетом особых образовательных потребностей данной категории обучающихся.

    У детей с НОДА наблюдается повышенная возбудимость, замедленная мыслительная и физическая деятельность; у некоторых учащихся нарушены слух, зрение, лицевая мимики. Темп работы - медленный. Поэтому на каждую изучаемую тему берется большее количество часов, чем по типовой  программе. Обучение пролонгировано.

Формы контроля:

-обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос;фронтальный опрос; опрос с помощью перфокарт; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям); различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку.

Формы промежуточной аттестации

-диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

- проверочная работа с выборочным ответом;

- подробное  изложение;

-сочинение - описание, сочинение -рассуждение, письмо другу;

-сочинение-рассказ на свободную тему;

-устное высказывание на лингвистическую тему.

Коррекционный компонент  изучения образовательной области   «Русский язык» для детей с ЗПР  заключается:

1. Коррекция познавательной сферы (память, внимание,  аналитическое мышление) на уроках русского языка.

2. Формирование коммуникативных навыков средствами алгоритмизации учебной деятельности обучающихся.

3. Формирование логического мышления средствами использования специальных  логических упражнений, специально разработанного дидактического  материала.

4. Создание специальных  условий организации образовательного  процесса

Примерный учебно-тематический план изучения образовательной области «Русский язык» в 7 классе

 

Разделы и темы

Периоды обучения

I

II

III

IV

I . О  языке

1.1.-1.2.Язык как развивающее явление

     2

II.Повторение изученного в 6 классе

2.1 Этимология как раздел лингвистики

2.2. Фонетика и орфоэпия. Повторение изученного.

2.3. Развитие речи. Стили речи

 2.4.Звуковой анализ слов

2.5. Способы словообразования

2.6. Словообразовательная цепочка

2.7. Словообразовательные гнезда

2.8. Неморфологические способы образования слов.

2.9. -2.11.Подготовка.Контрольная работа № 1(входная)  по словообразованию и фонетике (Диктант) Анализ и работа над ошибками.

2.12.Способы и средства связи предложений

2.13-2.14. Правила употребления Ь и Ь

2. 15. Правила употребления О-Ё после шипящих

2.16-2.17. Развитие речи. Обучающее  изложение

2.18-2.19. Правописание приставок

2. 20-2.21. Развитие речи. Публицистический  стиль речи. Языковые средства.

2.22-2.23. Написание гласных в  корне  слова.

2.24-2.26. Правописание суффиксов

 Закрепление навыка написания Н-НН  в суффиксах.

2.27. Контрольная работа № 3. Диктант с грамматическим заданием .

2.28. Словарное богатство русского языка.

Рассуждение на лингвистическую тему.

2.29. Правописание окончаний

2.30. Правописание суффиксов и окончаний

2.31. НЕ с разными частями речи

2.32.Подготовка к контрольной работе.

2. 33. Контрольная работа № 4 ( Тест  )

2.34. НЕ с разными частями речи

2. 35. Употребление дефиса

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

2

1

2

2

2

2

3

1

1

1

1

1

1

III.Местоимение

3.1.Местоимение. Разряды местоимений

3.2.Личные местоимения.

3.3Самостоятельная работа.

Склонение личных местоимений.

3.4.Возвратное местоимение себя.

3.5.Притяжательные местоимения.

3.6.Указательные местоимения.

3.7.Контрольная работа № 5.Словарный диктант.

3.8.Определительные местоимения.

3.9.Вопросительно-относительные местоимения.

3.10.Отрицательные местоимения.

3.11.Неопределённые местоимения.

3.12.Употребление местоимений в речи.

3.13.Практическая работа.

Разряды местоимений.

3.14.Произношение местоимений.

3.15.Подготовка к контрольной работе № 6.

3.16.Контрольная  работа № 6.  Местоимения.

1

1

1

1

1

1

1

     1

1

1

1

1

1

1

1

1

IV .Типы речи

4.1.-4.2Описание места. Описание состояния окружающей среды.

4.3-4.4Повествование художественного и разговорного стилей.

 4.5.Повествование в рассказе.

4.6.Повествование делового и научного стилей.

4.7.-4.8.Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

4.9.Контрольная  работа № 7. Тест по изученному.

