Презентация "Два портрета А.С. Пушкина" к уроку русского языка в 8 классе
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Концевая Генриетта Васильевна

Урок русского языка в 8 классе: подготовка к сравнительному сочинению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Сравнение двух описаний портрета А.С. Пушкина

работы О.А. Кипренского

- Найдите общее в этих описаниях;

- Какие эпитеты использует каждый из авторов, характеризуя взгляд поэта?

- Попробуйте найти свои слова для описания внешнего облика А.С. Пушкина;

«На смуглом лице читается вдохновение, созревающая поэтическая мысль. Взгляд поэта глубок, но в то же время слегка рассеян…  Рот напряжённо сжат; и горький изгиб губ, как и некоторая настороженность во взоре; показывает невысказанную тревогу».

        «Пушкин изображён в состоянии глубокой сосредоточенности. Взгляд поэта чист и серьёзен, поза спокойна. Через плечо его перекинут плащ. Весь облик его лишён черт обыденности, случайности. Внутренняя сосредоточенность подчёркивается многозначительным жестом скрещённых на груди рук, ясностью и равновесием простой композиции портрета. В изгибе плотно сомкнутых губ Пушкина есть оттенок горечи, которому вторит выражение глаз, чуть печальных…».

Сравнение двух описаний портрета А.С. Пушкина

работы В.А. Тропинина

- Как художник во внешнем облике поэта передаёт его внутреннее состояние? Найдите в каждом из описаний ответ на этот вопрос.

- Дополните эти словесные портреты.

«Пушкин изображён сидящим в естественной и непринуждённой позе. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой… Он одет в просторный домашний халат с синими отворотами, а шея повязана длинным … шарфом. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттенённое белизной отворота рубашки, - самое интенсивное красочное пятно в картине является одновременно и её композиционным центром. Художник … сумел воссоздать и запечатлеть его (Пушкина) высокую одухотворённость»

«Поэт изображён у стола. Его рука лежит на листах бумаги; может быть, это – рукопись. Он в халате, ворот рубашки широко распахнут, галстук повязан небрежно… Тропинин очень тонко уловил несколько самых существенных и обаятельных черт Пушкина – в этом его замечательное достоинство. В открытом, ясном и умном взгляде поэта, в его живых чуть улыбающихся губах, спокойной позе и плавной линии плеч чувствуется большая сила духа и какая-то  особенная ясность мироощущения…»



Предварительный просмотр:

«Вот поэт Пушкин, – писал современник о портрете О. Кипренского. – Видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания».

             

Взгляд Пушкина на портрете В. Тропинина вдохновенно устремлён вдаль. Пушкин остаётся поэтом-романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Он величав и вместе с тем порывист – словно внутри него сжата пружина, готовая вот-вот распрямиться.

* * *

На правой руке Пушкина (портрет работы В. Тропинина), лежащей на бумагах, видны два перстня. Один из них – подарок Е.К. Воронцовой, дружба с которой стала причиной изгнания поэта из Одессы. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.

   

          На руке  Пушкина (портрет работы О. Кипренского) украшений нет, художника интересует облик поэта-творца.  Скрещённые на груди руки – ещё один типично романтический жест, подчёркивающий самоуглублённость творца и его полную отгороженность в момент высокого творчества от мира обычных людей.

* * *

Оба художника стремятся придать поэту «домашний» облик.

            О. Кипренский делает это при помощи клетчатого плаща, наброшенного на плечи с характерной небрежностью, – признак романтического героя, которому чужды условности общества.  

           

В. Тропинин тщательно вырисовывает небрежно повязанный платок, из-под которого выступает воротник свободной рубашки.

            «Домашняя» одежда, по мысли художников, должна приближать его героев к зрителю.  



Предварительный просмотр:

Орест Адамович Кипренский

  1. Автопортрет
  2.  Портрет Адама Швальбе (приёмный отец)
  3. Портрет Дениса Давыдова
  4. Портрет А.С.Пушкина
  5. Бедная Лиза
  6. Портрет Жуковского
  7. Девочка в маковом венке (девочка Мариуччи, 10лет

Уезжая из Италии, он устроил её в школу при католическом монастыре. Вернувшись в Италию женился на Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи). Для этого принял католичество. Простудился, заболел воспалением легких и скончался через четыре месяца после свадьбы. Спустя еще несколько месяцев, на свет появилась его дочь, Клотильда Кипренская, но след ее безнадежно затерялся).

Василий Андреевич Тропинин

  1. Кружевница
  2. Златошвейка
  3. Пряха
  4. Н.М. Карамзин
  5. А.С. Пушкин
  6. Карл Брюллов
  7. Женщина в окне (Казначейша)  (образ героини поэмы Лермонтова «Тамбовская казначейша»).

Еще безмолвен город сонный;
На окнах блещет утра свет;
Еще по улице мощеной
Не раздается стук карет…
Что ж казначейшу молодую
Так рано подняло? Какую
Назвать причину поверней?
Уж не бессонница ль у ней?
На ручку опершись головкой,
Она вздыхает,



Предварительный просмотр:

ВЫВОДЫ:

Кипренский изображает поэта-мыслителя. Образ Пушкина строг, величав, торжественен. Поза спокойна и сдержана. Руки скрещены на груди (поэт закрыт от мира). Лёгкий поворот головы, ясный задумчивый взгляд, большой чистый лоб – во всём ощущается вдохновение, искренняя взволнованность, тревога, грусть. Кипренский создаёт скорее символический портрет. Бронзовая фигура музы – указание на высокое служение поэта. Портрет полон величавости и строгой гармонии. Сдержанное цветовое решение лишь дополняет это впечатление.

Портрет Пушкина, написанный Тропининым, не создаёт впечатления парадного, торжественного. Поэт показан в домашней одежде в непринуждённой позе. На золотисто-коричневом фоне выделяется лицо, оттеняемое широким белым воротником и голубым шарфом. Обращают на себя внимание гордая посадка головы, открытый и задумчивый взгляд, устремлённый вдаль. Но взгляд более спокойный, чем на картине Кипренского. Здесь перед нами портрет одухотворённого человека. Но он написан художником по своему видевшим хорошо знакомый и дорогой облик поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русский язык 5 класс Урок Письма

Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...