Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме: Назывные предложения
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Бунгова Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме: Назывные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nazyvnye_predlozheniya.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: назывные предложения

Тип урока:  урок освоения новых знаний.

Цель урока: достижение  обучающимися предметных результатов.

Технологии урока: элементы технологии развития критического мышления.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, групповая, парная.

Опорные понятия: грамматическая основа предложения, односоставные предложения, двусоставные предложения.

Новые понятия: назывные предожения.

Межпредметные связи: литература.

Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент. Актуализация знаний учащихся

Мобилизует учащихся на работу.  Формулирует задание для выполнения в группах: составить рассказ-обобщение на тему «Односоставные предложения». Оценивается правильность, логичность, лаконичность ответа.

На подготовку дается две—три минуты. Преподаватель определяет лучший рассказ.

Подготовка к работе.

Работа в группах. Обобщение имеющихся знаний. Составление связного ответа по критериям, данным учителем.

 

Личностные: действие смыслообразования.

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: обобщение имеющихся знаний.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, к участию в процессе исследования.

Мобилизирующий

этап.

Мотивация познавательной деятельности.

Демонстрирует запись на доске:

«[…]. Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы, обжигают лицо и руки.

[… ]. Можно передохнуть, полежать в сочной траве. Но и тут нужно быть начеку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. [… ]! Хватаюсь за ружье. Стрелять или нет? Зверь не заметил человека, прошел мимо. (По Г. Скребицкому)

Справка: Вот и поляна. Тигр. Жаркий день.»  Предлагает ознакомиться с текстом и сформулировать задание к упражнению.

Пользуясь справкой, нужно восстановить пропущенные предложения в тексте.

Задание выполняется в группах. Правильный вариант: 1 [… ].

— Жаркий день. 2 [ ]. — Вот и поляна. 3 [ ]! — Тигр!

Читают текст. Высказывают предположения о сути задания.

Выполняют задание  в группах.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Введение новой проблемной информации.

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Обращает внимание на восстановленные в тексте предложения. Ставит вопрос: «Какую функцию они выполняют?»

Обобщает и корректирует высказывания, сделанные учениками. Задает вопрос: «Если эти предложения называют предметы или явления, то какой термин можно применить к ним?»  Корректирует ответы учащихся, формулирует и записывает тему урока.  Предлагает учащимся сформулировать цель урока.  Цель урока: узнать, что такое назывные предложения; учиться отличать их от других видов предложений.

Учащиеся высказывают свои предположения: эти предложения указывают; сообщают о каком-либо явлении, предмете; называют предмет или явление и т.д.

Высказывают предположения о названии такого типа односоставных предложения.

Формулируют цель урока.

Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.

Регулятивные: уточнение целеполагания: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей.

Коммуникативные: постановка проблемных вопросов, толкование темы урока. Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Открытие нового знания.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Предъявление проблемной ситуации.

Предлагает обратиться к назывным предложениям в тексте, прочитать их, выделить грамматическую основу и на основании проделанной работы ответить на вопросы:

1. Назывные предложения односоставные или двусоставные?

2. Какой они имеют главный член: подлежащее или сказуемое?  

Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать определение назывных предложений.

 Выполняют самостоятельный анализ назывных предложений. Делают вывод о структуре грамматической основы назывных предложений. Формулируют определение назывного предложения.

Личностные: опыт осмысления роли синтаксической конструкции в стилистике текста.

Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы.

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Первичное закрепление изученного.

 Предлагает к выполнению упражнение 1. Формулирует задание: Прочитать предложения. Написать их в порядке изучения односоставных предложений. Определить их вид.  Указать грамматическую основу.

1.Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу.  (А. Фет)

2. Сентябрь. Стога. Сороки. В лесах осенний гуд.

(В. Боков)

3. Не торопись, не спеши, подождем. Забудем на миг неотложное дело.

