Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок-объяснение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, проведённого в 5 классе В МОУСОШ№63

                                     по теме: «Сложное предложение

Цели и задачи: 1.Продолжить работу над формированием у учащихся умения

                              отличать сложные предложения и использовать алгоритм  

                              постановки запятой между частями сложного предложения.

                             2. Содействовать развитию навыка правильного оформления

                            предложений изученного типа, творческих способностей ребят.

                              3. Способствовать привитию у учащихся к культуре речи,

                              воспитанию любви к Родине и её историческому прошлому.

Оборудование: Учебники, текст стихотворения «Бородино», DVD»Кирилл и

                               Мефодий», CD «М.Ю.Лермонтов», доска, экран, тетради,

                               MP3 Музыкальная коллекция.

                                                             Ход урока.

1.Оргмомент.

 Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы с вами продолжим разговор о предложении.

2. Повторение изученного.

- Что вы знаете о предложении?

Ответы:

- Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически.

Предложение выражает законченную мысль. В конце предложения ставятся знаки завершения: точка, восклиц. знак или ?.

В предложении есть грамматическая основа – главные члены предложения(подлежащее, сказуемое). Предложение отличается интонационной законченностью, которая выражается большой паузои в конце предложения.

- По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

- По интонации – восклицательные и невоскличательные.

- По наличию грамматических основ – простые и сложные.

- По наличию главных членов – односоставные и двусоставные.

- По наличию второстепенных членов – распространённые и нераспространённые.

- По наличию осложняющих членов – осложнённые и неосложнённые.

3.Объяснение нового.

 Как вы сказали, предложения бывают простые и сложные. Сегодня мы будем более подробно говорить именно о сложном предложении. Запишите тему урока : Сложное предложение(тема заранее записана на доске).

- Как же мы отличаем сложное предложение от простого?

Ответ. В сложном предложении 2 и более грамматических основ, которые отделяются друг от друга запятой.

Верно. Правда есть сложные предложения, части которых разделяются : или -, но с ними мы будем знакомиться позже.

- Приведите примеры сложных предоложений.

…………………………………….

  Посмотрите, пожалуйста, на доску. Из слов, представленных здесь, попробуйте составить предложение. Подсказкой вам будет то, что оно взято из известного вам стихотворного текста :

             Засветилось, и небо, только,

             Шумно, зашевелилось, вдруг, всё,

             За, строй, строем, сверкнул.

Ответ:

 И только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй.

- Это предложение простое или сложное?

Ответ: Сложное.

Давайте это докажем. Даша Замуруева идёт к доске записывать предложение для его разбора, а вы записываете в тетрадях.

И только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй.

Хорошо. Отметка. А вот полную характеристику сложного предложения мы научимся давать позже.

Таким образом мы образовали сложное предложение, но , как известно, предложения состоят из слов, которые складываются в словосочетания или сочинительные сочетания слов. Приведите пример словосочетания из данного предложения .

Шумно зашевелилось,  вдруг зашевелилось, за строем строй.

Разбор СС и фонетический разбор слова всё идёт к доске делать Макеев Сергей.

Всё – всё- 1 слог-  ф с о

в-  ф  - согл.,глух., тв., парн.  в-ф  , парн.  ф – ф

с-  с  - согл., глух., мягк., парн.,  с – з  , парн.  с -  с

ё-  о   гласн., ударн.

3б. 3зв.

Морфологический разбор слова (за)строем и морфемный разбор слова зашевелилось идёт делать Федина Светлана.

(за) строем (где? За чем?) – сущ., Н.ф. – (что?) – строй

Пост.пр.: нариц., неодуш., м.р., 2скл.; непост.пр.: Тв.п., ед.ч.

Встаёт (где?) за строем

Зашевелилось

Отметки

4. Закрепление материала.

Откройте учебники на стр.    , упр.222

Выпишите сначала сложные предложения, а затем простые.

     Рыба вид…т приманку а не крючок. Книга в счаст…е украшает а в несчаст..е утеш..т. Лето собир..т а зима поеда..т. Счаст..е в воздухе не вьётся а руками доста..тся. Летом ласточка день начина..т а соловей конч..т.

Отметка.

Теперь посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации, посвящённые Бородинскому сражению, и попробуйте составить связный текст из 4-5 предл. На тему: «Славное прошлое наше Родины». В тексте используйте сложные предложения.

Дети пишут текст под музыку.

- Прочитайте, что у вас получилось.

Отметки за наиболее удачные работы.

Итог урока.

-Какие же предложения мы называем сложными?

-Что мы помним про знаки препинания в сложных предложениях?

Дача Д\з.

Запишите Д\З. параграф      , упр.223

 

                               

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...