Элективный курс по русскому языку для 10- 11 класса ( 68 часов) на тему "Русское правописание:орфография и пунктуация"
элективный курс по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Сташ Лариса Гиссовна

Элективный курс по русскому языку для 10-11 класса на тему "Русское правописание:орфография и пунктуация" составлен на основе авторской программы С,И.Львовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, муниципальное образование Белореченский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №18 станицы Рязанской

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета школы

от 26 августа 2015года

протокол № 11

Председатель _______ О.В. Дашко  

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса «Русский язык в современном мире»

Уровень образования  (класс) среднее общее образование, 10-11 классы

Количество часов 68: 10 класс (34 часа), 11 класс (34 часа)

Учитель Сташ Лариса Гиссовна

Программа разработана на основе авторской программы «Русское правописание: орфография и пунктуация», автор- составитель С.И. Львова.-

М.: Дрофа, 2015г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 -11 классов С.И.Львовой. – М.: Дрофа.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Общая характеристика учебного курса

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

Описание места учебного курса в учебном плане

Количество часов: всего — 68, 10 класс – 34, 11 класс — 34

в неделю – 1час

Содержание учебного курса

 10 класс (34 ч)

Особенности письменного общения (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание окончаний.

Правописание согласных на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Образование и написание сложных слов.

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

11 класс (34 часа)

Речевой этикет в письменном общении (2 ч)

Речевой этикет как правила речевого общения.

Речевой этикет в частной и деловой переписке, в том числе при виртуальном общении.

Пунктуация (32 ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)

Принципы русской пунктуации.

Основные функции пунктуационных знаков.

Разделы русской пунктуации.

Знаки препинания в конце предложения ( 1 ч)

Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч)

Знаки препинания между членами предложения.

Знаки препинания между однородными членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.

Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)

Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Употребление знаков препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)

Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

Оформление на письме прямой речи и диалога.

Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как синтаксическая единица.

Роль контекста в выборе пунктуационного знака.

Авторские знаки препинания.

Абзац как пунктуационный знак

Таблица тематического распределения количества часов в 10 классе

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или

 авторская программа

Рабочая  программа

1.

Особенности письменного общения

2

2

2.

Орфография как система правил правописания

2

2

3.

Правописание морфем

18

18

4.

Слитные, дефисные и раздельные написания

10

10

5.

Написание строчных и прописных букв

2

2

Всего:

34

34

Таблица тематического распределения количества часов в 11 классе

1.

Речевой этикет.

2

2

2.

Пунктуация.

32

32

Всего:

34

34

ИТОГО:

68

68

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

  1. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.- М., 2010.
  2. Разумовская М.М. Методика изучения орфографии. – М., 2011.
  3. Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии. – М., 2010.
  4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь.
  5. Букчина З.С., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря- справочника).- 2- е изд. –М., 2011.

Технические средства обучения (ТСО):

  1. Компьютерное оборудование (каб.207,305):

Системный блок Velton

Монитор BENQ

Клавиатура Kreolz

Мышь A4TECH

Акустическая система Genius

Ноутбук Lenovo

Проектор Acer

Проектный экран Draper

Сетевой фильтр

Звукоусиливающая система Genius

3. Доска магнитная (каб.207,305)

     4. Доска школьная (каб.207,305)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения  учителей

русского языка и литературы от ________ №__,

_______________  

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

__________М,М,Щамхалова  

«______»  __________ 2015г.

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тема 1.    Особенности письменного общения

2

1

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1

2

Формы речевого общения: письменные и устные. Формы письменных высказываний и их признаки.

1

Тема 2.     Орфография как система правил правописания

2

3

Роль орфографии в письменном общении людей.

1

4

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

1

Тема 3.     Правописание морфем

18

5

Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня.

1

6

Правила, нарушающие единообразие написания корня.

1

7

Группы корней с чередованием гласных. Тестирование.

1

8

Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности.

1

9

Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

1

10

Правописание приставок.  Приставки на з (с) — фонетический принцип.  Тестирование.

