Урок-проект для старшеклассников "Язык мой - друг мой?"
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс) по теме

Григорьева Оксана Юрьевна

Урок как социальный проект. Жизнь заставляет искать новые, более эффективные подходы, которые помогают людям заглянуть в будущее, – следовательно, действовать, мыслить, решать проблемы с точки зрения человека будущего. Английский глагол project означает, в частности, «переноситься мысленно в будущее». И урок как социальный проект – это такой урок, на котором рассматривается то или иное явление, перенесенное в будущее, «происходящее» в будущем, но начинающееся «здесь и теперь». Эта форма урока позволяет в образовательном процессе моделировать значимые для личности и общества жизненные ситуации. Благодаря этому ученик как личность приобретает соответствующий опыт понимания общественных отношений, социального поведения, получает возможность заранее предвидеть результат и избежать многих ошибок, которые лучше не допускать, чем исправлять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВЫЙ ПОДХОД

О.Ю. ГРИГОРЬЕВА, учитель русского языка и литературы

г. Одинцово, Московская обл.


Учить из будущего

Урок как социальный проект

Старшеклассникам

http://rus.1september.ru/2004/45/31.gif

Мы привыкли рассматривать проблемы с точки зрения исторического прошлого, а значит, оглядываемся назад. Почему так происходит, мы задаем себе вопрос, т.е. анализируем, крайне редко, только ограничиваемся оценками: это плохо, а это хорошо. И, уж конечно, будущее при этом никак не учитывается.

Современный мир настолько динамичнее развивается по сравнению с прошлыми столетиями и даже десятилетиями, что мы только успеваем констатировать факты и находить ошибки, а вот исправлять их времени чаще всего не хватает. Все это порождает пессимистическое настроение, неуверенность в завтрашнем дне.

Жизнь заставляет искать новые, более эффективные подходы, которые помогают людям заглянуть в будущее, – следовательно, действовать, мыслить, решать проблемы с точки зрения человека будущего. Английский глагол project означает, в частности, «переноситься мысленно в будущее». И урок как социальный проект – это такой урок, на котором рассматривается то или иное явление, перенесенное в будущее, «происходящее» в будущем, но начинающееся «здесь и теперь». Эта форма урока позволяет в образовательном процессе моделировать значимые для личности и общества жизненные ситуации. Благодаря этому ученик как личность приобретает соответствующий опыт понимания общественных отношений, социального поведения, получает возможность заранее предвидеть результат и избежать многих ошибок, которые лучше не допускать, чем исправлять.

Тема: «Язык мой – друг мой?»

Содержание урока

1. Читаем ученическое стихотворение.

МОЖНО

Можно теперь уехать куда-нибудь,
Что-нибудь написать,
Можно с красными пуговицами
Надеть пальто.
Можно пойти на митинг,
Или Россию спасать,
Или пить с друзьями вино,
Или в лото играть.
Можно хоть дом ремонтировать,
Хоть машину чинить.
Можно деньги делать хорошие,
Можно плохие. Да.
Можно кого угодно во всем винить,
Можно смотреть на воду, бегущую в никуда.
Можно гадать по звездам,
А можно луч зеркалом затуманенным
Зазывать в окно,
Можно на деловых пакетах
Крошить сургуч
Или пальцем размазывать
По клеенке пепельное пятно...

Когда от твоей колокольни
потерян ключ,
Все можно
И все равно.

Процессы, происходящие в обществе, находят свое отражение прежде всего в языке, ведь язык – это неотъемлемая часть сознания и национальной культуры.

В наше сложное время, в период сомнений и неуверенности, отсутствия надежных ориентиров возникает вопрос: язык мой – друг мой? Или...

Итак, тема нашего урока: «Язык мой – друг мой?».

Прежде чем отвечать на этот вопрос, попробуйте одним словом сказать: что связано у вас с понятием русский язык, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание русский язык?(Общение, знания, культура, мудрость, свобода, понимание.)

2. Если язык способствует эффективному общению, пониманию, помогает обрести знания, свободу, постичь мудрость жизни и познать культуру своего народа – значит, язык помогает обрести гармонию с окружающим миром.

http://rus.1september.ru/2004/45/28.gif

3. Вернемся к теме нашего урока и определим, какие процессы влияют на язык в большей мере – процессы обновления или разрушения?

Составляется опорная схема.

http://rus.1september.ru/2004/45/29.gif

4. Давайте проанализируем то, что мы отразили в схеме.

Заимствование – это необходимое условие обновления языка. Опасность возникает, когда заимствование происходит неоправданно. Подтверждение этому мы находим в популярных среди подростков изданиях, где вместо таких русских слов, как девушка, приятель, употребляются слова английского происхождения: герлабойфренд.

Сленг. Обращаюсь к выдержкам из журналов «молоток», «cool», «Bravo»:

Хроника светской жизни.

