Урок русского языка в 6 классе Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.
Цель урока:
- ознакомить учащихся с Урок русского языка в 6 класселексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола, с правилом правописания не с деепричастиями; дать понятие о деепричастном обороте.
-выработать умение разграничивать основное и добавочное действие, правильно писать не с деепричастиями; формирование практических навыков находить деепричастный оборот и выделять его запятыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_uroka_po_deeprichastiyu_.rar | 161.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. |
Подготовил учитель русского языка и литературы Сосновская И.А. |
Тема: «Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.
Цель урока:
- ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола, с правилом правописания не с деепричастиями; дать понятие о деепричастном обороте.
-выработать умение разграничивать основное и добавочное действие, правильно писать не с деепричастиями; формирование практических навыков находить деепричастный оборот и выделять его запятыми.
План урока
1.Оргмомент. Слово учителя. Настрой на изучение новой части речи.
2.Сообщение о деепричастии ученика.
3. Объяснение новой темы.
а) Сопоставление предложений.
б) Заполнение теоретической опорной таблицы по деепричастию.
4. Закрепление изученного. Выполнение заданий.
5. Беседа по обобщению материала.
6. Тестовые задания. Взаимопроверка.
7. Итоги урока. Домашнее задание
1.Вступительное слово учителя.
-Деепричастие – необыкновенная форма глагола. Известный русский писатель Алексей Петрович Югов писал: «Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».
По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.
Наш сегодняшний урок посвящен деепричастию.
2. Сообщение о деепричастии ученика.
Сейчас краткий экскурс в историю деепричастия. (рассказывает ученик, подготовивший сообщение)
Термин деепричастие введен Михаилом Смотрицким в 17 веке. Так он назвал сравнительно недавно появившуюся форму глагола. Считается, что значение термина можно объяснить как «причастность к действию». Компонент дее- в современном русском языке сохранился в словах дееспособность, дееспособный, где он имеет то же значение – способный к действию.
3.Объяснение новой темы знакомство учеников с грамматическими особенностями деепричастия
Учащимся дается задание описать действия ученицы, которая делает домашнее задание по русскому языку. Как она пишет, какие добавочные действия при этом совершает? «Она заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.»,— отвечают ребята.
Записываются и сопоставляются два предложения:
Девочка делала домашнее упражнение и подчеркивала орфограммы.
Девочка делала домашнее упражнение, |подчеркивая орфограммы|.
В ходе анализа предложений учащиеся выясняют, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия девочки как одинаково важные. Во втором предложении делала обозначает основное, главное действие, а подчеркивая — действие добавочное, дополнительное. Учитель сообщает, что слова, обозначающие действия, добавочные по отношению к основному, называются деепричастиями. В процессе беседы выясняется, что деепричастия образуются от глагола, имеют с ним общее лексическое значение. Но деепричастие имеет и признаки наречия — оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило, деепричастие можно заменить глаголом – сказуемым.
Заполнение теоретической таблицы
Признаки глагола | Признаки наречия |
1. Вид | 1. Неизменяемость |
2. Возвратность | 2. Синтаксич. роль |
3. Значение | 3. Вопросы |
После заполнения таблицы учащиеся формулируют определение деепричастия
- Закрепление изученного. Выполнение заданий.
- Выпишите в тетрадь только деепричастия.
Особенный, приказал, разъезд, нарисованы, узнав, дополненный,исчезая,отмерь,рассмеявшись,трепещущий,жажда,припеваючи.
Составление схемы по образованию деепричастий
- Деепричастия
Образованы от глагола
-а- -я-
-учи- -ючи-
-в- -вши- -ши-
Затем учитель говорит, что правило написания не с деепричастиями совпадает с правилом правописания не с глаголами; это единственное орфографическое правило, связанное с изучаемой темой.
- Выборочный диктант. Выписать деепричастия. Графически объяснить написание не с деепричастиями.
Не задумываясь, не думал, не присутствовал, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не спрашивал, не припоминая, не истомившись, не удивился.
Учитель объясняет понятие деепричастный оборот. Совместно с учениками делаем вывод, что, деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.
Расстановка запятых при деепричастных оборотах. Понятие об обособлении.
Создание опорных схем по постановке запятых при деепричастных оборотах.
1.глагол,-.-.-.-.-.-.-.-.
2.-.-.-.-.-.-, глагол.
3.глагол,-.-.-.-.-.-.,……..
4.3.Заменить деепричастием сначала первый глагол, потом второй. Записать предложения, расставив знаки препинания. (Обратить внимание учащихся на то, что одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми.)
Различаются ли по смыслу 1-й и 2-й варианты каждого предложения?
1).Белка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
- Беседа по обобщению материала.
Закончите предложенные фразы:
- Деепричастие отвечает на вопрос…
- Деепричастие образуется от…. с помощью…
- Деепричастия имеют постоянный признак….
- В предложении деепричастия бывают…
- Деепричастия имеют… признаки и.. признаки
- От…. у деепричастий…..
- От…. у деепричастий…..
- Деепричастие с зависимыми словами называется…..
- ……на письме выделяется….
- Деепричастие обозначает …… действие
- Между однородными деепричастиями, соединенными союзом и запятая…..
- Из частей слова у деепричастия отсутствует….
6.. Тестовые задания
I. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.
- Космонавт слушает и улыбается.
- Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
- Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
- Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
- Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
II. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
- Мама сидела, откинувшись в кресле.
- Я открыл окно и залюбовался видом.
- Брат склонил голову и писал что-то.
- Разложив игры, дети сели в кружок.
- Уставшая, она не хотела идти домой.
III. Найти предложения с деепричастным оборотом
- Витя мыл посуду, напевая какую-то мелодию.
- Из дома вышел человек и направился к машине.
- Выйдя из дома, человек направился к машине.
- Человек, вышедший из дома, напросился к машине.
- Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
Учитель по контрольному листку с верными ответами проверяет ответы учащихся.
Контрольный листок для взаимопроверки:
I. 2, 5
II. 1, 4
III. 1, 3
7.Итоги урока. Домашнее задание.
Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы начали знакомство с новой для нас частью речи. На следующих уроках продолжим изучать деепричастие и обогащать себя знаниями.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 6 классе по теме "Деепричастие и деепричастный оборот"
Презентация является наглядным пособием к уроку, содержит физминутку....
Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"...
Конспект урока русского языка с использованием ЭОР по теме: "Деепричастный оборот" .
План-конспект урока "Деепричастный оборот"...
Урок русского языка в 7 классе на тему "Деепричастный оборот"
Материал содержит конспект урока и презентацию...
Технологическая карта по русскому языку Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом.
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом. 8 класс....
Урок русского языка в 7 классе по теме "Деепричастный оборот" (технология модерации)
Урок построен по технологии модерации, используются различные методы и приемы проработки трудных вопросов по теме....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".
Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...