Урок русского языка в 9 кл. по теме "Разделительные знаки препинания в ССП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

     Урок является третьим в изучении сложносочинённого предложения и вторым в изучении темы «Разделительные знаки препинания между частями ССП».

     В результате изучения темы у ребят должен сформироваться  устойчивый навык постановки  разделительных знаков препинания между частями сложносочинённого предложения.

На предыдущих уроках и сложносочинённого предложения.

   Система заданий, формы и приёмы работы на уроке определяются высоким уровнем развития большинства учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_kl.razdelitelnye_znaki_prepinaniya_v_ssp.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

КЛАСС – 9

ПРЕДМЕТ - РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА УРОКА: Разделительные знаки препинания между частями ССП.

ТИП УРОКА – комбинированный урок

ПРОГРАММА под ред. М.Т.Баранова

УЧЕБНИК: «Русский язык». 9 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений.Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.М.:Просвещение, 2009.

Проектируемые МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:  эвристический, проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
КОММУНИКАТИВНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ УЧИТЕЛЯ: монолог (внутренний, эвристический, поисковый), диалог, полилог, опрос (фронтальный/индивидуальный), ответы на вопросы учащихся, моделирование;

Характеристика исходного уровня ЗУНов для постановки целей, усвоения учащимися материала.

     Проектный урок является третьим в изучении сложносочинённого предложения и вторым в изучении темы «Разделительные знаки препинания между частями ССП».

     В результате изучения темы у ребят должен сформироваться  устойчивый навык постановки  разделительных знаков препинания между частями сложносочинённого предложения.

На предыдущих уроках и сложносочинённого предложения.

   Система заданий, формы и приёмы работы на уроке определяются высоким уровнем развития большинства учащихся,

Исходный уровень знаний, умений и навыков: девятиклассники знают, что такое сложносочинённое предложение, они должны уметь отличать ССП от простого предложения с однородными членами предложения, определять характер синтаксических отношений между предикативными частями ССП, отделять части ССП запятой и не ставить запятую, если части ССП объединены общим второстепенным членом, придаточным предложением или  являются вопросительными, побудительными или восклицательными предложениями.

  • Оборудование урока:  Учебник «Русский язык». 9 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений.Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.М.:Просвещение, 2009.
  • Раздаточный материал на каждого.
  • Электронная презентация .
  • Мультимедийный проектор.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: 

познакомить с условием постановки тире между частями ССП,

научить применять это правило на письме;

закрепить умение отличать простое предложение от ССП, расставлять знаки препинания между частями ССП,

продолжить обучение  комплексному анализу текста, расширяя представление о  богатстве русского языка.  

РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжать развивать навыки комплексного анализа текста, умение грамотно, аргументированно  и связно формулировать ответы, продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и  потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ: проектируемый результат -  учащиеся должны научиться правильно расставлять разделительные знаки препинания между частями ССП.

Оформление доски

Двадцать первое октября.

КЛАССНАЯ РАБОТА.

Разделительные знаки препинания между частями ССП.

ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1.Организационный момент  (1 мин)

2.Целеполагание и мотивация  (5 мин)

3.Проверка домашнего задания (3 мин)

3.Актуализация знаний (10 мин)

4. Изучение нового материала (7 мин)

5. Закрепление нового материала.(15 мин)

6. Подведение итогов урока (2 мин)

7.Задание на дом. (2 мин)


1.Организационный момент

(1 мин)

2.Целеполагание и мотивация

 (5 мин)

3.Проверка домашнего задания

( 3 мин)

3.Актуализация знаний (10 мин)

Работа с текстом.

4. Изучение нового материала

(7 мин)

5. Закрепление нового материала.

(15 мин)

6. Подведение итогов урока (2 мин)

7.Задание на дом. (2 мин)

Приветствую класс, проверяю организацию рабочих мест, выявляю отсутствующих на уроке.

Прошу ребят открыть тетради, записать число, «Классная работа», тему урока. (Слайд 1)

Чтобы сформулировать цели урока, прошу учащихся обратить внимание на экран (Слайд 2) и указать, согласны ли они у утверждением(«+») или нет(«-»).В случае сомнения – «?»

Учитель зачитывает утверждения, а затем даёт время на обдумывание.

