Уроки русского языка в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Пучнина Юлия Николаевна

Уроки русского языка в 10 классе по лексике, словообразованию и орфографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_russkogo_yazyka_v_10_klasse.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки русского языка в 10Б классе

Учитель русского языка и литературы Пучнина Ю.Н.

УРОК 1

Тема: Синонимы. Употребление синонимов в речи.

Дата: 20 января 2012 г.

Цели урока: 

  1. Создание условий для систематизации знаний о синонимах и их функции в тексте.
  2. Развитие умения употребления синонимов в речи, расширение словаря учащихся.
  3. Воспитание культуры речи, культуры умственного труда обучающихся.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и умений.

- Давайте вспомним, что такое синонимы. Приведите примеры синонимов.

(Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению.)

- Чем отличаются друг от друга синонимы?

(Синонимы отличаются друг от друга различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать – жаждать); разными оттенками значения (хотеть, желать – “ощущать потребность в чем-либо, преимущественно более близком и доступном”, мечтать – “мысленно стремиться к чему-то более отдаленному), стремиться – “настойчиво добиваться чего-либо в действиях); разными сферами стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть – разговорные).

- Каково значение синонимов в нашей речи?

(Расширяя словарный состав языка, синонимы одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.)

- Какие типы синонимов вам известны?

(Приводится ряд примеров, на основе которых учащимся можно было бы сделать следующий вывод и сформулировать правило.

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу-приступить к работе; возле дома – около дома).

- Приведите по три собственных примера всех этих разновидностей синонимов .

(Правило и примеры записываются в тетрадях).

- Послушайте предложение и скажите, какую цель преследовал автор, используя целый ряд синонимов: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

(В тетрадях записывается вывод: в художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь при переходе от одного к другому называется градацией).

- Попробуйте составить свои примеры, используя данный прием.

3. Совершенствование имеющихся и формирование новых умений.

Задание 1. Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения.

Скоро захохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

(Л.Кассиль)

Придумайте свое подобное предложение, описав ситуацию движения людей за окном.

Упр.14 (В.Ф.Греков «Пособие для занятий по русскому языку»). Определение видов синонимов.

Упр. 15. Подбор синонимов к выделенным словам.

Задание 4. Объясните подбор синонимов в следующем отрывке из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц…

- Эй, ты, Косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи. Улыбнулись даже старые зайцы…

Создайте собственный текст небольшого объема, насыщенный синонимами, выбрав в качестве сюжета рассказ о забавном случае в походе либо о трудностях, с которыми вы столкнулись в походе. Возможно использование собственного сюжета.

4. Рефлексия.

- Каковы наши достижения в решении учебной задачи урока?

- Какие проблемы возникали в процессе работы?

5. Домашнее задание. Упр. 20, 21 + (по выбору)

Подберите ряды синонимов из сказок А.С. Пушкина, стихов С. Есенина, русских былин. Оформите свое высказывание в виде рецензии на выбранное произведение.

УРОК 2

Тема: Происхождение лексики современного русского языка.

Дата: ___ января 2013 г.

Цели урока:

1.Формирование представления о путях заимствования в русском языке. Изучение особенностей появления заимствований в русском языке.

2. Развитие умений, навыков распознавания, анализа, умения классифицировать языковые факты.

3. Воспитание интереса к изучению заимствований в русском языке, обогащение представлений учащихся о духовной, нравственной и языковой культуре народа.

4. Обучение пользованию словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов).

Ход урока:

  1. Актуализация уже имеющихся знаний учащихся по теме “Лексика”

- Что такое лексика? Что она изучает?

- На какие группы делится лексика в зависимости от лексического значения слов? (Однозначные и многозначные).

- На какие группы делится лексика в зависимости от смысловых связей между словами? ( Синонимы, антонимы, омонимы).

- Каково деление лексики в зависимости от употребления слов разными группами людей? (Общеупотребительные и необщеупотребительные).

- А с точки зрения происхождения слов? ( Исконно русские слова и иноязычные слова).

2. Обобщение, углубление знаний учащихся по теме урока.

Слово учителя.

“Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего”, - так писал о нашем языке русский писатель А.Н.Толстой.

Русский язык существует много веков, и за многие столетия он претерпел немало изменений. Изменился его словарный состав, не остался неизменным и грамматический строй языка, и звуковая система.

Самые значительные изменения происходят в словарном составе языка. Существуют два основных пути формирования лексики: прямой путь, при котором из имеющихся в языке элементов возникают исконно русские слова, и путь заимствования, при котором новые слова приходят со стороны, из других языков.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, как узнать слово-пришелец, каковы признаки заимствованных слов, а также научимся определять по лексическим, орфоэпическим, фонетическим признакам, из какого языка пришло то или иное слово.

- Можете ли вы сказать, из каких языков пришли слова: бифштекс, кокос, чалма, майор, шторм, масштаб, арена, сельдь, камбала, башмак? По каким признакам вы это определили? Трудно? Делаем ошибки?

На уроке мы изучим некоторые из признаков, определяющие происхождение слова.

- В процессе изучения языка в предыдущие годы мы с вами изучали международные словообразовательные элементы. Как правило, они имеют греческое или латинское происхождение. По количеству слов, внесенных в наш язык греческим и латинским языками, с ними может соперничать только старославянский язык.

Давайте вспомним международные словообразовательные элементы и подберем слова с этими элементами (запись в тетради):

авиа…(лат. avis– птица),

анти…(греч.anti – противо…),

гуман…(лат.humanus – человечный),

лабор…(лат.labor - труд, работа),

дем…(греч. demos– народ),

сан…(лат.sanare – лечить, исцелять),

эпо…(греч.epos - слово, рассказ),

фил…(греч. philos – друг, любящий).

3.Сообщения учащихся.

1. Давние заимствования из скандинавских и финских языков.

2. Тюркские заимствования.

  1. Немецкие слова, пополнившие русскую лексику.
  2. Французские по происхождению слова русского языка.
  3. Заимствования из английского языка.

4. Беседа.

- Каковы причины, вызывающие появление заимствованных слов?

- Какие словари, в которых можно определить лексическое значение слова, вы знаете?

-Какие словари заимствованных слов вам известны?

