Программа по русскому языку 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_11a.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 381 Кировского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

Председатель МО учителей русского языка и литературы

__________ Чернецова О.В.

Протокол №  1

от «31» августа 2015г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР __________ Коваленко Л.М.

«31» августа2015г.

«Утверждаю»

Директор школы № 381

Кировского района СПб

__________ А.А. Копунова

Приказ №

от «01» сентября 2015г.

Рабочая программа

по русскому языку

для 11 а класса

2 часа в неделю (68ч.)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 381

Кировского района Санкт-Петербурга

Егорова В.Н.

2015 / 2016 учебный год

Санкт-Петербург


Пояснительная записка

Нормативные правовые документы,  на основании которых разработана рабочая программа

Программа по русскому языку составлена для 11 класса ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273 - ФЗ от 29.12.2012;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС основного общего образования);
  • Основной общеобразовательной программы ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга;
  • Учебного плана ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на 2015 - 2016 учебный год;
  • Календарного учебного графика ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на 2015 - 2016 учебный год;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
  • Локального акта «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга», утвержденного приказом директора № 71 от 01.09.2014.
  • Локального акта «Положение об оценивании знаний обучающихся ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга», утвержденного приказом директора № 71 от 01.09.2014.
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 10 - 11 кл. общеобразовательной школы авторы Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

   

Актуальность изучения учебного предмета «Русский язык»

 

Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.

Курс русского языка в 11   классе основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве языка и особенностях его употребления в разных условиях общения. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства   в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели с учетом специфики учебного предмета «Русский язык»

Целями изучения русского  языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям на циональнои и мировои культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
  • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
  • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи учебного предмета «Русский язык»

  • Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать  языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание этической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Учебно - методический комплекс

Реализация программы осуществляется на базе УМК авторы Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11классов для  общеобразовательных учреждений.

Место учебного предмета «Русский язык»  учебном плане

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме:   11 класс – 68 часов.


Формы и виды  контроля:

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные, практические и контрольные работы, тесты и т.п. в рамках урока.

Промежуточный  контроль знаний – контроль результативности обучения, осуществляется по окончании четверти основе текущего контроля.

Итоговый контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании учебного года на основе результатов промежуточного контроля с учетом отметки за промежуточную аттестацию в конце учебного года. Периоды промежуточного контроля устанавливаются годовым календарным учебным графиком.

Тематический контроль – контроль знаний учащихся, который  проводятся в конце изучения основных разделов курса. Могут проводиться как административные, районные и городские контрольные работы по графику внутришкольного контроля.

        Организация проверки знаний предполагает следующие виды работ:

  • словарные диктанты
  • контрольные работы (программой предусмотрено 3 контрольных диктанта  (работ), которые проводятся в тетрадях для контрольных работ)
  • диктант / диктант с грамматическим заданием;
  • тестовые задания
  • изложение публицистического текста
  • устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.

Контрольные и творческие работы

Название раздела,

темы

Наименование

контрольных работ

дата

Методическая литература

Синтаксис и пунктуация

Контрольный диктант с дополнительным заданием

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. - М.:ВАКО,2005.

Синтаксис и пунктуация

Контрольный диктант с дополнительным заданием

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. - М.:ВАКО,2005.

Публицистический стиль

Изложение публицистического стиля на морально-этическую тему

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. - М.:ВАКО,2005.

Сложное предложение

Контрольный диктант с дополнительным заданием

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. - М.:ВАКО,2005.

Оценивание письменных и устных ответов

Оценивание знаний учащихся в 11 классе осуществляется на основании «Положении об оценивании знаний обучающихся  ГБОУ СОШ №381 Кировского района Санкт-Петербурга»; утверждено приказом директора ОУ №71  от 01.09.2014.

Общая характеристика предмета «Русский язык»

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10 -11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знании о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку определяет особенности предъявления материала в примерной программе: содержание представлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий.

В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.), познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.

Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы  коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральными разделами лингвистики становятся «Функциональная стилистика» и «Культура речи», изучение которых поможет учащимся осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружить их основными способами употребления этих средств для достижения максимальной эффективности общения в разных коммуникативных условиях.

Планирование составлено с учетом интенсивной подготовки к ЕГЭ, введены уроки развития речи по комплексному анализу текста. Это обусловлено теми трудностями, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий по разбору текста.

Методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • составление учащимися авторского текста  на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание  эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  

Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную  тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности ( индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с различной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязей его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи
  • овладение основными стилистическими  ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебной программы «Русский язык»

Синтаксис и пунктуация - 28 часов

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы  сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

                               Публицистический стиль речи - 11часов

Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи.

     Очерк, эссе.

     Устное выступление. Дискуссия.

     Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Р.р. Изложение текста публицистического стиля.

Художественный стиль речи - 5 часов

Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

     Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

     Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

     Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русого синтаксиса.

     Анализ художественно-языковой и современной формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Сложное предложение - 14 часов

Принципы русского правописания Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.

Пунктуация в ССП.

Пунктуация в предложениях с союзом и.

