Языкознание как наука
творческая работа учащихся по русскому языку на тему

Домничева Наталья Владиславовна

исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykoznanie.docx53.36 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему

Выполнила

Ученица 10 класса А

МБОУ Игримской СОШ № 1

Федоровых Вероника

Содержание

Содержание

Введение

1. Возникновение языкознания

2. Разделы языкознания

3. Место языкознания среди других наук

Заключение

Список литературы

 


На протяжении веков люди проявляли интерес к языку как к основному средству человеческого общения. Первые научные языковые сведения появились ещё в Древнем мире. Составляя словари и грамматику, первые языковеды изучали чужие языки, размышляя над связью между предметом и его названием.

Язык был и остается объектом изучения разных наук, но как самостоятельная наука языкознание сложилось сравнительно недавно - в XIX веке. В связи с поставленной целью исследовательская работа построена следующим образом. Она состоит из трех частей и заключения. В первой части представлены этапы развития языкознания. Вторая часть представляет собой освещение основных разделов языкознания. В третьей части рассказывается о языкознания среди наук. И, наконец, в заключении сформулированы некоторые выводы по рассмотренным темам.


Введение

 Цель работы  – узнать как можно больше о науке языкознания, и показать языкознание как самостоятельную, развивающуюся науку.

Наука считается самостоятельной, если у нее есть свой объект свой предмет и свои методы исследования.

Объектом языкознания является язык и речь во всех их проявлениях. Другие науки исследуют только избранные аспекты названных явлений, например, анатомия рассматривает строение речевого аппарата, философию интересует соотношение сознания человека и языка и т.п.

Предмет языкознания - человеческий язык в его различных аспектах, а именно: язык как знаковая система, как отражение мышления, как обязательный признак общества (происхождение языка, его развитие и функционирование в обществе), язык и речь. Еще В. фон Гумбольдт писал, что наша наука изучает "язык и постигаемые через него цели человека вообще, род человеческий в его поступательном развитии и отдельные народы".

Методы, способы исследования языка на протяжении развития науки менялись, их арсенал пополнялся. Начиналось языкознание со сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод - это совокупность приемов, позволяющих доказать родство определенных языков и восстановить древнейшие факты их истории. Этот метод дал возможность выявить общее и различное в языках, их группах и создать генеалогическую классификацию языков.

1. Возникновение языкознания

 

Язык – средство человеческого общения. Во всем мире насчитывается, примерно от 2500 до 5000 языков.

Каждому языку присущи свои специфические особенности, отличающие его от остальных языков. Вместе с тем в главных чертах все языки мира имеют между собой много общего, что дает основание ученым говорить о человеческом языке вообще.

Люди давно заинтересовались языком и со временем создали науку о нем, которая называется языкознанием или лингвистикой (синонимы – языковедение, языкознание) Языкознание – это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как отдельных его представителях.

Лингвистика и молодая, и старая наука. Она молодая в том смысле, что лишь в первой четверти 19-го столетия «официально» выделилась из других наук – философии и филологии. Но она одновременно и старая наука, поскольку изучение отдельных языков, их научное описание уходит в далекое прошлое – в первые века до нашей эры.

Вот почему необходимо отвергнуть как ошибочную точку зрения некоторых лингвистов о том, что наука о языке будто бы начинает отсчет своего времени лишь с первой четверти 19-го столетия – времени становления сравнительно-исторического языкознания. Что касается всего предшествующего периода изучения языка, его якобы следует считать донаучным.

19-й век действительно был поворотным моментом в развитии языкознания, поскольку ученым впервые удалось на достаточном языковом материале поставить и обосновать проблему родства языков, происхождения отдельных групп языков из общего источника, за которым закрепилось название праязыка.

Основы сравнительно-исторического языкознания на материале языков индоевропейского ареала были заложены немецкими учеными Францем Боппом, Якобом Гриммом, датским языковедом Русмусом Раскоми русским филологом академиком Петербургской АН Александром Христофоровичем Востоковым.

Труды выдающегося немецкого ученого-энциклопедиста Вильгельма Фон Гумбольдта заложили основы общего теоретического языкознания, интенсивный период развития которого начался с середины 19-го столетия.

В наше время все большее признание получает точка зрения, согласно которой первые попытки, положившие начало зарождению общего языкознание, были предприняты еще в 17-ом столетии французскими учеными Антуаном Арно и Клодом Лансло, опубликовавшим в 1660 году фундаментальный научный труд под названием «Всеобщая и рациональная грамматика Пор Рояль».