Представление словарей:

  1. “Этимологический словарь русского языка”, составленный А.Преображенским (1910–1914 гг.).
  2. “Краткий этимологический словарь русского языка” Н.М.Шанского (1961г. и другие издания.)
  3. “Словарь иностранных слов”- М.: Русский язык, 1981 (и другие издания).
  4. “Современный словарь иностранных слов” И.В.Нечаевой – ООО “Издательство АСТ, М., 2002.

5. Тренировочные упражнения на закрепление.

1) Упражнение 31,32 (В.Ф.Греков «Пособие для занятий по русскому языку»).Старославянизмы.

2) Спишите, определите по различным признакам, из какого языка пришло слово.

Фильмотека, телескоп, термометр, прототип, параметр, аргонавт, зоопарк, агроном. ( Широко известные международные элементы греческого).

Сарафан, сарай, казна, барабан, балаган, таракан, алыча, лапша

( сингармонизм гласных – фонетическая примета тюркских языков).

Пари, шасси, жалюзи, павильон, медальон, резервуар, тротуар, силуэт, авеню, пилотаж, макияж ( конечное ударное -е, -э, -о при неизменяемости слов, сочетания –уэ, -уа, конечное –аж во французском.)

Брифинг, прессинг, спиннинг, пудинг, бриджи, бюджет, киллер, брокер (конечное –инг, -ер, сочетание –дж- - приметы английского языка).

3) Работа по группам. Пользуясь словарями иностранных слов, определить значение слов: дайджест, спикер, инвестор, менталитет, маркетинг (1 группа),

банальный, амбиция, дилемма, дилетант, имидж (2 группа),

интегрировать, инвестор, импичмент, китч, плюрализм, (3 группа). + Упр. 34

6. Подведение итогов урока.

-Всегда ли нужны заимствованные слова?

-Как вы относитесь к иноязычной лексике?

-Для чего необходимо изучать заимствованную лексику?

- Какова роль заимствованных слов в формировании лексикона личности современного молодого человека? 

7. Домашнее задание: Упр. 35,36.

УРОК 3

Тема: Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Общеупотребительная лексика.

Дата: __ февраля 2013 г.

Цели урока:  

  1. формирование представлений о стилистических особенностях употребления данных видов лексики (при создании рекламных слоганов);
  2. развитие  умений определять лексические особенности текста с лексикой ограниченного употребления;
  3. развитие умений и навыков создания собственных высказываний.

Ход занятия

1) Организационный момент

2) Определение темы занятия, постановка цели

- Сегодня мы занимаемся повторением по теме “Лексика”. Что вы помните из предыдущих классов по этой теме”? Словарь лексических средств выразительности поможет вам в этом:

Смысловые единицы речи

Стилистически окрашенная лексика

Лексика ограниченного употребления

Лексические образные средства речи

Многозначные слова

Антонимы

Окказионализмы

Омонимы

Паронимы

Синонимы

Каламбур

Разговорная

Просторечная

Газетно-публицистическая

Канцеляризмы

Термины

Жаргонизмы

Профессионализмы

Архаизмы

Историзмы

Неологизмы

Иноязычные слова

Эпитет

Сравнение

Метафора

Аллегория

Перифраз

Метафора

Метонимия

Синекдоха

Литота

Гипербола

Олицетворение

Ирония

- Что изучает лексика? /словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения/

- Возможно ли, например, выявить особенности лексики публицистического стиля или составить словарь отдельного произведения?

3) - Предлагаю на время урока превратить класс в научную лабораторию. Возьмём за объект нашего исследования какой-нибудь текст и сделаем его язык предметом нашего исследования. Итак, мы становимся сотрудниками научной лаборатории. В течение урока работаем на специальных листах:

Повторение по теме “Лексика” 

Объект исследования:_______________________________

Предмет исследования:______________________________

Цель исследования:__________________________________

Лабораторная работа

Дано: _____________________________________________

Найти: цель использования лексических средств.

Условие: заменить лексические средства синонимами.

Решение:_________________________________________

Ответ:___________________________________________

 

Общий вывод:_______________________________________

- Определите объект нашего исследования по трём признакам:

образован от латинского слова “Reklamare” – громко возражать, шумно протестовать, громко выкрикивать, призывать.

Его цели:

  • воздействовать на нас, внушать определённые идеи и мнения,
  • побуждать к приобретению товара или получению услуги.

Постоянно прерывает любимые сериалы и программы на самом интересном месте.

/Объект – текст рекламы/

- Опираясь на этимологию слова, скажите, выполняет ли реклама свои функции? Какой она должна быть? /Шумной, кричащей/

Реклама – это не напевная песня, а гортанный крик глашатая.

- А теперь определим предмет исследования.

- Что мы будем искать в этих текстах? Как это соотносится с темой урока?

/ Предмет – лексические средства выразительности, используемые в рекламе/

- Какую цель поставим перед собой?

/выяснить, с какой целью они используются/

- Как полученные знания могут пригодиться в нашей жизни?

/Сможем противостоять плохой рекламе, справиться с выполнением творческой части ЕГЭ, сможем сами создать качественный текст рекламы/

Работа по теме урока

Любой текст, в том числе и рекламы, должен

- привлечь к себе внимание;

- заинтересовать;

- побудить к действию.

- Каким образом можно привлечь к себе внимание?

/обратиться к собеседнику/

- Из казённого языка в рекламу пришла манера начинать текст с фраз “Уважаемые клиенты”, “Дорогие товарищи”. Подскажите, как называются такие штампы, пришедшие из официально-делового стиля?

/Канцеляризмы/

- Удачно ли их использование? Чтобы разобраться, рассмотрим такую ситуацию: если я скажу: “Ребята, перестаньте шуметь”, или конкретизирую: “Таня, Дима, Серёжа, перестаньте шуметь”, - то в каком случае обращение быстрее достигнет своей цели? /Во втором случае/

- То есть должна быть адресная направленность. Молодёжную аудиторию привлекает даже не обращение, а прямой призыв к действию. Вспомните рекламные тексты, адресованные молодёжи.

Сникерсни! Не тормози!

Стиморол Асе - отрывАсе!

- Рассмотрим два слогана:

/Слоган (англ.) – рекламный лозунг, короткая, запоминающаяся фраза/

- Определим, какие лексические средства выразительности использовались при их создании.