Стили и типы речи.

4.10.Публицистический стиль речи.

4.11.-4.12.Заметка в газету.

4.13.-4-14.Резерв. Повторительные уроки.

2

2

1

1

2

1

1

2

2

V . Наречие.

5.1-5.3.Какие слова являются наречиями

Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи.

5.4-5.7. Разряды наречий по значению.

5.8-5.12. Степени сравнения наречий.

5.13-5.14.Морфологический разбор.

Самостоятельная работа.

5.15-5.18.Словообразование наречий.

5.19-5.21.Подготовка .Контрольная работа № 8.

Разряды наречий.

5.22-5.23.Правописание наречий, образованных от имён существительных и местоимений.

5.24.Контрольная  работа № 9. Словарный диктант.

5.25-5.27.Не в наречиях на о, е.

5.28-5.31.Буквы н ,нн  в наречиях на о, е.

5.32-5.34. Буквы о,е на конце наречий после  шипящих.

5.35-5.36.Контрольная работа №10 Тест  по теме «Наречие»

5.37-5.38.Буквы о, а на конце наречий.

5.39-5.40.Дефис в наречиях.

5.41-5.43.Резервные уроки. Повторительные  по теме

«Правописание наречий».

5.44-5.46.Не и ни в отрицательных

наречиях.

5.47-5.48.Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

5.49.Употребление наречий в речи.

5.50-5.52.Произношение наречий.

Обобщение темы.

Контрольная  работа № 11.«Наречие»  

5.53-5.55.Р.р.Описание состояния человека.

Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

3

4

5

2

4

3

2

1

3

4

3

2

2

2

3

3

2

1

3

      3

VI.Предлог.

6.1-6.8.Предлог как часть речи.

Разряды предлогов.

Правописание предлогов.

Употребление предлогов в речи.

Обобщение. Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор предлога»

Контрольная работа № 12.

Итоговый  словарный диктант за год.

VII.Повторение.

5.1-5.12. Обобщение. Систематизация изученного в 7 классе. Административный срез.

Итоговая контрольная работа  за год № 13Фонетика. Состав слова. Лексика и фразеология.

8

1

1

1

1

1

1

1

1

     12

     2

Итого  

Итого за год:

32                28             40          32

                        132

                                 

                             Содержание тем учебного курса

О  языке (2 ч)

Язык как развивающее явление. О роли языка. Высказывания о русском языке.

Словарь: величие,  внимание,  выразительность,  эпиграф, энциклопедия

Понятия: устная речь, письменная речь, монологическая речь, русский язык, развивающее явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка. Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах.

Мини-сочинение «Язык как развивающее явление».

Для учеников с ЗПР. План 1 параграфа.

Повторение изученного в 6 классе (36 ч)

Этимология как раздел лингвистики. Фонетика и орфоэпия. Повторение изученного. Развитие речи. Стили речи. Звуковой анализ слов

 Способы словообразования.  Словообразовательная цепочка. Словообразовательные гнезда. Неморфологические способы образования слов.  Контрольная работа № 1(входная)  по словообразованию и фонетике (Диктант). Способы и средства связи предложений в тексте. Правила употребления Ь и Ь.  Правила употребления О-Ё после шипящих и ц. Развитие речи. Обучающее изложение.  Правописание приставок. Развитие речи. Публицистический стиль речи. Языковые средства публицистического стиля речи.  Написание гласных в  корне  слова.  Правописание суффиксов.  Закрепление навыка написания Н-НН  в суффиксах.  Контрольная работа № 3. Диктант с грамматическим заданием.  Словарное богатство русского языка. Рассуждение на лингвистическую тему. Правописание окончаний. Правописание суффиксов и окончаний. НЕ с разными частями речи . Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа № 4.  НЕ с разными частями речи. Употребление дефиса. Резервный урок Самостоятельные части речи. Повторение.

Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

Словарь: лебеда, личинка, масса, маяк, могущество, насекомое, залив, замечание, зажигать,караван, катастрофа, коснуться, корабль-ракета, студеный, судостроительный, циновка, цитрусовый, уцепиться, уничтожить, защёлкнуть, шов, шоколад, капюшон,секунда, случай, сновидения, плащ-палатка, ракета-носитель,, горизонт, дремучий, жасмин, гнездиться, замечания,крыжовник, цивилизация,привольный, путешественник, неправдоподобный,   правитель.