Проверочная работа и ее анализ.

Основные группы СПП.

СПП с придаточными изъяснительными.

СПП с придаточными определительными.

СПП с придаточными обстоятельственными.

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП.

Разговорный стиль речи - 2 часа

Разговорный стиль речи. Особенности стиля. Применение разговорного стиля.

Повторение - 7 часов

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

 Морфология и орфография. Словообразование и орфография. Анализ тестовых заданий ЕГЭ.

Тематическое планирование учебной программы «Русский язык»

Тема урока

Количество часов

теория

практика

1. Синтаксис и пунктуация.

28

8

20

2. Публицистический стиль.

11

4

7

3. Художественный стиль.

5

1

4

4. Сложное предложение.

14

4

10

5. Разговорный стиль речи.

2

1

1

6. Повторение.

7

2

5

7. Резерв

1

1

итого

68

20

48


Поурочное планирование учебной программы «Русский язык»

Тема урока

Основные вопросы

Виды деятельности учащихся

Синтаксис и пунктуация – 28 часов

1/1

Интонация и ее роль в предложении

Интонация и ее роль в предложении. Правописание приставок.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

2/2

Знаки препинания в конце предложения

Роль знаков препинания в конце предложения. Тире в неполном предложении.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

3/3

Некоторые случаи согласования в числе  сказуемых с подлежащими

Главные члены предложения и способы их выражения. Грамматическая связь между главными членами предложения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

4/4

Некоторые случаи согласования в числе  сказуемых с подлежащими

Грамматическая связь между главными членами предложения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

5/5

Именительный и творительный падежи в сказуемом.

Стилистические ошибки в предложениях. Повторение темы «Суффиксы в прилагательные и причастиях»

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

6/6

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знаки препинания в простом предложении. Понятие о речевой недостаточности.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

7/7

Тире между подлежащим и сказуемым.

Отличие неполных предложений от односоставных предложений.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

8/8

Управление в словах, близких по значению.

Преодоление трудностей в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми и синтаксическими оттенками.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

9/9

Контрольный диктант с дополнительным заданием.

Проверка знаний по изученным темам.

Организационный момент. Написание контрольного диктанта с дополнительным заданием.

10/10

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

11/11

Однородные члены предложения

Обобщение знаний по теме «Осложненное предложение». Закрепление навыков по теме «Правописание не с разными частями речи»

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

12/12

Однородные члены предложения

Обобщение знаний по теме «Осложненное предложение».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

13/13

Знаки препинания при однородных членах.

Обобщение знаний по теме «Пунктуация при однородных членах предложения».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

14/14

Знаки препинания при однородных членах.

Работа по предупреждению стилистических недочетов в предложениях с однородными членами. Правописание частиц не и ни.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

15/15

Однородные и неоднородные определения.

Повторение изученного по теме «Однородные и неоднородные определения».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

16/16

Однородные и неоднородные определения.

Повторение изученного по теме «Однородные и неоднородные определения».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

17/17

Синонимика простых предложений с обособленными определениями и придаточными определительными.

Закрепление знаний  о структуре сложноподчиненных предложений. Синонимичность придаточных определений с обособленными оборотами в простом предложении.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

18/18

Обособление одиночных приложений.

Обобщение знаний о приложениях. Формирование навыков постановки знаков препинания при приложениях.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

19/19

Обособление обстоятельств.

Обобщение знаний об обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

20/20

Обособление обстоятельств.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

21/21

Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения.

Совершенствование умения аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных дополнениях и уточняющих членах предложения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

22/22

Предложения с вводными словами и вставными конструкциями.

Повторение и обобщение знаний по пунктуационному оформлению вводных слов и вставных конструкций.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

23/23

Вставные конструкции.

Стилистические функции вводных слов и вставных конструкций.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

24/24

Пунктуация при  обращениях.

Повторение и обобщение знаний о конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

25/25

Слова-предложения. Междометия.

Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

26/26

Порядок слов в предложении.

Стилистические функции порядка слов в предложении.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

27/27

Контрольный диктант с дополнительным заданием.

Проверка знаний учащихся по изученным темам.

Организационный момент. Написание контрольного диктанта с дополнительным заданием.

28/28

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

Публицистический стиль речи - 11час

29/1

Особенности публицистического стиля.

Обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль». Закрепление навыков написания словарных слов.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

30/2

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности.

Умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

31/3

Жанры публицистического стиля. Путевой очерк.

Жанры публицистического стиля. Особенности написания путевого очерка.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

32/4

Портретный очерк.

Жанры публицистического стиля. Особенности написания портретного  очерка.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

33/5

Проблемный очерк

Жанры публицистического стиля. Особенности написания проблемного очерка.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

34/6

Р.р. Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

Знакомство с правилами устного выступления.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

35/7

Р.р. Дискуссия «Патриотизм – знак вопроса»

Воспитание чувства патриотизма, развитие устной речи учащихся.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

36/8

Работа с тестами (часть А, В)

Анализ тестовых  заданий ЕГЭ.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

37/9

Сочинение – рассуждение (часть С). Структура сочинения.