Можно ли в толковом словаре найти слово “Сникерсни”? /Нет, это слово придумали создатели рекламы/

- Что оно означает в вашем понимании? / “Перекуси шоколадным батончиком” / Такие индивидуально-авторские слова называются окказионализмами/

- Что означает “не тормози”? Если его рассматривать в прямом значении “перекусывай на ходу”, то в этом случае это прямой призыв к язве желудка. Если его рассмотреть как выражение, активно употребляющееся в молодёжном сленге, то оно переводится как “будь впереди всех”.

В этом случае его можно отнести к жаргонизмам.

- Какой приём используется во втором слогане?

/Слоган построен на каламбуре/

- Почему в этих рекламах используются жаргонизмы?

/Он предназначен для молодёжи, поэтому должна использоваться лексика, употребляемая этой аудиторией/

4) Лабораторная работа

- Уважаемые сотрудники, проведём лабораторную работу. В ходе этой работы вам нужно определить цель использования лексических средств выразительности в данных рекламах. Работу выполняем самостоятельно на специальных листах

/В ходе лабораторной работы учащиеся заменяют лексические средства выразительности синонимами и приводят примеры получившихся реклам без этих средств: “Съешь шоколадный батончик, не отрываясь от работы”, “Жевательная резинка – можно весело провести время”. В результате сравнений с исходными текстами делаем вывод, что без использования лексических средств выразительности слоганы получаются не такими яркими и выразительными/

- С какой целью используются лексические средства выразительности в данных текстах реклам?

/Привлечь к себе внимание, сделать текст ярким, выразительным/

5) Обобщение изученного

(Чтобы подвести исследование к общему выводу, группе учащихся даётся задание создать текст рекламы о школе.

Создайте текст рекламы о школе. 

К кому вы обратитесь?

В какой форме это сделаете?

Что в вашей школе может привлечь новых учеников?

Какие проблемы школа может решить?

Какие лексические средства вы использовали при создании рекламы?

Остальные продолжают совместную работу с учителем.

- Представьте на минуту, что Государственная Дума приняла закон, запрещающий рекламу в СМИ. Что тогда произойдёт? Ваши версии.

/Мнения ребят, как и предполагалось, разделяются на два лагеря. Одни считают, что реклама только мешает, прерывая фильмы, другие говорят о том, что без рекламы не всегда можно будет узнать о нужной тебе информации/

- Как вы думаете, почему фильмы прерываются рекламными вставками, а газеты и журналы испещрены рекламными объявлениями? Зачем это нужно издательствам и каналам?

/На эти деньги они живут/

- Например, американское телевидение полностью существует за счёт доходов от рекламы. Если рекламу запретят, деньги будут поступать от государства, то о чём тогда будут говорить СМИ? Укусит собака своего хозяина, дающего ей пищу и кров, даже если хозяин с другими собаками обращается жестоко и несправедливо? Так и в реальной жизни будут произноситься хвалебные речи в адрес властей и правильной политики государства. Тогда , может быть, нужно говорить не о том, существовать рекламе или нет, а разобраться с её качеством, социальной полезностью? И у вас есть прекрасная возможность сделать это. Профессия копирайтера (создателя рекламы) в наше время востребована, пользуется спросом. Послушайте образец качественной рекламы, созданной вашими одноклассниками:

/Вам нужны прочные знания?

У вас нет классных учителей?

Двери нашей школы всегда открыты для вас!/

- Какие средства выразительности вы использовали при создании рекламы?

/Опирались на многозначность, использовали слова в прямом и переносном значении/

6) Итоги урока

- А теперь, уважаемые коллеги, какой вывод мы сделаем из нашего исследования? С какой целью используются в текстах лексические средства выразительности?

/С целью привлечения внимания к написанному, для создания яркого, выразительного образа, для внушения каких-то идей/ Рефлексия

7) Домашнее задание: Упр. 40 +

- Продолжить исследование, начатое в классе, но уже на примере других текстов реклам, находя лексические средства выразительности и определяя их роль.

УРОК 4

Тема: Фразеологизмы.

Дата: ___ февраля 2013 г.

Цели урока:

  1. совершенствовать умения учащихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
  2. развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
  3. воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

– В середине ХХ века ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно емкую.

Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология еще очень молода, но за прошедшие годы сделано немало. Однако далеко не все тайны открыты. И мы с вами попытаемся разгадать некоторые из них. Итак, в путь!

3. Актуализация опорных знаний.

– А что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Ф. выполняют роль одного члена предложения)

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимое словосочетание.

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь; как, провалить, земля, сквозь = как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.

(водой не разольешь – очень дружны, как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть)

Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

4. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

– Как и слово, фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы синонимы: два сапога пара, одного поля ягода (один другого не лучше). Фразеологизмы антонимы: засучив рукава, спустя рукава.

Итак, задание 1. из данных словосочетаний составьте синонимичные пары.

Найдите пару. Из данных словосочетаний составьте синонимичные пары.

(Девать) некуда
на всех парах
не отходя от кассы
поминай как звали
держать камень за пазухой
делать большие глаза
плакать в жилетку
от аза до ижицы
от доски до доски
открывать Америку

сломя голову
пруд пруди
и след простыл
по горячим следам
разводить руками
иметь зуб
петь лазаря
от
а до я
изобретать велосипед
от корки до корки

– А теперь прошу найти пары фразеологизмов-антонимов. Задание 2

Найдите пары фразеологизмов-антонимов

Голубая кровь
сердце кровью обливается
черная кость
сердце обросло мохом
вставлять палки в колеса
хоть пруд пруди
кот наплакал
дать зеленый свет

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие выражения, ставшие крылатыми. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (“Много снега – много хлеба”); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (“пусто, словно Мамай прошел”); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (“страшнее кошки зверя нет”).

ачение: источник несчастий, великих бедствий.

“Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится” – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом или зарубить на носу. Оказывается, они не только разного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову “нос” в современном понимании.

– Очень часто происходит так, что одни и те же слова употребляются в разных фразеологизмах. Ну, например, мозолить глаза, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, как бельмо на глазу и т.д. А попробуйте отгадать, что связывает все эти слова:

  1. его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные
  3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Задание 4. Упр. 43, 44 (В.Ф.Греков «Пособие для занятий по русскому языку»). Выявление ошибок при употреблении фразеологизмов.

Задание 5. Найдите в предложенных предложениях фразеологизмы, определите их значение.

Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы. Определите их значение.

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан.(Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль) 8) Лиров стоял у косяка дверей в переднюю, глядел во все глаза на занимательную беседу прокурора с полковником о здравии его превосходительства господина губернатора и ее превосходительства супруги его.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Так какова же роль фразеологизмов?