Понятия:этимологический словарь, происхождение слов, правописание, орфограмма в корне, чередующие гласные,фонетика, орфоэпия,  фонетический разбор, орфоэпический разбор,стили речи, типы речи, словообразование, неморфологические способы образования слов, связь предложений в тексте, публицистический стиль речи, суффикс. Корень, лингвистика, лексика, самостоятельные части речи.

Знать  понятие этимологии, стили и типы речи и их признаки; способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение; об основных способах неморфологического  образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово;

виды орфограмм в корне слова: проверяемые гласные и согласные, чередующиеся о-а,  е-и; о-ё после шипящих, непроизносимые согласные;

правила написания букв е, и в окончаниях существительных, безударных личных окончаниях глаголов;

Уметь пользоваться этимологическим словарем при объяснении значения, происхождения и правописания слов, определять стиль и ведущий тип речи текста, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, работать с орфографическим и орфоэпическим словарем,  различать формы слова и однокоренные слова; определять способы образования слов; характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание; работать с толковым словарем, словарями синонимов, антонимов; опознавать в тексте слова использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы; определять склонение существительных и спряжение глаголов; верно писать окончания в словах на основе правил; уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их в собственных письменных работах.

Контрольный диктант (входной).

Контрольный словарный диктант.

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Тема «Повторение». Контрольный тест «Не с разными частями речи».

Самостоятельная работа «Словообразование».

Самостоятельная работа «Правописание приставок».

Практическая работа «Не с разными частями речи».

Тест «Написание гласных в корне  слова».

Развитие речи: Сжатое изложение «Лебедь» (обучающиеся)

Местоимение (16 ч)

Местоимение. Разряды местоимений. Личные местоимения. Самостоятельная работа. «Склонение личных местоимений». Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Контрольная работа № 5.Словарный диктант. Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Отрицательные местоимения. Неопределённые местоимения. Употребление местоимений в речи. Практическая работа. «Разряды местоимений». Произношение местоимений. Подготовка к контрольной работе  № 6. Контрольная  работа № 6

 « Местоимения».

Словарь: блистать, бродячий, безмятежный, дальневосточный, дремучий, забвение, зажигать, отворить, отклонить, случай, телевидение, панцирь, понимание, разгораться, экземпляр, юный, миллиард, миллион, симпатия, наизусть, на память, прожорливый, палящий, зажигать, печальный, реформа, решать, решение, решительный

Понятия: местоимения, разряды; личные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительно-относительные, отрицательные, неопределённые  местоимения, возвратное местоимение себя, склонение личных местоимений.

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений. Знать синтаксическую роль местоимения в предложении .

Уметь находить местоимение

в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Знать разряды местоимений по значению, образование местоимений

Уметь определять в тексте значение употребленных местоимений, правильно употреблять в речи, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями,

употреблять местоимение себя в нужной форме, различать вопросительные  и относительные местоимения.

Контрольный словарный диктант.

Контрольная работа «Местоимение»

Контрольный срез «Местоимение. Разряды» (Для учеников с ЗПР упрощённый вариант).

Самостоятельная работа «Склонение личных  местоимений».

Практическая работа «Разряды местоимений» (Для учеников с ЗПР с помощью справочных таблиц)

Словарный диктант.

Развитие речи: Сочинение по картине «Кот и пёс».

Типы речи (14 ч)

Описание места. Описание состояния окружающей среды. Повествование художественного и разговорного стилей. Повествование в рассказе. Повествование делового и научного стилей. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. Контрольная  работа № 7. Тест по изученному. Стили и типы речи. Публицистический стиль речи. Заметка в газету. Резерв. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

      Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.

       Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

   Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы:   заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.

Словарь: целина, цемент, шиповник, караван,  зарницы, могущество, шоссе, таинственный, торопиться, трепетать, то есть, уцепиться,  уничтожить, увенчанный, безмятежный, таинственный, увеличить, партер, озираться, политика, президент, президиум, парламент.