Затем следует проверка, повторяются пройденные правила. При осуждении 3-го тезиса обнаруживается недостаток знаний. Формулируются цели урока: что мы должны узнать, чему научиться, что повторить.

(Слайд 3)

Во время обсуждения тезисов прошу вспомнить правила, изученные на предыдущем уроке и зачитать  примеры из домашнего упражнения.

Читаю текст (Приложение 1). Слайд 3.

- Понравился ли вам текст?

- Определите тему текста.

- Как вы думаете, почему люди улыбались, когда слушали пение воробьёв?

-Определите стиль речи и докажите своё мнение.

- Выпишите номера сложных предложений, укажите их вид.  1-го ученика вызываю к доске, остальные работают в тетради. Затем следует проверка.

- Докажите, что 8 и 11 предложения сложносочинённые.

-Выпишите эти предложения в тетрадь, подчеркните их грамматические основы, союзы, определите отношения между частями.(Слайд 4)

- Обратите внимание, что между частями этих предложений разные знаки препинания. Какую функцию они выполняют?

- Можете ли объяснить, почему предикативные части этих предложений разделены разными знаками препинания?

- Итог нашему спору подведёт учебник.

- Понятно ли вам правило? Составим опорный конспект. (Слайд 5)

Вспомните о том тезисе, который вызвал столько споров. Как бы вы теперь объяснили его правильность?

- А почему в 10-м предложении ставится тире?

- Ребята, это правило достаточно сложное , требует вашего внимания к языку. Прочтём ещё один пример: «Ещё единый миг – и я паду к её ногам». (Слайд 6)

Обратите внимание на интонацию, с которой такие предложения произносятся.

             

Для закрепления только что изученного правила предлагаю выполнить 1-ое задание.(Приложение 2. Слайд 7)

- Прочтите предложения. Вспомните о значении сложносочинённых предложений, части которых разделены тире. Найдите четвёртое лишнее.

- Охарактеризуйте 1-ую предикативную часть 4-го предложения.

Сообщаю учащимся, что авторы многих пособий указывают на то, что часто ставится тире, если 1-я часть ССП или обе части являются назывными(номинативными) предложениями.

- Следующее задание – отличить простое предложение, в котором употребляется тире, от ССП. (Приложение 3. Слайд 8). Для выполнения этого задания предлагаю объединиться в пары.

Прочитайте предложения и отметьте  ССП.

-Проверим. Назовите номера ССП.(Слайд 9)

Как вы отличили их от простых предложений?

Запишите эти предложения, подчеркните грамматические основы.

Сообщаю учащимся, что тире – знак многофункциональный, об этом мы вспомним при изучении СПП и БСП.

- Последнее задание – тест(Приложение № 4), обобщающий знания, полученные на 2-х последних уроках. В нём три задания, поэтому на его выполнение даётся  3-4 минуты.

Подвожу итоги урока.

Прошу ребят ответить на вопросы:

-  какие задачи стояли перед нами сегодня на уроке?

- смогли ли реализовать их?

-что показалось особенно важным? Интересным?

Благодарю всех за работу на уроке, называю особенно активных уч-ся, поощряю похвалой за правильные и грамотные ответы.

Выставляю оценки в журнал.

 

Домашнее задание вы можете выбрать сами.

  1. Составить пять ССП на тему «Первый снег» по схемам.(Приложение № 5)

  1. Упр.72 по заданию.

 

Учащиеся проверяют, всё ли у них готово к уроку.

Учащиеся выполняют задание.

Уч-ся самостоятельно формулируют цели урока, планируют свою деятельность

Осмысливают и запоминают цели урока.

Учащиеся вспоминают правила, изученные на предыдущем уроке и зачитывают примеры из домашнего упражнения.

Учащиеся слушают текст и следят за чтением.

Учащиеся определяют тему текста –«Воробьи в метро».Отвечают, что люди улыбались, потому что воробьи напоминали им о весне, они радовались жизни без причины, напоминая людям о том, что для того, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно не так уж и много.

1 учащийся отвечает, что текст публицистического стиля, т.к. автор рассказывает историю из жизни и воздействует на читателя. Он делится своим открытием, текст эмоциональный. В тексте использованы языковые средства, характерные для публицистического стиля речи: книжные слова совмещены с разговорными( «простяги, видно, привольно»), есть риторический вопрос(3),предложения с однородными членами (2,8), вводными словами (3,4,7). Также отмечают перифразу(«метро – светлое подземелье», сравнение(7), анафору(10-11). Остальные внимательно слушают и дополняют ответ одноклассника.

