Урок развития речи в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шевелева Евгения Владимировна

Урок проведен с применением технологии РКМЧП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе.

Тема: Весна идёт! Весне дорогу!

Цели:

  • организовать творческую деятельность учащихся по подготовке при написании миниатюры;
  • формировать умения  учащихся составлять связный текст описательного характера на основе личных впечатлений;
  • совершенствовать умения вести диалог, принимать мнения собеседника, выразительно читать;
  • формировать эстетический вкус на основе межпредметных связей;
  • воспитывать интерес к литературе родного края;
  • воспитывать любовь к родной природе;

Оборудование: мультимед. проектор;

                        дидактический раздаточный материал;

                        выставка книг;

Ход урока.

1.Орг момент. Представление гостей.

2. «Открытие» темы урока. Стадия вызова.

   1. Прослушивание музыкального фрагмента   П.Чайковского.

   Как вы думаете, какое время года изобразил композитор при помощи волшебных звуков?

   Попробуем словесно нарисовать картину, изображённую композитором.

Как называется музыкальный фрагмент? Назовите. («Апрель. Песня жаворонка»)

  2.Чтение стихотворения  алданского поэта Александра Ивановича Войтовича «Весна».

     Запах  талого снега,

     Запах талой весенней воды,

     Холодов отступивших

     Заметает седые  следы.

    Поброжу я по лесу,

    На поляне лесной отдохну,

    И весеннего ветра

    Полной грудью сегодня вдохну.

Что объединяет музыкальный  и лирический отрывок?

Каким настроением проникнут каждый отрывок?                    (Восторг, умиление, радость…)

Вывод: мы убедились, что приход весны связан с радостью, потому что наконец-то после долгой зимы выглядывает ласковое и тёплое солнышко, появляются первая трава, первые листья на деревьях, первые цветы.

И неудивительно, что ощущения просятся быть отражёнными в слове.

 Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Попробуйте определить цели урока. Записываются в тетради. Зачитываются.

Итогом нашего  творческого урока будет сочинения.

3.Подбор ассоциаций к слову весна.

1.Каждый из вас по-своему слышит и видит, что кроется за словом весна. А теперь подберите и напишите ассоциации к слову весна.

Весна – это… (капель, радость, соловей, солнце, любовь, юность, доброта)

2. Напишем  синквейн.( Предложения детей) Памятка для тех, кто забыл.

Задание по рядам

1- капель

2- ручеёк

3- солнце

1. Синквейн – особое пятистишье.

   Правила  написания синквейна:

1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2.Вторая сторока – описание темы в двух словах, как правило, именем прилагательными.

3.Третья строка- описание действий тремя словами, обычно глаголами.

4.Четвёртая строка – фраза (предложение) из четырёх слов, выражающих отношение автора к этой теме.

5.Пятая строка – одно слово – синоним к первому, повторяющий суть темы.

           

4.Работа стекстом.

1.У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками?

 Назовите стихотворения, пословицы, поговорки.

Дети зачитывают отрывки, пословицы и поговорки о весне.

Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном её уголке, но и ярко и эмоционально описывали  увиденное.

2. Познакомимся со стихотворением Нины Яковлевой, алданской поэтессы.

Чтение стихотворения.

Вот месяц март. И над Алданом

Простор, небес голубизна…

И даже город ощущает:

Идёт якутская весна!

И ты представь себе.

Избушка, изгиб заснеженной реки

И ранней ранью на опушке

Якутской ты стоишь тайги.

Ещё морозно, жёсткий снег.

Сугробы белые лежат,

И лес по-зимнему одет,

И сопки под снегами спят.

Замри! И слушай. И смотри.

Зажми в груди своё дыханье.

Чу! Слышишь? Там вдали

Весны легчайшее порханье.

Затрепетали у деревьев

От ожидания весны

Пушистые ресницы елей,

Игольчатые – у сосны…

И скоро лиственка оденется

В мягко-зелёный свой наряд.

И в чистом воздухе развеется

Весны чудесный аромат…

Какой избразила  алданскую  весну поэтесса?

При помощи каких изобразительных средств показана весна?

Выпишите:

Эпитеты

Олицетворения

Метафоры

Звуки

Краски

5.Творческая работа.

А теперь приступаем к последнему виду работы, к тому, что является нашей целью – к написанию сочинения- миниатюры.Сформулируйте название. (каждый своё).

Может быть это будет проза, а может, кто - то напишет стихотворение.Закройте глаза. Представьте весенний пейзаж и опишите его. Продумайте, вспомните и представьте все-все, даже мельчайшие, детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства.

 Пользуйтесь рабочими материалами, собранными в течение урока.

Своеобразным ориентиром в весеннем настроении бедет мелодия Мендельсона.

6. Стадия рефлексии.

1.Зачитываются 3-4 работы.

Что понравилось в работе? Что заинтересовало?

Оцените работу одноклассника. ( использование памятки )

2.Вернёмся к началу урока. Какие цели ставили перед собой? Достигли ли вы их? Что получилось? Что не получилось?

7. Оценки за урок. Конечным результатом нашего труда  стала творческая работа.Она будет оценена.

Спасибо за работу.

Приложение1.

1. Синквейн – особое пятистишье.

   Правила  написания синквейна:

1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2.Вторая сторока – описание темы в двух словах, как правило, именем прилагательными.

3.Третья строка- описание действий тремя словами, обычно глаголами.

4.Четвёртая строка – фраза(предложение) из четырёх слов, выражающих отношение автора к этой теме.

5.Пятая строка – одно слово – синоним к первому, повторяющий суть темы.

1. Синквейн – особое пятистишье.

   Правила  написания синквейна:

1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2.Вторая сторока – описание темы в двух словах, как правило, именем прилагательными.

3.Третья строка- описание действий тремя словами, обычно глаголами.

4.Четвёртая строка – фраза(предложение) из четырёх слов, выражающих отношение автора к этой теме.

5.Пятая строка – одно слово – синоним к первому, повторяющий суть темы.

1. Синквейн – особое пятистишье.

   Правила  написания синквейна:

1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2.Вторая сторока – описание темы в двух словах, как правило, именем прилагательными.

3.Третья строка- описание действий тремя словами, обычно глаголами.

4.Четвёртая строка – фраза(предложение) из четырёх слов, выражающих отношение автора к этой теме.

5.Пятая строка – одно слово – синоним к первому, повторяющий суть темы.

Приложение 2.

                                                                               Нина Яковлева

***

Вот месяц март. И над Алданом

Простор, небес голубизна…

И даже город ощущает:

Идёт якутская весна!

И ты представь себе.

Избушка, изгиб заснеженной реки

И ранней ранью на опушке

Якутской ты стоишь тайги.

Ещё морозно, жёсткий снег.

Сугробы белые лежат,

И лес по-зимнему одет,

И сопки под снегами спят.

Замри! И слушай. И смотри.

Зажми в груди своё дыханье.

Чу! Слышишь? Там вдали

Весны легчайшее порханье.

Затрепетали у деревьев

От ожидания весны

Пушистые ресницы елей,

Игольчатые – у сосны…

И скоро лиственка оденется

В мягко-зелёный свой наряд.

И в чистом воздухе развеется

Весны чудесный аромат…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...