Понятия: тип речи,  описание места, описание окружающей среды, повествование, деловой стиль, разговорный стиль, художественный стиль, заметка, СМИ.

Знать характеристику жанра: тематика -  сообщение об интересном факте, событии общественной жизни; цель речи – привлечь внимание к этому событию, документальность жанра – сообщается, где, когда произошло событие, называются его участники, сообщается имя автора.

Уметь анализировать тексты повествования в разных стилях речи

Контрольный диктант «Художественный стиль»

Практическая работа «Повествование».

Развитие речи: Публицистический стиль «Заметка в газету»

                                         Наречие (55 ч)

Какие слова являются наречиями. Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи. Сравнения наречий. Морфологический разбор. Самостоятельная работа. Словообразование наречий. Подготовка и контрольная работа № 8. Разряды наречий. Правописание наречий, образованных от имён существительных и местоимений. Контрольная  работа № 9. Словарный диктант. Не в наречиях на о, е. Буквы н, нн  в наречиях на о, е. Буквы о,е на конце наречий после  шипящих. Контрольная работа №10 Тест  по теме «Наречие». Буквы о, а на конце наречий. Дефис в наречиях. Резервные уроки. Повторительные уроки по теме «Правописание наречий». Не и ни в отрицательных наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Употребление наречий в речи. Произношение наречий. Обобщение темы. Контрольная  работа № 11.«Наречие».  Р.р. Описание состояния человека. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Предикативные слова (знакомство). Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Словарь: отовсюду, справа, слева, уж, замуж,  невтерпёж.

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; что синтаксическая роль наречия в предложении – обстоятельство, определение; разряды наречий по значению; правило о слитном и раздельном написании не с наречиями.

Словарь: неведомый, неизменный, еле-еле, из-под, вразрез, врассыпную, вслепую, навеки, зачем, издавна, заграница, за границу, отчасти, навеки, в целом, в частности, вовремя, вразрез,  в насмешку, довольно. отчасти, тотчас, проворно, поминутно, зачем, вокруг, вовремя, вплотную, аккуратно, блаженно. ещё, певуче, свежо. издавна, влево, доверительно, поминутно, по-видимому, по-настоящему, по-прежнему, вовремя, вразрез,  в насмешку, довольно, проворно, поминутно вокруг, вовремя,  вплотную

Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; определять в тексте значение употребленных наречий; объяснять роль наречий в текстах разных стилей и употреблять их точно и выразительно в собственном высказывании; грамотно писать не  с наречиями; применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма.

Контрольная работа «Разряды местоимений»

Контрольная работа «Наречие»

Самостоятельная работа  «Морфологический разбор наречий»

Словарный диктант «Правописание наречий».

Тест «Наречие. Мягкий знак после шипящих»

Развитие речи: Сочинение по картине Ф.Решетова «Опять двойка»

Выборочное изложение «Как гуси Рим спасли»

                                                  Предлог (8 ч)

Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Правописание предлогов.

Употребление предлогов в речи. Обобщение. Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор предлога» Контрольная работа. Итоговый  словарный диктант за год.

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.

Словарь: в течение, в продолжение, вследствие, в продолжение, несмотря на, насчёт, караван,  катастрофа, в частности, ввиду, из-за, вокруг, по причине,  со стороны, вместо, насчёт.

Знать морфологические признаки предлога. Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знаменательных частей речи.

Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным.

Контрольная работа «Местоимение»

Итоговый контрольный диктант.

Самостоятельная работа «Морфологический разбор предлога».

Практическая работа «Употребление предлогов в речи».

Повторение (12 ч)

Обобщение. Систематизация изученного  материала в 7 классе. Административный срез. Итоговая контрольная работа  за год № 13. Повторение. Фонетика. Состав слова. Лексика и фразеология.  Морфология.

Словарь: лебеда, личинка, масса, маяк, могущество, насекомое, залив замечание,  зажигать, караван, катастрофа, коснуться, корабль-ракета.

Знать понятие «орфограмма». Соблюдать правописные и пунктуационные нормы.

Уметь применять изученные орфограммы; применять изученные пунктуационные правила на письме.

Контрольный административный срез.

Итоговая контрольная работа.

