Урок русского языка в 7 классе по теме "Деепричастный оборот" (технология модерации)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Чернышова Диана Петровна

Урок построен по технологии модерации, используются различные методы и приемы проработки трудных вопросов по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Деепричастный оборот»

Технология: модерация

Возрастная группа: 7 класс

Цели урока:

Образовательные:

  1. Учиться выделять деепричастный оборот в предложении
  2. Осознать пунктограммы при деепричастном обороте
  3. Научиться определять синтаксическую роль деепричастного оборота в предложении

Развивающие:

  1. развивать культуру речи учащихся
  2. содействовать развитию творческой активности
  3. развивать коммуникативные навыки

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Ход урока

  1. Инициация
  • Здравствуйте! Посмотрите на экран. Перед вами эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами» Г.Лессинг. Как вы понимаете эти слова?
  1. Погружение в тему (вопросы выводятся на экран)

Метод «Верно – неверно»

  1. Верно ли то, что деепричастие обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом?

+

  1. Верно ли то, что действия, обозначенные глаголом-сказуемым и действия, выраженные деепричастием, относятся к одному и тому же лицу?

+

  1. Верно ли то, что в предложении деепричастие является сказуемым?

_

  1. Верно ли то, что деепричастие, как и причастие, может иметь при себе зависимые слова?

_

  1. Верно ли то, что деепричастие вместе с зависимыми от него словами образуют деепричастный оборот?

+

  1. Верно ли то, что деепричастный оборот является одним членом предложения, так же, как причастный оборот?

+

  1. Верно ли то, что деепричастный оборот в предложении является определением?

_

  1. Верно ли то, что деепричастный оборот нужно выделять запятыми?

+

  1. Формирование ожиданий

Метод «Список покупок»

  • Сейчас у вас будет возможность составить что-то вроде «списка покупок», в котором будет записано все, что участники хотят сделать и изучить на уроке. Обсудите свои желания в группах по 4 человека и запишите на самоклеющихся листочках. Затем листочки прикрепим к нашему плакату.
  • Что мы все должны сделать для достижения своих целей?
  1. Интерактивная лекция

Метод «Автобусная остановка»

  • Обратите внимание: в классе организованы автобусные остановки, на которых лежат листы с заданиями. Двигаясь группами от остановки к остановке, выполняя задания, старайтесь сформулировать новые понятия и правила. В случае затруднения можете воспользоваться подсказками.

Остановка 1. Распространите деепричастие зависимым словом. Запишите получившийся деепричастный оборот вместе с глаголом, к которому он относится.              х

Подсказка. Молчал, закрыв глаза.

х

Глагол

Деепричастие

Зависимое слово

прославился

защищая

домой

испугался

пришивая

Родину

спрятался

приехав

в сугроб

укололся

провалившись

на корточки

летал

смущаясь

крылом

прошептал

опрокидывая

прямо в глаза

пообещал

помахивая

немного

покатилась

глядя

всё на своем пути

отдохнул

присев

из рук

промчался

выпав

пуговицу

Остановка 2. Определите границы деепричастного оборота.

Подсказка: чтобы определить границы деепричастного оборота, нужно задать все возможные вопросы от деепричастия к окружающим словам.

1. Кошка бродила из комнаты в комнату жеманно изгибаясь около дверных косяков.

2. Дождь заморосил осыпаясь пылью в лужи на дорожках.

3. Изабелла торопливо заговорила путая русские и шведские слова.

4. Напуганные кони скакали прижав уши.

5. Я вернувшись в Киев сразу сжёг тетради с первыми своими стихами.

6. Поднимая большой парус рыбак идёт на дальний лов.

7. Луна глядя в пустоты окон освещала обстановку неярким сиянием.

8. Никогда не берись за последующее не усвоив предыдущего.

9. Тарантас въехал во двор шурша крапивами по крапиве и остановился.

10. Осторожно раздвинув пышные кусты сирени девочка вышла на дорожку.

Остановка 3. Определите синтаксическую роль деепричастного оборота в предложениях.

Подсказка: чтобы определить синтаксическую роль деепричастного оборота, задайте к нему вопрос от глагола-сказуемого.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

Клубятся тучи, млея в блеске алом.

Хотят в росе понежиться поля.

В последний раз за третьим перевалом

Пропал ямщик, звеня и не пыля.

Пронеслась роза седая,

Разлетевшись по лазури.

Не любивши тебя,

В сёлах слыл молодцом,-

А с тобою, мой друг,

Города нипочём!

Остановка 4.  Выделите запятыми обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами. В каких случаях вы поставите две, а в каких одну запятую?

Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.

Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый

Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.

Робко свечу потушив я подхожу к окну.

Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня.

Звезда полей горит не угасая.

Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня.

Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в полдень.

Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть невозможно искренне любить.

Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели.

Савельич дремля качался на облучке.

Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка.

Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.

Остановка 5.  К данным  деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.

Подсказка: основное (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относится к одному и тому же лицу.

1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.

6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

Остановка 6. Прочитайте. Укажите, какие неправильности допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.

Подсказка: основное (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относится к одному и тому же лицу, т.е. субъекту действия.

Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки.

Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.

Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.

Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.

Услышав о разведке, Пете стало весело.

Закончив покосы, началась уборка урожая

Окна были ярко освещены, подойдя к дому.

Посетив зоопарк, он нам понравился.

Мы обсудили её, прочитав книгу.

Приветливо виляя хвостом, мы встретили Рыжика у калитки.

Сделав уроки, у меня заболели глаза.

Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.

Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни.

Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой  Алёнушке.

  1. Активная релаксация

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Релаксация сопровождает работу учеников между сменами остановок. Я принимаю участие в этих упраженениях.

  • Изобразите воздух. (Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть).
  • Установите контакт с землей. (Ученики начинают сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх).
  • Изобразите огонь. (Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени).
  • Представьте себя водой. (Ученики мягко, свободно сгибают и разгибают суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени).
  1. Проработка содержания темы

Метод "Я знаю, что"

Ученики по очереди вытаскивают из корзины бумажку с вопросом. Ответ начинают со слов «Я знаю, что…»

Вопросы:

  • Что такое деепричастный оборот?
  • Как определить границы деепричастного оборота?
  • Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?
  • На какие вопросы отвечают деепричастия и деепричастные обороты?
  • Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?
  • Может ли действие, называемое  деепричастием или деепричастным оборотом выполняться не тем лицом, которое совершает действие, обозначенное глаголом-сказуемым?

Метод «Верно – неверно»

Ученики сверяют ответы в таблице «верно-неверно», которые дали в начале урока, с новыми знаниями. Корректируют себя.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Метод "Мудрый совет"

  •  Подумайте, хорошо ли вы поняли тему урока. Дайте совет тем ученикам, которые пока испытывают трудности.
  • Спасибо за работу. Д/З.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...