И все-таки прародителем языкознания следует считать не Европу, а древнюю Индию, так интерес к изучению языка зародился именно в этой стране с ее древней культурой и философией. Наиболее известным трудом того времени явилась грамматика классического санскрита – литературного языка древних индийцев, написанная в 4-м веке до н.э. ученым Панини. Этот труд индийского исследователя продолжает и по сей день восхищать ученых. Так, А.И. Томсон справедливо отмечает, что «высота, которую достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться вплоть до 19 в., да и то научившись многому у индийцев».

И действительно, труды индийцев по языку оказали большое влияние на соседние народы. Со временем лингвистические идеи индийцев и разработанная ими методика синхронного подхода к описанию языкового строя отдельно взятого языка, особенно на уровне фонетики и морфологии, переступили границы Индии и стали проникать в Китай, древнюю Грецию, а затем в арабские страны, и с конца 18 века, когда англичане познакомились с санскритом - в Европу. Нельзя не подчеркнуть, что именно знакомство европейцев с санскритом явилось стимулом к разработке сравнительно-исторической проблематики в лингвистике.

Учитывая, что уже в рамках древнеиндийской, классической, китайской, а также арабской, тюркской и европейской (до 19 века) языковедческих традиций обсуждались и нашли то или иное решение такие хорошо известные современному лингвисту актуальные проблемы, как природа и происхождение языка, соотношение логических и грамматических категорий, установление членов предложения и состава частей речи и мн.др., весь более чем двухтысячелетний период, предшествовавший этапу становления и развития сравнительно-исторического языкознания, принято считать составной, органической частью лингвистики как науки.


2. Разделы языкознания

 

Все языки человечества являются средством общения людей; их устройство и функционирование определяется особенностями устройства и функционирования человеческого мозга, органов речи и слуха, которые одинаковы у всех людей. Возникновение и развитие языков также зависит от общих для всех народов основных закономерностей социально-экономического и культурно-исторического развития. Это обуславливает наличие в системах разных языков универсальных черт, т.е таких, которые встречаются в каждом человеческом языке (например, наличие гласных и согласных звуков, членение на слоги, общение посредством предложений-высказываний и др.). Поэтому языкознание подразделяется на общее и частное.

Общее языкознание исследует свойства присущие любому языку, и строит теорию, применимую к разным языкам. Оно стремится определить сущность и природу языка, выяснить происхождение языков и общие законы их развития и функционирования, дать классификацию языков, а также разрабатывает методы их исследования.

Частное языкознание всесторонне изучает какой-нибудь один язык или группу языков, близких по происхождению и/или географическому положению. Например, русистика изучает русский язык, романистика – родственные романские языки (французский, итальянский, испанский, румынский, молдавский и др.), германистика – германские языки (немецкий, английский, шведский, датский и др.).

Частное языкознание может быть синхроническим и диахроническим.

Синхроническая лингвистика (от греч. syn – вместе и chronos – время) – это описание языка в определённый момент его существования, относящийся к любой эпохе. Например, можно исследовать русский язык начала XXI в. вне какой-либо связи с его историей, и это будет синхроническое описание. Синхроническим может быть описание и древнерусского языкаXII в., если оно проводится без какого-либо сопоставления с языком более ранней или более поздней эпохи, например XI, XIII или XXI вв.

Диахроническая лингвистика ( от греч. dia – через, сквозь, и chronos – время) рассматривает факты языка в историческом аспекте, в хронологической последовательности , т.е изучает язык в развитии. Диахроническим, например, будет исследование формирование и развитие системы падежей в русском языке.

Общее и частное языкознание тесно связаны между собой. Теоретические знания рождаются в процессе практического изучения конкретных языков. Результаты этих исследований служат базой для выявления и осмысления наиболее важных общетеоретических проблем. В свою очередь полученные теоретические выводы оказывают влияние на совершенствование принципов и методов изучения конкретных языков. Чтобы лучше разобраться в истории, устройстве и функционировании отдельного языка, необходимо понимать общие законы происхождения и развития, устройства и функционирования человеческих языков вообще: ведь каждый язык – только часть общей языковой картины человечества. Вот почему изучение конкретного языка – русского, английского, французского, испанского, арабского, китайского и любого другого – обязательно дополняется изучением теоретических проблем, которые рассматривает общее или теоретическое языкознание.

