Классный час «Экология слова»
классный час по русскому языку на тему

Куликова Оксана Викторовна

Классный час "Экология слова" может быть проведен в рамках Недели русского языка или как отдельное воспитательное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_slova.rar1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Экология слова»

Учитель: Ребята, что вы видите на этом слайде? О какой общей для всех нас проблеме говорит этот сюжет? ( Об экологии.) слайд№1
Учитель: А как вы понимаете термин «экология»? (Ответы детей.)
Учитель: Ваши формулировки близки к словарной статье по термину «экология».
ЭКОЛОГИЯ - «наука, изучающая все связи организма с окружающим миром».
Слайд №2
На слайде снова трубы, из которых вытекают отходы. Слайд №3
Учитель: То, что вы видите на экране, - результат деятельности человека.
Вас беспокоят сегодня проблемы экологии в природе?
Что именно вас заставляет переживать?
Ученики: Да, конечно,  когда мы видим катастрофическое состояние природной среды обитания человека.
Учитель: А состояние родного языка вызывает у вас чувство тревоги?( Конечно, мы ощущаем речевое неблагополучие. Отсюда и возникает боль за русский язык, который является основой всего.)
Учитель: И так тема нашего классного часа «Экология слова»
Слайд №4

Мы должны определить свою позицию по отношению к тем явлениям, которые происходят сегодня в русском языке. Попробуем сформировать позитивную речевую  культуру в молодежной среде. Слайд №5 стих
И с каждым днем
Сильнее ценим мы
Покой лесов и чистоту воды,
В кругу экологической 
проблемы
Охраны окружающей среды
И наш язык.
Он часть большой природы!

Учитель: Действительно, язык - явление живое, постоянно развивающееся, связанное с жизнью и развитием общества. Следовательно, нельзя допустить его деградацию и невосполнимые в будущем потери. Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое, пусть даже оно будет расти 100 лет, а если мы разрушаем словесное наследие наших предков, формировавшееся веками и тысячелетиями, сколько же времени понадобится на восстановление?
В живую и чистую реку, какой был русский язык, стала вливаться губительная масса.
Какие же факторы губительно влияют на наш язык?
От чего нужно уберечь, спасти русский язык? (Ответы детей)

Учитель: Вы правы

-от избытка иностранных слов;
- от молодежного сленга;
- от «олбанского» языка Интернета;
- от языка sms, от транслитерации (смешение графики разных алфавитов);
- от нецензурных выражений в литературной и молодежной среде. (
на слайде №6)

  • Учитель: Как мы все привыкли к иноязычной лексике! Заимствование из других языков естественно, если слово входит в обиход вместе с объектом, который обозначает. У нас сейчас используется слишком много слов, аналоги которым можно найти в родной речи.
    Например, есть слово «менеджер», а какое русское слово? (Управляющий.)
    Из этого же разряда слово «креативный», почему бы не сказать... как?  
    слайд№7
    эксклюзивный - исключительный;
    топ-модель - лучшая модель;
    прайс-лист - прейскурант;
    продакшн - (кино)производство;
    тинейджер - подросток;
    бэби - ребенок, малыш;
    секьюрити – охранник;
    Или, например "бэбиситтер" - (англ. "baby"- ребенок, 'sit' - сидеть) - по-русски "няня". "Бебиситтинг" - процесс ухода за ребенком. Это слово режет слух и трудно в написании, слишком длинное, неблагозвучное, в нем встречается удвоенная согласная "т". Гораздо понятнее употребить простое русское слово "няня".
    Учитель: Если мы заимствованные слова принимаем с распростертыми объятиями, то тем самым обедняем наш богатый язык. А во Франции, например, запрещено на вывесках и в наружной рекламе использовать иностранные слова.
    Что же происходит у нас? ( Реклама, иностранные названия. Кругом супермаркеты, гипермаркеты.)
    Учитель: Еще хуже, когда в газете читаешь: «Требуются на работу». Может быть, вы сможете прояснить названия профессий?
       мерчендайзер (товаровед или помощник товароведа),
       девушка для консумаций (консумация - это разговор-беседа, общение с клиентом),
       бильд-редактор (должность бильд-редактора довольно редкая, этот специалист по иллюстрациям работает в крупных издательствах, он обеспечивает фотоматериалы в номер).
    Слайд №8
    Учитель: Вам, друзья, скоро нужно определяться, кем быть в будущем, куда поступать учиться, и с подобными объявлениями будьте осторожнее.
    А как вы отнесетесь к плакату «Наша Родина - Раша»?
    Оставите фразу без изменений или все-таки скажете «Россия»?
     Слайд №9
    Учитель: На столах у вас карточка.
    Карточка
    1. В этот уик-энд в отеле с прекрасным сервисом я в холле занимался своим хобби: поиском сенсаций.
    2. Узнал, что найден минерал с мизерным количеством биологической ткани.
    3. Аргументы были убедительны.
    4. И это заинтриговало меня.
    5. Я добился рандеву с автором данного сообщения.
    6. И вот тет-а-тет разговариваю с ним на симпозиуме.