(К. Симонов)

4. Об отсутствующих плохо не говорят.  5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, тени без конца, ряд волшебных изменений милого лица.  (А. Фет)

Повторяют материал о назывных предложениях, выполняя письменно задание.

Личностные: самоопределение. Формирование

навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий (и внимания)..

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Закрепление изученного

Предлагает самостоятельно сформулировать задание к упражнению 2, сопоставив предложения в группах и образец.

Задание выполняется самостоятельно и проверяется в парах.

Упражнение 2

I. Из березовой коры плетут корзины.

Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

(А. Майков)

Свет небес высоких, и блестящий снег, и саней далеких оди нокий бег.

(А. Фет)

Пахло сеном, созревающим хлебом, медом, полынью.

II. Души от ветра времени не прячь.

(В. Солоухин)

Виноград на лотках, три старушки в платках.

Сквер. А в сквере поблекшие клумбы.

(А. Кольцов)

Соловья баснями не кормят Образец:

1. Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья.

Чащобы в снежных шапках до бровей.

(П. Антокольский)

2. Что узнаешь в детстве, узнаешь на всю жизнь.

3. Не пером пишут, а умом.

4. Мне в душу повеяло жизнью и волей.

(А. Майков)

Самостоятельно формулируют задание: предложения в группах I и II нужно написать в таком же порядке, как в образце: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное.

Выполняют самостоятельно. Взаимопроверка работ в парах.

Личностные: самоопределение. Формирование

навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: Выбор форм сотрудничества при  решении проблемы и  удобной  формы записи решения. Интегрироваться в группу сверстников (работа в парах) и строить продуктивное взаимодействие.

Закрепление изученного.

Предлагает самостоятельно сформулировать задание к упражнению 3.

«Особенно много светлячков бывает в конце июня. В народе их раньше называли «Ивановыми червячками».  Жучки появлялись накануне древнего земледельческого праздника Ивана Купалы.

Вот зеленоватые огоньки. Это жучкисветлячки. Они жи вые! Они светят до самой зари.

Свет наших жучков довольно не яркий. В Южной Америке есть насекомые, которые светятся очень ярко. Это жуки ку кубано. Их свет так красив, что женщины даже украшают этими живыми фонариками свои прически.  Июнь. Ночь в лесу. Аромат трав. Запах цветов и свежей листвы. Таинственные звуки и шорохи.  

I ч. ← 5 [ н ].

II ч. ← 2 [ н ].

III ч. ← —

IV ч. ←1 [ н ].

На основании текста и предложенных схем с помощью учителя формулируют задние: Из частей текста, ориентируясь на количество назывных предложений в них, нужно составить верный текст. В первой части должно быть четыре назывных предложения, во второй — две, в третьей — их нет, в четвертой — одно.

Личностные: самоопределение. Формирование

навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: Выбор форм сотрудничества при  решении проблемы и  удобной  формы записи решения. Интегрироваться в группу сверстников (работа в парах) и строить продуктивное взаимодействие

Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации

Предлагает еще раз просмотреть написанные упражнения и сделать вывод, в какой литературе преимущественно употребляются назывные предложения.

Дополняет и уточняет высказывания учащихся.

Анализируют, делают вывод об стилистических особенностях применения назывных предложений.

Личностные: самоопределение. Формирование

навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их  в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Подведение итогов уроков.

Оценивает деятельность учащихся, обсуждает с ними домашнюю работу.

Обобщают новые знания. Формулируют связное высказывание о том, что узнали на уроке.

Личностные: смыслообразование, действие оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Чему научился?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание

Найти и выписать из художественных произведений, входящих в учебник по литературе, 7-10 назывных предложений. Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении.

Сделать вывод о художественной целесообразности применения предложений данного типа в тексте.

Записывают домашнее задание.

Личностные: самоопределение. Формирование

навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их  в соответствии с задачами и условиями коммуникации:

Список литературы:

  1. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов – М.: Мнемозина, 2012
  2. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...