1 ученик работает  у доски, а остальные – в тетради.(1-БСП, 3 – СПП, 6 – СПП, 8 – ССП, 10 – СПП, 11- ССП)

Учащиеся отвечают, что эти предложения состоят из 2-х предикативных частей, которые равноправны и связаны сочинительными союзами и интонацией.

 Приходили и уходили синие поезда, а люди замедляли шаги и слушали воробьёв. (Союз противительный, отношения сопоставления)

Слушали – и на лицах появлялись улыбки.(Союз соединительный, последовательность действий)

Учащиеся отвечают, что тире и запятая выполняют разделительную функцию, т.к. разделяют части ССП.

Учащиеся выдвигают версии.

Учащиеся читают примечание к правилу на стр.42(сначала про себя, затем вслух).

Учащиеся  записывают опорный конспект.

 

Повторяют правило, пользуясь опорным конспектом.

Указывается на быструю смену событий.

Учащиеся отмечают свойственное всем сложным предложениям   повышение голоса к середине предложения, понижение голоса к концу и более продолжительную паузу между частями предложения.

  Учащиеся читают предложения и выделяют 2-ое предложение(«Спроси – и не скажу»), в котором указывается на противопоставление, в то время как в остальных указывается на быструю смену событий.  

Учащиеся указывают, что это односоставное назывное предложение.  

Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом, обсуждают проблему, отмечают номера ССП.(1, 4, 5)  

ССП отличается от простого наличием 2-х и более предикативных частей.    

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют тест и сдают листки.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают задание в дневник.

   Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.

Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации.

Самостоятельная формулировка цели урока способствует  созданию установки на ее реализацию, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей на остальных этапах. Активизация мыслительной деятельности; развитие монологической речи.

Проверяется правильность, полнота и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выясняются причины невыполнения задания отдельными учениками, устраняются обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществляется дальнейшее совершенствование последних.

Связный текст дает материал для речевой практики, решает обучающие и воспитывающие цели урока, помогает в подготовке к ГИА.

Развитие умения строить высказывание на лингвистическую тему; развитие  коммуникативных навыков и умений;  обогащение словаря.

Развитие устойчивого внимания

Уместно спросить учащегося, владеющего грамотной , хорошей дикцией, умеющего ясно, чётко и логично излагать свои мысли.(Сафонова А., Акишкина К, Кузнецова к. и др.)

К доске приглашается ученик с диагностической целью: выявить степень усвоения изученного ранее материала, чтобы организовать индивидуальную работу.

Повторение теоретического материала даёт возможность проверить знания уч-ся по данной теме, подготовить их к последующей работе.

Создание проблемной (эвристической) ситуации  повышает мотивацию к учению, т.к.вызывает интерес к изучению нового материала.

Выводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого правила. Анализируется формулировка правила, данная в учебнике.

ОК позволяет уч-ся увидеть правило в полном объёме, даёт возможность систематизировать и упорядочить знания.

Данная информация помогает учащимся увидеть языковые явления в их взаимосвязи.

Это игровое задание позволяет развивать логическое мышление, внимание и память учащихся.Учащиеся получают возможность высказать своё мнение.

Парная работа способствует развитию толерантности, умению прислушиваться к мнению партнёра. Ребята общаются на языке предмета, что способствует формированию лингвистической грамотности.

Данное задание развивает интеллект, внимание, быстроту реакции, воображение, а также умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Тестовое задание построено подобно заданиям ГИА, поэтому позволяет не только  оценить уровень знаний по данной теме, но и подготовить учащихся к выполнению заданий подобного типа.

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Осознание уч-ся собственной деятельности.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу

Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности класса,  ребята получают дифференцированное задание. Уч-ся предоставляется  возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.

Создание атмосферы доброжелательности, уверенности  в успешном выполнении домашнего задания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...

Урок русского языка в 7 классе. Тема:"Знаки препинания при деепричастном обороте".

Урок закрепления знаний по теме "Знаки препинания при деепричастном обороте". 7 класс....

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Урок русского языка в 10 классе "Авторские знаки препинания"

Открытый урок проведен в рамках предметной недели после изучения темы "Пунктуация"....