Фразеологизмы делают нашу речь более емкой, образной, выразительной. В области изучения фразеологизмов сделано немало, но любое познание бесконечно. Мне хочется призвать вас в путь, который никогда не окончится, но всякое новое знание обогатит вас!

6. Домашнее задание. Составить связный текст, употребив не менее 5 фразеологизмов + упр. 45 .

УРОК 5

Тема: Морфемика.

Дата: 17 февраля 2012 г.

Цели урока:

  1. обобщить и углубить знания по морфемике, повторить понятия и термины раздела “Морфемика”, познакомиться с историческими изменениями в структуре слов, повторить порядок морфемного анализа;
  2. развивать умение выполнять типичные задания ЕГЭ (задания А, В раздел “Морфемика”), различать морфемы в составе слова и выделять их значения;
  3. воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Слово учителя: Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение.— Давайте сравним слова, записанные на доске. Чем они различаются?

Чёрная тушь – играть туш; русская печь – печь пироги.

Эти слова различаются не только своим лексическим значением. Существительные тушь туш относятся к разным типам склонения: первое – женского рода, второе – мужского; слова второй пары относятся к разным частям речи: существительное и глагол. Следовательно, кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение.

Если меняется только грамматическое значение слова, а лексическое остаётся тем же самым, то мы имеем дело с формами одного и того же слова. Например: книга, книги, книге – формы одного и того же слова; но книга, книжонка, книжечка – разные слова, так как их лексическое значение не совпадает полностью; звонить, звонит, звоню – формы одного слова; звонишь, позвонишь, созвониться – разные слова и т.д.

— В какой части слова содержится лексическое значение? (корень) Грамматическое? (окончание, может быть суффикс). А какой раздел науки о языке изучает части слова? ( Морфемика)

3. Актуализация знаний и умений по теме.

 Следовательно, тема нашего урока “Морфемика”, запишем тему урока в тетрадь.

Какие цели определим для себя?

 Цель нашего занятия не просто повторить определения частей слова (морфем), план морфемного разбора, но и выявить пробелы в подготовке по данному разделу, развивать умения свободно ориентироваться в структуре слова, видеть связь с морфологической характеристикой слова; углубить знания, связанные с историческими изменениями в структуре слова. 

1. Проведём разминку-повторение по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель читает толкование морфем и других сведений из раздела “Морфемика”, учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ).  

  1. Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения… (корень)
  2. Раздел науки о языке, изучающий части слова – (морфема)
  3. С помощью приставки в русском языке образуются … (новые слова)
  4. Слово учитель образовано от слова … (учить)
  5. Слова, состоящие из двух или более корней, называются … (сложными)
  6. Минимальная значимая часть слова, не подлежащая дальнейшему членению, называется… (морфема)
  7. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении, называется… (окончанием, флексией)
  8. Основа, от которой образовано слово, называется … (производящей)
  9. Выделение значимых частей слова цель …. разбора (морфемного)
  10. Морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова или нового слова, называется…(постфикс)
  11. В русском языке аффиксы делятся на …(словообразующие и формообразующие)
  12. Формы слова в русском языке образуются при помощи …(окончаний)
  13. Назовите приставки, правописание которых зависит от значения ... (пре-, при-)
  14. Слова бумажный, дружески образовано при помощи … (суффикса)
  15. Какие слова не имеют окончаний? (наречия, деепричастия, служебные части речи)

 

2.  Анализ “разминкив форме беседы с учащимися.

— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 8, значит, терминологический минимум не усвоен; от 8 баллов до 11 – удовлетворительно, 12-13 – хорошо; 14-15 баллов – отлично.

Какие вопросы показались трудными?

 Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа?

Учащиеся должны отметить трудность вопросов, связанных с производной, непроизводной, производящей основами, словообразующими и формообразующими аффиксами.

4. Изучение нового материала по теме

1. Понятие формообразующих и словообразовательных аффиксов.

— Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”

— Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?

Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.

— А кабаржонок? Кабаржиха? В этом слове мы можем выделить суффикс, который поможет понять значение незнакомого слова. В слове кабаржонок мы можем выделить суффикс -онок. Как вы думаете, какое у него значение? (Этот суффикс указывает на детёныша). В слове кабаржиха суффикс -их. Значит, данные суффиксы образовали новые слова, с новым значением, а следовательно, это словообразовательные суффиксы (словообразовательная морфема).

Задание.

—Вспомните и запишите слова с таким же суффиксом. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т.д.) Объясните написание.

— Сравните слова: кабарга, кабарги, кабаргой, о кабарге. Это разные слова или одинаковые? Или прослушайте детское стихотворение С. Маршака (читаем сначала только второй столбик) и ответьте на вопрос: о каких городах говорится в нём?

Из-за далёких рубежей
Доходит к нам молва.
Сто раз в одном из падежей
Ты названа, Москва.

Послушай радио – молву
Минуту или две:
Москва, Москвы, Москве,
Москву, Москвою, о Москве.

(Речь идёт об одном и том же, меняется падежная форма слова)

— Значит, окончание меняет только форму слова, а следовательно, является формообразующим аффиксом.

2. Понятие омонимичных, синонимичных морфем.

Слово учителя.

— Выполняя разминку, вы заметили, что во всех словах корень -гор-, а вот к словам с чередующейся гласной отнесли только два слова: загорать, разгорается. Почему это происходит в языке? Какое явление здесь наблюдаем?

— Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема может дать жизнь огромному числу слов. Н-р, в словарях зафиксировано с корнем ветер 90 слов, винт (стержень со спиральной нарезкой) — 117, бел(ый) — 242, вод(а) — 213, бр(ать) — 390, би(ть) (глагол) —456, вес(ти) —– 503, нес(ти) (взяв что-л., перемещать, доставлять куда-л.) — 504 и т. д.

Морфемы, являясь частью слова, обладают многими признаками и свойствами слова. Так, н-р, морфемы, как и слова, могут иметь омонимы, синонимы, антонимы.

— Вспомним, что такое омонимы, синонимы, антонимы?