Поэтому изучение отдельных языков и групп языков (русистика, германистика, индология, арабистика и т.д.), т.е. частное языкознание, и теория языка находятся в постоянном взаимодействии: все новое, что находят лингвисты в изучаемых языках, получает научное осмысление и входит в теорию языка; а каждое новое теоретическое достижение, в свою очередь, широко входит в практику исследования конкретных языков, отражается на трактовках и определениях, ведёт к изменениям в изучении и преподавании языков.

Принято также выделять теоретическое и прикладное языкознание.

Полученные в теоретическом языкознании общие, фундаментальные сведения о языке прикладное языкознание использует с практической целью в различных сферах человеческой деятельности: в медицине, психологии, технике, преподавании языков, переводе, создании письменности для бесписьменных народов, рекламе, лингвистической экспертизе текстов и т.д.

Языкознание как наука включает ряд отдельных дисциплин, среди которых можно выделить дисциплины, изучающие внутреннее устройство языка, и дисциплины, исследующие функционирование языка в обществе.

К числу первых относятся например, фонетика, лексикология и грамматика. Фонетика изучает звуки речи и интонацию, лексикология – словарный запас языка, грамматика исследует устройство слова (морфология) и устройство предложения (синтаксис).

К числу дисциплин, связанных с функционированием языка в обществе, относится прежде всего социолингвистика. Социолингвистика – это особое направление в языкознании, изучающее воздействие социальной среды на язык и речевое поведение людей. Социолингвистику интересует, как люди используют языковые единицы, как влияют на особенности их употребления, возраст, пол, социальное положение человека, его образование, общий культурный уровень, место жительства и другие внешние по отношению к языку факторы.

Во второй половине XX века возник ряд других новых разделов, языкознания: лингвистика текста, которая изучает организацию и функционирование целых текстов; психолингвистика, изучающая язык в его связи с психикой человека; когнитивная лингвистика, предметом изучения которой является язык как средство хранения и упорядочения знаний о мире; математическая лингвистика, которая изучает язык с целью приспособления его для общения с компьютером, фоносемантика, исследующая восприятие человеком тех или иных звуков языка, нейролингвистика, изучающая речевые функции мозга, этнолингвистика, исследующая связь языка с национальными особенностями мышления и поведения народа, и ряд других лингвистических дисциплин.

Все указанные направления существуют в тесном взаимодействии друг с другом и помогают лучше понять язык – сложное и многообразное явление.


3. Место языкознания среди других наук

 

Языкознание входит в круг гуманитарных дисциплин, связанных с изучением человека и человеческого общества, и взаимодействует с ними.

Самыми тесными и древними являются связи языкознания с филологией, составной частью которой оно является, а также с философией, логикой, историей.

На стыке истории (науки о процессах изменения социальных структур общества) и лингвистики возникла глубоко разработанная дисциплина – историческая лингвистика.

Тесно взаимодействуют с языкознанием и другие науки исторического цикла. Так, благодаря археологии обнаружены многие памятники письменности, например, берестяные грамоты древнего Новгорода. Этнография разрабатывает общие принципы функционирования языка в обществах разных типов. Изучая тот или иной язык, лингвист не может не привлекать данные о быте и культуре говорящего на нем народа.

Языкознание как наука о языковом общении тесно связано с социологией – наукой о закономерностях развития и функционирования общества.

Естественный язык – это знаковая система, поэтому языкознание часто рассматривается как одна из важнейших ветвей семиотики – науки о знаках и знаковых системах.

Таким образом, между языкознанием и науками гуманитарного цикла существует тесная взаимосвязь.

Языкознание связано также с естественными науками. Древнейшей является связь языкознания с физиологией, которая изучает устройство речевого аппарата, образование в нем звуков речи, восприятие звуков органами слуха. Связано языкознание и с одним из разделов физики – акустикой, уже в Древней Греции звуки речи изучались с точки зрения их высоты, силы и длительности, т.е на акустической основе. Кроме того, языкознание связано с биологией, одной из значимых теорий которой является теория эволюции, с математикой, позволяющей разрабатывать статистическую теория языка, и с другими естественными науками.

Таким образом языкознание имеет связи практически со всеми областями современной науки.

Заключение.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что языкознание - это наука о языке, изучение которых началось более двух тысяч лет назад. Прародителем языкознания была Индия. Из Индии языкознание проникло в Китай, Древнюю Грецию, Рим, далее в арабские страны. На протяжении длительного времени языкознание строилось на изучении отдельных языков. Такое языкознание называют частным.

