Урок русского языка "Условное наклонение" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Максименко Лариса Михайловна

Данный урок представлен по программе Т.А.Ладыженской в СДП ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_6_klass_uslovnoe_naklonenie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Условное наклонение

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний


Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации определенных способов действия.


Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 


Задачи обучения:

  • познакомить с понятием условное наклонение глагола;
  • проиллюстрировать его выразительные возможности в речи;

Задачи развития:

  • активизировать развитие логической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

Задачи воспитания:

  • продолжить работу над воспитанием творческой личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей представлять продукт своей деятельности и объективно оценивающей собственную работу и работу одноклассников.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

1. Регулятивные УУД:

- определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

- планировать деятельность;

- определять степень успешности выполнения задания, причины успеха или неуспеха.

2. Познавательные УУД:

- наблюдать и делать выводы;

- представлять информацию в развернутом виде, используя ИКТ.

3. Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Перечень оборудования к уроку:  

Структура урока:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Содержание этапов урока:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Добрый день! Я рада встречи с вами. Хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, и каждый получил удовольствие от работы! Приступаем?

- Напомните мне тему предыдущего урока.

- Что вы узнали об изъявительном наклонении глагола? Расскажите и приведите примеры.

Продолжить знакомство с наклонениями глагола нам поможет музыкальный отрывок из известной сказки «Летучий корабль».

Время 4.45-8.00

- Ребята, о каких действиях говорят герои: о реальных или желаемых? (Желаемых, которые ещё не свершились)

- А как вы догадались? Назовите строки, которые подтвердят, что действия только желаемые.

(Ах, если бы сбылась моя мечта,

Какая жизнь настала бы тогда.

Ах, если бы мечта сбылась,

Какая жизнь тогда бы началась).

- Кто присоединяется к мнению ...?

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- На партах лежат карточки желтого цвета, откройте их, проверьте, правильно ли вы определили.

- Мы говорим о действии. Слова какой части речи обозначают действие? Найдите глаголы и назовите все, известные вам, морфологические признаки. (сов. вид, прош. время, ед.ч., ж.р.)

- Вы же сказали, что действие только желаемое, оно ещё не свершилось, а почему глаголы в прош. времени?

- Тогда какая возникает проблема?

- Почему глаголы в прошедшем времени обозначают желаемое действие?

- А что хотите узнать сегодня на уроке? Сформулируйте вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить?

 (Желаемое действие точно свершится или что-то для этого нужно?) Как вы думаете, как будет называться такое наклонение глагола?

-Тогда какая тема урока? Перенесите в тетрадь.

3. Этап выявления места и причины затруднения

- Попробуем разобраться с причиной нашего затруднения. В чем состоит недостаток наших знаний.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Чтобы определить, какие действия приведут нас к цели, обратимся к памятке учебника на стр. 109. Прочитайте.

- По этому плану вы будете работать в паре, исследуя материал на стр. 117-118.

Свой вывод запишите в виде примера на чистых листах.

-Сколько времени вам понадобится? (5-7 мин.)

5. Этап реализации построенного проекта

Работа в группе.

Выводы фиксируются и проговариваются.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ. Алгоритм.

1. Записали глагол в неопр. форме

2. От его основы при помощи суффикса -Л и частицы БЫ образовали условное наклонение.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Ещё раз обратимся к записанным строкам. Используя свои выводы, новые знания, докажите, что в музыкальном отрывке использованы глаголы в условном наклонении. Работа у доски и в тетради.

сбыться – сбылась бы – (мечта, желание)

настать – настала бы

начаться – началась бы

- Работая с пунктом 3, какую дополнительную информацию об условном наклонении глагола вы узнали?

(Глаголы условного наклонения имеют другое название – сослагательное). Сопереживание, сотрудничество, сострадание

Работа по орфографии. Проговаривание слова.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Используя алгоритм, образуйте условное наклонение глагола.

лететь, радовать, наклониться.

Проверка на слайде.

- У кого нет ни единой ошибки?

- Раз вы у меня такие умные, даю более трудное задание.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Ребята на электронном приложении к нашему учебнику вообще нет никакого материала по теме: «Условное наклонение», предлагаю вам выступить соавторами и составить текст или электронную презентацию для будущих учеников 6 класса.

На партах лежат карточки синего цвета, выберите то задание, которое вам по душе и выполните его.

-Сколько времени вам понадобится? (5-7 мин.)

Карточка.

1. Найдите в интернете пословицы с глаголами в условном наклонении, запишите в тетрадь.  Пользуясь алгоритмом, объясните образование глаголов.

2. Составьте электронную презентацию по теме урока.

3. Напишите творческую работу «Если бы я был волшебником».

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Проверка работ учащихся, оценка одноклассников.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

- ЧТО ВЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ? ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ, НАСКОЛЬКО ВЫ ПРОДВИНУЛИСЬ К ЦЕЛИ?

ДОМА: Задание с элементами выбора и творчества.

1. Учебник, стр. 117-118, закрепить материал об условном наклонении.

2. Упр. 543, используя алгоритм.

3. Напишите сочинение, выводом в котором будет пословица с глаголами в условном наклонении.

Ах, если бы сбылась моя мечта,

Какая жизнь настала бы тогда.

Ах, если бы мечта сбылась,

Какая жизнь тогда бы началась.

Ах, если бы сбылась моя мечта,

Какая жизнь настала бы тогда.

Ах, если бы мечта сбылась,

Какая жизнь тогда бы началась.

Ах, если бы сбылась моя мечта,

Какая жизнь настала бы тогда.

Ах, если бы мечта сбылась,

Какая жизнь тогда бы началась.

Ах, если бы сбылась моя мечта,

Какая жизнь настала бы тогда.

Ах, если бы мечта сбылась,

Какая жизнь тогда бы началась.

Ах, если бы сбылась моя мечта,

Какая жизнь настала бы тогда.

Ах, если бы мечта сбылась,

Какая жизнь тогда бы началась.

Ах, если бы сбылась моя мечта,

Какая жизнь настала бы тогда.

Ах, если бы мечта сбылась,

Какая жизнь тогда бы началась.

Карточка.

1. Найдите в интернете пословицы с глаголами в условном наклонении, запишите в тетрадь.  Пользуясь алгоритмом, объясните образование глаголов.

2. Составьте электронную презентацию по теме урока.

3. Напишите творческую работу «Если бы я был волшебником».

Карточка.

1. Найдите в интернете пословицы с глаголами в условном наклонении, запишите в тетрадь.  Пользуясь алгоритмом, объясните образование глаголов.

2. Составьте электронную презентацию по теме урока.

3. Напишите творческую работу «Если бы я был волшебником».

Карточка.

1. Найдите в интернете пословицы с глаголами в условном наклонении, запишите в тетрадь.  Пользуясь алгоритмом, объясните образование глаголов.

2. Составьте электронную презентацию по теме урока.

3. Напишите творческую работу «Если бы я был волшебником».

Карточка.

1. Найдите в интернете пословицы с глаголами в условном наклонении, запишите в тетрадь.  Пользуясь алгоритмом, объясните образование глаголов.

2. Составьте электронную презентацию по теме урока.

3. Напишите творческую работу «Если бы я был волшебником».

Карточка.

1. Найдите в интернете пословицы с глаголами в условном наклонении, запишите в тетрадь.  Пользуясь алгоритмом, объясните образование глаголов.

2. Составьте электронную презентацию по теме урока.

3. Напишите творческую работу «Если бы я был волшебником».


ПРОБЛЕМА: 

СОСЛ...ГАТЕЛЬНОЕ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русский язык 5 класс Урок Письма

Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...