Проект «Лексика»

 

                                       Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся            7  класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

В результате изучения русского языка ученик 7-го класса  должен

знать/понимать

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-  основные единицы языка, их признаки;

-  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Аудирование и чтение

-  адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

-  читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

-  извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

-  осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

-  владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

-  свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-  соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-  соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-  осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;

-  увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-  использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

                   

                    Нормы оценки знаний и навыков учащихся

по русскому языку

       Положение о нормах оценивания для учащихся с НОДА, обучающихся по общеобразовательной программе, для учащихся с НОДА и ЗПР принято на МО школы-интерната 2013 года

Нормы оценок устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика  необходимо учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка  «5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении  излагаемого

Оценка«2»

 Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка  «1» не ставится.

Оценки («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

                                        Оценка диктантов

         Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

         При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)     В переносе слов;

2)     На правила, которые не включены в школьную программу;

3)     На еще не изученные правила;

4)     В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)     В передаче авторской пунктуации.

     Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

         При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

 К негрубым относятся ошибки:

1)  В исключениях из правил;

2)  В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5)  В написании ы и  и после приставок;

6)  В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7)  В собственных именах нерусского происхождения;

8)  В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

        Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

       Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

      Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

         Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

         Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

        При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений. (Для учеников с ЗПР -4 исправлений)

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-4 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные(Для учеников с ЗПР)

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки( для НОДА,ЗПР 3 ошибки, 1-2 исправления), для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для обучающихся по программе для детей с ЗПР– 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок (для учеников с ЗПР – 8 орфографических ошибок)

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется

руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины

заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.(Для обучающих с НОДА  разрешается 1-2 исправления)

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки. (Ученик с ЗПР -2-3 ошибки,1-2 исправления)

Оценка «3» ставится за диктант, в котором  допущено 3-4 ошибки. (Для учеников с ЗПР 4-5 ошибок,1-2 исправления)

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. (Для учеников с ЗПР до 8 ошибок)

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется

руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины

заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться

следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. (Для обучающих с НОДА  разрешается 1-2 исправления)

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.(ученик с ЗПР -2-3 ошибки,1-2 исправления)

Оценка «3» ставится за диктант, в котором  допущено 3-4 ошибки. (Для учеников с ЗПР 4-5 ошибок,1-2 исправления)

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. (Для учеников с ЗПР до 8 ошибок)

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и

последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения:100-120 слов

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 7 классе – 1 –1,5 страницы .(Для учеников с ЗПР 1 стр.)

К указанному объему сочинений  нужно относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

соблюдение языковых норм и правил правописания.

    Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

 Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается

оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –

орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых

недочета.

7. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные

отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические

неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении

мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3

– 4 речевых недочетов.

7. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные

ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические

ошибки.

Оценка «3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические

неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 23

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,

встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых

недочетов.

7. Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных

при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и

4 пунктуационные ошибки),  а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,

отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными

предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи

неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых

недочетов.

7. Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9

пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а

также 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.

Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе

Примечание: для обучающихся с НОДА и ЗПР

-Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

-Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

-Разрешение переделать задание, с которым  учащийся не справился.

-Оценка переделанных работ.

-Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере.

Контрольно-измерительные материалы

Предупредительные диктанты

     На лесной поляне еще греет солнце, а на опушке леса уж поселилась прохлада. Подросла за лето дичь. Зацвели сосны и ели. Дохнет ветерок, и ложится на золотую сушь рыжих иголок желтая пороша.

Лесные травы- по пояс. Синеют колокольчики, белеют ромашки. Душа радуется лесному урожаю. Сколько здесь желудей, орехов, ягод!

                                                         Волчиха

      Голодная волчиха встала. Ее волчата еще спали. Она обнюхала, облизала их и пошла на охоту.

Стоит уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещат от холода. Либо обжигает мороз.

Волчиха направляется к зимовью. Она была слабого здоровья и мнительная. От малейшего шума пугается. Ее глаза в ночной темноте светятся и блестят, как два огонька.

По слабости здоровья волчиха уже не охотится на телят и крупных баранов..

Тревожная ночь

    Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к ней незаметно. В ее воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

Вдруг близко от Тетки раздался страшный крик.  Гусь сидел на полу. Глаза у него были закрыты. Хозяин сел перед гусем, минуту глядел на него, затем вернулся в спальню.