— Данные слова,: г..ристая , заг..рать, г..рнист, г..рюет – имеют одинаковый корень, но значение у них разное, значит, перед нами корни–омонимы. Омонимичными могут быть разные морфемы. Рассмотрим примеры в таблице (распечатанный материал на столах):

Таблица

УЧИТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ, РУКОВОДИТЕЛЬ 

КАМЕНЩИК, НАЛАДЧИК, ЛЕСНИК, ТРУЖЕНИК

Суффиксы -ТЕЛЬ-, -ЧИК-, -ЩИК-, -НИК– в данных словах означают принадлежность к какому-либо роду деятельности, т.е синонимичны

НО: 

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ, РУБИЛЬНИК, СЧЕТЧИК

В данных словах суффиксы -ТЕЛЬ-, -ЧИК-, -ЩИК-, -НИК– имеют лексическое значение “прибор, механизм, устройство", т.е. по отношению к предыдущим суффиксам они омонимичны.

Или сравним слова с приставками, данными в учебнике (чтение материала на стр. 45. под обозначением СТ): закричать – вскричать, данные приставки (за-, вс-) синонимичны, т.к. близки по значению, но отличаются стилистически.

3. Понятие производной, непроизводной и производящей основ.

Слово учителя.

— Выполняя упражнения, мы обратили внимание на то, что слова образуются от других слов.

Н-р, гордыня образовано от слова гордый, докторша от доктор, секретарша от секретарь. Для таких слов (которые образуются и которые образуют) в русском языке есть лингвистическое «название».

(Ответ: Основа, от которой образовано слово, называется производящей. Производная основа — членимая, помимо корня включает приставки, суффиксы. Непроизводная (нечленимая) основа состоит только из корневой морфемы).

Слово учителя. (учащиеся отмечают (записывают) основные процессы в тетради-справочнике)

— В корне слова могут происходить различные чередования гласных и согласных; могут выпадать звуки (об+вертка = обернуть, об + вернуться = обернуть(ся)); могут вставляться звуки (взнуздать (от узда), вотчина (от отчий), заиндевелый (от иней); может слово в процессе исторического развития языка утрачивать свою членимость и восприниматься нами как нечленимое (происходит процесс опрощения). При данном процессе корень как бы поглощает другие морфемы. В результате слияния аффиксов с корнем происходит сокращение количества морфем в слове. Сравните: мешок -мех (данные слова записываются на доске). Суффикс -ок прирос к корню и связь между словами утрачена. От слова место образовалось слово поместье (т.е. владение по месту службы дворянина), а от него образовалось помещик. В современном языке слова место и помещик рассматриваются как разнокорневые слова. Или, н-р, в слове работа мы не выделяем корень -раб-.

Может быть процесс противоположный опрощению – усложнение. В результате этого процесса одна морфема членится на две. Н-р, заимствованное из голландского языка слово зонтик с одним корнем стало члениться под влиянием русских слов столик, носик, листик и др. на корень -зонт– и суффикс -ик.

Могут слова просто менять границы членения морфем, при сохранении звукового состава. Это так называемый процесс переразложения. Н-р, ранее слово голыдьба членилось на голыдь/б/а, а в современном языке – гол/ытьб/а.

Таким образом, мы познакомились с основными историческими и морфонологическими изменениями в структуре слова.

Задание.

— Определите процессы, происходящие в словах. (Учащиеся записывают пары слов в тетрадь, желающие комментируют вслух процессы, которые наблюдаются в словах).

Пух – пушистый, пахать – пашет, двигать – двинуть, ель – ёлка, веду – вёл, водить – вожак, обволакивать – облако, окно – око, небось – не бойся, негодяй – не годится, лепёшка – лепёха , мгла – мга.

5. Закрепление изученного материала (подготовка к ЕГЭ)

1. Задание № 3,4 из «Сборника учебно-тренировочных упражнений к ЕГЭ» В.Н. Александрова (с.69-70). Морфемный разбор слов.

2. Анализ заданий вариантов ЕГЭ

Примеры заданий закрытого типа (выбрать один вариант ответа)

1) Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) проскакивая, б) перевозчик, в) разыгравший, г) стержневой.

2) В каком слове есть суффикс -ЧИК– со значением “маленький”?

А) шкафчик; б) мячик; в) лётчик; г) огурчик.

3) В каком ряду во всех словах выделяется окончание -Е ?

А) междуречье, вдвойне; б) чудовище, преддверие, знамение;

В) вызывающе, глубже, доисторические; г) вкратце, сверхдальние.

4) В каком ряду во всех словах нулевое окончание?

А) гербарий, босиком; б) суффикс, смелость, рощ; в) олений, разбросав.

5) Определите, в каком ряду приставка ПЕРЕ– одного значения:

А) перелететь, переварить, перешить; б) привстать, привязать;

В) пересолить, переносить; г) перебежать, переползти, перейти.

Примеры заданий открытого типа (часть В).

6) Из данного предложения выпишите слова, состоящие из трёх морфем: корня, одного суффикса и окончания.

Счастливых минут не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

Ответ: счастливых, жизнь.

7) Укажите предложение, в котором используются родственные (однокоренные) слова.

А) Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в голицынском “Доме творчества”. Б) Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни её портретов, фотографий. В) И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утончённо-изысканный, быть может, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой. Г) Оказалось – ничего подобного. Д) Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка.

Ответ: В (воображение, образ)

Морфемика и орфография.

8) Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква з.

а) ра_ворошить, и_зябнуть, (з,с)дать, во_создать, перера_пределить;
б) обе_зараженный, ра_добыть, бе_вкусный, ни_вергнутый, нера_деленная;
в) ра_царапать, обе_воженный, (с,з)двинутый, и_следовать, и_бранник.
г ) ра_двоение, в_лететь, и_подтишка, бе_полезный, (с,з)бивчивый.

9. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

а) громко свиснуть; б) мелкая изморось; в) отвезти песок на стройку; в) искусный мастер.

10 Найдите строчку, где в каждом слове допущена ошибка в написании корня

а) чёрный, шопот, ночовка, нарцысс б) цыклон, шассе, зоря, косание

в) уравнение, постилить, пловец, соберать г) хруснуть, начинать, вырастить

11. Укажите номер строчки, где все слова с пропущенной чередующейся гласной в корне

а) бл..стящий, зар..внять, скл..ниться, изл..жение

б) изл..гать, насл..ждение, ск..чок, заг..рать

в) зал..зать, запл..тить, оз..рять, з..рница

г) р..стовщик, взр..слеть, разв..вается, прим..рять

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Мы повторили основные понятия по теме, проанализировали примерные задания в ЕГЭ, познакомились с историческими изменениями в слове.