Еле выполз. По дороге начались глюки. Меня стало вырубать.
В голове замкнуло от передоза, а самого веселого продюсера поперло от музыки. Укуренная публика тащилась от диких зарубов.

Гороскоп.

Если не будешь тупить, делать глупости, то все замуты пройдут гладко, а там полная лафа.
Тельцов колбасит на разрыв между «хочу» и «нельзя».

Реклама.

Хочешь, чтобы счастье длилось долго? Тогда подпишись на молоток и прись!

Поговорим по душам.

Знаешь, под каким афоризмом готовы подписаться все дети планеты? «Ох, достали меня эти предки! Не могу с ними жить, а пристрелить жалко!»

Носителями языка, который представлен в молодежных журналах, являются школьники и студенты.

Мы наблюдаем, что в эту группу слов активно проникают слова, связанные с культом силы, насилия, хулиганства, – это уголовная, блатная и криминальная лексика, или по-другому – арго.

В наше время многие пишут, не только писатели и публицисты. Хочу обратить внимание на то, что наши писатели-классики считали: писать – значит творить добро.

Ненормативная лексика. Предлагаю вам взглянуть на ксерокопии и ответить на вопрос: где бы вы могли это прочесть? (Раздают ксерокопии страниц из рассказов Ирины Денежкиной.)

Говорить о произведении и ничего не сказать о языке – это все равно что оценивать певца только по его репертуару, не говоря о его голосе.

5. Какую лексику использует Ирина Денежкина? (Сленг, арго и ненормативную лексику.)

6. Какое воздействие на общество оказывает употребление такой лексики в художественной литературе? (Вредное, негативное, если такая лексика распространяется за пределы той или иной группы, где она появилась. Грубо непристойные слова, нецензурная брань становится обычным делом, у молодого поколения появляется иллюзия, что правду можно сказать только матом.)

7. Увы, писать можно о чем угодно, бумага все стерпит.

Владимир Иванович Даль утверждал: «С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью». Существует предположение, что если нормального человека заставить говорить языком лагерной зоны, то у этого человека обязательно появятся преступные мысли, а потом и преступные действия.

Подведем итог.

Какие же последствия перечисленных процессов, происходящих в родном языке, могут ожидать нас в будущем? (Неоправданное, чрезмерное заимствование ведет к потере собственного лица и самобытности. Специфическая речь накладывает отпечаток на духовное и нравственное состояние общества, а значит, идет процесс разрушения не только в языке, но и в душе, сознании, культуре.)

8. Как вы думаете: проблема порчи языка может решаться в рамках лингвистической проблемы? (Нет, это проблема общества.)

9. Если она выходит за рамки лингвистической проблемы – значит, переходит в разряд социальной. (Но может быть и другое мнение: язык сам справится, как это уже не раз бывало, – например, в период революции 1917 года, – с вторжением в него низкой лексики, обилием иностранных слов – лишь бы существовали условия для нормальной, стабильной жизни общества и культурной жизни. Но и в этом случае мы рассматриваем вопрос о языке в социальном аспекте.)

Итак, мы сформулировали социальную проблему.

Какой же прогноз? Можем ли мы спроектировать свое будущее и таким образом заглянуть в завтрашний день?

Что же можно сделать сейчас? Запретить Ирине Денежкиной писать мы не можем. И вообще запрет, принуждение – это не средство от болезни. С какой же стороны мы можем подойти к решению проблемы? (Сохранять, беречь, учиться ценить культурные и духовные ценности, учиться постигать красоту мира и слова, воспитывать уважение к личности человека как к прекрасному творению и творцу прекрасного. Тогда будущее встретит духовно и нравственно развитая личность.)

10. Давайте вместе попытаемся спроектировать, наметить пути решения социальной проблемы, обратившись к слову.

11. Предлагаю сегодня на уроке поработать со словами экология и культура и составить словосочетания. (Экология окружающей среды, экология речевой среды, богатая культура, национальная культура, духовная культура.)

12. Остается восстановить логическую цепочку и обозначить пути решения нашей проблемы. Чтобы решить социальную проблему, сформулированную нами на уроке, необходимо воспитывать личность, опираясь на перечисленные понятия.

http://rus.1september.ru/2004/45/30.gif

А теперь обратимся к теме нашего урока. Если язык помогает наметить пути решения важных социальных проблем и тем самым помогает обрести гармонию с окружающим миром и самим собой – значит, язык мой – друг мой! Главное – чтобы у молодого поколения дружба эта укрепилась как можно раньше.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)

Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

урок- проект: Мой любимый город (тема урока - квадратные уравнения)

Данный урок является заключительным по теме «Квадратные уравнения», который позволяет повторить основные понятия, свойства, формулы в материале темы, обобщить знания и конкретизировать ключевые вопрос...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)

Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)Тип проекта: практико-ориентированный.Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.Цель урока : нау...