Моя поляна

    У меня есть любимая поляна. Красивая поляна. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси.

                                                          Летнее утро

     Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Небо светлело, холодело, синело. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья. Стали раздаваться живые голоса, звуки, и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землей. Тело мое ответило ему легкой веселой дрожью.

Объяснительные диктанты

(Орфограммы в корне)

                                               Пробуждение березы

Наступил март. Прилетели грачи и начали устраиваться в гнездах. Высоко в воздухе льется трель жаворонка. Сильно тает снег. На солнечном припеке стала показываться молоденькая зелененькая травка. Пробуждается, наконец, и береза. Корни березы начинают жадно сосать влагу из земли. Влага эта поднимается по стволу, расходится по всем ветвям и доходит до почек. Жадно пьют почки влагу и начинают разбухать и расправляться. Крошечные листочки в них поднимаются и выпирают своими острыми головками из почек. Они просятся навстречу теплому весеннему солнцу. И вот начинают вскрываться почки одна из другой.

Глухарь на гальке

(Пунктуация)

Широко раскинулось лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Всходит над лесом и озером солнце. Его лучи касаются деревьев, и загораются золотом их вершины. На яркий расписной ковер похожи берега пустынного озера. Редкие сосны стоят над болотными кочками, которые заросли вереском и мхом.

На рассвете вылетел на береговую гальку глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюет крепкие круглые камешки. Они нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глухари колючей и жесткой сосновой хвоей.

Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки.

Контрольные словарные диктанты

                                                       2 четверть

     Библиотека, горизонт, география, из-за, эгоист, вокзал, великолепный, репетиция, привилегия, присяга, сейчас, шампунь, аккуратно, масса, жасмин, секунда, партер, каравай, в целом, шоссе, наизусть, шиповник, случай, личина, маяк, плащ- палатка, насекомое, довольно, сновидение.

3 четверть

   Блистать на сцене, бродячий цирк, дальневосточное направление , дремучий лес, зажигать факел, отворить дверь, отклонить предложение, случай в лесу,  современное телевидение, панцирь черепахи, понимание, интересный экземпляр, миллион рублей, надеюсь на память, прожорливый жук, палящее солнце, печальный вид.

     Целина, цемент, шиповник, караван, шоссе, безмятежный, таинственный,

партер.

Итоговый словарный диктант

             Отчасти, тотчас, проворно, поминутно, зачем, вокруг, вовремя, вплотную, аккуратно, блаженно удовольствие, политика, президент, президиум, парламент,  репродукция, реформа, решительный, издавна, влево,

доверительно, по-видимому, вовремя, вразрез,  в насмешку, невтерпёж, настежь, Россия.

           Купить шампунь,  мелкий картофель, ехать на  велосипеде,  современный компьютер,  прогрессивное правление, высокая колонна,  рисовать пейзаж, приключение на воде.

Входной контрольный  диктант

(1 четверть)

За грибами

     В августе в окрестных лесах много грибов. Собираемся и идём в лес.

     За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

      Вот у берёзки два крепких боровика. Они платно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину

Грамматические задания:

1.Выделить в тексте союзы, предлоги.

2.Определить, каким способом  образованы слова: лисички, листик, срезаю, черноморец.

Контрольный диктант

(2 четверть)

     Пятые сутки геолог пробирался через непроходимый лес. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но снегопад прекратился.

     Кончились запасы пищи, и теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

     Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них. Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

      Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

       Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машины.

       Он поднялся и пошёл на шум машины.

     

                            Тест контрольный итоговый 7 класс

А1

В предложении «Дворник обратился за помощью к уряднику»  выделенное слово является:

1.диалектным

2.заимствованным

3.устаревшим

4.неологизмом

А2

Значение какого фразеологизма определено неверно?

1) Бить по карману — стоить слишком дорого

2) Не от мира сего — отрешенный от реальной жизни, не приспособленный к жизни человек

3) Между молотом и наковальней — в таком положении, когда опасность или неприятность угрожает с двух сторон

4) Набить оскомину — сильно избить кого-либо

А3

Укажите антонимы

1) заблудиться, заблуждаться

2) упасть духом, воспрянуть духом

3) страшиться, бояться

4) меры длины, принять меры

А4

В каком слове пишется И?