Выставление оценок за работу на уроке отличившимся учащимся.

7. Домашнее задание: Упр. 98 +

морфемный разбор слов: безрукавка, вход, улетучиться, труженик.

УРОК 6

Тема: Словообразовательный разбор слова.

Дата: 24 февраля 2012 г.

Цели урока:

  1. Обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного анализов.
  2. Развивать умение безошибочно выполнять типичные задания ЕГЭ (А13, В1), связанные с разделом «Морфемика и словообразование»), различать морфемы в составе слова и выделять их значения, определять средства и способы образования слов.
  3. Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 6-го класса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть. (Учитель приглашает к интерактивной доске заранее подготовленного ученика (Сообщение на тему «Основа слова, способы образования слов в русском языке»). Идет демонстрация слайдов, ученик комментирует, а класс работает в тетрадях.

3. Тренировочная работа. 

- Теория без практики мертва – переходим к практической части. На доске представлены задания (определить способ словообразования):

  • безделье дел(о) > без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;
  • веселый весел(ый) > весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;
  • богомолье бог(а) моли(ть) > бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией;
  • железобетонный железобетон > железобетонный – суффиксальный способ;
  • сочувствие со / чувств / и [й / э] - приставочно-суффиксальный способ;
  • бездушный без / душ / н / ый - приставочно-суффиксальный способ;
  • милосердие мил-о-сердие – сложение основ. 

4. Работа по определению способов словообразования. 

Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).

5. Работа по развитию речи.

- Давайте обратимся к нескольким словам первого тренировочного задания – добросердечность, бездуховность, милосердие. В какую тематическую группу можно объединить эти слова? (Нравственность). Да, нравственность. А как вы понимаете лексическое значение слова милосердие? (Достойный сожаления, милости, …)

Но вы же помните, ребята, что у нас успешный результат ЕГЭ зависит от выполнения части С – самой сложной. Часть С – это работа с текстом. Текст Д. Гранина:

Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий.
Одного из таких чувств – чувства милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…
…Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, оно слабеет и атрофируется…
…В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.
Слово учителя. Ваша задача – сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста, (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора, назовите языковые средства, с помощью которых звучание проблемы усиливается. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. Помните, что одним из аргументов является выражение собственной позиции. Ваша задача композиционно и грамматически органично создать собственный речевой продукт.

6. Обобщение. Рефлексия. Выполнение целей урока, повторение основных понятий. Итоги урока.

Слово учителя. Сегодня мы повторили способы словообразования, отработали типичные задания из КИМов ЕГЭ по теме «Морфология и словообразование» (это задания А13, В1). Обращаю ваше внимание, что работа с текстом Даниила Гранина, работа по подбору эпиграфа к заданному тексту может служить опытом для подбора аргументации собственного мнения, где необходимо приводить примеры из публицистики и художественных произведений.

7. Домашнее задание: Упр. 212 + словообразовательный разбор 10 слов.

УРОК в 10 классе

Тема: Словообразовательные средства выразительности речи.

Дата: ___ марта 2013 г.

Цели урока: 

  1. знакомство с основными художественными приёмами, основанными на

        изобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте;

  1. развитие умения использовать словообразовательные средства выразительности в практике речевого общения, закрепление навыков правописания;
  2.  формировать навыки культуры речи.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, т.е. 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.

Поэтому цель урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.

3. Знакомство с основными художественными приёмами.

1. Осложнённое списывание. [Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]

Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

Задание к тексту:

– Записать текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.)

Самопроверка по восстановленному тексту. Демонстрация текста.

– Вот я тебя как высеку…
– Как милости вашей будет угодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская…Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?

– Объяснить вставленные орфограммы.

– Какая разница в значении слов высечь и посечь? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское высечь на своё посечь.)

Работа со словарями.

– Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка ПО- образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка ВЫ- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь).

2. Наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки.

А. Работа с раздаточным материалом.

– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?

1) Фамусов – Скалозубу: «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее». (Расположение к собеседнику, желание угодить потенциальному жениху для Софьи.)

Молчалин: «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». (Заискивание.)

Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком». (Сатирическая направленность, отрицательная оценка.)

– Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?

2) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.) (Насмешливо-ироническое отношение автора к герою.)

Б. Работа на доске Отработка навыка употребления слов с суффиксами оценки.

– Какие суффиксы можно добавить к существительному КОТ?

Кот|ик, кот׀ ичек, кот|ок, кот|очек (ласковое), кот|яр|а, кот|ищ|е (увеличительно-неодобртельное), кот|ишк|а (ласково-ироничное, снисходительное).

ВЫВОД: слова с суффиксами оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.

3. Семантизация морфем и словообразовательный повтор.

А. Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу:

добавим приставки к глаголу бегать: добегаться (доведение действия доотрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия).

– Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем?

Б. Работа по стихотворению М.Цветаевой «Рас-стояния, версты, мили…».

Стихотворение посвящено Б.Пастернаку, близкому другу М.Цветаевой, с отношениями, которые связывали двух великих поэтов, вы будете знакомиться в курсе литературы 11 класса.

– Чтение стихотворения (учитель).

– Ваше впечатление от стихотворения? (Ощущение неимоверного горя, в то же время сдержанность и мужество в проявлении чувств при разлуке.)

– Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав.

– Каково же значение приставки РАЗ(С)-? (Значение потери, утраты.)

Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем — это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.

– Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод. (Все ключевые слова построены по одной словообразовательной модели со значением утраты: ).

Словообразовательный повтор — повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели.

– Какова роль повтора в тексте? Обратите внимание, как графически подчёркнута боль утраты: разрывом приставки.

– Найдите глаголы, в которых приставка РАС- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»).

– Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя?

(Аллитерация – [Р] – резкий, разъединяющий звук; умолчание, синтаксический параллелизм, анафора словообразовательная; экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», « сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.)

В. Работа с раздаточным материалом.

– Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели . Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах? (Завершение, прекращение действия).

Отсеребрилась, отзвучала...
Отцвела моя белая липа,
И вот из-за домов, пьяна,
Отзвенел соловьиный рассвет.
(С. Есенин)

В пустую комнату стучала
Ненужно ранняя весна.
(А. Блок)

Вывод: семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора.

4. Приём ложной этимологизации слов..