Со временем ученые начали сравнивать, сопоставлять несколько языков с тем, чтобы выявить как общие черты в их строении, так и те особенности, которые разделяют, отличают одни языки от других.

Первые опыты сопоставления языков с целью выявления сходств и различий между языками были предприняты во 2-й половине 17-го столетия во Франции. В 1660 году была издана первая грамматика, выполненная в плане сопоставления строя различных языков. Этот труд условно называют грамматикой Пор-Рояль – по месту близ Парижа, где она была создана.

Значение этого труда, недооценивавшегося долгие годы, состояло в том, что им было положено начало созданию общего языкознания, ставящего своей целью выявление общих законов в строении, функционировании и историческом развитии языков.

Общее языкознание как самостоятельная отрасль научного исследования в главных чертах сложилась ко 2-й половине 19 века. Его основоположником был великий немецкий ученый–гуманист Вильгельм фон  Гумбольдт.

Общее языкознание сложилось на базе изучения отдельных языков и групп языков путем обобщения научных результатов их  сравнения.

В настоящее время языкознание  - многоаспектная и хорошо развитая наука. На основе его достижений решаются многие практические вопросы в области создания системы письменностей для ранее бесписьменных языков, обучения родным и неродным языкам, создания машинного перевода, искусственных языков разного назначения. Ярко выраженной тенденцией современного языкознания является тенденция к сотрудничеству науки о языке с другими отраслями наук. В частности, с логикой, философией, психологией, историей, этнографией, географией, семиотикой, математикой и даже медициной. В итоге этого обоюдно выгодного сотрудничества на стыках наук возникли и успешно развиваются, к примеру, такие новые отрасли языкознания, как психолингвистика, этнолингвистика, математическая лингвистика, нейролингвистика и др. Это дает основание утверждать, что из науки периферийной, интересовавшей первоначально узкий круг исследователей, современное языкознание сформировалось в многоотраслевую науку.


Был проведен социальный опрос насколько учащиеся МБОУ Игримской СОШ № 1  знают о науке языкознание и о родном языке. Был задан вопрос «Знаете ли вы, что такое «Наука – языкознание?» Из чего были сделаны следующие выводы:

(было опрошено 30 человек)

Был задан второй вопрос «Насколько, по вашему мнению, вы знаете родной язык?»

Родной язык никто на «отлично» не знает, поскольку любой язык имеет большое количество орфограмм, правил и определений.

И, наконец, третий вопрос – «Знаете ли вы историю родного языка?» Результат:

После того, как был организован круглый стол, показатели заметно улучшились, т.е. нужно пропагандировать, рассказывать об этой науке.  …………………………..

Список литературы

 

1.     Реформатский А.А. Введение в языкознание. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 470 с.

2.     Томсон А.И. История языковедения до конца XIX века. – М., 1938. – 320 с.

3.    http://lingtown.ru/blog/linguistic/39.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Диалекты села Житное" Занятие внеурочного объединения "Занимательное языкознание"

Внеурочная деятельность. Объединение "Занимательное языкознание"...

Внеклассное мероприятие "Новогоднее путешествие в страну Языкознание"

Материал содержит конспект занятия, презентацию с заданиями викторины по разделам языкознания. Занятие может быть проведено с учащимися 5-6 классов....

Электронные дидактические материалы к разделу языкознания "Лексикология"

Предлагаемые вниманию коллег электронные дидактические материалы по разделу "Лексика" могут быть использованы и на уроке, и на дополнительном занятии (например, со слабоуспевающими детьми), и на лингв...

«В языкознанье знаете вы толк?»

Познавательная игра-конкурс для грамотеев 5-6 классов.Обобщение знаний учащихся по темам "Орфоэпия", "Род существительных", "Культура речи"...

Занимательное языкознание (элективный курс для 8-9 классов)

Курс «Учение с увлечением» (Общее языкознание) предназначен для учащихся 8-9-х классов в предпрофильном обучении. Известно, что русский язык считается одним из сам...

ПРОГРАММА Секции «Английский язык» отрасль науки - 10.02.00 Языкознание Луганского территориального отделения МАН Украины

рабочая программа внешкольного образовательного учреждения ГБОУ ЛНР "Центр научно-технического творчества ученической молодежи" секции МАН (малая академия наук) "Английский язык" 8...