1) без...сходный     2) пред...дущий    3) сверх...дея      4) от...грать

А5

В каком слове в суффикск пишется Е?

1) ковш...к    2) осл...к      3) комоч...к     4) том...к

А6

В каком слове в окончании пишется -Е?

1) в транше....   2) за рабоч...м столом   3) в коллекци...       4) он кле...т

А7

В какой строке все слова пишутся с И?

1) пр...мчаться, пр...двинуть, пр...морский

2) пр...обрести, пр...забавный, пр...спустить

3) пр...годиться, пр...одеть, пр...восходный

4) пр...мерять, пр...гвоздить, пр...вышать

А8

Укажите ошибку при написании НЕ с существительными

1) Небрежность в одежде его не раздражала.

2) Не правда не поможет.

3) Это не привычка, а дурное воспитание.

4) Мать не замечала моих недостатков.

А9

Отметьте неправильно согласование по роду.

1)       Сережа — такой непоседа.

2)       широкая Миссисипи

  • КВН закончилось
  • желтое такси

А10

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Что же ты, Алеша, давно про военную службу не поговариваешь?

2) Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать.

3) Дверь отворилась и вошел Григорий Иванович.

4) Мать сказала: «Нет, ребята, не ходите, вы еще маленькие».

А11

Укажите неправильное объяснение орфограммы.

1) ПРИморский — значение приставки «неполнота действия»

2) ПРЕобразовать — значение приставки близко значению приставки ПЕРЕ-

3) несгОраемый — гласный в корне -ОР в безударном положении

4) разносЧИК — суффикс -ЧИК- после буквы С

А12

Укажите ошибку в образовании формы существительного.

1)       нет ботинок

  • нет абрикосов
  • нет тапок
  • нет помидор

А13

Найдите ошибку в определении способа образования слова.

  • отплыть — приставочный
  • заоблачный — приставочный
  • межпланетный — приставочно-суффиксальный
  • пчеловод — сложение основ

А14

В какой строке все слова пишутся с -НН-?

1) време...ый, стари...ый, соколи...ый

2) письме...ый, операцио...ый, це...ый

3) стекля...ый, травя...ой

4) румя...ый, листве...ый, карма...ый

А15

Укажите ошибку в употреблении числительных

1) о сорока тысячах

2) выгрузить около полторы тонны

3) трое молодых людей

4) с тремястами семьюдесятью пятью страницами

                           Учебно-методический комплекс

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений  (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2010.

Учебники

Русский язык: Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008.

Русский язвк: Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008.1.

Литература  для учащихся

1.        Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

2.        Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 5 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2006.

3.        Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунк¬туация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.

Литература для учителя

1.        Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – СПб.: Свет, 2003..

2.        Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999.

3.        Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.

4.        Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс. – М.: Вербум, 2001.

5.        Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003.

6.        В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.

7.        Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2002.

Словари и справочники:

1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий).Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5)  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

6) Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков

Методическая литература

1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура общения / Практическая риторика. 5-7 классы – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2002.

2.Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004

4. Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008

Дидактические материалы

1. Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999

2.Дидактические материалы по русскому языку: 7 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999

3.В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.

4.Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку:6 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.

5.Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.

5.Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.

6.Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - PC, 1999.

7.Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс. – М.: Вербум, 2001.

8.Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003.

9.Таблицы по морфологии, орфографии, пунктуации

10.Т.В. Шклярова.  Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2002.

Презентации

«Язык – душа народа». «Повторим орфографию». «Причастие». «Путешествие в страну Фразеологию».  «Лексика. Фразеология». «Деепричастие».  «Глагол. Повторение». «Наречие. Разряды наречий».  «Имя прилагательное. Урок-повторение». «Числительные». «Местоимения»

Образовательные электронные ресурсы:

  htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал  ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. Универсальный интернет-проект, посвященный русскому языку и адресованный всем, кто его знает, изучает или хочет выучить, а главное – любит.  Все службы портала бесплатны и общедоступны.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых общеобразовательных ресурсов. Коллекция включает в себя цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства), предназначенные для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса, что делает его более интересным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...