А. Творческая работа. Определить значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон» (окончивший школу без грамоты, повар на две ставки, аспирин). Это шутливый этимологический словарик, его можно продолжить - «баранка» - овца, «волнушка» - мама абитуриента и т. д.

Этимологизация (ложная) — намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно. (Учитель: Как ты понимаешь выражение Троянский конь? Ученик: Это когда в телегу запряжено трое коней.)

Б. Работа с раздаточным материалом.

Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?

– Я тебя люблю, – говорил тысячный, – за то, что ты проходимец.
– Ничего себе комплимент, – ответил Скворцов.
– Не-ет, ты проходимец, – качая пальцем, настаивал тысячный. – Согласись, что ты проходимец.
– А что ты под этим понимаешь?
– Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.
– Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно.
(И. Грекова.)

(Ложная этимология как средство речевой характеристики, автор иронизирует над своим героем, который не знает значения слова «проходимец» – мошенник, негодяй.)

5. Окказионализмы. Мы начали работу по словообразовательным средствам русского языка со знакомого приёма – «слова с суффиксами оценки» и заканчиваем урок тоже знакомым нам приёмом.

А. Работа с раздаточным материалом.

– Прочитать подбор примеров под цифрой 4, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения? (Они образованы по хорошо известным словообразовательным моделям.)

  • Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и всё время подмигивало. (М. Алексеев)
  • Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю. Нагибин)
  • Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин)

– По каким словоооразователъным моделям образованы индивидуально-авторские слова? (Хитр\инк\а, со\ бесед\ниц\а, вы\смотр\е\л.)

  • Доктор выслушал младенца,
    А потом и говорит: «
    Инфлюэнца,
    Симуленца, притворенца, лодырит»
    (С. Маршак)

– С какой целью автор использует окказионализмы? (Окказионализмы используются для создания комического эффекта.)

– Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений.

Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность.

4. Итоги урока.

Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес?

– Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка? (Вывод записать в тетрадь.)

5. Домашнее задание:

а) попробуйте составить шутливый словарик, используя слова зубочистка, изверг, заморыш, гастрит, известняк (по выбору);

б) если вы подберёте по 5-6 родственных слов с различными суффиксами и приставками к словам дом, берег, ветер, жена, голос, мальчик, дед, бабка, говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо.

УРОК  в 10 классе

Тема: Основные принципы русской орфографии.

Дата: ___ марта 2013 г.

Цели урока: 

1. Знакомство с основные принципами русской орфографии и их функционированием в русском языке.

2. Развитие умения соотносить орфограммы с основными принципами орфографии.

3. Воспитание уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. 1. Дать определение орфографии. (Ответ: орфография (от греческого orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов). 

2. Выпиши из текста упражнения 62 (В.Ф.Греков «Пособие для занятий по русскому языку») одно слово, в котором звуков больше, чем букв; одно слово, в котором звуков меньше, чем букв.

3. Основные принципы русской орфографии.

1. Морфологический принцип (сообщение ученика).

Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.

Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).

Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).

Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы.

мыш…

(мышь – сущ., 3 скл.)

на дорог…

(на дороге – сущ., 1 скл., П.п.)

отмер…

(отмерь – гл., повелительное наклонение)

о площад…

(о площади сущ., 3 скл., П.п.)

береч…

(беречь – инфинитив)

об экскурсии…

(об экскурсии – 1 скл., сущ.,на –ия)

пол…скать ребенка

(поласкать – лaска)

про…ба

(просьба – просить)

2. Фонетический принцип (доклад ученика).

Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.

Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы.

ра…колоть

(расколоть)

бе…душный

(бездушный)

без…дейный

(безыдейный: идея)

р…спись

( рoспись)

р…збить

(разбить)

от…скать

(отыскать: ищет)

чре…мерный

(чрезмерный)

3. Традиционный и дифференцирующий принципы (сообщение ученика).

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в древне – русском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.

4. Работа с тестовым заданием ЕГЭ – задание 2 «Учебно-тренировочных упражнений» (с.128).

5. Работа с отрывком статьи Добролюбова о Гончарове.

 Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1) В умении охватить полный образ предмета, отчеканить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова.

(2) У него есть изумительная способность – во всякий данный момент остановить летучее явление жизни во всей его полноте и свежести и держать его перед собою до тех пор, пока оно не сделается полной принадлежностью художника.   (3) На всех нас падает светлый луч жизни, но он у нас тотчас же исчезает, едва коснувшись нашего сознания. (4) А за ним идут другие лучи, от других предметов и опять столь же быстро исчезают, почти не оставляя следа…

(5) У него есть другое свойство: спокойствие и полнота поэтического миросозерцания.  (6) Он ни чем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково…

1. В каком (-их) предложении (-ях) автор наиболее полно рассказывает о том, чем талант Гончарова отличается от обычного мировосприятия?

1) 1                        2) 2                        3) 3,4                        4)5,6

2. К какому стилю речи относится текст?

1) к публицистическому

2) к научному

3) к разговорному

4) к деловому

3. Каков тип речи текста?

1) описание с элементами рассуждения

2) рассуждение

3) повествование с элементами описания

4) описание

4. Какое из средств связи не используется для связи 3-го и 4-го предложений?

        1) союз

2) лексический повтор

3) частица

4) местоимение с предлогом

5. Какое из перечисленных языковых средств используется в 3-м предложении текста?

        1) сравнение

2) метафора

3) олицетворение

4) синонимы

6. Итоги урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание: Упр. 59, 60.

УРОК в 10 классе

Тема: Правописание приставок.

Дата: ___ марта 2013 г.

Цели урока:

  1. повторение основных правил правописания приставок, совершенствование орфографических умений учащихся, развитие навыка самостоятельной работы;
  2. развитие умения находить, обрабатывать и представлять информацию;
  3. развитие языкового чутья; проверка уровня усвоения данной темы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Выступление учащихся. Правописание приставок. Презентация.                 

3. Работа по теме урока.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: 

Воскреснуть, восхитить, докучный, внушить, прихотливый.

Современное членение

Историческое членение

Воскрес-ну-ть

Вос-крес-ну-ть (тот же корень, что и в слове кресало «огниво)

Восхит-и-ть

Вос-хит-и-ть (тот же корень, что в словах похитить, хищник

Докуч-н-ый

До-куч-н-ый (тот же корень, что в словах скука, докука)

Внуш-и-ть

Вн-уш-и-ть (из ст-слав. Вън уши «в уши». Первоначальное значение «заставить услышать»

Прихот-лив-ый

При-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах прихоть, хотеть)

Вставьте пропущенные буквы.