1

11

Все остальные приставки — морфологический принцип написания.

1

12

Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.  Тестирование.

1

13

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

1

14

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

1

15

Типичные суффиксы глаголов и их написание.

1

16

Образование причастий с помощью суффиксов.

1

17

Буквы н и нн в полных и кратких формах причастий.  Тестирование.

1

18

Различение окончаний -е и -и в именах существительных.

1

19

Правописание личных окончаний глаголов.  Тестирование.

1

20

Правописание согласных на стыке морфем.

1

21

Орфографический анализ словообразовательных моделей слов.

1

22

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

1

Тема 4.     Слитные, дефисные и раздельные написания

10

23

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания.

1

24

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

1

25

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

1

26

Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).  Тестирование.

1

27

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Тестирование.

1

28

Особенности написания производных предлогов.

1

29

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов.   Тестирование.

1

30

Образование и написание сложных слов.

1

31

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

1

32

Употребление дефиса в словах разных частей речи. Контрольное тестирование.

1

Тема 5.     Написание строчных и прописных букв

2

33

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

1

34

Работа со специальными словарями, отражающими написания слов со строчной или прописной буквы.

1

Итого:

34ч.

Тематическое планирование по элективному курсу «Русский язык в современном мире» в 11 классе (34 часа)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тема1. Речевой этикет в письменном общении

2

1.

Речевой этикет как правила речевого поведения

1

2.

Речевой этикет в частной и деловой практике.

1

Тема 2.Пунктуация

32

3.

Принципы русской пунктуации

1

4.

Структура предложения и пунктуация

1

5.

Знаки отделительные и выделительные. Тестирование.

1

6.

Предложение и его основные признаки. Граница предложения, отражение ее на письме.

1

7.

Знаки препинания между членами предложения.

1

8.

Однородные члены предложения, не соединенные союзом.

1

9.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

1

10.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Однородные и неоднородные члены предложения, их различие. Тестирование.

1

11.

Обособленные определения.

1

12.

Способы обособления приложений. Тестирование.

1

13.

Обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

1

14.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Тестирование.

1

15.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.

1

16.

Интонационные особенности предложений с вводными словами.

1

17.

Пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Тестирование.

1

18.

Пунктуационные и интонационные особенности предложений с обращениями.

1

19.

Пунктуационное выделение междометий. Тестирование.

1

20.

Виды сложных предложений.

1

21.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Тестирование.

1

22.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

23.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

1

24.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Тестирование.

1

25.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении

1

26.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбора знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции

1

27.

Знаки препинания в предложениях сложной синтаксической конструкции. Тестирование.

1

28.

Прямая и косвенная речь.

1

29.

Прямая и косвенная речь. Тестирование.

1

30.

Разные способы оформления на письме цитат.

1

31.

Разные способы оформления на письме цитат.

1

32.

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью.

1

33.

Работа с текстом. Контрольное тестирование.

1

34.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1

Итого:

34 часа

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Т.А.Тыртычная

  августа  2015 г.

Краснодарский край, муниципальное образование

Белореченский район,  муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18 ст. Рязанской

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса «Русский язык в современном мире»

Класс    10 -11

Учитель  Сташ Лариса Гиссовна

Количество часов: всего  68 часа; в неделю 1 час.

 Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Сташ Л.Г, утверждённой на педагогическом совете школы от 26 августа 2015 г., протокол №11

Планирование составлено на основе авторской программы «Русское правописание: орфография и пунктуация», автор- составитель С.И. Львова.-

М.: Дрофа, 2015г.

 В  соответствии с  ФКГОС-2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса«СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА», 68 часов

Программа элективного курса «Стилистический анализ художественного текста» предназначена для учащихся  10 класса.    Данная программа элективного курса составлена  на  ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 6 класса «Орфография и пунктуация »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 6 класса «Орфография и пунктуация » ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа  рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы  по русскому языку Н.Гольцовой...