Требования к структуре сочинения. Критерии его оценивания.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

38/10

Р.р. Изложение публицистического стиля на морально-этическую тему.

Написание изложения публицистического стиля на морально-этическую тему.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

39/11

Р.р. Изложение публицистического стиля на морально-этическую тему.

Написание изложения публицистического стиля на морально-этическую тему.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

Художественный стиль речи - 5 час

40/1

Общая характеристика стиля.

Обобщение и углубление знаний по теме «Художественный стиль речи»

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

41/2

Виды тропов и стилистических фигур.

Роль тропов и фигур в текстах художественного стиля, формирование навыков культуры речи.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

42/3

Виды тропов и стилистических фигур.

Роль тропов и фигур в текстах художественного стиля, формирование навыков культуры речи.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

43/4

Анализ лирического произведения.

Анализ стихотворения А.А. Вознесенского «Живите не в пространстве…»

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

44/5

Анализ лирического произведения.

Анализ стихотворения А.А. Вознесенского «Живите не в пространстве…»

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

Сложное предложение - 14 час

45/1

Повторение. Виды сложных предложений.

Повторение изученного по теме «Сложное предложение»

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

46/2

Виды сложных предложений.

Повторение изученного по теме «Сложное предложение»

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

47/3

Пунктуация в сложносочиненных предложениях.

Определение структуры сложного предложения, постановка знаков препинания в сложном предложении.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

48/4

Пунктуация в предложениях с союзом и

Умение определять роль союза и в предложении. Знаки препинания в предложениях с союзом и.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

49/5

Основные группы сложноподчиненных предложений.

Повторение основных сведений о группах СПП. Знаки препинания в СПП.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

50/6

СПП с придаточными изъяснительными

Определение структуры сложного предложения. Роль придаточных изъяснительных.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

51/7

СПП с придаточными определительными

Определение структуры сложного предложения. Роль придаточных определительных.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

52/8

Знаки препинания в СПП с одним придаточным обстоятельственным.

Определение структуры сложного предложения. Роль придаточных обстоятельственных. Виды обстоятельственных придаточных.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

53/9

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Классификации СПП и несколькими придаточными. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

54/10

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Пунктуация при сравнительных оборотах и в СПП с союзами как, что, чем.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

55/11

Обобщенное повторение по теме «Сложное предложение»

Закрепление изученного по теме «Сложные предложения»

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

56/12

Анализ тестов ЕГЭ

Анализ тестовых  заданий ЕГЭ.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

57/13

Контрольный диктант с дополнительным заданием.

Проверка знаний по изученным темам.

Организационный момент. Написание контрольного диктанта. Итоги урока.

58/14

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

Разговорный стиль речи – 2 часа

59/1

Разговорный стиль речи

Обобщение и углубление по теме «Разговорный стиль речи»

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

60/2

Разговорный стиль речи

Синтаксис разговорной речи.

Организационный момент. Работа по теме урока. Итоги урока.

Повторение - 7 час

61/1

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика»

Обобщение и систематизация знания о фонетике, графике и орфографии.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

62/2

Морфология. Орфография.

Обобщение и систематизация знания о морфологии и орфографии.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

63/3

Словообразование и орфография.

Обобщение и систематизация знания о составе слова и способах словообразования.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

64/4

Словообразование и орфография.

Обобщение и систематизация знания о составе слова и способах словообразования.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

65/5

Обобщающее повторение по теме «Синтаксис простого предложения».

Синтаксис простого осложненного предложения и знаки препинания в простом предложении.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

66/6

Разбор заданий тестов ЕГЭ.

Анализ тестовых  заданий ЕГЭ.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

67/7

Разбор заданий тестов ЕГЭ.

Анализ тестовых  заданий ЕГЭ.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока. Итоги урока.

68/1

Резерв


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

В результате изучения русского языка выпускник  должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№п.п.

Наименование объектов и средств

Примечание

I

Книгопечатная продукция

1.

Учебники

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. . Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2013

у каждого учащегося

2.

Рабочие тетради и пособия

Рабочие тетради, тетради для контрольных работ, по развитию речи

у каждого учащегося

Цыбулько И.П. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения экзамена в форме ЕГЭ, 2015/2016 г.

на каждого ученика

Таблицы на бумажной основе

комплект

3.

Методические пособия

4.

Цыбулько И.П. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения экзамена в форме ЕГЭ, 2015/2016 г.

у учителя

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. - М.:ВАКО,2013.

у учителя

II

Технические средства обучения

Компьютер учителя

1

Принтер  RICON

1

Колонки

2

Проектор

1

Экран

1

III

Экранно-звуковые средства и пособия

IV

Оборудование класса

Парты учащихся

15 шт.

Стулья учащихся

30 шт.

Стол учителя

1 шт.

Стул учителя

3 шт.

Стенды пробковые

4 шт.

Книжные шкафы

3 шт.

Стеллаж 2-х секционный

1 шт.

Часы

1 шт.

Радиоприёмник

1 шт.


Лист

 корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

по программе

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Кол-во часов

по факту

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...