– Значение каких слов вам не совсем ясно?

Пр_баутка, пр_вередливый, пр_людия, пр_рогатива, пр_вилегия, пр_верженец, пр_стойно. пр_зумпция, пр_мадонна, пр_тенциозный, пр_зентабельный, пр_цедент, пр_оритет, пр_ватизация.


– Как быть, если не знаешь значения слова, не знаешь, как его написать?

Дается значение слов. 

ПРЕЗУМПЦИЯ, – и, ж. (спец.). Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к ото рому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке).

ПРИВАТИЗАЦИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. privatisation < лат. prīvātus частный]. Передача государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков, средств транспорта, зданий и т. п.) за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизационный – относящийся к приватизации. Ср. денационализация 1

ПРЕЛЮДИЯ, и, ж. [< лат. praeludere играть предварительно, на пробу; делать вступление; готовиться]. 1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к сюите. Ср. интродукция 1, пролог 1, ритурнель 2, увертюра 1, экспозиция 2. 2. Небольшое музыкальное произведение; то же, что прелюд. П. для фортепьяно. 3. перен. Вступление, введение во что-н., а также предвестие чего-н. П. больших событий. Ср. пролог 2.

ПРИМАДОННА, ы, ж., одуш. [ит. primadonna букв. первая дама]. Певица, исполняющая первые партии в опере или оперетте. Ср. прима, прима-балерина.

4. Тест по теме «Правописание приставок»  - задание 3-8 из сборника «Учебно-тренировочных упражнений» (с. 98-100). Оценивание.

5. Работа с текстом.

Задание:

  1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Выписать слова с пропуском букв в приставках в три столбика.

Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается, как и любовь. Однако было бы крайне п_чально, если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_цессу, который сам собою в нас пр_и_ходит, если бы мы говорили так, как поют птицы, пр_давались бы естественным с_четаниям звуков и слов для выражения невольно пр_ходящих через нашу душу чувств и пр_дставлений, а не делали из языка орудие для п_следовательного пр_ведения мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па_сивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука, ни иску(с,сс)тво, ни гражданское о(п,б)щежитие, да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.

  1. Дополнительное задание: Этот текст представляет собой рассуждение. Найдите в нем тезис, доказательство, вывод.
  2. Выпишите ключевые, наиболее значимые слова.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итоги работы с тестом.

13. Домашнее задание: Упр. 125, 130, 135.

УРОК 10

Тема: Правописание суффиксов причастий.

Дата: ___ марта 2013 г.

Цели урока:

1. Знать грамматические признаки причастия как особой формы глагола и систему правил, регулирующих написание суффиксов причастий.

2. Совершенствовать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся.

3. Воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и умений по теме:

1. Работа с эпиграфом.

Причастия служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу.

М. В. Ломоносов

- В чём видит Ломоносов достоинства причастия? (Совмещает в себе “силу имени и глагола”.)

2. Сообщение учащегося о причастии как особой формы глагола.

3. Употребление причастий в речи.

а) Чтение высказывания А. С. Пушкина об употреблении причастий в речи.

… Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному… Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом… Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка. (А. С. Пушкин).

- Какова главная мысль текста?

- Что говорит поэт об употреблении причастий?

б) Работа с текстом К. Ушинского “О языке народа”.

Язык народа – лучший, никогда не увяда…щий и вечно распуска…щийся цвет его духовной жизни, начина…щейся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединя…щая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К. Ушинский).

- Какова основная мысль текста?

- Назовите причастия. С какой целью автор использует их? (Причастия придают тексту выразительность, торжественность, лаконичность.)

4. Правописание суффиксов причастий настоящего времени.

- Каким правилом нужно руководствоваться при написании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени?

- Объясните правописания гласных в суффиксах причастий в тексте “О языке народа”.

в) Работа по вариантам.

Вер…щий людям, зна…щий правду, люб…щий спорт, увлека…щийся музыкой, се…щий хлеб, легко дыш…щий, скач…щие всадники, стро…щийся дом, та…щий снег, рокоч…щий гул, стел…щийся дым, чуть брезж…щий рассвет, бор…щийся с бурей экипаж, готов…щийся к занятиям кадет, слыш…щийся издали гудок, знач…щееся по списку количество, храбро сража…щийся полк, пил…щие дерево рабочие.

I вариант – выписать словосочетания с причастиями, имеющими суффиксы –ащ-, -ящ-.

II вариант – выписать словосочетания с причастиями, имеющими суффиксы –ущ-, -ющ-.

Задание: составить предложение с одним из словосочетаний, поставив причастный оборот после определяемого слова. (Два кадета выполняют это задание на доске).

г) Задание: от глаголов, записанных на доске, образовать страдательные причастия настоящего времени и записать словосочетание “прич. + сущ.”

уважать – уважаемый товарищами
изучать – изучаемый школьниками
привозить – привозимый из-за границы
рекомендовать – рекомендуемый для изучения
оберегать – оберегаемый друзьями
видеть – видимый снайпером, стрелком
освещать – освещаемый солнцем
слышать – едва слышимый звук
искл.: двигать – движимый чувством долга, сострадания.

5. Тест “Готовимся к ЕГЭ. Правописание суффиксов причастий”.

1. В каком слове пропущена буква Е?

  1. И сила уму уступ…т.
  2. Правда глаза кол…т.
  3. Каши маслом не испорт…шь.

2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

  1. чару…щая сказка, вер…щий людям
  2. ненавид…щие ложь, стро…щий здание
  3. стел…щийся дым, щебеч…щие птенцы

3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?

  1. грохоч…щий гром, скач…щие всадники
  2. мел…щий муку, готов…щийся к зачёту
  3. пряч…щийся ребёнок, кле…щий коробочку мальчик

4. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?

  1. добыва…мый уголь, слыш…мый вдали
  2. озаря…мый луной, уважа…мый всеми офицер
  3. едва вид…мый, перевоз…мый товар

5. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Е?

  1. леле…мый родителями, перестраива…мое здание
  2. люб…мый актёр, колебл…мый ветром

прерыва…мый аплодисментами, ненавид…мый враг

6. Итоги урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание: Упр. 270.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...