    «Переведите» текст на русский язык, подобрав к словам-«иностранцам» русскоязычные синонимы.
    Проверим!
    Слай9 №10 с правильными предложениями

Красивы ли предложения с русскими словами?
Учитель: Ответьте на вопрос: всегда ли уместна замена русских слов заимствованиями?
Слушаем ответы ребят.


Учитель: Профессор Р.Ф.Брандт более ста лет назад определил научные принципы заимствований и отношения к ним. В специальной обширной работе «Несколько замечаний об употреблении иностранных слов» он различал слова, уже освоенные языком и принимаемые вновь. «Не следует ратовать против первых (например, театр, бильярд, калоша, минута), но и не следует прибегать к иноязычному слову, когда существует равносильное коренное».

Учитель: Вы знаете, что такое руны? (Ответы детей.) Это знаки письменности древних славян. Наша Родина - Россия. Попробуйте определить смысл слова «Россия», зашифрованный рунической тайнописью.
(Примеры рун на иллюстрации.)
Р - Радуга
Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю (Алатырь-камень, «Всем камням камень» - в славянской мифологии центр мироздания, священная скала в Рипейских горах. Также скала у входа в Пекло, на берегу реки Смородины. По преданию Алатырь-камень упал с неба, на нем высечены законы Сварога).
Учитель: Сопоставьте значение этой руны с историей России. Что пришлось пережить нашей стране?
Ученики: Долгий путь, войны, революции.
О - Опора
Это руна основания Мироздания.
С - Сила
Достояние Воина. Свобода от оков.
Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности. И еще это руна Победы. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определением как руны могущества.
И - Исток
Руна Истока.
Учитель: Что мы теряем сегодня?
Ученики (глядя на руны): Теряем Силу и Исток.
Цитата из книги российского лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»: «Слухи о скорой смерти русского языка сильно преувеличены. И все-таки о русском языке надо беспокоиться. Его надо любить. О нем надо спорить. Но главное - на нем надо говорить, писать и читать. Чего я всем и желаю».
Учитель: Какие примеры нарочитого коверканья написаний русских слов вы можете привести? (Ученики говорят о сленге, о ненормативной лексике в быту, в Интернете, в литературе.)
Учитель: Каждому необходимо определиться: что я должен сделать, чтобы сохранить русский язык?
Ответы детей.
Учитель: Напишем эти ключевые слова на листочках и очистим наш язык.
Дети пишут:  беречь, любить, изучать, сохранять, пропагандировать русский язык, издавать новые толковые, энциклопедические словари, упорядочить нормы русского языка.
(Листочки на доску со своими выводами, предложениями по сохранению русского языка приклеить на слайд с фотографией чистой воды и объяснить свою позицию)

Послушайте стихотворение «Слова» (автор не известен).

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

– Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Экология и автомобиль"

Классный час "Экология и автомобиль" - устный журнал  о влиянии урбанизации  на состояние человека...

Классный час: "Экология и музыка"

Классный час позволяет создать проект на тему "Экология и музыка",познакомиться с композиторами, художниками, поэтами. Создать творческие группы и наиболее глубже раскрыть тему. Сделать презентацию и ...

Классный час "Экология"в 6 классе

Ход классного часаЭпиграф:Жить в зеленом мире этомхорошо зимой и летом.Жизнь летает мотыльком, пестрым бегает зверькомВ облаках кружиться птицей, шустрой бегает куницей.Жизнь повсюду, жизнь ...

Классный час Экология

презентация к классому часу...

внеклассное мероприятие "Экология слова, или поговорим о культуре русской речи"

«Спасите русский язык!» - такой призыв всё чаще звучит со стороны учителей, деятелей культуры, общественных деятелей. Язык с улиц с нецензурной и жаргонной лексикой почти полностью заменил разговорную...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...