Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Материал, предсталенный на публикацию, поможет учащимся 5-х классов разобраться в лексическом значении слов, правильно применять слова-антонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonimy.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   АНТОНИМЫ

Цель -  подбирать антонимы,  находить их  в тексте, употреблять в речи.

  1. Фронтальный опрос.

1.Что изучает лексика

2.Чем отличаются многозначные слова от однозначных?

3.Приведите  примеры слов с переносными значениями.

4.Работа с сигнальными карточками. Определить  прямое и переносное значение слов.

железное здоровье                                                     железные гвозди

спит река                                                                         спит ребенок

щеки горят                                                                       горят дрова

орлиный нос                                                                   орлиное гнездо

золотые руки                                                                  золотое кольцо

гуляет вьюга                                                                    гуляет малыш        

5.Что такое синонимы? Привести примеры.

2.Объяснение нового материала.

1.Устная работа. Показать рисунки с изображением белого лебедя и черного, большого животного и маленького. Рассмотреть  русинки, придумать предложения по рисункам. Указать   слова с противоположными значениями.

2.В языке есть слова, имеющие противоположное значение – это антонимы.

3.Словарно- орфографическая работа.

Антоним                               Анти – «против»»

                                                Оним – «имя» / греч./

4.Запишите стихотворение и найдите в тексте антонимы, подчеркните их, объяснить правописание выделенных букв.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает и злой.

В открытые окна

Нежданно влетит

То что – то прошепчет,

То вдруг загудит . . .

5.Употребление антонимов делает нашу речь более яркой,  выразительной. Широко используется антонимы в загадках, пословицах, поговорках.

6.Найдите в пословицах  и поговорках антонимы. Продолжите это задание, вспомнив еще пословицы. Кто больше назовет пословиц и поговорок?

1.В шутку сказано, да всерьез задумано.

2.Худой мир лучше доброй ссоры.

3.Ученье – свет, а неученье – тьма.

7.Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят хорошее слово. Обратите внимание на правописание 2-го слова.

грязный –

искусственный –

трусливый –

мягкий –

грубый -  

замкнутый –

слабый –

светлый –

8.Выполнение упражнения.

9.Вывод.

10.Д/з, оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс...

Антонимы

Презентация урока очень красочная...

Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».

Урок по русскому языку в 5 классе на тему:   "Лексика. Синонимы. Антонимы."...

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...